Рабочая программа по физике 10 класс
рабочая программа (физика, 10 класс) по теме

Киселёва Надежда Александровна

Рабочая программа по физике содержит пояснительную записку, учебно-тематитеский план и поурочное планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_kl._uchebnaya_programma.docx52.03 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ «СОШ ст. Курдюм»

_____ /______________ /

(ФИО)

«___» _________ 20__г.

«Утверждаю»

Директор МОУ « СОШ ст. Курдюм »

___ /______________ /

(ФИО)

«___» _________ 20__г.

Приказ от _______№ _

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике 10 класс (базовый уровень)

на  2012-2013 учебный год

Составитель:

Киселева Надежда Александровна,

учитель физики, 2 квалификационной  категории

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

           Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

           Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

          Особенностью предмета физики в учебном плане школы является тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять знания для объяснения физических явлений и свойств вещества; решать простые задачи по физике; оценивать достоверность естественно-научной информации;
развитие познавательных интересов, мышления и творческих способностей учащихся в процессе приобретения знаний и умений по физике;
воспитание убеждённости в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации;
использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

        Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерной программы по физике. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит  70 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне в 10-м классе ( 2 ч в неделю).

     Разделы программы 10 класса традиционны: механика, молекулярная физика и термодинамика, электродинамика.

Главная особенность программы заключается в том, что объединены механические и электромагнитные колебания и волны. В результате облегчается изучение первого раздела «Механика» и демонстрируется еще один аспект единства природы.

       Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

   Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 6 лабораторных работ, 6 контрольных работ .  Тексты лабораторных работ приводятся в учебнике физики для 10 класса.        

Учебник включён в Федеральный перечень ( http://www.mon.gov.ru ).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Физика и методы научного познания. 1 ч
Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы.
Моделирование физических явлений и процессов1. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

Механика. 29 ч
Механическое движение. Перемещение. Скорость. Относительность механического движения. Ускорение. Уравнение прямолинейного равномерного и равноускоренного движения. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение.
Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Закон всемирного тяготения. Сила трения. Условия равновесия тел.
Законы сохранения импульса и энергии.
Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.
Демонстрации
(Д). Зависимость траектории от выбора системы отсчёта. Падение тел в воздухе и в вакууме. Явление инерции. Сравнение масс взаимодействующих тел. Второй закон Ньютона. Измерение сил. Сложение сил. Зависимость силы упругости от деформации. Силы трения. Условия равновесия тел. Реактивное движение. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Лабораторные работы
(ЛР). Измерение ускорения свободного падения. Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и силы упругости.

Молекулярная физика. Термодинамика. 18 ч
Основные положения молекулярно-кинетической теории (МКТ) строения вещества и их экспериментальные доказательства. Количество вещества. Модель идеального газа. Изопроцессы в газах. Уравнение состояния идеального газа. Основное уравнение МКТ. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Строение и свойства жидкостей и твёрдых тел. Первый закон термодинамики и его применение к изопроцессам.
Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Д. Механическая модель броуновского движения. Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объёме. Изменение объёма газа с изменением температуры при постоянном давлении. Изменение объёма газа с изменением давления при постоянной температуре. Кипение воды при пониженном давлении. Устройство психрометра и гигрометра. Явление поверхностного натяжения жидкости. Кристаллические и аморфные тела. Объёмные модели строения кристаллов. Модели тепловых двигателей.
ЛР. Опытная проверка закона Гей-Люссака. Измерение влажности воздуха.

Электродинамика. 19 ч
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Напряжённость электрического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Электрическая ёмкость. Энергия электрического поля.
Электрический ток. Закон Ома для полной цепи.
Электрический ток в разных средах.
Д. Электрометр. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Энергия заряженного конденсатора. Электроизмерительные приборы.

ЛР. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. Изучение последовательного и параллельного соединений проводников.

• Итоговое повторение  3  ч

Формы и средства контроля.

        

 Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тематический блок

Количество часов (в год)

1.

Введение

1

2.

Механика

29

3.

Молекулярная физика. Термодинамика.

18

4.

Электродинамика

19

5.

Итоговое повторение

3

5.

Итого:

70

Календарно-тематический план

п\п

Наименование раздела, темы урока.

Кол-во часов по разделу

Кол-во часов по теме

Тип урока

Виды контроля

ИКТ,

ТСО

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Введение

1

1

Вводный инструктаж по ТБ.

Методы научного познания.

1

Объяснение нового материала

Эксперимен

тальные     задачи.

Презентации

Механика,

1.Кинематика

29

10

2

Механическое движение,

виды движений, его харак

теристики

1

Объяснение нового материала

Фронталь

ный опрос

3

Скорость.

1

Комбиниро

ванный

Анализ гра

фиков

4

Ускорение.

1

Комбиниро

ванный

Решение задач

5

Скорость и перемещение при равнолинейном движении.

1

Комбиниро

ванный

Тест по фор

мулам

6

Инструктаж по ТБ. Л.Р. №1«Измерение ускорения тела при прямолинейном равноускоренном движении»

1

Урок-практикум

Оформление работы, выводы

7

Свободное падение

1

Урок изучения нового материала

Решение задач

8

Движение тел, брошенных под углом к горизонту

1

комбинированный

Разбор задач

Физический диктант

9

Равномерное движение по окружности

1

комбинированный

 Решение задач. Беседа

10

Центростремительное ускорение

комбинированный

Решение задач.

Беседа

11

Контрольная работа №1 по теме «Кинематика»

1

Урок контроля

Контрольная работа

2.Динамика

9

12

Работа над ошибками. Первый закон Ньютона

1

Изучение нового ма

териала

Решение задач. Беседа по изученному материалу

13

Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона

Комбинированный

Разбор ключевых задач

14

Закон всемирного тяготения

1

Комбиниро

ванный

Физический диктант.

Решение задач

15

Вес. Невесомость. Перегрузка

1

Комбинированный

Решение задач

16

Первая космическая скорость

1

Комбинированный

Физический диктант. Решение задач.

Презентации

17

Сила трения

1

Объяснение нового материала

Разбор задачи с решением

18

Инструктаж по ТБ.

ЛР № 2 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести»

1

Урок-практикум

Лабораторная работа

19

Решение задач по теме: «Динамика».

1

Урок обобщения

Решение задач на применение законов динамики.

20

КР № 2 по теме «Динамика»

1

Урок контроля

Контрольная работа

3.Статика

1

21

Работа над ошибками. Условия равновесия тел

1

Комбинированный

Решение качественных задач

4.Законы сохранения в механике

9

22

Импульс тела

1

Урок изучения нового материала

Беседа по изученному материалу

23

Закон сохранения импульса

1

комбинированный

Разбор задачи, фронтальный опрос

24

Механическая работа. Мощность

1

комбинированный

Тест. Решение задач

25

Кинетическая энергия

1

комбинированный

Решение задач. Фронтальный опрос

26

Потенциальная энергия

1

комбинированный

Решение задач

27

Работа силы упругости

1

комбинированный

Решение

задач

28

Закон сохранения механической энергии

1

Комбинирован-

ный

Решение качественных задач

Презентации

29

Решение задач по теме: «Законы сохранения в механике».

1

Урок обобщения

Решение

задач. Тест.

30

КР № 3 по теме «Законы сохранения в механике»

1

Урок контроля

Контрольная работа

Молекулярная физика.Термодинамика.

5.Молекулярно-кинетическая теория.

18

1

31

Работа над ошибками. Молекулы

1

Урок изучения нового материала

Беседа по изученному материалу

6.Свойства газов.

7

32

Модель газа

1

Урок изучения нового материала

Решение задач

33

Изотермический процесс

1

Комбинированный

Беседа. Решение задач

34

Изобарный и изохорный процессы

1

Комбинированный

Решение задач

35

Инструктаж по ТБ.ЛР № 3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака»

1

Урок практикум

Лабораторная работа

36

Уравнение Менделеева - Клапейрона

1

Комбинированный

Разбор задачи с решением

37

Основное уравнение молекулярно-кинетической теории

1

комбинированный

Тест.

38

КР № 4 по теме «Основы МКТ»

1

Урок контроля

Контрольная работа

7.Основы

термодинамики

4

39

Работа над ошибками. Внутренняя энергия и способы её изменения

1

Комбинированный

Решение задач

40

Первый закон термодинамики

1

Комбинированный

Решение задач

41

Тепловые двигатели

1

Изучение нового материала

Тест

42

Проверочная работа по теме: «Основы термодинамики»

1

Урок обобщения и контроля полученных знаний

Защита презентаций.Тест

Презентации

8.Свойства твёрдых тел.

2

43

Кристаллические и аморфные тела

1

Комбинированный

Решение задач

44

Плавление, кристаллизация и сублимация твёрдых тел

1

Комбинированный

Решение задач

9. Свойства жидкостей

4

45

Структура и свойства жидкости. Поверхностное натяжение жидкости

1

Урок изучения нового материала

Фронтальный опрос.

46

Смачивание. Капиллярные явления

1

комбинированный

Решение задач

47

Взаимные превращения жидкостей и газов. Кипение жидкости

1

комбинированный

Тест.

48

Инструктаж по ТБ. ЛР №4

«Измерение относительной влажности воздуха»

1

Урок-практикум

Лабораторная работа

Электродинамика

10. Электростатика

20

7

49

Закон Кулона

50

Напряжённость электрического поля

1

комбинированный

Примеры решения задач

Презентации

51

Работа сил электрического поля

1

комбинированный

Решение задач

52

Потенциал

1

комбинированный

Решение задач.

53

Проводники в электрическом поле

1

комбинированный

Разбор ключевых задач.

54

Электрическая ёмкость

1

Урок изучения нового материала

Решение задач

55

КР № 5  по теме: «Электростатика».

1

комбинированный

Физический диктант. Решение задач

11.Законы постоянного электрического тока

7

56

Работа над ошибками. Электродвижущая сила

1

комбинированный

Решение задач.

57

Закон Ома

1

комбинированный

Решение задач. Фронтальный опрос

58

Инструктаж по ТБ. ЛР №5

«Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

1

Урок-практикум

Лабораторная работа

59

Соединение проводников

1

комбинированный

Разбор задач

60

Инструктаж по ТБ.ЛР № 6

«Изучение последовательного и параллельного соединения проводников»

1

Урок-практикум

Лабораторная работа

61

Работа и мощность электрического тока

1

комбинированный

Решение задач. Беседа

62

КР № 6 по теме: «Законы постоянного тока

1

Урок контроля

Контрольная работа

12. Электрический ток в различных средах.

6

63

Работа над ошибками. Электропроводность металлов

1

комбинированный

Беседа по изученному материалу. Решение задач

64

Электрический ток в вакууме

1

комбинированный

Фронтальный опрос

65

Электропроводность электролитов

1

комбинированный

Тест

66

Электропроводность газов

Полупроводники

1

комбинированный

Фронтальный опрос

67

Проверочная работа по теме «Электрический ток в различных средах»

Урок контроля

Проверочная работа

68

Анализ проверочной работы. Повторение.

69

Повторение темы «Механика» и «Термодинамика»

Урок закрепления

70

Повторение темы «Электродинамика»

Урок закрепления

Принятые сокращения: КР – контрольная работа; ЛР – лабораторная работа.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения курса физики 10 класса ученик должен:

знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле;
смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, период, частота и амплитуда колебаний, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд, напряжённость электрического поля, разность потенциалов, энергия электрического поля, сила тока;
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
вклад российских и зарубежных учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь:
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твёрдых тел;

применять полученные знания для решения несложных задач;
отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных;
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике– воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
– оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
– рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Учебно – методический комплект ученика

1.        Сборник задач по физике А.П. Рымкевич  М Просвещение 1994.

2.        Учебник по физике Тихомирова С.А., Яворский Б.М. Физика-10. – М.: Мнемозина, 2009.

3.        Тихомирова С.А. Физика-10. Рабочая тетрадь. – М.: Мнемозина, 2009.

Учебно – методический комплект учителя

1.        Программы для общеобразовательных учреждений Физика Астрономия 7-11.М Дрофа 2009.

2.        Учебник по физике Тихомирова С.А., Яворский Б.М. Физика-10. – М.: Мнемозина, 2009.

3.        Тихомирова С.А. Физика-10. Рабочая тетрадь. – М.: Мнемозина, 2008

4.        Справочник по физике и технике М.: Просвещение 1989.

5.        Физика справочник школьника А. Барашков «Слово» 1995.

6.        Сборник задач по физике А.П. Рымкевич  М Просвещение 1994.

7.         Тихомирова С.А. Программа и планирование. Физика-10–11. – М.: Мнемозина, 2008.

8.        Дидактический материал по физике 10-11 Кабардин А.В.. Просвещение 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...