Внеклассное мероприятие по физике на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках физики" (7 класс)
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Шевелева Екатерина Ивановна

Внеклассная работа по предмету является важным рессурсом повышения эффективности и качества образования учащихся, а применение игровых технологий способствует привлечению внимания школьников к теме, развивает познавательный интерес, творческие способности и создаёт благоприятные условия для формирования учебных навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по физике по теме: «Экологическое воспитание учащихся на уроках физики» (7 класс)

Цели:

Образовательная: расширить и углубить знания по разделу «МКТ»; помочь учащимся осмыслить и уяснить связь между состоянием окружающей среды и физическими процессами.

Развивающая: Создать условия для развития умений: наблюдать, анализировать предложенные факты, осмысливать, обобщать, оценивать их. Формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся.

Воспитательная: воспитывать навыки творческого усвоения и применения знаний; развивать коммуникативные способности учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Плакат, с нарисованным маршрутом игры либо слайд на интерактивной доске;

Пример плаката:

  1. Флажки (фишки) для каждой команды;
  2. Игровой кубик (на гранях которого цифры от 1 до 6)
  3. Музыкальное оборудование

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: Игра рассчитана на 50-60 минут

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: кабинет физики

Предварительная подготовка:

  1. Разделить класс на четыре команды (разделение на команды произвести с учётом диагностических материалов класса). Три команды будут непосредственно участвовать в игре. А четвёртая будет выполнять роль орбитра;
  2. Каждой игровой команде предварительно раздать задание:
  1. Выбрать командира команды;
  2. Придумать название (желательно, чтобы это название было связано с предметом «физика»)
  3. Придумать девиз команды;
  4. Подготовить на 1-2 мин выступление – представление команды (визитную карточку);
  5. Подготовить рекламную паузу, в которой бы отражалась проблема взаимосвязи физики и экологии, при этом, как и полагается для рекламы, в ней должен быть преподнесён (разрекламирован) какой-либо физический объект, либо физическое явление.
  6. Нарисовать эмблему команды;
  7. Подготовить выступление – доклад не более чем на 3-4 минуты, в котором будет раскрыта проблема экологической обстановки в школе, предложены пути решения этих проблем и раскрыта связь между нарушениями экологической обстановки и физическим процессами.
  1. Команде, которая будет исполнять роль судей, предлагается при помощи учителя выработать критерии, по которым они будут оценивать выступления игровых команд и их ответы; данные требования необходимо до игры объявить игровым командам.
  2. Выбрать учащихся, ответственных за оформление и подготовку класса перед игровым уроком;
  3. Выбрать учащихся, которые будут ответственны  за рисование игрового поля;
  4. Проконтролировать подготовку команд, дать советы, рекомендации, оказать помощь и поддержку;
  5. На внеклассном занятии по физике, предшествующему игровому уроку желательно провести беседу, на которой учитель с учениками выясняет:
  1. Почему возникли перед человечеством экологические проблемы;
  2. Каковы причины загрязнения окружающей среды;
  3. Какими методами осуществляется экологический контроль
  4. Какие экологические проблемы существуют в регионе, в котором мы живём (п. Вельяминово Домодедовский р-н)

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ: музыка звучит в начале игры, в конце, а также заполняет игровые паузы. Также после правильного и неправильного ответов звучат соответствующие музыкальные сигналы.

СХЕМА УРОКА:

Учитель приветствует класс.

Затем объясняет ещё раз правила игры.

Начинается игра.

В ходе игры учитель выполняет роль ведущего, следит за правильностью ответов команд и адекватностью оценок команды- орбитра.

Учитель подводит итоги игры, проводит церемонию награждения команд.

Правила игры:

Игровое поле разбито на 50 клеток. Каждая клетка имеет свой цвет:

Зелёный – продвижение ещё на 2 клетки вперёд;

Красный – возвращение на 2 клетки назад;

Фиолетовый – вопрос в данной клетке связан с физическими приборами;

Жёлтый – вопрос в данной клетке связан с экологическими катастрофами;

Оранжевый – вопрос связан с физическими явлениями, связанными с нарушениями экологической обстановки.

Игра начинается с представления команд. Порядок выступления команд определяется жеребьёвкой при помощи игрового кубика. Команда представляет своего командира, девиз, эмблему и т.д. Затем капитан выступает с подготовленным докладом на тему экологической обстановки в школе. После каждых двух ходов игры всех команд разыгрывается рекламная пауза (заранее подготовленная командами).

Команда судей оценивают, комментируют своё решение, объявляет о результатах игры.

Примеры игровых вопросов:

  1. Почему нельзя тушить горящий керосин, заливая его водой? (плотность керосина меньше плотности воды, поэтому керосин всплывает поверх воды и . получив большую поверхность соприкасающуюся с воздухом, горит сильнее, чем раньше)
  2. Оказывается, такое изобретение физиков, как телефон (Александр Белл, 1985 год), установленный в общественном месте, не такая уж безобидная вещь. Почему? (исследование установило, что из 50 телефонов безопасными оказались только 8, в остальных трубках были обнаружены микроорганизмы, способный вызвать желудочные заболевания и пневмонию).
  3. Устрицы и другие моллюски мгновенно реагируют на загрязнённость воды. Это их свойство решили использовать голландские учёные. Что же они изобрели? (они к ракушке моллюска прикрепили крохотный электроприбор, который следит, открыты створки домика или нет и подаёт радиосигнал)
  4. Вызвал учитель ученика:

-Урок приготовил?

 – Приготовил

 – Прочти.

-Не могу.

 –Как так – «не могу»? – сердится учитель, - значит всё-таки не приготовил?

- Приготовил, чуть не плачет ученик. Просто моя тетрадка растаяла.

Что за тающая тетрадь была у ученика? Была ли она более экологически безопасной, чем сегодняшние тетради? (Раньше были восковые тетради, которые на жаре таяли. Они были экологически безопаснее…)

  1. В 1730г. Термометр был сконструирован французским учёным Реомюром, а в 1742 году – шведским учёным Цельсием. В чём же главное отличие градуировки шкалы? (Точка плавления льда на обоих термометрах обозначена «0». На этом сходства заканчиваются. А вот шкала от 0 до точки кипения воды, в первом случае была разбита на 80, а во втором на 100 делений).
  2. Какова экологическая обстановка в вашем городе? С какими физическими процессами это связано?
  3. Одной из экологических катастроф является разлив топлива, нефти из танкеров. Почему нефть распространяется по поверхности воды, а не погружается на дно? Чем опасна эта ситуация для экологической обстановки?
  4. При выбросе в атмосферу отравляющих веществ даже в безветренную погоду эвакуируют людей не только из очага выброса, но и из мест вполне далёких от него. Почему?
  5. Считается, что эти два прибора были изобретены  для познания мира. С помощью одного человечество поняло своё величие, с помощью другого ощутило своё ничтожество. (Микроскоп и телескоп).
  6. Воздух с каждым годом загрязняется. Учёные сравнивают пробы воздуха за последние 100 лет, хотя таких данных до 1958 года не существовало. Откуда же учёные берут данные о воздухе начала двадцатого века? (Учёные нашли в музеях мира герметически закрытые предметы - телескопы, навигационные приборы, из них берут пробы)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках физики /из опыта работы/

В этой статье рассматриваются: аспекты духовно-нравственного воспитания;   пути их реализации как на уроках физики, так и...

Статья "Воспитание нравственных качеств учащихся на уроках физики и математики"

Как формировать нравственные качества учащихся средствами уроков физики и математики? Я считаю, что эту работу нужно организовать по двум направлениям : личностные прототипы и личное поведение педагог...

Экологическое воспитание учащихся на уроках физики с использованием регионального компонента (методическая разработка)

В данной  работе  преподаватель физики раскрывает формы и методы, способствующие побуждению учащихся хорошо знать законы природы, понимать взаимосвязь природных явлений, уметь предвидеть и о...

Эстетическое воспитание учащихся на уроках физики в условиях внедрения современных образовательных технологий.

Преподавание физики может и должно решать не только познавательные и мировоззренческие задачи, но и задачи эстетического плана. На уроках физики школьники должны получать определенный объем знан...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии по теме "Экологическое земледелие. Борьба с вредителями сельскохозяйственных культур".

Материал предназначен для использования во внеклассной работе по биологии на ступени старшей школы. Целью внеклассного мероприятия является развитие биологического мышления школьников, умения анализир...

Система работы учителя физики по развитию технического творчества учащихся на уроках физики

В настоящее время  большое внимание уделяется развитию мышления и творчества учащихся.  Действительно, техника всегда была областью практического приложения физических знаний, являющихся её ...

Внеклассное мероприятие по изобразительному искусству и музыке для учащихся 5-6-7 классов. Познавательная викторина « МУЗЫКА ЦВЕТА»

Активизировать познавательную деятельность учащихся,формировать способность общаться с искусством вне урока- вот основная цель мероприятия....