Рабочая программа по физике в 8 классе.
рабочая программа по физике (8 класс) по теме

Тимофеева  Светлана  Анатольевна

 Рабочая программа по физике для 8 класса составлена на основе примерной программы по учебным предметам. Физика 7-9 классы. Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2011г. Авторы: А.А.Кузнецов, М.А. Рыжаков, А.М. Кондаков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass.rar41.88 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждаю»                                                                                 «Согласовано»                                                        «Рассмотрено»

Директор МБОУ                                                                            зам.директора по УВР                                             на заседании ШМО

«Оранжерейнинская СОШ»                                                                ______КонищеваЕ.В.                                    Протокол №1 от 28.08.12                                            

___________ МихайловМ.П.                                                     «_____»________20 12   г.                                     Рук МО________ТимофееваС.А.

  Приказ №__________

«____»__________2012   г.

Рабочая программа по физике в 8 классе

учителя физики МБОУ «Оранжерейнинская СОШ»

Тимофеевой Светланы Анатольевны.

2012 – 2013 уч.г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по физике для 8 класса составлена на основе примерной программы по учебным предметам. Физика 7-9 классы. Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2011г. Авторы: А.А.Кузнецов, М.А. Рыжаков, А.М. Кондаков

 

Место курса физики в школьном учебном плане

Рабочая программа составлена из расчёта часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования:70часов (2часа в неделю).

  Общая характеристика учебного предмета:

                  Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы.

Цели изучения физики

Развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им  знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

 Понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

 Формирование у учащихся преставлений о физической  картине мира;

Достижение этих целей обеспечивается решением  следующих задач:

Знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

 Приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлений, физических величинах, характеризующих эти явления;

Формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные  исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

Овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

 Понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.                             

     Ценностные ориентиры содержания предмета

Ценностные ориентиры содержания курса физики 8 класса не зависят от уровня  изучения и определяются спецификой  физики как науки.  Понятие «ценности» включает единство объективного и субъективного, поэтому в качестве ценностных ориентиров физического образования выступают объекты, которые изучаются в курсе физики и к которым у учащихся формируется ценностное  отношение.

 Основу познавательных ценностей составляют  научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентиры, формируемые у учащихся в процессе изучения  физики, проявляются:

В признании ценности научного знания, его практической значимости , достоверности;

 В ценности физических методов исследования живой и неживой природы;

В понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к истине.

В качестве объектов ценностей труда и быта выступают  творческая созидательная деятельность, здоровый образ мысли, а ценностные ориентиры содержания  курса физики могут рассматриваться как формирование:

Уважительного отношения к созидательной ,творческой  деятельности;

Понимания необходимости эффективного и безопасного использования  различных технических устройств;

Потребности  в безусловном выполнении правил безопасного использования  веществ в повседневной жизни;

Сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.

Курс физики обладает возможностями для формирования  коммутативных ценностей , основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентиры направлены на воспитание у учащихся:

Правильного использования физической терминологии и символики;

Потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии,

Способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

  Результаты изучения учебного предмета:

Личностными результатами обучения физике в 8 классе  являются:

Сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

Убеждённость в возможности познания природы, в необходимости  разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

Самостоятельность в приобретении знаний и практических умений;

Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода,

 формирование  ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике  являются

Овладение навыками самостоятельного приобретения  новых знаний , организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий,

Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями реальными объектами, овладение  универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;

Формирование умений воспринимать, перерабатывать предъявлять информацию в словесной, образной символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём  ответы на поставленные вопросы и излагать его;

Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с пользованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

Развитие монологической и диалогической речи, умения выдержать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять  и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты:

1. По теме « Тепловые явления»

Учащиеся должны знать

Понятия: внутренняя энергия; работа как способ изменения внутренней энергии; теплопередача (теплопроводность, конвекция, излучение) ; количество теплоты, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота сгорания топлива; температура плавления и кристаллизации; удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования.

Формулы для вычисления количества теплоты, выделяемого или поглощаемого при изменении температуры тела, выделяемого при сгорании топлива, при изменении агрегатных состояний вещества.

Применение изученных тепловых процессов в тепловых двигателях, технических устройствах и приборах.

Учащиеся должны уметь

Применять основные положения молекулярно-кинетической теории для объяснения понятия внутренней энергии, изменения внутренней энергии, изменения внутренней энергии при изменении температуры тела, конвекции, теплопроводности (жидкости и газа), плавления тел, испарения жидкостей, охлаждения жидкости при испарении. Пользоваться термометром и калориметром.

Читать графики изменения температуры тел при нагревании, плавлении, парообразовании. Решать качественные задачи с использованием знаний о способах изменения внутренней энергии и различных способах теплопередачи.

Находить по таблицам значения удельной теплоемкости вещества. Удельной теплоты сгорания топлива, удельной теплоты плавления и удельной теплоты парообразования. Решать задачи с применением формул: Q=qm; Q=λm; Q=Lm. Q=cm(t2-t1);

2.По теме « Электрические и электромагнитные явления».

Учащийся должен знать.

Понятия: электрический ток в металлах, направление электрического тока, электрическая цепь, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное электрическое сопротивление.

Закон Ома для участка цепи.

Формулы для вычисления сопротивления проводника из известного материала по его длине и площади поперечного сечения; работы и мощности электрического тока; количества теплоты, выделяемого проводником с током.

Практическое применение названных понятий и закона в электронагревательных приборах (электромагнитах, электродвигателях, электроизмерительных приборах).

Учащийся должен уметь.

Применять положения электронной теории для объяснения электризации тел при их соприкосновении, существования проводников и диэлектриков, электрического тока в металлах, причины электрического сопротивления, нагревание проводника электрическим током.

Чертить схемы простейших электрических цепей; собирать электрическую цепь по схеме; измерять силу тока в электрической цепи, напряжение на концах проводника (резистора), определять сопротивление проводника с помощью амперметра и вольтметра; пользоваться реостатом.

Решать задачи на вычисление силы тока, электрического напряжения и сопротивления, длины проводника и площади его поперечного сечения; работы и мощности электрического тока, количества теплоты, выделяемого проводником с током, стоимости израсходованной электроэнергии (при известном тарифе); определять силу тока и напряжение по графику зависимости между этими величинами и по нему же – сопротивление проводника.

Находить по таблице удельное сопротивление проводника.

Решать задачи с применением закона Ома для участка электрической цепи и следующих формул: R=ρl/s; Iпс=I1=I2; Uпс=U1+U2; Rпс=R1+R2; Iпр=I1+I2; Uпр=U1=U2; A=IUt; P=IU; Q=I²Rt

3.  По теме «Световые явления».

Учащийся должен знать.

Понятия: прямолинейность распространения света, отражение и преломление света, фокусное расстояние линзы, оптическая сила линзы.

Закон отражения света.

Практическое применение основных понятий и законов в изученных оптических приборах.

Учащийся должен уметь.

Получать изображение с помощью линзы.

Строить изображения предмета в плоском зеркале и в тонкой линзе.

Решать качественные и расчетные задачи на законы отражения света.

  Содержание учебного материала.

Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества (24)

        Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопередача, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Испарение и конденсация. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления, парообразования. Удельная теплота сгорания. Преобразование энергии в тепловых машинах. Паровая турбина, ДВС, реактивный двигатель. КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Электрические явления (25)

        Электризация тел. Взаимодействие электрических зарядов. Два рода зарядов. Электрическое поле, Дискретность электрического заряда, электрон. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Строение атомов. Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление.  Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газа. Полупроводниковые приборы. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Виды соединения проводников. Работа и мощность тока.  Теплового действия тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счётчик электрической энергии. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчёт электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

Электромагнитные явления. (7)

Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель постоянного тока. Трансформаторы. Передача электрической энергии на расстояние.

 

Световые явления (9)

Источник света. Прямолинейное распространение света. Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемое тонкой линзой. Оптическая сила линзы. Оптические приборы. Свет – электромагнитная волна. Дисперсия света.

«Утверждаю»                                                                                 «Согласовано»                                                        «Рассмотрено»

Директор МОУ                                                                            зам.директора по УВР                                             на заседании ШМО

«Оранжерейнинская СОШ»                                                                ______КонищеваЕ.В.                                    Протокол №1 от 28.08.12                                            

___________ МихайловМ.П.                                                     «_____»________20 12   г.                                        Рук МО________ТимофееваС.А.

  Приказ №__________

«____»__________2012   г.

                                                                                 Поурочно-тематическое   планирование

уроков_______физики ___

Класс - 8

Учитель – Тимофеева С.А.

Количество часов на  2011 – 2012 уч. год: всего 70 часов;  в неделю 2часа

Плановых контрольных работ –6;  лабораторных работ –10 .

административных контрольных работ

Планирование составлено на основе  примерной программы по учебным предметам. Физика 7-9 классы. Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2011г. Авторы: А.А.Кузнецов, М.А. Рыжаков, А.М. Кондаков.

Учебник - А. В. Перышкин.  Физика. 8 класс. Москва, «Дрофа» 2012

20012 – 2013 уч. год.

урока

 в году

 Уро-ка  в тем е

Дата по плану

Дата

Тема раздела, тема урока

Форма контроля

Домашнее задание.

Тепловые явления.(24)

1

1

04.09

Тепловое движение. Температура.

Фронт. опрос

П.1,№915,№916

2

2

07.09

Внутренняя энергия.

П.2  №920,921,929

3

3

11.09

Способы изменения внутренней энергии. Теплопроводность

п.3,4 зад.1

4

4

14.09

Конвекция Излучение.

П.5, 6, упр 1,2

5

5

18.09

Удельная теплоёмкость.

Количество теплоты. Единицы количества теплоты.

Работа по карточкам

п.7,8, Упр4(1,2)

6

6

20.09

Расчёт кол-ва теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.

Самостоятельная работа.

П.8,9. Упр4(3)

7

7

25.09

Л.Р№1 . «Сравнение кол-ва теплоты при смешивании воды различной температуры».

Отчёт о работе

П 8.9. Упр4 (5)

8

8

28.09

Л.Р №2. «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела

Отчёт о работе

П8.9

9

9

02.10

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

Работа по карточкам

П.10. Упр5 (2,3)

10

10

05.10

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

Фронт. опрос

П.11

11

11

10.10

Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления»

Отчёт о  контр.работе

П.7-11

12

12

12.10

Агрегатные состояния вещества.

Плавление и отвердевание  кристаллических тел. График плавления и отвердевания

Фронт. опрос

П.12-14

13

13

16.10

Удельная теплота плавления.

Работа по карточкам

П.15. Упр8 (4)

14

14

19.10

Решение задач по теме «Плавление и кристаллизация».Кратковременная контрольная работа №2 по теме «Нагревание и плавление кристаллических тел».      (20-25 мин)

Контр. работа.

Л.№1074,1078

15

15

23.10

Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации пара.

Фронт. опрос

П.16,17. Упр9

16

16

26.10

Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.

Фронт. опрос

П.18.

17

17

30.10

Кипение, парообразование и конденсация

Самостоятельная работа

П.20Л №1096-1112

18

18

13.11

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.

Фронт. Опрос.

Раб. по карточ.

П.19

19

19

16.11

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания

Фронт. опрос

П.21

20

20

20.11

Паровая турбина. КПД теплового двигателя

Сообщения уч-ся

П.23,24

21

21

23.11

Решение задач: «Изменение агрегатных состояний вещества»

Сам. работа по карточкам

Л.№1126-1146

Электрические явления

                  ( 25)

23

1

04.12

Электризация тел. Два рода зарядов.

Работа по карточкам

П.25,26,  №1169-1172

24

2

07.12

Электроскоп. Делимость электрического заряда.

Фронт. опрос

П.27, №1187

25

3

11.12

Электрическое поле

Фронт. опрос

П.28, №1201,1205

26

4

14.12

Делимость электрического заряда Строение атома.

Фронт. опрос

П.29,30, №1209,1215

27

5

18.12

Объяснение электризации тел.

Самостоя-

тельная работа

П.31, №1218,1219.

28

6

21.12

Электрический ток. Источники тока.

Фронт. опрос

П.32, №1233, 1235, 1236.

29

7

25.12

Электрическая цепь

П.33, №1248.

30

8

28.12

Электрический ток в металлах. Действие электрического тока. Направление тока.

П.34-36, №1250,1260,1261.

31

9

Сила тока. Единицы силы тока.

Работа по карточкам

П37, №1261,1263,1264.

32

10

Амперметр. Л.Р.№3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока»

Отчёт о работе

П.38

33

11

Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр.

П.39, №1263,1265,1272.

34

12

Электрическое сопротивление.

Л.Р №4 « Измерение напряжения на различных участках цепи».

Отчёт о работе

П.40 -43

35

13

Закон Ома для участка цепи.

Работа по карточкам

П.42,43,

 Упр 19 (1-4)

36

14

Удельное сопротивление.

Работа по карточкам

П.42.43

37

15

 Реостаты.

Л.Р№5«Регулирование силы тока реостатом».

Письменный отчёт

П.45,

Упр20,21.

38

16

Л.Р№6 «. Измерение сопротивления с помощью амперметра».

Письменный отчёт

П.46,47.

№1319,1320,1328,1330.

39

17

Последовательное соединение проводников.

Работа по карточкам

П.48,Упр22

40

18

Параллельное соединение проводников.

Работа по карточкам

П.49, Упр23

41

19

Решение задач

Сам. работа

№1337 – 1358.

42

20

Работа и мощность тока.

Работа по карточкам

П.50,51

№1396,1405,

43

21

Л.Р№7«. Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».

Отчёт о работе

№1398,1407.

44

22

Тепловое действие тока.

Фронт. опрос

П.53, Упр27

45

23

Лампа накаливания. Короткое замыкание

Фронт. опрос

№1443,1444,1446

46

24

Решение задач по теме

 « Электрические явления».

Работа по карточкам

П.37-55, №1449,1452,1457.

47

25

К.р №4.по теме «Электрические явления».

Контр. работа

П.37-55 повторить

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ  (7)

48

1

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.

Фронт. опрос

П.56-57, №1459,1462.

49

2

 Магнитное поле катушки с током.

 Л.Р№8 «Изучение электромагнита»

Фронт. Опрос.

Отчёт о работе

Отчёт о работе

П.58

50

3

Постоянные магниты. Магнитное поле Земли

Фронт. опрос

П.59,60

51

4

Действие магнитного поля на проводник с током.

Фронт. опрос

П.61

52

5

Лаб. Раб №9

«Изучение двигателя постоянного тока( на модели)».

Отчёт о работе

П.56-61 повторить.

53

6

Решение задач по теме: «Магнитное поле»

Работа по карточкам

№1237-1239,1244.

54

7

К.р№5 по теме«Магнитное поле».

Контр работа

П.56-61

Световые явления.(9)

55

1

Источники света. Распространение света.

Фронт. опрос

П.62. Упр29.

56

2

Отражение света. Законы отражения света.

Фронт. опрос

П.63. Упр30.

57

3

Плоское зеркало.

Фронт. опрос

П.64, №1547,1549.

58

4

Преломление света.

Фронт. опрос

П.65, Упр32.

59

5

Линзы. Оптическая сила линзы.

Работа по карточкам

П.66, №1583,1585,1586.

60

6

Изображения, даваемые линзой.

Работа по карточкам

П.67, №1592 – 1594

61

7

Л.Р№10 «. Получение изображений с помощью линз».

Отчёт о работе

П.62-67.

62

8

Решение задач: Световые явления.

Работа по карточкам

№1597,1599.

63

9

К.р. №6 «Световые явления».

Письменный отчёт

П.62-67 повторить

64 - 70

Резерв.(7)

Использованная литература:

Литература для учителя:

  1 Примерные программы по учебным предметам. Физика 7-9 классы. Стандарты второго поколения.

     Москва «Просвещение» 2011г. Авторы: А.А.Кузнецов, М.А. Рыжаков, А.М. Кондаков.

2.Физика: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / А.В.Пёрышкина  – М.: Дрофа, 2005.

3.Поурочные разработки по физике 8 /  В.А.Волков. М. Вако 2008.

4.Физика. Нестандартные уроки. 7-10/ С. В. Боброва, Волгоград, Учитель 2003

5.Контрольные работы по физике 7- 9 / А. Е. Марон, Е. А. Марон М., Просвещение, 2002

6.Дидактические материалы 8 / А. Е. Марон, Е. А. Марон, М., Дрофа 2006

Литература для учеников:

1.Физика: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / А.В.Пёрышкина  – М.: Дрофа, 2012

2.Сборник задач по физике 7-9 класс пособие для общеобразовательных учреждений / Лукашик В.И.  – М.: Просвещение.

Другие средства обучения.

1. Ресурсы INTERNET

2. Учебное электронное издание: Библиотека наглядных пособий. Физика 7-11 классы. 2004г.

3. Учебное электронное издание: Библиотека электронных наглядных пособий. Физика 7-4. классы. 2003г.

5. Учебное электронное издание: Открытая физика 1.1, 7-11 класс, под ред. профессора МТФИ С.М.Козела

6. Виртуальная лаборатория: Живая физика

7. Интерактивная энциклопедия – открытая дверь в мир науки и техники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике, 7 класс по учебнику автора А. В . Перышкина.

Предлагаю рабочую программу к учебнику  "Физика-7", автор А. В. Перышкин....

Рабочая программа по физике 9 класс

Рабочая программа по физике 9 класс .Учебник А.В. Перышкин,Е.М.Гутник 2 часа в неделю. Календарно-тематическое   планирование  составлено  на  основе стандарта РФ основного общего...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 11 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.

Примерная программа среднего (полного) общего образования: «Физика» 10-11 классы (профильный уровень) (Физика.Астрономия.7-11 классы./сост. В.А.Коровин,В.А.Орлов.-М.:Дрофа,2008) и авторской программы ...

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике 7 класс, 8 класс, 9 класс.

Рабочие программы по физике по учебникам  Пёрышкин и Гутник: 1. Пояснительная записка, 2. Требования к уровню подготовки учащихся, 3.Содержание учебног курса, 4.Календарно-тематическое планирован...