Рабочая программа по физике 10 класс
рабочая программа (физика, 10 класс) по теме
Рабочая программа по физике содержит пояснительную записку, учебно-тематитеский план и поурочное планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_kl._uchebnaya_programma.docx | 52.03 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ «СОШ ст. Курдюм» _____ /______________ / (ФИО) «___» _________ 20__г. | «Утверждаю» Директор МОУ « СОШ ст. Курдюм » ___ /______________ / (ФИО) «___» _________ 20__г. Приказ от _______№ _ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физике 10 класс (базовый уровень)
на 2012-2013 учебный год
Составитель: Киселева Надежда Александровна, учитель физики, 2 квалификационной категории |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Особенностью предмета физики в учебном плане школы является тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
• овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять знания для объяснения физических явлений и свойств вещества; решать простые задачи по физике; оценивать достоверность естественно-научной информации;
• развитие познавательных интересов, мышления и творческих способностей учащихся в процессе приобретения знаний и умений по физике;
• воспитание убеждённости в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации;
• использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерной программы по физике. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 70 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне в 10-м классе ( 2 ч в неделю).
Разделы программы 10 класса традиционны: механика, молекулярная физика и термодинамика, электродинамика.
Главная особенность программы заключается в том, что объединены механические и электромагнитные колебания и волны. В результате облегчается изучение первого раздела «Механика» и демонстрируется еще один аспект единства природы.
Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 6 лабораторных работ, 6 контрольных работ . Тексты лабораторных работ приводятся в учебнике физики для 10 класса.
Учебник включён в Федеральный перечень ( http://www.mon.gov.ru ).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
• Физика и методы научного познания. 1 ч
Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов1. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.
• Механика. 29 ч
Механическое движение. Перемещение. Скорость. Относительность механического движения. Ускорение. Уравнение прямолинейного равномерного и равноускоренного движения. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение.
Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Закон всемирного тяготения. Сила трения. Условия равновесия тел.
Законы сохранения импульса и энергии. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.
Демонстрации (Д). Зависимость траектории от выбора системы отсчёта. Падение тел в воздухе и в вакууме. Явление инерции. Сравнение масс взаимодействующих тел. Второй закон Ньютона. Измерение сил. Сложение сил. Зависимость силы упругости от деформации. Силы трения. Условия равновесия тел. Реактивное движение. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Лабораторные работы (ЛР). Измерение ускорения свободного падения. Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и силы упругости.
• Молекулярная физика. Термодинамика. 18 ч
Основные положения молекулярно-кинетической теории (МКТ) строения вещества и их экспериментальные доказательства. Количество вещества. Модель идеального газа. Изопроцессы в газах. Уравнение состояния идеального газа. Основное уравнение МКТ. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Строение и свойства жидкостей и твёрдых тел. Первый закон термодинамики и его применение к изопроцессам. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Д. Механическая модель броуновского движения. Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объёме. Изменение объёма газа с изменением температуры при постоянном давлении. Изменение объёма газа с изменением давления при постоянной температуре. Кипение воды при пониженном давлении. Устройство психрометра и гигрометра. Явление поверхностного натяжения жидкости. Кристаллические и аморфные тела. Объёмные модели строения кристаллов. Модели тепловых двигателей.
ЛР. Опытная проверка закона Гей-Люссака. Измерение влажности воздуха.
• Электродинамика. 19 ч
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Напряжённость электрического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Электрическая ёмкость. Энергия электрического поля.
Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Электрический ток в разных средах.
Д. Электрометр. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Энергия заряженного конденсатора. Электроизмерительные приборы.
ЛР. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. Изучение последовательного и параллельного соединений проводников.
• Итоговое повторение 3 ч
Формы и средства контроля.
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тематический блок | Количество часов (в год) |
1. | Введение | 1 |
2. | Механика | 29 |
3. | Молекулярная физика. Термодинамика. | 18 |
4. | Электродинамика | 19 |
5. | Итоговое повторение | 3 |
5. | Итого: | 70 |
Календарно-тематический план
№ п\п | Наименование раздела, темы урока. | Кол-во часов по разделу | Кол-во часов по теме | Тип урока | Виды контроля | ИКТ, ТСО | Дата проведения | |
план | факт | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Введение | 1 | |||||||
1 | Вводный инструктаж по ТБ. Методы научного познания. | 1 | Объяснение нового материала | Эксперимен тальные задачи. | Презентации | |||
Механика, 1.Кинематика | 29 10 | |||||||
2 | Механическое движение, виды движений, его харак теристики | 1 | Объяснение нового материала | Фронталь ный опрос | ||||
3 | Скорость. | 1 | Комбиниро ванный | Анализ гра фиков | ||||
4 | Ускорение. | 1 | Комбиниро ванный | Решение задач | ||||
5 | Скорость и перемещение при равнолинейном движении. | 1 | Комбиниро ванный | Тест по фор мулам | ||||
6 | Инструктаж по ТБ. Л.Р. №1«Измерение ускорения тела при прямолинейном равноускоренном движении» | 1 | Урок-практикум | Оформление работы, выводы | ||||
7 | Свободное падение | 1 | Урок изучения нового материала | Решение задач | ||||
8 | Движение тел, брошенных под углом к горизонту | 1 | комбинированный | Разбор задач Физический диктант | ||||
9 | Равномерное движение по окружности | 1 | комбинированный | Решение задач. Беседа | ||||
10 | Центростремительное ускорение | комбинированный | Решение задач. Беседа | |||||
11 | Контрольная работа №1 по теме «Кинематика» | 1 | Урок контроля | Контрольная работа | ||||
2.Динамика | 9 | |||||||
12 | Работа над ошибками. Первый закон Ньютона | 1 | Изучение нового ма териала | Решение задач. Беседа по изученному материалу | ||||
13 | Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона | Комбинированный | Разбор ключевых задач | |||||
14 | Закон всемирного тяготения | 1 | Комбиниро ванный | Физический диктант. Решение задач | ||||
15 | Вес. Невесомость. Перегрузка | 1 | Комбинированный | Решение задач | ||||
16 | Первая космическая скорость | 1 | Комбинированный | Физический диктант. Решение задач. | Презентации | |||
17 | Сила трения | 1 | Объяснение нового материала | Разбор задачи с решением | ||||
18 | Инструктаж по ТБ. ЛР № 2 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести» | 1 | Урок-практикум | Лабораторная работа | ||||
19 | Решение задач по теме: «Динамика». | 1 | Урок обобщения | Решение задач на применение законов динамики. | ||||
20 | КР № 2 по теме «Динамика» | 1 | Урок контроля | Контрольная работа | ||||
3.Статика | 1 | |||||||
21 | Работа над ошибками. Условия равновесия тел | 1 | Комбинированный | Решение качественных задач | ||||
4.Законы сохранения в механике | 9 | |||||||
22 | Импульс тела | 1 | Урок изучения нового материала | Беседа по изученному материалу | ||||
23 | Закон сохранения импульса | 1 | комбинированный | Разбор задачи, фронтальный опрос | ||||
24 | Механическая работа. Мощность | 1 | комбинированный | Тест. Решение задач | ||||
25 | Кинетическая энергия | 1 | комбинированный | Решение задач. Фронтальный опрос | ||||
26 | Потенциальная энергия | 1 | комбинированный | Решение задач | ||||
27 | Работа силы упругости | 1 | комбинированный | Решение задач | ||||
28 | Закон сохранения механической энергии | 1 | Комбинирован- ный | Решение качественных задач | Презентации | |||
29 | Решение задач по теме: «Законы сохранения в механике». | 1 | Урок обобщения | Решение задач. Тест. | ||||
30 | КР № 3 по теме «Законы сохранения в механике» | 1 | Урок контроля | Контрольная работа | ||||
Молекулярная физика.Термодинамика. 5.Молекулярно-кинетическая теория. | 18 1 | |||||||
31 | Работа над ошибками. Молекулы | 1 | Урок изучения нового материала | Беседа по изученному материалу | ||||
6.Свойства газов. | 7 | |||||||
32 | Модель газа | 1 | Урок изучения нового материала | Решение задач | ||||
33 | Изотермический процесс | 1 | Комбинированный | Беседа. Решение задач | ||||
34 | Изобарный и изохорный процессы | 1 | Комбинированный | Решение задач | ||||
35 | Инструктаж по ТБ.ЛР № 3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака» | 1 | Урок практикум | Лабораторная работа | ||||
36 | Уравнение Менделеева - Клапейрона | 1 | Комбинированный | Разбор задачи с решением | ||||
37 | Основное уравнение молекулярно-кинетической теории | 1 | комбинированный | Тест. | ||||
38 | КР № 4 по теме «Основы МКТ» | 1 | Урок контроля | Контрольная работа | ||||
7.Основы термодинамики | 4 | |||||||
39 | Работа над ошибками. Внутренняя энергия и способы её изменения | 1 | Комбинированный | Решение задач | ||||
40 | Первый закон термодинамики | 1 | Комбинированный | Решение задач | ||||
41 | Тепловые двигатели | 1 | Изучение нового материала | Тест | ||||
42 | Проверочная работа по теме: «Основы термодинамики» | 1 | Урок обобщения и контроля полученных знаний | Защита презентаций.Тест | Презентации | |||
8.Свойства твёрдых тел. | 2 | |||||||
43 | Кристаллические и аморфные тела | 1 | Комбинированный | Решение задач | ||||
44 | Плавление, кристаллизация и сублимация твёрдых тел | 1 | Комбинированный | Решение задач | ||||
9. Свойства жидкостей | 4 | |||||||
45 | Структура и свойства жидкости. Поверхностное натяжение жидкости | 1 | Урок изучения нового материала | Фронтальный опрос. | ||||
46 | Смачивание. Капиллярные явления | 1 | комбинированный | Решение задач | ||||
47 | Взаимные превращения жидкостей и газов. Кипение жидкости | 1 | комбинированный | Тест. | ||||
48 | Инструктаж по ТБ. ЛР №4 «Измерение относительной влажности воздуха» | 1 | Урок-практикум | Лабораторная работа | ||||
Электродинамика 10. Электростатика | 20 7 | |||||||
49 | Закон Кулона | |||||||
50 | Напряжённость электрического поля | 1 | комбинированный | Примеры решения задач | Презентации | |||
51 | Работа сил электрического поля | 1 | комбинированный | Решение задач | ||||
52 | Потенциал | 1 | комбинированный | Решение задач. | ||||
53 | Проводники в электрическом поле | 1 | комбинированный | Разбор ключевых задач. | ||||
54 | Электрическая ёмкость | 1 | Урок изучения нового материала | Решение задач | ||||
55 | КР № 5 по теме: «Электростатика». | 1 | комбинированный | Физический диктант. Решение задач | ||||
11.Законы постоянного электрического тока | 7 | |||||||
56 | Работа над ошибками. Электродвижущая сила | 1 | комбинированный | Решение задач. | ||||
57 | Закон Ома | 1 | комбинированный | Решение задач. Фронтальный опрос | ||||
58 | Инструктаж по ТБ. ЛР №5 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» | 1 | Урок-практикум | Лабораторная работа | ||||
59 | Соединение проводников | 1 | комбинированный | Разбор задач | ||||
60 | Инструктаж по ТБ.ЛР № 6 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников» | 1 | Урок-практикум | Лабораторная работа | ||||
61 | Работа и мощность электрического тока | 1 | комбинированный | Решение задач. Беседа | ||||
62 | КР № 6 по теме: «Законы постоянного тока | 1 | Урок контроля | Контрольная работа | ||||
12. Электрический ток в различных средах. | 6 | |||||||
63 | Работа над ошибками. Электропроводность металлов | 1 | комбинированный | Беседа по изученному материалу. Решение задач | ||||
64 | Электрический ток в вакууме | 1 | комбинированный | Фронтальный опрос | ||||
65 | Электропроводность электролитов | 1 | комбинированный | Тест | ||||
66 | Электропроводность газов Полупроводники | 1 | комбинированный | Фронтальный опрос | ||||
67 | Проверочная работа по теме «Электрический ток в различных средах» | Урок контроля | Проверочная работа | |||||
68 | Анализ проверочной работы. Повторение. | |||||||
69 | Повторение темы «Механика» и «Термодинамика» | Урок закрепления | ||||||
70 | Повторение темы «Электродинамика» | Урок закрепления |
Принятые сокращения: КР – контрольная работа; ЛР – лабораторная работа.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса физики 10 класса ученик должен:
• знать/понимать:
– смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле;
– смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, период, частота и амплитуда колебаний, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд, напряжённость электрического поля, разность потенциалов, энергия электрического поля, сила тока;
– смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
– вклад российских и зарубежных учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
• уметь:
– описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твёрдых тел;
– применять полученные знания для решения несложных задач;
– отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных;
– приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике– воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, интернете, научно-популярных статьях;
• использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
– оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
– рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Учебно – методический комплект ученика
1. Сборник задач по физике А.П. Рымкевич М Просвещение 1994.
2. Учебник по физике Тихомирова С.А., Яворский Б.М. Физика-10. – М.: Мнемозина, 2009.
3. Тихомирова С.А. Физика-10. Рабочая тетрадь. – М.: Мнемозина, 2009.
Учебно – методический комплект учителя
1. Программы для общеобразовательных учреждений Физика Астрономия 7-11.М Дрофа 2009.
2. Учебник по физике Тихомирова С.А., Яворский Б.М. Физика-10. – М.: Мнемозина, 2009.
3. Тихомирова С.А. Физика-10. Рабочая тетрадь. – М.: Мнемозина, 2008
4. Справочник по физике и технике М.: Просвещение 1989.
5. Физика справочник школьника А. Барашков «Слово» 1995.
6. Сборник задач по физике А.П. Рымкевич М Просвещение 1994.
7. Тихомирова С.А. Программа и планирование. Физика-10–11. – М.: Мнемозина, 2008.
8. Дидактический материал по физике 10-11 Кабардин А.В.. Просвещение 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...