Урок- турнир на тему: «Электрический ток, электрические явления».
материал по физике (9 класс) на тему

Хайруллина Руфия Талгатовна

Цели урока:

  • образовательные: повторить и обобщить знания по данной теме, показать применение знаний на практике.
  • развивающие: способствовать развитию интеллектуальных умений через решение физических задач и проведение экспериментов, требующих логического мышления; развивать активность и самостоятельность, пробудить у учащихся стремление к творчеству.
  • воспитательные: прививать любовь к предмету, воспитывать культуру труда, способствовать воспитанию соблюдения техники безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_elektricheskiy_tok.doc158.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №124 Советского района

 г. Казани

Урок- турнир на тему:

«Электрический ток, электрические явления»

Учитель физики  и информатики: Хайруллина Руфия Талгатовна.

Казань

2018 год

Урок-турнир.

Тема урока:       «Электрический ток, электрические явления».

Цели урока:

  • образовательные: повторить и обобщить знания по данной теме, показать применение знаний на практике.
  • развивающие: способствовать развитию интеллектуальных умений через решение физических задач и проведение экспериментов, требующих логического мышления; развивать активность и самостоятельность, пробудить у учащихся стремление к творчеству.
  • воспитательные: прививать любовь к предмету, воспитывать культуру труда, способствовать воспитанию соблюдения техники безопасности.

Оборудование:

  • компьютер, проектор;
  • источник тока, вольтметр, амперметр, 2 резистора, ключ, соединительные провода;
  • 2 схемы на слайдах;
  • электробытовые приборы (электроплитка, фен, кипятильник);
  • карточка – памятка по технике безопасности;
  • плакат с девизом урока “Не подумав, не отвечай”.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: урок-турнир.

За 7-10 дней вывешиваю вопросы по этой теме, задачи повышенной трудности и задачи экспериментальные. Заранее класс делиться на 2 команды и дается им домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Учитель: Сегодня мы проведем урок – турнир по теме “ Электрический ток, электрические явления”. Обобщим знания по данной теме и помощниками будут члены жюри. Давайте выберем с каждой команды экспериментаторов, теоретиков и знатоков формул.

Условия турнира.

  1. Правильный ответ будет оцениваться пятью баллами.
  2. Если команда не справляется с предложенным заданием, зато его успешно выполняет другая команда, то жюри присуждает дополнительные баллы второй команде.
  3. За нарушение дисциплины жюри может снять баллы со счета команды.
  4. Судить турнир будут  завуч школы, учителя физики.
  5. Результаты конкурсов заносятся в экран турнира.

Обратите внимание на девиз урока: “ Не подумав, не отвечай !”.

II. Актуализация опорных знаний

 1. Тест- заявка на турнир(Супертест).

1. Электрическим током называется:

А) упорядоченное движение заряженных частиц; Б) движение молекул; В) движение атомов. Ответ: А)

2. Единица измерения силы тока: А) Ватт; Б) Вольт; В) Ампер. Ответ: В)

3. Закон Ома для участка цепи:

А) U=R/ I; Б) I = U / R. В) I = R/ U Ответ: Б)

4. На графике представлены зависимости силы тока от напряжения для двух резисторов.

Сопротивление, какого резистора меньше? 

А) 2; Б) 1; В) Сопротивления обоих резисторов одинаковы. Ответ: Б)

5. Какой прибор включают в сеть параллельно:

А) Вольтметр;

Б) Реостат;

В) Амперметр.

Ответ: А)

Учитель: Заявка сделана, приступаем к турниру.

2.        Конкурс на лучшего знатока формул.

Из каждой группы выходят ученики, пишут на доске формулы по этой теме.

Потом дополняется остальными учащимися.

     3. Теоретикам предлагаю задачи по электрическим приборам   с практическим значением.

1. Предлагаю электроприборы: фен, плитку, кипятильник. Найти по паспорту приборов их мощность. Определить работу тока за 10 мин.

(К доске вызываю по желанию 3 ученика. Каждый берет электроприбор и решает задачу у доски).

2. Физические приборы (вольтметр и амперметр). Рассказать все о приборе.

1) Что это за прибор?

2) Условное обозначение.

3) Как включают данный прибор?

4) Определить цену деления шкалы прибора.

5) Предел измерения прибора.

6) Какую физическую величину можно измерить с помощью этого прибора.

3. Работа по рисункам.

1) Определите цену деления шкалы вольтметра, изображенного на рисунке 1.

Какое напряжение он показывает? (2,8 В)

2)Определите цену деления шкалы амперметра, изображенного на рисунке 2.

Какую силу тока он показывает? (0,55 А)

                                           Рис. 1                    Рис.2

4. Экспериментаторам раздаю черные ящики. Определить, в каком ящике 2 резистора по 2 Ом соединены последовательно, а в каком параллельно.

Каждой группе даю нужное оборудование: амперметр, вольтметр, реостат, соединительные провода, источник тока, черный ящик. Измеряют силу тока и напряжение. Определяют общее сопротивление. Находят, чему равняется общее сопротивление при последовательном и при параллельном соединении.

                    R=1

при параллельном, а при последовательном R = R1 + R2; R = 2 + 2 = 4 (Ом).

Сравнивая, делают выводы и выступают перед классом тем, что они делали.

  1. Даю 2 схемы на слайдах. Определить, в каком случае соединение правильное.

Рис. 1.

          а)                                                                 б)

  1. В каком случае лампочки будут гореть ярче.

Рис. 2.

7. Теоретики покажут решения своих задач

Затем     подводят    итоги    конкурса    среди    теоретиков    и определяются победители конкурса.

8. Учитель: В жизни имеем дело с множеством электрических приборов.

Каждый, встречающийся с электрическими установками должен ясно представлять опасность, связанную с электрическим током, неуклонно выполнять требования правил безопасности труда и поражения током, уметь оказывать пострадавшему помощь.

Какая сила тока считается безопасной для человека? (около 1 мА)

Какая сила тока приводит к серьезным поражениям? (10 мА)

Какая сила тока опасна для человека? (более 100 мА)

Высокое напряжение опасно для жизни.

Какое напряжение считается безопасным в сыром помещении? (до 12 В),

И какое напряжение считается безопасным в сухом помещении в сухом помещении? (до 36 В)

Каждому ученику раздаю карточку-памятку по ТБ.

 «Действие электрического тока на тело человека».

Ток, который протекает по телу человека, определяется законом Ома, а значит, зависит от приложенного напряжение и от сопротивления тела: сопротивление кожи при точечном контакте является определяющим фактором, который ограничивает ток. При высоких частотах более существенным фактором является внутреннее сопротивление тела. Следовательно, в большинстве случаев ток, протекающий через тело, в основном зависит от состояния тела в точке контакта. Сухая кожа будет обладать низким сопротивлением, так как ионы, находящиеся во влаге, обеспечат беспрепятственное прохождение тока в тело. При сухой коже сопротивление между крайними точками может быть равно 10 Ом. Полное сопротивление тела между обычными потными руками равно 1500 Ом. Максимальные токи будут равны

Наиболее чувствительными к электрическому току являются мозг, грудные мышцы и нервные центры, которые контролируют дыхание и сердце.

 «Поражение током в быту и первая помощь пострадавшему».

Токи, величины которых недостаточны, чтобы вызвать желудочковые фибрилляции, могут привести к остановке дыхания, парализуя действия нервных центров, контролирующих легкие. Этот эффект сохраняется даже после прерывания тока. Дыхательный паралич в теле может возникнуть от токов, величины которых лежат в диапазоне от 25 до 100 мА. Даже токи значением 10 мА могут сократить грудные мышцы так, что дыхание прекратится.

Возможность электрического тока существует во многих повседневных ситуациях. Источниками смертельных ударов током являются электрические устройства, которые собраны неправильно или неаккуратно, или же использующиеся не по назначению.

     При всех несчастных случаях, прежде всего, необходимо освободить человека от дальнейшего воздействия на него электрического тока.

При низком напряжении можно воспользоваться сухой палкой, доской, веревкой, одеждой или другими сухими изоляторами. Нельзя пользоваться металлическими или мокрыми предметами. Ни в коем случае нельзя работать неизолированными руками: в противном случае вы тоже окажетесь в этой цепи и не сможете освободиться. Для изоляции себя от земли и от пострадавшего желающий помощь может надеть резиновую обувь, встать на сухую доску.

Пострадавшему надо дать полный покой расстегнуть пояс и одежду: необходимо дать понюхать нашатырный спирт, а также растереть и согреть тело.

Если пострадавший не подает признаков жизни, следует применять приемы искусственного дыхания и массаж сердца. В любом случае при поражении электрическим током надо вызвать врача.

Итог урока: Прошу членов жюри ознакомить результатом турнира. Оцениваю учащихся по количеству, набранных баллов. Благодарю ребят за урок.

Домашнее задание: повторить главу «Электрический ток, электрическое явление».

    Литература: 

  1. Перышкин А.В. Физика. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 6 изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018
  2. Павленко Н.И., Павленко К.П. Тестовые задания по физике, 8. – М.: Школьная пресса, 2011.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - турнир. По теме: Линейная функция и ее графики.

Систематизировать и обобщить знания учащихся по данной теме. Показать связь с другими предметами.Продолжить формирование познавательной активности, умения логически мыслить.Продолжить формирование «гр...

УРОК-ТУРНИР ПО ТЕМЕ «НАРЕЧИЯ»

УРОК-ТУРНИР ПО ТЕМЕ «НАРЕЧИЯ» представляет собой игру с тестовыми заданиями....

Презентация к уроку -Турнир знаний. тема "Формулы сокращенногоумножения"

       На уроке - Турнир знаний для 7 классов по теме "Формулы сокращенного умножения" все этапы турнира, были представлены  красочной, интересной презентацией....

Технологическая карта урока химии по теме "Физические и химические явления. Химические реакции" в свете требований ФГОС

Предлагаемая технологическая карта урока химии по теме "Физические и химические явления. Химические реакции" может быть использована учителем , в связи с новыми требованиями и введением ФГОС .Новые тр...

Инструкция по технике безопасности при работе с применением электрической дрели, электрического лобзика, электрической шлифовальной машины в кабинете ТО «Умелые руки»

Инструкция по технике безопасности при работе с применением электрической дрели, электрического лобзика, электрической шлифовальной машины в кабинете ТО «Умелые руки»...

Технологическая карта урока физики по теме «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца»

Технологическая карта урока физики по теме «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца»...