КВН: "Электрические явления. Закон Ома"
методическая разработка по физике (8 класс) на тему

КВН "Электрические явления. Закон Ома" можно провести как внеклассное мероприятие на уроке физики. Время проведения - 45 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvn.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Дмитровская средняя школа №3

с углубленным изучением отдельных предметов

Внеклассное мероприятие по физике

КВН «Электрические явления. Закон Ома»

                           Подготовила учитель физики: Денисова А.В.

Дмитров 2011


  1. РАЗМИНКА.

1. Первой команде дан атом лития , второй команде атом титана . Назовите частицы, которые входят в состав атома и его ядра.  

Отв. Литий: 3 электрона, 3 протона и 4 нейтрона.

         Титан: 48 частиц; 22 электрона, 22 протона и 26 нейтронов.

  1. Какой знак заряда каждого шарика?

Отв. 1–положит.                                 Отв. 1 и  2 отрицат.

         2–отрицат.

  1. Внимательно посмотрите опыты.

Демонстрация 1: Коснуться рукой шара заряженного электроскопа. Электроскоп разрядили.

А теперь ответьте на вопрос: Можно ли  говорить о наличии электрического тока в стержне электроскопа при его разрядке?

Демонстрация 2: Можно ли утверждать, что между шариками разрядника  электрофорной машины существует электрический ток?

     

Отв. Да, так как существует направленное движение заряженных частиц.

КОНКУРС КАПИТАНОВ

Ведущие читают стихотворение Н. Гумилёва « Капитаны »

КАПИТАНЫ

На полярных морях и на южных,

По изгибам зелёных зыбей,

Меж базальтовых скал и жемчужных

Шелестят паруса кораблей.

Быстрокрылых ведут капитаны —

Открыватели новых земель,

Для кого не страшны ураганы,

Кто изведал мальстремы и мель.

Кто иглой на разорванной карте

Чья не пылью затерянных хартий —

Солью моря пропитана грудь,

Отмечает свой дерзостный путь.

И, взойдя на трепещущий мостик,

Вспоминает покинутый порт,

Отряхая ударами трости

Клочья пены с высоких  ботфорт.

Или,  бунт на борту обнаружив,

Из–за пояса рвёт пистолет,

Так что сыпется золото с кружев.

С розоватых брабантских манжет.

Пусть безумствует море и хлещет,

Гребни волн поднялись в небеса —

Ни один пред грозой не трепещет,

Ни один не свернёт паруса.

Задания капитанам:

  1. Какие из перечисленных веществ относятся к проводникам?

Эбонит,  сталь, стекло, железо, вода, шёлк.

       Какие из перечисленных веществ относятся к диэлектрикам?

       Резина, медь, пластмасса, сталь, дерево, вода.

2.  Сколько миллиампер в 0.25 А?               Отв.(250 мА)

     Сколько вольт в 0.75 кВ?                        Отв.(750 В)

3.Упорядоченным движением каких частиц создаётся ток в металлах?              (Отв: электронов)

   Упорядоченным движением каких частиц создаётся эл. ток в растворах электролитов?    ( Отв: положительных и отрицательных ионов.)

а) положительные ионы; б)отрицательные ионы; в) электроны; г) положительные и отрицательные ионы и электроны; д) положительные и отрицательные ионы.

  1. Какой формулой выражается: закон Ома для участка цепи;   мощность электрического тока.                                                                Прочитайте грамотно эту формулу.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ТУР

РАССКАЗ ВЕДУЩИХ ОБ  А.Н.ЛОДЫГИНЕ.  Включаем лампочку.

«ЛАМПОЧКА ЛОДЫГИНА»

Ученик 1. Мы приглашаем всех присутствующих на публичную демонстрацию электрического освещения по способу Лодыгина. 7 Августа 1873 года впервые такая демонстрация  была проведена в Петербургском технологическом институте.

   Чтобы создать иллюзию освещения тех лет. зажжём в классе только одну лампочку.

Ученик 2. Однако годом изобретения первой лампочки накаливания принято считать публичную демонстрацию не в техническом институте, а на полигоне Волково поле в Петербурге в 1870 г.

   На Волковом поле 5 ноября 1870 г. от 20 ч до 22 ч проводились опыты над применением электрического освещения в военном деле. Электротехник Н. В. Попов вспоминает об этих опытах: ” В то время я был гимназистом 3–го класса. Не помню. Из каких источников. вероятно из газет. я узнал. что 5 ноября вечером где-то на Песках, будут показаны опыты электрического освещения лампами Лодыгина. Я страстно желал увидеть этот новый электрический свет. На Преображенский  плац я пришёл вместе с отцом. Там было много народа. Все хотели  увидеть электрический свет. в двух уличных фонарях керосиновые лампы были заменены лампами накаливания. изливавшими яркий белый свет. Масса народа любовалась этим освещением, этим огнём с неба. Многие принесли с собой газеты и сравнивали расстояния, на которых можно читать при керосиновом освещении и при электрическом”.

Ученик 1. Изобретателем первой электрической лампы, “фонаря для накаливания током”, является русский электротехник Александр Николаевич Лодыгин.

Ученик 2. Я познакомлю с устройством лампочки Лодыгина. Между концами толстой медной проволоки укреплён стерженёк из ретортного угля. Этот уголёк накаливания находился в герметически закупоренном сосуде. Воздух из баллона не выкачивался. При прохождении тока уголёк накаливался. часть его сгорала в кислороде, а остальной уголёк продолжал давать свет. находясь в среде азота и углекислоты. продолжительность горения такой лампочки при первоначальной её конструкции была всего 30 мин. чтобы увеличить срок службы лампочки. Лодыгин вводит в баллон два и более угольков.

Ученик 1 .Судьба этого изобретения полна драматических моментов. Его история — история человеческой жизни. Она содержит много трагических  моментов, но и не мало увлекательного.

  Накаливанием током занимались в то время англичанин Деви, американец Эдисон, француз Шанжи. Лодыгин первым выкачал воздух из стеклянной колбы, первым пришёл к лампе накаливания. Он получает Ломоносовскую премию, организует собственное дело, производит публичные демонстрации. Однако компания,  в которой он состоял, своими операциями губит дело. Нет средств продолжать экспериментальные исследования. Между тем практический гений — американец Эдисон быстро понял, что это очень серьёзное изобретение, и что это большие деньги. Он развернул массовое производство, построил заводы в США, Германии, Франции, Италии, судился с конкурентами и совершенствовал лампу.

Ученик 2. Судьба Лодыгина печальна. В 1884 г. Александр Николаевич уезжает в Париж, надеясь там открыть своё дело по производству ламп. Но у него нет связей. Через четыре года он переезжает в Америку. Вновь первым открывает способности электрической нити, но не он —  великий изобретатель. Вскоре Лодыгин возвращается в Париж, занимается автомобильным производством, и опять дело не идёт, и снова Америка, и снова Россия. Замышлял строительство электростанции, но безуспешно.

В 1916 г. он приехал в США уже усталым человеком. Вскоре из России пришли необыкновенные вести: революция, электрификация. Нужна молодость и сила. Но молодость прошла, и сил уже не было.

Ученик 1. В 1923 г. советские инженеры отметили 50 – летие первых опытов Лодыгина,  его избрали почётным членом общества русских электротехников. Приветственное письмо опоздало: он умер 16 марта 1923 г.

Задание командам:

а) Измерить мощность электрической лампочки.

б) Измерить сопротивление электрической лампочки.

Приборы подобрать самостоятельно.

ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ: решить количественную задачу.

Определить силу тока в проводнике длиной 100 м. и сечением 0,5 мм2.

Этот проводник выполнен из меди и включен в цепь таким образом, что на его концах электрическое напряжение 6,8 В.

КОНКУРС:  НАЙДИТЕ ОШИБКУ

Командам даётся схема с ошибкой. (Розетка должна всегда быть под напряжением, а выключатель отключает её от источника электричества)

Правильная схема.

Ведущие благодарят всех участников и поздравляют победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электрические явления и законы постоянного тока

Учебно-методическая разработка “Электрические явления и законы постоянного тока” предназначена для учащихся 8 класса и старшеклассников с целью:- сформулировать понятия о природе электрического тока, ...

Методическая разработка урока в 8 классе "Электрические явления. Постоянный электрический ток"

Цель: выяснить физическую природу электрического тока, а также способствовать продуктивной работе учащихсяЗадачи:-формирование единых взглядов на природу электрического тока в соответствии с законами ...

Объяснение электрических явлений. Напряженность электрического поля. Действие электрического поля на заряды.

Разработка урока по физике для 8 класса, с использованием системно-деятельностного подхода обучения.  Конспект урока соответствует ФГОС....

Контрольная работа по темам «Электрические явления», «Электромагнитные явления», «Световые явления»

Контрольная работа направлена на контроль знаний учащихся по темам «Электрические явления», «Электромагнитные явления», «Световые явления» состоит из задач разного уровня сложности. Предлагается два в...

Урок- турнир на тему: «Электрический ток, электрические явления».

Цели урока:образовательные: повторить и обобщить знания по данной теме, показать применение знаний на практике.развивающие: способствовать развитию интеллектуальных умений через решение физических зад...