Главные вкладки

    Открытый урок по физике 8-9 кл "Альтернативные источники энергии"
    план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

    Технология case-study   на уроках физики.

    Актуальность и полезность.В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения (ФГОС) основным результатом деятельности современной школы должна стать не сама по себе система знаний, умений, навыков учащихся, а комплекс компетентностей  в различных областях деятельности.Необходимо учить ребенка так, чтобы выпускник школы мог самостоятельно решать возникающие жизненные проблемы.

      Для этого от учителя требуется организовать деятельность обучающихся  в поисковом режиме. Одной из современных образовательных технологий, способствующей развитию умения анализировать жизненные ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление, является технология case-study  или метод конкретных ситуаций. Если такой подход в течение учебного цикла применяется многократно, то у обучающихся вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.  Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей.


    Новизна и оригинальность.  В последние годы технология case-studyнашла широкое применение в медицине, юриспруденции, математике, культурологи, политологии, экономике, бизнес-образовании. Применяется кейс-метод также и на уроках физики, например, учителями Стрыгиным С.(1), Макаровой Т.(2). Ноготовых кейсов, которые можно было бы использовать  на уроках физики, в методической литературе встречается очень мало. Поэтому мною были разработаны и апробированы  на уроках кейсы по нескольким темам, которые, возможно, будут интересны коллегам. Кейсы, подготовленные по теме «Молекулярно-кинетическая теория », являются практическими и отражают совершенно реальные жизненные ситуации. Работая над ними, дети учатся решать актуальные задачи, увязывать свой жизненный опыт с приобретенными знаниями, находить ответ  в нестандартных ситуациях.Кейсы по теме «Корпускулярно-волновой дуализм» удачны тем, что обучающийся  видит сразу весь объем материала, который необходимо знать по дан­ной теме. Даже в том случае, когда ребенок пропустил  что-либо из программного материала  из-за болезни,у него есть возможность изучить эти  вопросы в системесамостоятельно  при работе с кейсом.


    Практическая реализация. Сущность данной технологии состоит в том, что учебный материал подается обучаемым в виде микропроблем (микроситуаций), а знания приобретаются в результате их активной исследовательской и творческой деятельности по разработке решений.

    Технология case-studyособенно удачно используется для закрепления знаний, полученных на предыдущих занятиях (как, например кейсы по теме «Молекулярно-кинетическая теория»).Но эта технология позволяет также  организовать самостоятельную поисковую деятельность школьников и при изучении нового материала (кейсы по теме «Корпускулярно-волновой дуализм»). Этому способствует то, чтокейс – это единый информационный комплекс, который  предназначен для развития у школьников умения самостоятельно принимать решения и находить правильные ответы на вопросы.

    Алгоритм использованияcase-studyможет быть следующим:

    1.Подготовка к уроку учителем начинается с разработки кейса. Ситуации, описываемые в кейсе, должны быть проблемными и не иметь очевидного решения.

    2.Учитель объявляет форму проведения мероприятия (индивидуальная или групповая), передает кейс и, не оглашая тему, поясняет, в чем заключается их деятельность, и по каким критериям она будет оцениваться

    3.Индивидуальная самостоятельная работа учеников с кейсом.

     

    4.Работа обучающихся в микрогруппах.Работа в микрогруппах занимает центральное место в технологии кейсов, так как это самый хороший метод изучения и обмена опытом. Именно при работе в микрогруппах происходит разбор ситуаций. Члены коллектива совместно ищут решение проблемы. Они слушают друг друга, говорят сами, записывают,
    наблюдают, анализируют полученный результат. При этом спорят, строят гипотезы,проектируют решения, готовят презентацию своего исследования.

     

    5. Презентация своей работы.

     

    6.Подведение итогов учителем.

    Результаты .

    1.Английская пословица говорит: «Можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее напиться».Самым значимым результатом применения технологии  case-study является то, что учащиеся оказываются в ситуации, когда знания на уроке приходится добывать  самостоятельно, «вырабатывая» их в ходе в активной исследовательской и творческой деятельности.69% школьников после урока, проведенного по технологии case-study, как раз отмечают, что самостоятельность в выработке решений является для них особенно привлекательной.

    2.К сожалению, дети очень часто убеждены в том, что между уроком физики (хотя  на нем и говорится о практическом применении законов) и их  жизнью лежит пропасть. Кейсы же предлагают ситуации из настоящей действительности,  о которых школьники могли увидеть сюжет по телевидению или прочитать в журнале. 69% учащихся  высоко оценили тот факт, что знания, полученные ими на уроке, помогли решить реальную жизненную проблему.

    3. 95% детей отметили, что на уроке им было комфортно, потому что они «чувствовали плечо друга». Страх совершить ошибку ушел,  зато пришли инициатива и творчество.

    4. Следует отметить, что решение ситуационных задач развивает логическое мышление школьников, умение выделять причинно-следственные связи, делать обоснованные выводы. Эта технология учит детей видеть проблему в целом, с разных позиций, т.е. дает навыки системного анализа.

    5. Воспитательная работа должна проводиться главным образом науроке, а не после него.  Технология case-studyпозволяет формировать  активную гражданскую позицию, экологическую грамотность, человечность и гуманность  ребенка средствами  разбора и оценки реальных жизненных ситуаций.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ход урока49.5 КБ
    Microsoft Office document icon концепция методической идеи47.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ход урока

    Учитель:

    Никакая деятельность сегодня невозможна без использования энергии. Ребята, Вам  известны такие полезные ископаемые как: нефть, газ, каменный уголь. А как вы считаете, для чего их используют, почему их называют «полезными»? правильно….  А теперь посмотрите на географическую карту России и ответьте мне- месторождения каких полезных ископаемых есть в нашей стране?? Уголь, газ, нефть - удовлетворяют примерно 90% энергетических потребностей человечества.(говорят дети)как вы считаете они исчерпаемы или не исчераемы?? Однако, запасы нефти, угля и газа небесконечны. Ученые подсчитали, что запасы нефти в нашей стране хватит на более 20 лет

    Вопрос: а чем можно заменить эти энергоносители? Возможно ли полностью перейти на альтернативные источники энергии?

    (Идет обсуждение, в ходе которого учащиеся высказывают разные мнения и делается вывод).

    Учитель: Итак, как вы считаете какая тема сегодняшнего урока. (Слайд № )

    Мы определили с Вами тему урока, так, а теперь что же мы должны узнать сегодня о этих альтернативных источниках

    Цель:

    Значение альтернативных источников энергии в жизни современного общества;

    Задачи: 

    1) научиться давать убедительную информацию, касающуюся использования альтернативных источников энергии

    2) научиться обосновывать выбор, учитывая реальную ситуацию в обществе и убедительность рекламы

    3) вовлечь в реальную деятельность по исследованию альтернативных источников энергии;

    4) способствовать воспитанию экологически устойчивого и безопасного стиля жизни;

    5) развивать способность работать в группе;

    Учитель: Итак, а теперь начнем работать в группах. ( Каждая группа получает карточку с кейсом и устройством . Ваша задача- внимательно прочитать кейс, отвечаете на вопросы и кто-то один из группы дает полный ответ на вопросы, другой демонстрирует работу устройства).

    Группа №1

    Изучение солнечной энергии

    Цель: Практически и аналитически проверить, как используется солнечная энергия

    Приборы и материалы: 1) кейс; 2) модель фонтана, калькулятор; 3) фотографии солнечной батареи;

    Задача: Изучив кейс, определить как работает модель фонтана, калькулятор, ответить на вопросы и сделать вывод о роли солнечной энергии

    Кейс №1

    Солнечное излучение является основным источником энергии на Земле. Энергия Солнца задействована как в естественных, так и в искусственных процессах. Например, растения с помощью фотосинтеза преобразуют ее в кислород, человек используя, преобразователи, применяет ее для бытовых целей, в основном это нагрев воды и получение электрического тока.

    На сегодняшний день для получения электроэнергии наиболее эффективным способом является применение кристаллического кремния в изготовлении элементов, способных превращать солнечную энергию в электрическую. Они называются солнечные фотоэлектрические модули. Мощность вырабатываемой энергии модулей зависит от их количества и погоды. Многие считают, что если нет прямого попадания солнечного света на модули, то энергия не вырабатывается. Это не так. При дневном свете даже в пасмурную погоду модуль вырабатывает электрический  ток, только снижается его производительность. На сегодняшний день применение солнечных модулей оправдано в случае удаленности объекта от центрального электроснабжения и при наличии большого количества солнечных дней в году. Для более эффективного применения солнечных модулей используется аккумуляторная станция, которая позволяет накапливать электроэнергию и выдавать необходимое ее количество на потребители. Другим устройством, который широко применяется в бытовых целях, является солнечный коллектор. Коллекторы используются для отопления промышленных и бытовых помещений, для горячего водоснабжения различных бытовых нужд. В пищевой и текстильной промышленности, где наибольшее количество производственных процессов с использованием теплой воды (30-90градусов), коллекторы являются наиболее эффективными в применении.

    Вопросы:                           

    1. Объясните процесс фотосинтеза в растениях
    2. Приведите примеры применения солнечной энергии в вашей жизни
    3. Выяснить достоинства и недостатки данного вида энергии

    Задание: с помощью устройств  продемонстрировать работу солнечной энергии

    Группа №2

    Изучение энергии ветра.

    Цель: Практически и аналитически проверить, как используется энергия ветра

    Приборы и материалы: 1) кейс; 2) фен; 3) воздушный шарик; 4) шарик для пинг-понга.

    Задача: Изучив кейс, экспериментально показать использование ветра и ответить на вопросы

    Кейс №2

    Возникновение ветра происходит благодаря неравномерному распределению атмосферного давления. Из-за того, что атмосферное давление постоянно колеблется, меняются и направление, и скорость ветра. С давних времен человек научился использовать энергию ветра и применять ее в разных областях. Например, ветряные мельницы крутили жернова и перемалывали зерно в муку, корабли перемещались благодаря парусу и ветру. Ветер имеет огромную мощь и потенциал, который способен производить огромное количество полезной энергии для человека.

    Сегодня энергию ветра используют для получения электрического тока. Отрасль, занимающаяся преобразованием энергии ветра (кинетической энергии) в электрический ток, называется ветроэнергетика. Бурное развитие отрасли можно наблюдать в Европе и на Западе. Страны, которые не имеют запасов нефти и газа, вынуждены покупать электроэнергию у других стран. Этот фактор способствует росту развития альтернативных источников электроэнергии.

    Наиболее популярным на сегодняшний день является применение ветрогенераторов. Они широко применяются как в крупных масштабах, это огромные электростанции, так и в малых, для частного пользования

    Вопросы:

    1. Причины возникновения ветра
    2. Приведите примеры использования энергии ветра
    3. Выяснить достоинства и недостатки данного вида энергии

    Задание: с помощью устройств на столе продемонстрировать использование энергии ветра

    Заключение.

    Итак, ребята, мы с вами рассмотрели основные виды альтернативных источников энергии.  Давайте их перечислим. Они начинают постепенно занимать свою нишу в энергетике. Но, Во-первых, до повсеместного внедрения еще далеко, предстоит решить энергетических экономических и экологических , а во-вторых, только эти 4-е станции не спасут человечество, т.к. у них не очень большая мощность и тесная привязка к источнику энергии. Поэтому труд энергетиков остается в большой цене.

    Надуваю  шарик,  включаю  фен,  подвожу  под  шарик  струю  воздуха  и  опускаю  шарик.

    Наблюдение:  Струя  воздуха  поднимает  шарик  вверх,  но  он  не  улетает,  а  устойчиво  держится  в  струе.

    Объяснение:  давление  воздуха  в  струе  из  фена  ниже  атмосферного,  поэтому  шарик  находится  в  своеобразном  воздушном  коридоре,  стены  которого  состоят  из  воздуха  с  атмосферным  давлением.  Это  заставляет  шарик  держаться  в  области  пониженного  давления  [2].

    Объяснение

    На самом деле этот трюк не противоречит силе тяжести. В нём демонстрируется важная способность воздуха, называемая принципом Бернулли. Принцип Бернулли – закон природы, согласно которому любое давление любого текучего вещества, в том числе воздуха, уменьшается с ростом скорости его движения. Иначе говоря при низкой скорости потока воздуха он имеет высокое давление.

    Воздух, выходящий из фена, движется очень быстро и следовательно его давление невелико. Мячик со всех сторон становится окружён областью низкого давления, которая образует конус у отверстия фена. Воздух вокруг этого конуса обладает более высоким давлением, и не даёт мячику выпасть из зоны низкого давления. Сила тяжести тянет его вниз, а сила воздуха тянет его вверх. Благодаря совместному действию этих сил, шарик и зависает в воздухе над феном.



    Предварительный просмотр:

    ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" с. Кинель-Черкассы

        Тема: Кейс-study на уроках физики

    Автор-составитель: Хуснутдинов Руслан Нагимович.

    В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения (ФГОС) основным результатом деятельности современной школы должна стать не сама по себе система знаний, умений, навыков учащихся, а комплекс компетентностей  в различных областях деятельности. Необходимо учить ребенка так, чтобы выпускник школы мог самостоятельно решать возникающие жизненные проблемы..

    Сущность данной технологии состоит в том, что учебный материал подается учащимся в виде микропроблем (микроситуаций), а знания приобретаются в результате их активной исследовательской и творческой деятельности по разработке решений.

    Проблема: на традиционных уроках физики ученик получает от учителя алгоритмическое предписание (при решении задач, выполнении лабораторной работы) и достаточно уверенно чувствует себя в стандартной ситуации. Стоит учителю изменить учебную ситуацию (вместо количественной задачи дать качественную), ученик теряется, не может решить проблему, справиться с незнакомой ситуацией.

    Работая с кейсами, дети учатся решать актуальные задачи, увязывать свой жизненный опыт с приобретенными знаниями, находить ответ  в нестандартных ситуациях.

    Цель применяемой технологии: развитие коммуникативной компетенции, индивидуализация учебного процесса.

    Задачи проекта:

    • Проанализировать состояние данной проблемы в педагогической теории и практике
    • Отобрать материалы по теме
    • Разработать конспекты уроков с применением технологии
    • Создать кейсы
    • Апробировать задание и оценить их эффективность

    Проект содержит:

    • Теоретические основы вопроса
    • Методические разработки
    • Конспект уроков, кейсы

    Целевая аудитория: преподаватели физики; родители; учащиеся.

    Концепция методической идеи

    Впервые технология кейс-study была применена в учебном процессе на факультете права Гарвардского университета в 1920 году. В России данная технология впервые была опробована в 70-х годах ХХ века в МГУ имени Ломоносова. В настоящее время широко используется в обучении за рубежом. В России эту технологию обучения можно считать молодой. Кейс-study относят к одной из новых форм эффективных технологий проблемно-ситуативного обучения.

    Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время связано с решением двух задач:

    1) применение кейс-study ориентировано не только на получение конкретных знаний, но и на формирование компетентностей, умений и навыков самостоятельного поиска этих знаний, умению перерабатывать огромные массивы информации и т.д.;

    2) применение кейс-study способствует развитию у учащегося способности оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях непрерывных изменений в общественной, профессиональной и других сферах жизни.

    Ценность кейс-study на уроках физики:

    •  данный метод предполагает не овладение ребенком готовым знанием, а направляет на сотворчество субъектов процесса обучения;
    •   способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления, находить новые практические приемы для решения поставленной проблемы, развивать системы ценностей, жизненных установок, своеобразного мироощущения и миропонимания;
    • ученик имеет возможность дать собственную оценку рассматриваемому вопросу, аргументировать свою точку зрения.

    Тем самым данная технология позволяет в процессе обучения активизировать каждого школьника и вовлечь его в процесс анализа и принятия решений.

    Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс - технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения данной технологии обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из названных технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс - технологий, их подготовки и проведения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по физике ( 8 класс) по теме "Свет. Источники света".

    открытый урок по физике 8 класса "Свет. Источники света"....

    Конспект урока по физике в 8 классе «Источники света. Распространение света» ( Сприменением ИКТ)

    Конспект урока по физикев 8 классе«Источники света. Распространение света»...

    Открытый урок «Теплообмен – один из способов изменения внутренней энергии»

    Цели урока: Образовательные:       - повторить изучаемые виды теплообмена;      - попытаться объяснить наблюдаемые тепловые явления с точки ...

    Открытый урок по физике в 9 классе по теме "Закон сохранения механической энергии"

    конспект урока по физике "По следам научных знаний , в глубину и звестных тайн.." цели урока: раскрыть в ходе урока смысл закона созхранения энергии, границы его применимости.... Перед учащимися стави...

    Методическая разработка урока по физике в 9 классе "Источники звука. Звуковые колебания"

    Цель урока: изучение процесса распространения механических колебаний в упругой среде на примере акустических явлений и знакомство с источниками и приемниками звука. Задачи:актуализировать и расши...

    Конспект урока по физике для 8 класса "Источники тока. Электрический ток".

    Урок по физике для 8 класса , разработан с учетом требований ФГОС ООО....

    Методическая разработка урока по физике на тему:«Звук. Источники звука» для 9 класса

    Урок на тему «Звук. Источники звука» предназначен для учащихся 9 класса средней общеобразовательной школы.Актуальность данного урока обусловлена тем, что с таким явлениям, как звук, мы пос...