Эстетическое воспитание учащихся на уроках физики в условиях внедрения современных образовательных технологий.
статья по физике на тему

Акиншина Светлана Джалоловна

 

Преподавание физики может и должно решать не только познавательные и мировоззренческие задачи, но и задачи эстетического плана. На уроках физики школьники должны получать определенный объем знаний, и учиться видеть, понимать, чувствовать внутреннюю красоту науки и самого процесса познания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_akinshina.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

С.Д.Акиншина

МОУ-СОШ № 6 г.Армавир

эстетическое воспитание учащихся

на уроках физики в условиях внедрения современных

образовательных технологий.

 «Целью познания является  - найти

такие формулы, такую простейшую

 систему законов, которая являлась

 как бы ключом ко всему многообразию

природы:  тогда наука создала бы

для нас мир, полный  огромного эстетического

достоинства».

А.В. Луначарский

        Физика – древняя и очень красивая наука. Нам доступны красоты окружающей природы: лунная дорожка на воде, вид звездного неба и его голубизна днем, полярное сияние, радуга… Известно, что один из самых обширных наук о природе таит в себе наиболее полные возможности овладения  этой красотой не только чувственно, но и познает её. В настоящее время в условиях внедрения образовательных педагогических технологий необходимо усилить прагматический поход в воспитании и образовании, не утратив при этом того великого, чем наша отечественная школа возвышалась над многими школами мира: бережным выращиванием нравственности – эстетических ценностей, высоких духовных потребностей и душевности подрастающего поколения, а также широты кругозора.

        Совреаме6нная школа – это школа, имеющая дело с реальностями сегодняшнего дня: с детьми именно такими, какими они являются сегодня, с их сегодняшними целями, ценностями и интересами. Личностно - ориентированный принцип обуславливает работу по обеспечению по психологической комфортности школы, которая расковывает учащихся, стимулирует развитие их духовного потенциала, творческую активность, развивает прежде всего внутренние, личностными мотивы учения, которые должны преобладать над внешними и катализировать мотивы успешности, ощущения продвижения вперед. Что может красота? Её возможности многогранны:

  1. Формирование одной из важнейших сторон научного мировоззрения школьников – представления о природе как о стройной, гармонической взаимосвязанной и взаимообусловленной системы мироздания (с широким использованием внутри- и межпредметных связей).
  2. Пробуждение интереса к предмету, физическому явлению, желание постичь сущность физической теории, закона, формулы, желания творчески проявить себя.
  3. Повышение степени усвояемости поучаемых знаний, развития познавательных и творческих способной школьников.
  4.  Повышение эффективности трудового воспитания, формирование умений и навыков  красивой работы (как под руководством учителя, так и при  самостоятельном выполнении задания).

Средства эстетического воспитания на уроках физики можно разделить на три группы:

I                Наглядно - декоративные- это эстетика интерьера кабинета физики, наглядных пособий записей на доске и в тетрадях. Красота демонстративного эксперимента, эстетика техники, компьютеров, графики, электрифицированные стенды, кинопроекции, видеозаписи, телевидение. Изобразительное искусство и графика на уроках.

II                Вербально – акустические – использование  литературных примеров на уроке, выразительность речи учителя, использование звукозаписи, высказываний ученых и музыкального фона на уроках.

III        Cтруктурно- логическое – красота физической теории, законов, формул, эстетика межпредметных связей, логичность доказательств, вывода формул, плана решения задач и т.п., составления обобщающих таблиц, эстетика «безумных идей».

1

При умелом использовании этих средств модно добиться сильного эстетичного эффекта.

Это в свою очередь будет способствовать более глубокому, а главное, творческому усвоению физических знаний.

Учителю не должно быть безразлично то, как ученик стоит у доски, говорит, каково его эмоционально выражение мысли, каков тое общения  к старшим и товарищам. Словом, в живом обращении нельзя упускать случая показать красоту поведения человека в обществе, но и нельзя забывать, что «воспитатель сам должен быть воспитан». Надо помнить, правильно организованный любой этап урока приучает учащихся к порядку, дисциплине

 активной работы на уроке.

Особое значение в эстетическом плане играют нетрадиционные формы уроков: урок- спектакль, урок-КВН, урок-соревнование, урок-путешествие. Игровые эле5мны, вводимые в любой раздел физики, имеют огромнее воспитательное значение, способствуют не только решению основной задачи урока, но и воспитанию эстетического вкуса.

Дети, не рисующие, не музицирующие, не строгающие, не обирающие и не разбирающие приборы, не проводящие естественнонаучных экспериментов не паяющие, не сколачивающие, и не строящие ничего, - короче, дети, ничего не делающие, кроме имитации дела путем решения задач, пересказа учебника, не могут развиваться в школе, как творческие, мыслящие, инициативные, самостоятельные.

Одним из важнейших принципов информационного взаимодействия является принцип привлекательности (фасцинации). Эстетическое воспитание является одним из важнейших инструментов привлекательности. В современных условиях компьютерная индустрия представляет большой набор мультимедийной продукции высокого качества. Однако одной из самых насущных проблем являе5тся обработка методики их использования. В основной массе наши учителя не готовы к работе в таком режиме.

В МОУ-СОШ № 6 накопился определенный опыт конструирования мультимедийных уроков. Очень гармонично вписывается возможность компьютера в режиме модульной технлогии. Пошаговый принцип решения учебных задач, жесткие алгоритмы модуля позволяют не только решать важные обучающие задачи, но и достигать воспитательных целей: при изучении нового материала, при контроле и учете знаний учащихся, при обобщении и систематизации знаний. Это требует нового уровня профессиональной подготовки учителя. Как, например, проведен цикл интегрированных уроков предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов.

                Модульная технология предусматривает разноуровневое обучение:

                I – модуль – базовый уровень.

                II – модуль – средний уровень.

                III – модуль – творческий уровень.        

Основное преимущество модульной технологии – личностно-ориентированный подход в обучении.  Задания, используемые на уроках физики по модульной технологии с применением персонального компьютера. Позволяют усилить воспитательный момент урока. К таким заданиям относятся: демонстративный эксперимент, тестирование, анализ и синтез условий, построение графиков, таблиц систематизации, использование памятников, исторических материалов, биографии ученых и их портретов, иллюстраций, тренингов, выполнение лабораторных практических работ.

Модульная технология обеспечивает программированное обучение, самоанализ, самоконтроль учебной познавательности учащихся. Он основывается на теории поэтапного формирования умственных действий.

Данная технология способствует дифференцированному подходу к важнейшим проблемам эстетического воспитания, особенно при выполнении учащимися творческих заданий (составления условия смены времен6 года и т.д.).

Пр5еподаваие физики может и должно решать не только познавательные и мировоззренческие задачи, но и задачи эстетического плана. НА уроках физики школьники должны получать определенный объем знаний, и учиться видеть, понимать, чувствовать внутреннюю красоту науки и самого процесса познания.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование традиционных и внедрение современных образовательных технологий

В настоящее время разработаны современные образовательные технологии, позволяющие сделать учебный процесс более эффективным. Главная цель которых, создание системы воспитания и обучения учащихся, кото...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ)

Статья посвящена проблемам развития творческих способностей участников образовательного процесса, рассмотрены возможные пути их решения в практике преподавания физики...

Портфолио педагога: Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий

Статья участвует в конкурсе « Образование 3.0»   Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий Автор статьи: Буланова Елена Владими...

Педагогический совет «Повышение качества и эффективности образовательного процесса через внедрение современных образовательных технологий в условиях перехода на ФГОС»

Вниманию коллег предлагается доклад заместителя директора по УВР и презентация к докладу педагогического совета по теме "«Повышение качества и эффективности  образовательного процесса   чере...

Обобщение опыта работы по теме: «Внедрение современных образовательных технологий в реализации СФГОС на общеобразовательных уроках в школе глухих»

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми, меняется мир. Но неизменной остается роль учителя, не только как человека, передающего знания, но и как наставника, помогающего...

Современные подходы к планированию урока физики в условиях внедрения ФГОС

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательны...

Внедрение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Как за минуту провести опрос всего класса?Нам поможет в этом новое современное приложение Plickers/...