Изучение темы: "Гармонические колебания" в 11 классе с точки зрения требований к современному уроку.
методическая разработка по физике (11 класс) по теме

Хабарова Ольга Николаевна

Образовательный стандарт по физике предусматривает формирование у школьников общеучебных умений, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, одной из которых является знаниевая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_urok_fiziki.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение темы: «Гармонические колебания»  в 11 классе с точки зрения требования к современному уроку.

Автор-составитель: Хабарова  О.Н. учитель - физики МОБУ гимназии№24 г. Благовещенска  Амурской области.

Образовательный стандарт по физике предусматривает формирование у школьников общеучебных  умений, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, одной из которых является знаниевая. Он ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Для выполнения этого требования стандарта нужно не сообщать школьникам систему готовых знаний, а организовать виды деятельности. Учитель должен контролировать не запоминание текста учебника, а правильные, успешные действия ученика. Исходя из образовательного стандарта по физике, современный урок физики должен обеспечивать формирование у учащихся:

а) Познавательной деятельности;

б) Информационно-коммуникативной деятельности;

в) Рефлексивной деятельности;

г) Освоение научного метода познания;

Это значит, что урок должен быть организован по технологии развивающего обучения, на котором реализуется деятельностный  подход к обучению. Другими словами, учебный процесс должен отражать структуру деятельности –

 Потребность –мотив –цель –действия самоконтроль-самооценка

Поэтому в современном уроке очень важно соблюдать три этапа:

1) Мотивационный этап, на котором создаётся проблемная ситуация, которая выводит учащихся на осознанное целеполагание. Это помогает ученикам чётко и ясно понимать смысл целей урока, значит работать продуктивно.

2) Операционно-исполнительский этап, на котором максимально организуется самостоятельная работа учащихся по открытию новых знаний. На этом этапе открываются, осваиваются учащимися способы деятельности, ученик становится способным, а значит успешным.

3) Рефлексивно-оценочный этап, на котором каждый ученик проводит самооценку собственной деятельности, каждый ученик осознает собственное продвижение, собственный прирост знаний.

Работая длительное время в классах физико-математического профиля, в основном, в 10-11 классах, когда ученики осознанно приходят получать знания, предварительно выбрав свой профиль обучения, я пришла к такой форме проведения уроков.

Например: В 11 классе по теме «Гармонические колебания» я предлагаю ученикам уравнение  х=0,2sin(2πt + ), сопровождая его вопросами: «Что это? Что можно с ним сделать?» Появляется цель: определить всё, что можно из этого уравнения, используя физические понятия. Начинается творческий поиск.

Используя уравнение гармонических колебаний  Х = Аsin(t +) учащиеся определяют:

амплитуду колебания А = 0,2 (м)

циклическую частоту  ()

фазу колебания = (рад)

начальную фазу колебания  =  (рад)

период колебания T =  (с)

частоту колебания V =  ( V=1 Гц

Используя понятие производной сложной функции, ученики определяют:

амплитуду скорости  =)  ()

амплитуду ускорения  =А ()  ()

записывают уравнение для скорости ѵ=                      ѵ=0,4π cos  (2πt +) и ускорения а=-sin(𝝎t+) , а=-8sin(2πt+)

Затем строятся графики зависимости координаты от времени, скорости от времени, ускорения от времени.

Из предложенного уравнения учащиеся могут определить 13 неизвестных величин, включая графики. И когда вижу, что темп творческого поиска несколько поубавился, добавляю к условию задачи массу тела. Темп вновь возрастает.

1) Кинетическая энергия Wк =

2) Жёсткость пружины K =

3) Максимальная потенциальная энергия упругой деформации  =

4) Полная энергия колебательной системы W= Wк =

5) Сила, вызывающая колебания F = ma ,   F = msin(t +)

6) Импульс тела P = mѵ   P = mt + )

Неизвестных величин уже 19.

И на завершающем этапе урока предлагаю ученикам определить значения физических величин в конкретный момент времени. Это сила, импульс, координата, скорость, ускорение. Всего неизвестных величин 24 и это за один урок.

К какому выводу приходят ученики?

Во первых: каждый «берёт свою планку».

Во вторых: каждый проверяет и закрепляет свои знания.

В-третьих: у них формулируются профессионально значимые умения и навыки:

развивается теоретическое и практическое мышление

они самостоятельно приобретают знания, добывают информацию

умеют принимать решение и самостоятельно выставить себе оценку

На таких уроках безучастных учеников нет. Работают все, потому, что в перспективе такие уроки это подготовка к сдаче ЕГЭ, успешная социализация выпускников в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Анализ содержания и методического аппарата УМК с точки зрения требований примерных рабочих программ».

Выполнение практической работы №3 «Анализ содержания и методического аппарата УМК с точки зрения требований примерных рабочих программ».Задание 1. Анализ содержания УМК на соответствие сод...

Выполнение практической работы №3 «Анализ содержания и методического аппарата УМК с точки зрения требований примерных рабочих программ».

Предмет, класс,УМК : Русский язык,5 класс, УМК Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др....

Практическая работа № 3: «Анализ содержания и методического аппарата УМК с точки зрения требований примерных рабочих программ».

Практическая работа № 3: «Анализ содержания и методического аппарата УМК с точки зрения требований примерных рабочих программ».Задание 1. Проанализируйте содержание УМК на соответствие сод...

"Анализ содержания и методического аппарата УМК с точки зрения требований примерных рабочих программ"

Анализ содержания и методического аппарата УМК с точки зрения требований примерных рабочих программ...

Доклад. Требования к современному уроку с точки зрения личностно-ориентированного обучения

Доклад. Требования к современному уроку с точки зрения личностно-ориентированного обучения. ( доклад на педсовете)...