Урок физики в 8 классе по теме "Виды теплопроводности"
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

Саражакова Елена Леонидовна

разработка урока физики в 8 классе по теме "Виды теплопроводности" с использованием электронных образовательных ресурсов. обучение ведется по учебнику Перышкина А.В. "Физика 8" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka.docx83.74 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Виды теплопередачи

(тема урока)

ФИО (полностью)

Саражакова Елена Леонидовна

Место работы

МБОУ «Сапоговская СОШ»

Должность

Учитель

Предмет

Физика

Класс

8

Тема и номер урока в теме

Виды теплопередачи

4

Базовый учебник

Перышкин А.В «Физика 8»

Цель  урока: знание и понимание учащимися видов теплопередачи:  теплопроводности, конвекции, излучения;

9. Задачи:

обучающие 

1) дать определения основных понятий, изучаемых в данной теме: теплопередачей, конвекцией, излучением;

2)  установить  зависимость  теплопроводности  от рода вещества

3)  учить приводить примеры теплопередачи в природе и технике.

развивающие

продолжить развитие умения анализировать опыты и делать на их основе выводы, формирование умения работать в группах;

способствовать формированию навыков экспериментальной работы и развитию аналитического мышления учащихся

воспитательные способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу 

Тип урока Урок изучения нового материала

Формы работы учащихся групповая работа, индивидуальная работа

Необходимое техническое оборудование мультимедийный проектор, компьютеры учащихся, перечень ЭОР, выход в Интернет

Структура и ход  урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент

Проверка готовности класса к уроку, приветствие

Формулирует тему урока, цели и задачи, мотивирует учеников на изучение нового материала

Настраиваются на работу,  Записывают число и  тему урока в тетрадь.

2

2

Актуализация знаний учащихся

Проверка  домашнего задания. Опрос.

Отвечают  домашнее задание

5

3

Формулирование вопросов учащимся

Предлагает ответить на вопросы: как вы думаете: что такое теплопроводность, конвекция, излучение, теплопередача? Слушает ответы.

Отвечают на вопросы, слушают одноклассников

5

4

Изучение нового материала

 Теплопроводность №1

Конвекция №2

Излучение №3

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

Объясняет новый материал, опираясь на ресурсы

10

5

Формулирование вопросов учащимися

Отвечает на вопросы учащихся

Задают вопросы учителю

3

6

Ответы учащихся на вопросы учителя

Задает вопросы учащимся

Отвечают на вопросы учителя

3

7

Формулирование контрольного вопроса или задания

Предъявляет  задания

Знакомятся с заданием

8

Выполнение учащимися контрольного задания

Тест по теме «Теплопроводность» №4

Тест по теме «Конвекция»№5

Анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность

Выполняют задание

10

9

Домашнее задание

Дает задание

Записывают домашнее задание

3

10

Рефлексия

Оценивают работу на уроке

3

Конспект урока

I. Актуализация знаний

Перед началом урока можно провести проверку выполнения домашнего задания. Вспомним ранее изученный материал:

Какую энергию называют внутренней энергией тела?

Какими двумя способами можно изменить внутреннюю энергию?

Приведите примеры  изменения внутренней энергии с помощью совершения работы.

 Приведите примеры  изменения внутренней энергии способом теплопередачи.

Объясните на основе молекулярного строения тела вещества нагревание спицы, опущенной в горячую воду.

При этом все неточности должны фиксироваться, причем не столько учителем, сколько учениками, которые принимают активное участие в работе.

II. Изучение нового материала

План изложения нового материала:

1. Теплопроводность.

2. Явление конвекции в жидкостях и газах.

З. Излучение.

Учащиеся уже знают, что внутреннюю энергию можно изменить двумя способами: путем совершения работы и путем теплопередачи. Изменение внутренней энергии посредством теплопередачи может производиться по- разному. Различают три вида теплопередачи:

Как  вы думаете: что такое теплопроводность, конвекция, излучение, теплопередача? Выслушав ответы, объясняет новый материал.

Теплопроводность (используя ресурс №1 учитель объясняет, что такое теплопроводность).

Теплопроводность – такой  тип теплообмена, когда тепло перемещается от более нагретых участков тела к менее нагретым  вследствие теплового движения молекул.

Очевидно, что этот перенос энергии требует определенного времени.

Сразу можно акцентировать внимание учащихся на физическом содержании процесса. У пламени горелки молекулы, получив избыток энергии, начинают совершать колебания с большей амплитудой, передавая часть энергии при соударениях с соседними слоями.

Особенность теплопроводности в том, что само вещество не перемещается. Ясно, что чем меньше расстояние между молекулами, тем с большей скоростью идет перенос тепла.

Все кристаллы имеют очень хорошую теплопроводность. И наоборот, те вещества, в которых расстояния между молекулами большие - плохие проводники тепла. Это — различные породы древесины, строительный кирпич, котором есть поры, заполненные воздухом, различные газы. Плохая теплопроводность у шерсти и меха, так как между ворсинками также много воздуха. Именно наличие меха позволяет отдельным животным переносить зимнюю стужу.

Конвекция  (используется ресурс №2)

Под конвекцией понимают перенос энергии струями жидкости или газа.

Включив лампу накаливания с отражателем и подставив над лампой бумажную вертушку, мы замечаем, что она начинает вращаться (этот опыт проиллюстрирован в презентации). Объяснение этому факту может быть одно: холодный воздух при нагревании у лампы становится теплым и поднимается вверх. При этом вертушка вращается.

Плотность горячего воздуха или жидкости меньше, чем холодного, поэтому нагрев производят снизу. При этом конвекционные потоки теплой жидкости поднимаются вверх, а на их место опускается холодная жидкость.

Замечено, что жидкость можно нагреть и при нагревании ее сверху, но это — длительный процесс. В данном случае нагрев происходит не за счет конвекции, а за счет теплопроводности.

Система отопления помещений основана именно на перемещении конвекционных потоков теплого и холодного воздуха: постоянное перемешивание воздуха приводит к выравниванию температуры по всему объему помещения.

Очевидно, что главным отличием конвекции от теплопроводности является то, что при конвекции происходит перенос вещества, имеющего большую внутреннюю энергию, а при теплопроводности вещество не переносится.

Холодные и теплые морские и океанские течения — примеры конвекции. Также в качестве примеров конвекции можно привести ветры, которые дуют в земной атмосфере.  

     3. Излучение или лучистый теплообмен (применяем ресурс №3)

Под излучением, понимают перенос энергии в виде электромагнитных волн. Любое нагретое тело является источником излучения.

Этот вид теплообмена отличается тем, что может происходить и в вакууме. Ведь солнечная энергия доходит до Земли.

Темные тела не только лучше поглощают энергию, но и лучше ее отдают в окружающую среду. Два одинаковых тела, нагретые до одной температуры, остывают по-разному, если у них разный цвет поверхности. Способность светлых тел хорошо отражать лучистую энергию используют при строительстве самолетов; крыши высотных зданий в жарких странах также красят в светлые тона.

III.  Закрепление изученного материла

С целью закрепления изученного материла можно провести краткий опрос-беседу по следующим вопросам:

— Приведите примеры, какие вещества имеют наибольшую и наименьшую теплопроводность?

—Объясните, как и почему происходит перемещение воздуха над нагретой лампой.

— Почему конвекция невозможна в твердых телах?

— Приведите примеры, показывающие, что тела с темной поверхностью больше нагреваются излучением, чем со светлой. Отвечает на вопросы.

Выполнение контрольного задания.

 Ученикам  нужно решить тесты на компьютерах по теме теплопроводность и конвекция, используя  ресурсы №4 и №5.

Домашнее задание. §4-6. Ответить на вопросы. Желающие ученики могут подготовить к следующему уроку доклады о применении теплопередачи в природе и технике. Примерными темами докладов могут быть: «Значение видов теплопередачи в авиации и при полетах в космос», «Виды теплопередачи в быту», «Теплопередача в атмосфере», «Учет и использование видов тепло - передачи в сельском хозяйстве» и др.

Рефлексия

Оцените свою работу за урок.

Если вы поняли материал, можете его рассказать и объяснить, то поставьте себе “5”.

Если материал поняли, но есть некоторые сомнения в том, что вы сможете его воспроизвести, то “4”.

Если материал усвоен слабо, то “3”.

Поднимите “мордашки”. С каким настроением у нас закончился урок.

Дополнительный материал.

С явлением конвекции связаны процессы горообразования. В первом приближении земной шар можно рассматривать как систему, состоящую из трех концентрических слоев. Внутри находится массивное ядро, состоящее в основном из металлов в виде очень плотной жидкой массы. Ядро окружают полужидкая мантия и литосфера. Самый верхний слой литосферы — земная кора. Литосфера состоит из отдельных плит, которые плавают на поверхности мантии. Вследствие неравномерного разогрева отдельных участков мантии, а также разной плотности горных пород в различных участках мантии в ней возникают конвективные потоки. Они вызывают перемещения литосферных плит, несущих континенты и ложа океанов.

Там, где плиты расходятся, возникают океанские впадины. В других местах, где плиты сталкиваются, образуются горные массивы. Скорость перемещения конвективных потоков в мантии очень мала. Соответственно и плит 2—З см в год. Однако геологические эпохи плиты могут перемещаться на сотни и тысячи километров.

Чем же вызвана столь большая теплопроводность металлов, которая в сотни и тысячи раз больше, чем у изоляторов? дело, очевидно, в структуре металлов, в особенностях металлической связи.

В самом деле, если бы теплопроводность металлов определялась только колебаниями частиц в узлах кристаллической решетки, то она бы не отличалась от теплопроводности изоляторов. Но в металлах есть еще множество свободных электронов

электронный газ, который и обеспечивает их высокую теплопроводность.

В участке металла с высокой температурой часть электронов приобретает большую кинетическую энергию. Так как масса электронов очень мала, то они легко проскакивают десятки промежутков между нонами. Говорят, что у электронов большая длина свободного пробега. Сталкиваясь с нонами, находящимися в более холодных слоях металла, электроны передают им избыток своей энергии, что приводит к повышению температуры этих слоев.

Чем больше длина свободного пробега электронов, тем больше теплопроводность. Именно поэтому у чистых металлов, где в кристаллической решетке дефектов относительно мало, теплопроводность велика, У сплавов, где дефектов решетки гораздо больше, длина свободного пробега меньше, соответственно меньше и теплопроводность.


Приложение к плану-конспекту урока

Виды теплопередачи

(тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Теплопроводность

Информационный

Презентация иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b7973-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/1_4.swf

2

Конвекция

Информационный

Презентация иллюстрация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669b7974-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/view/

3

Излучение

Информационный

Презентация иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b7975-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/1_6.swf

4

Тест по теме «Теплопроводность»

Контролирующий

Тест

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669b526e-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/view/

5

Тест  по теме «Конвекция»

Контролирующий

Тест

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669b526f-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/view/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку физики 7 класс "Физика и техника"

Презентация содержит 30 слайдов. В помощь учителю при подготовке к уроку по физике в 7 классе. В презентации подобран огромный дополнительный материал...

Урок физики 7 класс "Что изучает физика"

 Определяется место физики как науки в системе школьных дисциплин; вводятся физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физичес...

Внеклассное мероприятие по физике на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках физики" (7 класс)

Внеклассная работа по предмету является важным рессурсом повышения эффективности и качества образования учащихся, а применение игровых технологий способствует привлечению внимания школьников к теме, р...

Конспект урока в 8 классе: "Виды теплопередачи. Теплопроводность"

Конспект урока в 8 классе: "Виды теплопередачи. Теплопроводность"...

Методическая разработка к уроку физики 7 класс "Что изучает физика?"

laquo;ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИКА? КАК ИЗУЧАЮТ  ЯВЛЕНИЯ  ПРИРОДЫ .АСТРОНОМИЯ.»ЦЕЛИ УРОКА: Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса; определить место физики как науки; научи...

«Теплопроводность. Конвекция. Излучение» урок физики 8 класс

«Теплопроводность. Конвекция.  Излучение» урок физики 8 класс...

Тест физика 8 класс по теме "Теплопроводность, конвекция, излучение""

Вопросы теста взяты из ФГОС УМК О.И.Чеботарева Тесты по физике. К учебнику А.В. Перышкина "Физика 8 класс"...