Открытый урок по физике ( 8 класс) по теме "Свет. Источники света".
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

открытый урок по физике 8 класса "Свет. Источники света". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чудный дар природы вечной,

 Дар бесценный и святой,

В нём источник бесконечный

 Наслажденья красотой:

Небо, солнце, звёзд сиянье,

Море в блеске голубом-

Всю картину мирозданья

Мы лишь в свете познаем.

Это слова из гимна свету, прозвучавшего в опере П. И. Чайковского “Иоланта.

 Ребята, автор этого стихотворения обращает внимание на то, какую важную роль играет свет в нашей жизни. Благодаря свету, мы можем познавать окружающий мир, имеем условия, необходимые для существования жизни на нашей планете. Какую же энергию несет солнечный свет? В течении одного часа на площадь, равную площади письменного стола, солнце посылает энергию, которой хватило бы , чтобы поднять нескольких слонов на высоту многоэтажного дома.Слайд 1-4.

 Энергия солнечного света усваивается зеленными листьями растений, которые в свою очередь становятся пищей для травоядных животных, а они в свою очередь, становятся пищей для хищников. Ископаемое топливо (уголь, нефть и газ) образовались из остатков давным-давно живших растений и животных. Значит, э/энергия, вырабатываемая на тепловых э/станциях, а также энергия , которая приводит в движение автомобили, - это накопленная за миллионы лет энергия солнечного света. Слайд 5-6

.Слайд 7 Что же такое свет? Ответ на этот вопрос люди искали не одно тысячелетие, и только во второй половине 19 века удалось опытным путем обосновать справедливость ныне существующих теорий. К вопросам о том, что такое свет, какие действия он оказывает, откуда он исходит, как распространяется, предлагаю обратиться на сегодняшнем уроке, тема которого «Свет. Источники света. Распространение света».

Слайд 8

Открыли тетради, записали сегодняшнюю дату – 28 .04.11 год и тему урока «Свет. Источники света. Распространение света».

Задание № 1:  Ребята , я предлагаю изучить список ключевых слов новой темы (свет, оптика, источник света, о естественный источник света, тень, полутень, люминесценция, искусственный источник света, точечный источник света, луч, затмения, электромагнитная волна) и индивидуально заполнить колонки следующей таблицы: ( у детей на парте имеется таблица )

Знаю

Не знаю

Слово учителя. Учитель объясняет, зачем это делалось: при изложении новой темы важно опираться на уже имеющиеся у учеников знания. На многие из возникших вопросов невозможно ответить в пределах одного урока, а некоторые требуют дополнительных знаний из смежных предметов, которые ученики получат в старших классах. Есть ряд вопросов, на которые можно получить ответ, выполнив домашнее задание. Интересно то, что вы, ребята, еще только приступили к изучению новой темы, но уже проявили знания о многих понятиях.

Совместная постановка целей урока.

Перенести неизвестные понятия справа налево.

Выяснить, а верны ли наши определения тех понятий, которые мы уже знаем.

Одна из задач сегодняшнего урока — уяснить понятие источника света. Всем группам, как это следует из афиш, известно, что это такое. Для лучшего понимания я вам сейчас продемонстрирую имеющиеся в кабинете физики источники (демонстрирует горящую свечу, электрическую лампу накаливания, люминесцентную лампу, лазер, фосфоресцирующий экран, источник ультрафиолетового излучения). Солнце, огонь, молния, раскаленный кусок металла — примеры тепловых источников света, которые светятся потому, что имеют высокую температуру. Удивительными тепловыми источниками являются звезды — небесные тела огромного размера. Многие из них гораздо больше Солнца. Так как звезды находятся от нас очень далеко, то на небе они видны как светящиеся точки. О таких объектах говорят как о точечных источниках света.

Есть вещества, которые сами начинают светиться после освещения. Их называют люминесцирующими веществами.  В переводе с латинского «люминесценция» означает «Свечение». Вызвать люминесценцию иногда может механический удар. Если специально изготовленные стеклянные трубки, наполненные различными разреженными газами, подключить к источнику тока высокого напряжения, то в газах возникает электрический ток — разряд. Такие трубки называют газоразрядными. Цвет свечения в них зависит от природы газа и степени его разряжения.

Теперь сформулируйте свои определения понятий свет и источники света. Слайды 9

Самоконструкция (индивидуальная работа). Ребята придумывают определения.

Социоконструкция (работа в группах). Учащиеся сравнивают свои записи друг с другом. Обмениваются результатами в четверках. Приходят к согласованному мнению.

Социализация (афиширование). Несколько учеников в классе озвучивают сформулированные в группах определения.

. Слайд 6. Учитель дает точные определения понятий (вывешивает свою афишу): свет — это излучение, но та лишь его часть, которая воспринимается глазом; источники света — это тела, которыми создается световое (оптическое) излучение. Источники света мы видим потому, что создаваемое ими излучение попадает нам в глаза. Общим принципом, на котором основано действие всех источников света, является превращение какой-либо энергии в световую энергию.

Задание 2

Поставьте  свечу  и экран с вертикальной щелью на лист белой бумаги. Зажгите свечу  и наблюдайте полоску света за экраном.

Отметьте карандашом на бумаге точку А около свечи, точку В напротив щели и точку С на луче света за экраном. Уберите экран и с помощью линейки проведите прямую АВ, соединяющую свечу  и щель в экране. Затем проведите прямую ВС вдоль полоски света за экраном. Убедитесь, что прямая ВС является продолжением прямой АВ. Сделайте вывод.

Задание 3

Оставьте горящую свечу  в точке А, а экран поместите в точку С. Между источником света и экраном поместите в точку В непрозрачный цилиндр. Включите лампу и наблюдайте распространение света за цилиндром. Сделайте вывод.

Переместите цилиндр вплотную к экрану и осветите его светом. Удаляя и приближая источник света к цилиндру, понаблюдайте за изменением изображения цилиндра на экране. Проанализируйте  полученный  результат.

Предположительные ответы  учащихся – записываем на доске.

Свет распространяется по прямой линии.

Яркость светового луча зависит от расстояния до источника.

От расстояния до источника зависит расходимость луча.

Экран является преградой для света.

Размеры тени зависят от расстояния между предметом и источником света.

Форма тени зависит от расположения предмета и источника света.

Все выводы, высказанные вами верны, но я хочу обратить внимание только на один из них. Он является одним из четырех основных законов распространения света. Мастер предлагает свою афишу и показывает опыты.

Свет в однородной среде от источника распространяется прямолинейно и во все стороны. Линия, вдоль которой распространяется свет, называется световым лучом. Существует несколько опытных доказательств этого закона. Экран освещается осветителем. На пути распространения света помещают непрозрачный диск. На экране появляется четкое изображение тени. Область пространства, в которую не попадает свет от источника света, называется тенью. Опыт повторяется, но источник света сначала медленно приближают к непрозрачному диску, а затем – удаляют от него. Внимание учащихся обращают на размеры и форму тени. Размеры тени зависят от расстояния до источника света. При приближении источника света размеры тени возрастают. При увеличении расстояния между источником и предметом размеры тени уменьшаются до размеров предмета. Непрозрачный диск из предыдущего опыта освещается двумя рядом расположенными осветителями. На экране видна область, куда не попадает свет ни от одного из осветителей, и бледные тени диска. Частично освещенное пространство называют полутенью. Глобус Земли освещается проекционным аппаратом. Белый шарик, имитирующий Луну, на высокой тонкой стойке перемещают вокруг глобуса. Когда шарик находится между осветителем и глобусом, его тень падает на поверхность глобуса. В том месте Земли, куда попадает тень от Луны, наблюдается солнечное затмение. Когда шарик при перемещении вокруг глобуса входит в тень от глобуса, он перестает освещаться источником света. Если Луна при своем обращении вокруг Земли попадает в тень, отбрасываемую Землей, то наблюдается лунное затмение. При освещении глобуса Земли двумя осветителями видно, что шарик, имитирующий Луну, отбрасывает тень и полутень. Если люди на поверхности Земли находятся в области тени, то они наблюдают полное солнечное затмение, а при нахождении в области полутени – наблюдают частичное солнечное затмение.

Однако существует ограничение на прямолинейность распространения света. Показываю опыт: между источником света и экраном помещаю непрозрачный предмет. Приближаю предмет к источнику света. При этом на экране наблюдается тень с размытыми краями. Это явление называется дифракцией. О ней подробно вы узнаете в X классе, так как на данном этапе не хватает математического аппарата для описания этого физического явления.

Выбери к каждому вопросу правильные ответы (на один вопрос может быть больше одного ответа). Например, если на первый вопрос считаешь правильными ответы под номером 3 и 5, то записывай так: 1 (3,5), если правильного ответа нет, то 1(-).

1.Раздел науки, изучающий свет и световые явления -

1.свет падал слева, чтобы не образовывалась тень

2.Назовите естественные источники света

2.при нагревании происходит процесс испарения жидкости

3.Назовите искусственные источники света

3. из-за  освещения источником света. Излучение, идущее от источников света, попав на поверхность предмета, меняет свое направление и попадает в глаза.

4.по санитарным нормам учащиеся в классных комнатах должны сидеть так, чтобы свет падал слева

4.лупа, телескоп, фотоаппарат, перископ

5.Дуга на электросварке является

5.источником видимого света

6.На основе исследования световых явлений созданы приборы:

6.экран компьютера, эл. лампочка, фонарик

7.Под действием солнечного света фрукты высыхают, потому что

7.светлячок, гнилушка, молния

8.Мы видим тела, не являющимися источником света…

8.называют оптикой

9.потому что внимательно смотрим

10.искусственным источником

11.плитка, кипятильник, телеграф

12.пламя свечи, дуга при электросварке

Стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по физике в 11 классе "Дисперсия света"

Урок презентация с применением интерактивной доски...

Открытый урок по природоведению по теме "Вода - источник жизни", 5 класс

Сценарий интегрированного урока по природоведению для 5 класса по теме "Вода - источник жизни". Цели: познакомиться с физико-химическим составом воды и выявить её роль в жизни организмов и в окру...

Открытый урок по физике 8-9 кл "Альтернативные источники энергии"

Технология case-study   на уроках физики.Актуальность и полезность.В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения (ФГОС) основным результатом деяте...

Методическая разработка урока по физике на тему:«Звук. Источники звука» для 9 класса

Урок на тему «Звук. Источники звука» предназначен для учащихся 9 класса средней общеобразовательной школы.Актуальность данного урока обусловлена тем, что с таким явлениям, как звук, мы пос...

Методическая разработка урока по физике на тему«Звук. Источники звука» для 9 класса

Задачи урока:- расширение новой понятийной базы: акустика, среда распространения звука, источники звука (естественные и искусственные), ультразвук, инфразвук;- овладение умением сопоставлять экспериме...

«Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе - Моцарт!». Открытый урок для 4 класса.

Открытый  урок для 4 класса.«Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе - Моцарт!»...

Конспект урока по физике 8 класса по теме : «Источники света. Распространение света»

В данном материале  представлен план-конспект урока по физике в 8 классе на тему "Источники света. Распространение света". Урок имеет следующие цели: познакомить учащихся с естественным...