Главные вкладки

    Материал (физика, 10 класс) по теме:
    Урок – игра по физике в 10 классе на тему «Молекулярная физика».

    Тимофеева  Светлана  Анатольевна

     

    Цель урока: Обобщить, систематизировать знания по разделу  «Молекулярная физика», расширить кругозор учащихся.

    Игра включает 4 тура, каждый из которых начинается с отбора шести участников (по числу мест на первых партах). Ученики, ответившие первы­ми правильно на «отборочный» пере­чень вопросов, становятся участника­ми игры в том или ином туре.У игрока имеются три подсказки: 50 на 50 (указываются два неверных ответа), помощь класса.

    В каждом туре играющим даются тесты: ребята должны ответить на 10 вопросов, к которым предлагается по 4 варианта ответов для выбора верно­го. За правильный ответ (он дает уче­нику право перейти к следующему во­просу) присуждается 10 баллов. Если игрок ответил на 5 вопросов и зарабо­тал 50 баллов, он может выйти из игры, получив отметку «3». 50 баллов — пер­вая «несгораемая сумма». Если же он, продолжая играть, не ответил верно на очередной вопрос, то должен покинуть играющих тоже с 50 баллами. Следую­щая «несгораемая сумма» — 80 баллов, она соответствует оценке «4», третья — 90 баллов. За нее и большее число бал­лов ученик получает отметку «5» класса и помощь дру­га (друг, который помог, получает оценку «5»).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_igra_10klass.rar54.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок – игра по физике в 10 классе на  тему «Молекулярная физика».

    Цель урока: Обобщить, систематизировать знания по разделу  «Молекулярная физика», расширить кругозор учащихся.

    Игра включает 4 тура, каждый из которых начинается с отбора шести участников (по числу мест на первых партах). Ученики, ответившие первыми правильно на «отборочный» перечень вопросов, становятся участниками игры в том или ином туре.

    В каждом туре играющим даются тесты: ребята должны ответить на 10 вопросов, к которым предлагается по 4 варианта ответов для выбора верного. За правильный ответ (он дает ученику право перейти к следующему вопросу) присуждается 10 баллов. Если игрок ответил на 5 вопросов и заработал 50 баллов, он может выйти из игры, получив отметку «3». 50 баллов — первая «несгораемая сумма». Если же он, продолжая играть, не ответил верно на очередной вопрос, то должен покинуть играющих тоже с 50 баллами. Следующая «несгораемая сумма» — 80 баллов, она соответствует оценке «4», третья — 90 баллов. За нее и большее число баллов ученик получает отметку «5» класса и помощь друга (друг, который помог, получает оценку «5»).

    У игрока имеются три подсказки: 50 на 50 (указываются два неверных ответа), помощь класса.

    Учащихся заранее надо предупредить о том, что после изучения темы будет проведен обобщающий урок-игра, сообщить ее общий сценарий, выбрать (по инициативе учащихся) ведущего игры и счетчика баллов.

    Перечень «отборочных» тестов.

    Для тура I. Расставьте эти утверждения в том порядке, в каком они даны в вашем учебнике.

    1. Молекулы вещества взаимодействуют друг с другом. 2. Вещества состоят из молекул. 3. Молекулы всех тел движутся непрерывно. 4. Все молекулы одного и того же вещества одинаковы.

    (Ответ: например, 2, 4, 3, 1.)

    Для тура II. Расположите частицы по мере возрастания сложности их строения. 1. Молекула. 2. Ядро атома. 3. Атом. 4. Электрон.

    (Ответ: 4, 2, 3, 1.)

    Для тура III. Расположите физические постоянные в порядке возрастания их числового значения.

    (Ответ: 3, 4, 1, 2.)

    Для тура IV. Поставьте фамилии ученых, внесших вклад в развитие МКТ, в той последовательности, в какой вы знакомились с их открытиями на уроках физики.

    1. А.Эйнштейн. 2. Р.Броун. 3. М.В.Ломоносов. 4. А.Авогадро.

    (Ответ: например, 3, 2, 1, 4.)

    Тесты тура I.

    1. Как называются явления, обусловленные изменением температуры тела?

    а) электрические, б) тепловые, в) магнитные, г) механические.

    2. Чему равно число Авогадро? а) 6 * 104 моль, б) 6 * 1023 моль,

    в) 6 *1023 моль-1, г) 6 * 1023 моль-1.

    3.        Как называется величина, характеризующая массу одного моля вещества?

    а) молярная масса, б) масса моля, в) масса молекулы, г) масса вещества.

    4. Кем была создана теория броуновского движения?

    а) И.Ньютоном, б) М.В.Ломоносовым, в) Т.Юнгом, г) А.Эйнштейном.

    5. Какие вещества не сохраняют ни формы, ни объема?

    а) аморфные, б) кристаллические, в) газы, г) жидкости.

    6. Основное уравнение МКТ газа имеет вид

    7.        Явление проникновения молекул одного вещества в межмолекулярное пространство другого называется

    а) конвекция, б) деформация, в) дифракция, г) диффузия.

    8. Температура Т называется

    а) нулевой, б) абсолютной (термодинамической), в) предельной, г) конечной.

    Какое выражение соответствует закону Бойля — Мариотта?

    10. Процесс в теплоизолированной системе называют

    а) адиабатным, б) изобарным,

    в)        изотермическим, г) изохорным..

    Тесты тура II.

    1. Чему равна постоянная Больцмана?

    а) 1,3 * 1012 кг/моль, б) 1,38 *1023 К/Дж, в) 1,38 * 10-23 Дж/К,

    г)        1,3 * 10-12 моль/кг.

    2. Какая формула характеризует среднюю квадратичную скорость молекул газа?

    3. Обобщенное уравнение состояния идеального газа было получено

    а) Р.Майером, б) И.Ньютоном, в) А.Эйнштейном, г) Д.И.Менделеевым.

    4. Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью, называют

    а) насыщенным, б) идеальным, в) водяным, г) равновесным.

    5. Каким прибором измеряют влажность воздуха?

    а) термометром, б) психрометром, в) динамометром, г) амперметром.

    6. Зависимость физических свойств кристаллического тела от направления воздействия на него называют

    а) изотропностью, б) изотропией, в) анизотропией, г) анизотропичностью

    7. Кто впервые убедился в существовании хаотического движения молекул?

    а) Ф.Перрен, б) Р.Броун,

    в) А.Эйнштейн, г) Л.Больцман.

    8. Термодинамическая система совершает работу. Какая формула выражает первый закон термодинамики в этом случае?

    9. Какие два графика зависимости между параметрами состояния газа похожи?

    а) изохора — изотерма, б) изобара — изотерма, в) адиабата — изохора, г) адиабата — изотерма.

    10. Особенности молекулярного движения в жидкостях впервые вы явил

    а) Д.И.Менделеев, б) Я.И.Френкель, в) А.Авогадро, г) Р.Клаузиус.

    Тесты тура III.

    1. Газ, взаимодействие, между молекулами которого пренебрежимо мало, называется

    а) реальным, б) абсолютным, в) идеальным, г) свободным.

    2. Процесс изменения состояния термодинамической системы при постоянном давлении называют

    а) изотермическим, б) адиабатным, в) изобарным, г) изохорным.

    3. Количество вещества, содержащее столько же молекул, сколько атомов в 0,012 кг углерода, называют

    а) молем, б) атомной массой, в) молекулярной массой, г) числом Авогадро.

    4. Значение температуры по шкале Кельвина определяется по формуле.

    а) Т= t - 273, б) Т= 273t, в) Т= t + 273, г) Т= 273 - t.

    5. Универсальная газовая постоянная равна

    а) 8,31 Дж/К, б) 8,31 Дж/(моль * К),

    в) 3,81 моль/Дж,

    г) 8,13 Дж/(моль * К).

    6. Какой из методов исследования используется в молекулярной физике?

    а) термодинамический, б) феноменологический, в) статистический, г) механический.

    7. Внутренняя энергия одноатомного идеального газа равна

    8. Второй закон термодинамики сформулировали (независимо друг от друга) два из четырех ниженазванных физика — это

    а) У.Томсон (лорд Кельвин),

    б) Р.Клаузиус, в) Л.Больцман, г) Д.И.Менделеев.

    9. КПД теплового двигателя определяется по формуле.

    10. Одно из основных понятий термодинамики — это

    а) напряжение, б) взаимодействие, в) внутренняя энергия, г) деформация.

    Тесты тура IV.

    1. Отношение модуля силы упругости к площади поперечного сечения тела называется механическим

    а) напряжением, б) сопротивлением, в) сечением, г) коэффициентом.

    2. У каких тел существует строгий порядок в расположении атомов по всему объему?

    а) поликристаллов, б) аморфных, в) монокристаллов, г) сыпучих.

    3. Уравнение состояния идеального газа имеет вид

    4. Кто экспериментально определил среднюю скорость молекул?

    а) О.Штерн, б) И.Ньютон, в) Б.Клапейрон, г) Р.Клаузиус.

    5. Состояние теплового равновесия системы тел характеризует

    а) давление, б) теплоемкость, в) температура, г) количество теплоты.

    6. Первым определил диаметр молекулы австрийский химик и физик

    а) О.Штерн, б) И.Лошмидт, в) У.Томсон, г) Д.Араго.

    7. Графический метод описания тепловых процессов ввел французский физик

    а) Р.Бойлъ, б) Б.Клапейрон, в) Б.Паскаль, г) Ф.Перрен.

    8. Прообраз первого термометра был изобретен

    а) Г.Галилеем, б) А.Цельсием, в) У.Томсоном, г) Г.Фаренгейтом.

    9. Первые научные исследования, объясняющие превращения теплоты в работу, проводил

    а) С.Карно, б) Дж.Уатт, в) И.И.Ползунов, г) М.В.Ломоносов.

    10. Настоящее имя английского физика, известного как граф Румфорд, было

    а) Б.Томпсон, б) Г.Дэви, в) Дж.Уатт, г) Дж.Джоуль.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок-игра по информатике в 6 классе "Путешествие в страну информации"

    Урок-игра с презентацией по УМК Л. Босовой. Повторение и обобщение изученного материала по теме «Кодирование информации. Единицы измерения информации», подготовка к контрольной работе 6 класс....

    Урок-исследование по литературе в 10 классе по теме: "Семантика чисел в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е.Салтыкова-Щедрина

    В материале показано, как можно построить урок-исследование с учащимися 10 класса при изучении творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина....

    Тема урока: «Пути постижения духовной истины в литературе» (урок-семинар по литературе в 10 классе, рассчитанный на 2 урока)

    Урок проводится как урок- обобщение после изучения творчества А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, И.А.Бунина. Мы с учащимися знакомимся с теми периодами жизни писателей, которые раскрыв...

    Урок – мастерская по литературе в 10 классе «Интеллигенция, ее сущность и роль в современном мире»

    Предлагаемая  методическая  разработка содержит материал  для  анализа вопроса  о  месте  и  роли  интеллигенции  в  контексте  времен...

    Разработка урока-игры по ОБЖ в 7 классе. Тема:"Безопасность человека в экстремальной ситуации"

    Урок-игра для 7 класса. Тема урока: "Безопасность человека в экстремальной ситуации"...

    Игра по истории в 10 классе "История России в истории Романовых" - 2014 г.

    Эта игра была проведена к 400-летию Романовых среди команд 10-классников Куйбышевского района городского округа Самара...

    Методическая разработка урока-игры по биологии в 10 классе по теме: «Путешествие по эукариотической клетке»

    Пояснительная записка. В образовательном процессе всё чаще используются нестандартные формы урока. Одной из таких форм является дидактическая игра. От обычной игры дидактическая игра отличается т...