рабочая программа по физике 11 класс
рабочая программа по физике (11 класс) по теме
Данная рабочая программа расчитана на 3 часа в неделю 2012-13г по новой форме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_klass.doc | 366.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
1.Рабочая программа по учебному курсу «Физика»11класса.
Программа рассчитана на 102 часа в год, 3 часа в неделю.
Для реализации программы используется учебник:Мякишев Г. Я. Физика: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Я.Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. – М.: Просвещение, 2008г. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации.
Уровень программы - базовый стандарт. Рабочая программа составлена на основе авторской программы Г.Я. Мякишева и примерной программы среднего (полного) образования по физике базовый уровень Х – ХI классы, разработанной в соответствии с требованиями обязательного минимума содержания федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Данная программа адресована учащимся 11 класса МБОУ Лиховской СОШ.
2.УМК учителя:
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекта, в который входят:
Мякишев Г.Я. Физика. 11 класс : учеб. общеобразоват. учреждений /.
Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 кл.
Шилов В.Ф. Поурочное планирование. 10,11 кл.
Марон А.Е. Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике. 10, 11 кл.
Данный учебно-методический комплекс реализует задачу концентрического принципа построения учебного материала, который отражает идею формирования целостного представления о физической картине мира
УМК обучающегося:
Физика-11 кл, Просвещение 2009г
Сболник задач по физике А.П. Рымкевич
Дополнительная литература для учителя:
Аганов А. В. и др. Физика вокруг нас: Качественные задачи по физике. М.: Дом педагогики, 1998.
Берков А.В., Грибов В.А. ЕГЭ 2009. М.: «АСТ. Астрель»
Бутырский Г. А., Сауров Ю. А. Экспериментальные задачи по физике. 10—11 кл. М.: Просвещение, 1998.
Волков В.А. Физика. 10 (11) кл. Тематическое поурочное планирование к учебнику Г.Я Мякишева “Физика. 10 (11) кл.” – М.: «Вако», 2006.
Каменецкий С. Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1987.
Коровин В.А., Демидова М.Ю. Методический справочник учителя физики. – М.: Мнемозина, 2004.
Маркина Г.В, С.В. Боброва (составители) Физика. 10 (11) кл. Тематическое поурочное планирование к учебнику Г.Я Мякишева “Физика. 10 (11) кл.” – Волгоград: «Учитель», 20061. Физика в школе. Разумовский В.Г., Владос, М., 2007
Дополнительная литература для ученика
Балаш А.И. Задачи по физике и методы их решения. М.: Просвещение, 1983.
Берков А.В., Грибов В.А. ЕГЭ 2009. М.: «АСТ. Астрель»
Буздин А. И., Зильберман А. Р., Кротов С. С. Раз задача, два задача... М.: Наука, 1990
Всероссийские олимпиады по физике. 1992—2001 / Под ред. С. М. Козела, В. П. Слободянина. М.: Вер-бум-М, 2002.
Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Международные физические олимпиады. М.: Наука, 1985.
Козел С. М., Коровин В. А., Орлов В. А. и др. Физика. 10—11 кл.: Сборник задач с ответами и решениями. М.: Мнемозина, 2004.
Учебник. Физика. 10 (11) кл.: /авт. Мякишев Г.Я. и др. – Учебн. Для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2006.
Учебник. Физика. 10 (11) кл.: /авт. Касьянов В.А. – Учебн. Для общеобразоват. учеб. заведений.- М.: Дрофа, 2003.
Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные
, 2002.
Сборник задач по физике: Для 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений /сост. Г.Н.Степанова. – М.: материалы. Физика. М.: Просвещение, 2004.
Перелъман Я. И. Знаете ли вы физику? М.: Наука, 1992.
3.Характеристика особенностей программы:
Тип программы: модифицированная
По программе-102ч
Фактически-102ч. Количество часов в неделю: 3, что соответствует школьному учебному плану. Срок реализации-1год.
Особенностью данной программы является увеличение количество часов на изучение следующих тем за счет вариативной части :
Магнитное поле-3ч
Электромагнитная индукция-5ч
Механические колебания-4ч
Электромагнитные колебания-8ч
Механические волны-3ч
Электромагнитные волны-4ч
Световые волны-14ч
Излучения и спектры-2ч
Световые кванты-4ч
Физика атомного ядра-5
Строение и эволюция Вселенной уменьшено с 10 до 5 часов.
Содержание курса, включая демонстрационные опыты и фронтальные лабораторные, полностью соответствуют Примерной программе основного общего образования курса.
4.Цели и задачи изучения физики
Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе среднего (полного) образования являются:
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Программой предусмотрено проведение:
в 11 классе - контрольных работ - 7; лабораторных работ – 7.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме контрольной работы.
5. Ключевые компитенции:
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения.
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
смысл физических законов электромагнитной индукции, фотоэффекта;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь:
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды.
6.Практическая деятельность:
Познавательная деятельность:
-использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;
-формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
-овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
-приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
-владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
-владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
-организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Практическая деятельность:
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
урок-консультация
урок-практическая работа
уроки-деловые игры
уроки-соревнования
уроки-консультации
компьютерные уроки
уроки с групповыми формами работы
уроки взаимообучения учащихся
уроки творчества
уроки, которые ведут учащиеся
уроки-зачеты
уроки-конкурсы
уроки-общения
уроки-игры
уроки-конференции
уроки-семинары
интегрированные уроки
межпредметные уроки
уроки-экскурсии
ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала
Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей
Методы:
Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)
Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы под руководством).
Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).
Контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль).
Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).
7.Виды деятельности, предусмотренные для подготовки к государственной итоговой аттестации.
повторение темы
диагностический тест
проверка работ и заполнение диагностической карты
анализ результатов диагностики
планирование коррекционной деятельности учителя
подбор и комплектование коррекционно-развивающих дидактических материалов
коррекция знаний тест анализ результативности коррекционно-развивающей работы и качества усвоения взаимосвязей между структурными элементами учебного материала.
Оценка устных ответов учащихся
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка письменных контрольных работ
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.
Оценка лабораторных работ
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.
Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.
Перечень ошибок
Грубые ошибки
1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
7. Неумение определить показания измерительного прибора.
8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки
Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
Нерациональный выбор хода решения.
Недочеты
Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Орфографические и пунктуационные ошибки.
9.Основные методы(продуктивные и репродуктивные и т.д) работы на уроке.
Формы организации образовательного процесса:
Индивидуально-обособленная
Фронтальная
Коллективная
Работа в парах
Групповая
Методы:
Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)
Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы под руководством).
Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).
Контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль).
Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).
Технологии обучения:
Развивающего обучения
Личностно ориентированного образования
Игровые
Информационные
Деятельностного метода
10. Формы организации деятельности по развитию творческих способностей учащихся
Олимпиады
Предметные недели
Исследовательская деятельность
Творческие работы
Проектная деятельность
Составление презентаций
Участие в конференциях, лекциях
Учебно-тематический план 11 класс
(3 часа в неделю, всего 102 часа, в том числе 5часов - повторение)
Примерные сроки | Тема | Кол-во часов | № ЛР | Кол-во КР |
03.09-21.09 | Магнитное поле. | 9 | 1 | 1 |
22.09 – 12.10 | Электромагнитная индукция. | 9 | 1 | 1 |
13.10 – 25.10 | Механические колебания. | 5 | 1 | - |
26.10- 17.11 | Электромагнитные колебания. | 8 | - | - |
22.11 – 24.11 | Производство, передача и использование электрической энергии. | 3 | - | - |
29.11-06.12 | Механические волны. | 4 | - | - |
07.12-21.12 | Электромагнитные волны. | 7 | - | 1 |
22.12-22.02 | Световые волны. | 21 | 3 | 1 |
23.02-29.02 | Элементы теории относительности. | 3 | - | - |
1.03-13.03 | Излучение и спектры. | 5 | 1 | - |
14.03-4.04 | Световые кванты. | 7 | - | 1 |
5.04-11.04 | Атомная физика. | 3 | - | - |
12.04-10.05 | Физика атомного ядра. Элементарные частицы. | 13 | - | 1 |
Итоговое повторение. | 5 | - | 1 |
итого | 102 | 7 | 7 |
Календарно-тематическое планирование, 11 класс
№ | Наименование раздела | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые результаты освоения материала | Вид контроля | Д / З | Дата прове-дения |
план | факт |
1 | Магнитное поле (9 ч) | Взаимодействие токов. Вектор магнитной индукции. Линии магнитной индукции | 1 | НМ | Информационно – развивающая, самостоятельная работа с учебником | Знать и уметь применять правило буравчика; знать/понимать смысл величины «магнитная индукция». Уметь изображать линии магнитной индукции поля прямого тока, кругового тока и катушки | 1,2 Упр1 № 1,2 | 1.09 |
2 | Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера. | 1 | НМ | Частично – поисковая | Знать и уметь применять правило левой руки, уметь вычислять силу Ампера. | ФО | 3-4 Упр1 № 3,4 | 6.09 |
3 | Электроизмери-тельные приборы. Применение закона Ампера. Громкоговоритель | 1 | НМ | Информационно – развивающая, | Иметь представление об устройстве и принципе действия электроизмерительных приборов | ФО | 5 | 7.09 |
4 | Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца | 1 | НМ | Информационно – развивающая, самостоятельная работа по карточкам | Уметь определять величину и направление силы Лоренца. Знать/понимать явление действия магнитного поля на движение заряженных частиц; уметь приводить примеры его практического применения в технике и роль в астрофизических явлениях | ФО | 6 | 8.09 |
5 | ЛР №1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток» | 1 | ПЗУ | Самостоятельная работа по инструкции | Уметь описывать и объяснять действие магнитного поля на ток | ЗОК | 13.09 |
6 | Магнитные свойства вещества. | 1 | ЗИ | Частично – поисковая, самостоятельная | Уметь объяснять магнитные свойства у веществ. | 7 Упр2 № | 14.09 |
7 | Решение задач | 1 | ОС | самостоятельная | Уметь решать задачи на движение заряженных частиц по окружности в однородном магнитном поле | СР | 1-7 | 15.09 |
8 | Обобщающий урок по теме «Магнитное поле» | 1 | ОС | Фронтальная, индивидуальная | Уметь решать качественные и расчетные задачи на определение величины и направления магнитной индукции, силы Ампера и силы Лоренца | СР Т | 1-7 | 20.09 |
9 | КР №1 по теме «Магнитное поле» | 1 | К | Индивидуальная работа, Индивидуальная работа по карточкам Продуктивная | Уметь решать качественные и расчетные задачи на определение величины и направления магнитной индукции, силы Ампера и силы Лоренца | КР | 21.09 |
10 | Электромагнитная индукция (9 ч) | Открытие явления электромагнитной индукции. Магнитный поток | 1 | НМ | Информационно – развивающая, самостоятельная работа с учебником | Знать/понимать смысл явления электромагнитной индукции, понятия «магнитный поток» | ФО | 8, 9 Упр2 №1,2 | 22.09 |
11 | Направление индукционного тока. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле | 1 | НМ | Индив. и фронт. работа Решение задач, вариативные упражнения Продуктивная | Знать/понимать смысл физических величин: «ЭДС индукции»; смысл закона электромагнитной индукции. Уметь применять правило Ленца для определения направления индукционного тока | ФО | 10-12 Упр2 №13,4,5 | 27.09 |
12 | ЛР №2 «Изучение явления электромагнитной индукции» | 1 | ПЗУ | Практическая по инструкции | Знать/понимать смысл явления электромагнитной индукции, понятия «магнитный поток», смысл закона электромагнитной индукции. Уметь применять правило Ленца для определения направления индукционного тока | СР, ВП, ЛР | 28.09 |
13 | ЭДС индукции в движущихся проводниках. Электродинами-ческий микрофон | 1 | НМ | Частично – поисковая | Уметь приводить примеры практического применения явления электромагнитной индукции | ЗОК | 13, 14 Упр2 № 6,7 | 29.09 |
14 | Решение задач | 1 | ЗИ | Фронтальная, продуктивная | Уметь решать задачи с применением закона электромагнитной индукции | СР Т | 4.10 |
15 | Самоиндукция. Индуктивность | 1 | НМ | Знать/понимать смысл понятия «самоиндукция», физической величины «индуктивность» | 15 | 5.10 |
16 | Энергия магнитного поля. Электромагнитное поле | 1 | НМ | Индив. и фронт. работа Решение задач, вариативные упражнения Продуктивная | Уметь объяснять процесс возникновения электромагнитного поля | ФО | 16, 17 Упр2 № 8,9 | 6.10 |
17 | Обобщающий урок по теме «Электромагнит-ная индукция» | 1 | ОС | Фронтальная, продуктивная | Уметь решать задачи по теме | ЗОК Т | 11-17 | 11.10 |
18 | КР №2 по теме «Электромагнит-ная индукция» | 1 | К | Индивидуальная работа, Индивидуальная работа по карточкам Продуктивная | Уметь решать задачи по теме | КР | 12.10 |
19 | Механические колебания (5 ч) | Свободные и вынужденные колебания. Условия возникновения свободных колебаний | 1 | НМ | Информационно – развивающая, самостоятельная работа с учебником | Уметь отличать свободные колебания от вынужденных; объяснять механизм их возникновения | 18, 19 | 13.10 |
20 | Математический маятник. Динамика колебательного движения | 1 | НМ | Частично - поисковая | Знать/понимать модель «математический маятник»; уравнение движения тела, колеблющегося под действием силы упругости | ФД | 20, 21 Упр3 №1,2,3 | 18.10 |
21 | ЛР №3 «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника» | 1 | ПЗУ | Информационно – развивающая, самостоятельная работа с учебником | Уметь определять ускорение свободного падения при помощи маятника | ЛР | Упр3 №4 | 19.10 |
22 | Гармонические колебания. Фаза колебаний. Превращение энергии при гармонических колебаниях | 1 | НМ | Индив. и фронт. работа Решение задач, вариативные упражнения Продуктивная | Знать/понимать смысл понятия «гармонические колебания»; характеристик колебаний – фазы, амплитуды, периода и частоты. Уметь применять формулы для периода колебаний математического маятника и тела, прикрепленного к пружине | ФО | 22-24 Упр3 №7,8 | 20.10 |
23 | Вынужденные колебания. Резонанс. Воздействие резонанса и борьба с ним | 1 | НМ | Объяснение, Информационно – развивающая, самостоятельная работа с учебником | Знать /понимать смысл резонанса в колебательной системе и мер борьбы с ним | СР | 25, 26 Упр3 №9 | 25.10 |
24 | Электромагнитные колебания ( 8 ч) | Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур. | 1 | НМ | Частично – поисковая | Знать схему колебательного контура. | СР | 27 | 26.10 |
25 | Превращение энергии при электромагнитных колебаниях | 1 | НМ | самостоятельная работа с учебником | Уметь описывать и объяснять процесс возникновения свободных электромагнитных колебаний и изменение энергии в этом процессе | СР | 28 | 27.10 |
26 | Уравнение, описывающее процессы в колебательном контуре. Период свободных колебаний в контуре | 1 | НМ | Информационно – развивающая, самостоятельная работа с учебником | Знать основное уравнение, описывающее свободные электрические колебания в контуре, формулу Томсона | ФО | 29, 30 Упр4 №1-3 | 8.11 |
27 | Переменный электрический ток. Активное сопротивление. Действующие значения силы тока и напряжения | 1 | НМ | Информационно – развивающая, самостоятельная работа с учебником | Понимать принцип действия генератора переменного тока, смысл понятий «действующее значение силы тока» и «действующее значение напряжения» | ФО | 31-32 | 9.11 |
28 | Конденсатор в цепи переменного тока. Катушка индуктивности в цепи переменного тока | 1 | НМ | Самостоятельная работа с учебником | Знать/понимать процесс колебаний силы тока и напряжения в цепи с катушкой индуктивности, с конденсатором | ФО | 33, 34 Упр4 №5 | 10.11 |
29 | Решение задач | 1 | ЗИ | Индив. и фронт. работа Решение задач, вариативные упражнения Продуктивная | Уметь решать задачи с использованием активного, емкостного и индуктивного сопротивления в цепи переменного тока | ФД | Упр4 №6 | 15.11 |
30 | Резонанс в электрической цепи. Генератор на транзисторе. | 1 | НМ | Информационно – развивающая, самостоятельная работа с учебником | Знать/понимать процесс возникновения резонанса в электрической цепи и объяснять его использование в радиосвязи; принцип действия генератора на транзисторах, основные элементы автоколебательной системы | СР | 35 | 16.11 |
31 | Автоколебания | 1 | НМ | Частично – поисковая | Знать/понимать основные элементы автоколебательной системы | ФО | 36 | 17.11 |
32 | Производство, передача и использование электрической энергии (3 ч) | Генерирование электрической энергии. Трансформаторы | 1 | НМ | Частично – поисковая | Знать устройство и принцип работы генератора переменного тока; назначение, устройство и принцип действия трансформатора | ФО | 37-38 | 22.11 |
33 | Производство и использование электрической энергии. Передача электроэнергии | 1 | НМ | Информационно – развивающая, самостоятельная работа с учебником | Знать/понимать основные принципы производства и передачи электрической энергии; знать экономические, экологические и политические проблемы в обеспечении энергетической безопасности стран и уметь перечислить пути их решения | ЗОК | 39 - 41 | 23.11 |
34 | Решение задач | 1 | ЗИ | Индив. и фронт. работа Решение задач, вариативные упражнения Продуктивная | Уметь решать задачи по теме | СР Т | 24.11 |
35 | Механические волны (4ч) | Волновые явления. Распространение механических волн | 1 | НМ | Объяснение, беседа | Знать/понимать смысл понятия «волна», физической величины «скорость волны». Уметь описывать процесс возникновения и распространения продольных и поперечных волн | 42, 43 Упр6 №1 | 29.11 |
36 | Длина волны. Скорость волны. Уравнение гармонической бегущей волны | 1 | НМ | Информационно – развивающая, самостоятельная работа с учебником | Знать/понимать смысл физических величин «длина волны», «скорость волны», знать уравнение гармонической бегущей волны | ФО | 44, 45 Упр6 №2,3 | 30.11 |
37 | Распространение волн в упругих средах. | 1 | НМ | Частично – поисковая | Уметь объяснять процесс распространения волн в упругих средах. | ФД | 46 | 1.12 |
38 | Звуковые волны. Решение задач | 1 | ЗИ | Индив. и фронт. работа Решение задач, вариативные упражнения Продуктивная | Уметь сравнивать скорости распространения звуковых волн в различных средах | Т ФО | 47 Упр6 № 4, 5 | 6.12 |
39 | Электромагнитные волны ( 7ч) | Электромагнитная волна. Эксперименталь-ное обнаружение электромагнитных волн. Плотность потока электромагнитного излучения | 1 | НМ | Информационно – развивающая, самостоятельная работа с учебником | Знать/понимать смысл понятия «электромагнитная волна», «плотность потока электромагнитного излучения». Уметь описывать и объяснять распространение электромагнитных волн. Знать историю создания теории и экспериментального открытия электромагнитных волн. | ФО | 48-50 | 7.12 |
40 | Изобретение радио А.С.Поповым. | 1 | НМ | Информационно – развивающая, самостоятельная работа с учебником | Знать/понимать принципы радиосвязи, назначение модуляции и детектирования | ФО | 51 Упр7 № 1 | 8.12 |
41 | Принципы радиосвязи. Модуляция и детектирование | 1 | НМ | самостоятельная работа с учебником | Знать/понимать назначение модуляции и детектирования | ФО | 52,53 | 13.12 |
42 | Свойства электромагнитных волн. Распространение радиоволн. Радиолокация. | 1 | НМ | Информационно – развивающая, самостоятельная работа с учебником | Знать свойства электромагнитных волн. Уметь приводить примеры практического применения электромагнитных волн различных диапазонов. | ФО | 54 -55 Упр7 № 2 | 14.12 |
43 | Понятие о телевидении. Развитие средств связи | 1 | НМ | Информационно – развивающая, самостоятельная работа с учебником | Уметь приводить примеры практического использования законов электродинамики в энергетике, практического использования различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций | ФО | 56-58 Упр7 № 3 | 15.12 |
44 | Обобщающий урок по теме «Электромагнит-ные волны» | 1 | ОС | Фронтальная, продуктивная | Уметь решать задачи по изученному материалу | ЗОК | 48-58 | 20.12 |
45 | КР №3 по теме «Электромагнит-ные колебания и волны» | 1 | К | Индивидуальная работа, Индивидуальная работа по карточкам Продуктивная | Уметь решать задачи по изученному материалу | 21.12 |
46 | Световые волны (21 ч) | Корпускулярная и волновая теории света. Скорость света | 1 | НМ | Проблемно - поисковая | Знать значение скорости света. Уметь описывать и объяснять методы определения скорости света. Уметь описывать и объяснять волновые свойства света | С. 168-170. 59 | 22.12 |
47 | Принцип Гюйгенса. Закон отражения света | 1 | НМ | Частично – поисковая | Знать/понимать смысл принципа Гюйгенса, закона отражения света | ФО | 60 Упр8 № 1,2 | 27.12 |
48 | Закон преломления света | 1 | НМ | Беседа | Знать/понимать смысл закона преломления света | ФО | 61 Упр8 №3-5 | 28.12 |
49 | ЛР №4 «Измерение показателя преломления стекла» | 1 | ПЗУ | Самостоятельная работа по инструкции | Уметь определять показатель преломления | 60-61 | 29.12 |
50 | Полное отражение | 1 | НМ | Информационно – развивающая, самостоятельная работа с учебником | Знать/понимать смысл явления полного отражения | ЗОК | 62 Упр8 № 6-8 | 17.01 |
51 | Решение задач | 1 | ЗИ | Индив. и фронт. работа Решение задач, вариативные упражнения Продуктивная | Уметь решать задачи на законы отражения и преломления света | СР | Упр8 №9-12 | 18.01 |
52 | Линза. Построение изображения в линзе | 1 | НМ | Проблемно - поисковая | Уметь строить изображения в тонких линзах, знать/понимать смысл понятий: «фокусное расстояние», «оптическая сила линзы». Знать/понимать принцип получения изображений с помощью лупы, микроскопа, телескопа | 63, 64 Упр9 № 1-3 | 19.01 |
53 | Решение задач | 1 | ЗИ | Индив. и фронт. работа Решение задач, вариативные упражнения Продуктивная | Уметь строить изображения в тонких линзах | СР | Упр9 № 4-8 | 24.01 |
54 | Формула тонкой линзы. Увеличение линзы | 1 | НМ | Частично – поисковая, самостоятельная работа с учебником | Знать формулу тонкой линзы | ФО | 65 Упр9 № 9 | 25.01 |
55 | ЛР №5 «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы» | 1 | ПЗУ | Практическая по инструкции | Уметь определять оптическую силу и фокусное расстояние собирающей линзы | Упр9 № 10, 11 | 26.01 |
56 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Геометрическая оптика» | 1 | ОС | Фронтальная, индивидуальная | Уметь решать задачи на законы геометрической оптики | СР | 59-65 | 31.01 |
57 | Дисперсия света | 1 | НМ | Частично – поисковая | Уметь описывать и объяснять явление дисперсии света. Уметь приводить примеры практического применения дисперсии. | 66 | 1.02 |
58 | Интерференция механических волн. Интерференция света | 1 | НМ | Информационно – развивающая, самостоятельная работа с учебником | Уметь описывать и объяснять явление интерференции света. Уметь приводить примеры практического применения интерференции света | ФО | 67-69 | 2.02 |
59 | Решение задач | 1 | ЗИ | Индив. и фронт. работа Решение задач, вариативные упражнения Продуктивная | Уметь решать задачи на явление интерференции света | СР | 67-69 Упр10 № 1,2 | 7.02 |
60 | Дифракция механических волн. Дифракция света. Дифракционная решетка | 1 | НМ | Информационно – развивающая, самостоятельная работа с учебником | Знать/понимать смысл понятия «дифракция». Уметь описывать и объяснять явление дифракции, приводить примеры его практического использования. | ФО | 70-71 | 8.02 |
61 | Дифракционная решетка | 1 | НМ | самостоятельная работа с учебником | Знать/понимать смысл понятия – «период дифракционной решетки», условие дифракционных максимумов | ФО | 72 Упр10 № 3 | 9.02 |
62 | Решение задач | 1 | ПЗУ | Решение задач, вариативные упражнения Продуктивная | Уметь расчитывать период дифракционной решетки. | Т СР | Упр10 № 4 | 14.02 |
63 | ЛР №6 «Измерение длины световой волны» | 1 | ПЗУ | Практическая по инструкции | Уметь измерять длину световой волны с помощью дифракционной решетки | СР | 67-72 | 15.02 |
64 | Поперечность световых волн. Поляризация света | 1 | НМ | Частично – поисковая | Уметь описывать и объяснять явление поляризации света. Уметь приводить примеры практического применения поляризации | ФО | 73, 74 | 16.02 |
65 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Световые волны» | 1 | ОС | Фронтальная, продуктивная | Уметь применять полученные знания и умения при решении экспериментальных, графических, качественных и расчетных задач | ЗОК | 66-73 | 21.02 |
66 | КР №4 по теме «Световые волны» | 1 | К | Индивидуальная работа, Индивидуальная работа по карточкам Продуктивная | Уметь применять полученные знания и умения при решении экспериментальных, графических, качественных и расчетных задач | 22.02 |
67 | Элементы теории относительности (3 ч)_ | Законы электродинамики и принцип относительности. Постулаты теории относительности. Относительность одновременности | 1 | НМ | Индив. и фронт. работа Решение задач, вариативные упражнения Продуктивная | Знать сущность принципа относительности в механике и электродинамике, постулаты теории относительности | 75-77 | 23.02 |
68 | Основные следствия из постулатов теории относительности | 1 | НМ | Информационно – развивающая, самостоятельная работа с учебником | Знать релятивистские эффекты сокращения размеров, замедления времени, релятивистский закон сложения скоростей | ФО | 78 Упр11 № 1,2 | 28.02 |
69 | Элементы релятивистской динамики | 1 | НМ | Информационно – развивающая, самостоятельная работа с учебником | Знать/понимать смысл физической величины «энергия покоя» | ФО | 79 Упр11 № 3,4 | 29.02 |
70 | Излучение и спектры (5 ч) | Виды излучений. Источники света. Спектры и спектральные аппараты. Виды спектров. Спектральный анализ | 1 | НМ | Частично – поисковая | Знать виды излучений. Уметь описывать и объяснять линейчатые спектры излучения и поглощения. Знать/понимать сущность спектрального анализа | 80-83 презентация | 1.03 |
71 | ЛР №7 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров» | 1 | ПЗУ | Практическая по инструкции | Уметь наблюдать сплошной и линейчатый спектры | 80-83 | 6.03 |
72 | Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения | 1 | НМ | Информационно – развивающая, самостоятельная работа с учебником | Уметь объяснять практическое применение инфракрасного и ультрафиолетового излучений | ФО | 84 доклад | 7.03 |
73 | Рентгеновское излучение | 1 | НМ | Частично – поисковая | Уметь объяснять возникновение и практическое применение рентгеновских лучей | 85 презентация | 8.03 |
74 | Шкала электромагнитных волн | 1 | ОС | индивидуальная | Знать основные свойства электромагнитных волн | ФО | 86 конспект | 13.03 |
75 | Световые кванты (7 ч) | Фотоэффект. Теория фотоэффекта | 1 | НМ | Информационно – развивающая, самостоятельная работа с учебником | Знать/понимать смысл понятий: фотоэффект, фотон; величин «работа выхода», «красная граница фотоэффекта». Знать и уметь применять законы фотоэффекта и уравнение Эйнштейна для фотоэффекта | 87-88 Упр12 № 1 | 14.03 |
76 | Решение задач | 1 | ЗИ | Индив. и фронт. работа Решение задач, вариативные упражнения Продуктивная | Знать законы фотоэффекта и уметь объяснять их, используя знания о строении вещества, гипотезу Планка и уравнение Эйнштейна | СР | Упр12 № 2,3 | 15.03 |
77 | Фотоны. Применение фотоэффекта | 1 | НМ | Частично – поисковая, самостоятельная работа с учебником | Знать/понимать смысл понятия «фотон», величин «энергия фотона», «импульс фотона». Знать историю развития взглядов на природу света. Знать/понимать смысл гипотезы де Бройля. Уметь объяснять практическое применение фотоэлементов | 89, 90 Упр12 № 4,5 | 20.03 |
78 | Давление света. Химическое действие света. Фотография | 1 | НМ | Информационно – развивающая, самостоятельная работа с учебником | Уметь объяснять возникновение давления света | ФД | 91-92 | 21.03 |
79 | Решение задач | 1 | ЗИ | Индивидуальная работа по карточкам | Уметь решать задачи по фотоэффекту | СР | Упр12 № 6 | 22.03 |
80 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Световые кванты» | 1 | ОС | Фронтальная, продуктивная | Уметь решать задачи по изученному материалу | ЗОК | 87-92 | 3.04 |
81 | КР №5 по теме «Световые кванты» | 1 | К | Индивидуальная работа, Индивидуальная работа по карточкам Продуктивная | 4.04 |
82 | Атомная физика (3 ч) | Строение атома. Опыты Резерфорда | 1 | НМ | Информационно – развивающая, самостоятельная работа с учебником | Знать/понимать смысл экспериментов, на основе которых была предложена планетарная модель строения атома. Уметь на примере моделей атома Томсона и Резерфорда показывать, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов | 93 | 5.04 |
83 | Квантовые постулаты Бора | 1 1 | НМ | Информационно – развивающая, | Знать/понимать сущность квантовых постулатов Бора, уметь описывать и объяснять квантовые явления с помощью гипотез Планка, де Бройля и постулатов Бора | ФО | 94, 95 Упр13 № 1 | 10.04 |
84 | Лазеры | НМ | Информационно – развивающая, самостоятельная работа с учебником | Знать/понимать смысл понятий спонтанное и индуцированное излучение, понимать принцип действия лазера, приводить примеры практического применения | ФО | 96 Упр13 № 2,3,4 | 11.04 |
85 | Физика атомного ядра (12 ч) | Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц | 1 | НМ | Частично – поисковая | Знать/понимать принцип действия приборов для регистрации элементарных частиц | ЗОК | 97 | 12.04 |
86 | Открытие радиоактивности. Альфа-, бета- и гамма-излучения | 1 | НМ | Беседа, объяснение | Уметь описывать и объяснять процесс радиоактивного распада. Уметь записывать реакции альфа-, бета-распада | ФО | 98, 99 | 17.04 |
87 | Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада | 1 | НМ | Частично – поисковая | Знать/понимать смысл понятий: естественная и искусственная радиоактивность, уметь приводить примеры практического применения радиоактивных изотопов. Знать/понимать смысл закона радиоактивного распада | ФО | 100-102 Упр14 № 1 | 18.04 |
88 | Решение задач | 1 | ЗИ | Индив. и фронт. работа Решение задач, вариативные упражнения Продуктивная | Уметь решать задачи на закон радиоактивного распада | ФД | 102 Упр14 № 2 | 19.04 |
89 | Открытие нейтрона | 1 | НМ | Самостоятельная работа с учебником | Знать историю открытия нейтрона | СР | 103 | 24.04 |
90 | Строение атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер | 1 | НМ | Информационно – развивающая, самостоятельная работа с учебником | Знать/понимать смысл понятий: атом, атомное ядро, изотоп, нуклон, протон, нейтрон. Уметь определять зарядовое и массовое числа. Знать/понимать смысл величин: энергия связи, удельная энергия связи, дефект масс | СР | 104, 105 Упр14 № 3,4 | 25.04 |
91 | Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции | 1 | НМ | Информационно – развивающая | Знать/понимать условия протекания и механизм ядерных реакций, уметь рассчитывать выход ядерной реакции | ФО | 106-108 Упр14 № 5,6 | 26.04 |
92 | Ядерный реактор. Термоядерные реакции | 1 | НМ | Информационно – развивающая, самостоятельная работа с учебником | Знать схему и принцип действия ядерного реактора, особенности термоядерных реакций | ФО | 109, 110 | 1.05 |
93 | Применение ядерной энергии. Получение радиоактивных изотопов и их применение | 1 | НМ | Частично – поисковая | Знать/понимать важнейшие факторы, определяющие перспективность различных направлений развития энергетики: экономические, экологические, геополитические и т. д. Знать/понимать историю исследований, проблемы и перспективы термоядерной энергетики | ФД | 111, 112 Упр14 № 7 | 2.05 |
94 | Биологическое действие радиоактивных излучений | 1 | НМ | Частично – поисковая | Уметь описывать и объяснять взаимодействие ионизирующих излучений с веществом, биологическое действие ионизирующих излучений, естественный радиоактивный фон, последствия радиоактивных загрязнений | ФО | 113 | 3.05 |
95 | Повторительно-обобщающий урок «Физика атомного ядра» | 1 | ОС | Фронтальная, продуктивная | Уметь описывать и объяснять квантовые явления, применяя гипотезы Планка и де Бройля, постулаты Бора, закон радиоактивного распада, законы сохранения в ядерных реакциях. Знать/понимать историю развития квантовой теории, актуальность и перспективы квантовой физики в развитии инновационных технологий (нанотехнологии) | ЗОК | 8.05 |
96 | КР №6 по теме «Физика атомного ядра» | 1 | К | Индивидуальная работа, Индивидуальная работа по карточкам Продуктивная | Уметь применять полученные знания и умения при решении качественных и расчетных задач по квантовой физике | СР | 9.05 |
97 | Элементарные частицы (1 ч) | Три этапа в развитии физики элементарных частиц. Открытие позитрона. Античастицы | 1 | НМ | Частично – поисковая | Знать/понимать смысл понятий: элементарная частица, античастица. Уметь описывать и объяснять взаимные превращения частиц и квантов. Знать классификацию и основные характеристики элементарных частиц | 114, 115 | 10.05 |
98- | Итоговое повторение | 1 | ОС | Фронтальная, продуктивная | Знать/понимать основы электродинамики, описывать колебания и волны, решать задачи по геометрической оптике,значение физики для объяснения мира. | СР | 1-36 37-74 75-1114 | 16.05 |
99 | Повторение (5 ч) | Итоговое повторение | 1 | 17.05 |
100 | Итоговое повторение | 1 | 22.05 |
101 | Итоговое повторение | 1 | К | Индивидуальная работа, Индивидуальная работа по карточкам Продуктивная | Уметь применять полученные знания для решения задач. | Т | 23.05 |
102 | Итоговая контрольная работа№7 (тест) | 1 | КУ | Индивидуальная | ФО | 24.05 |
Типы уроков: | Вид контроля: |
НМ – урок ознакомления с новым материалом | ФО – фронтальный опрос |
ЗИ – урок закрепления изученного | ФД – физический диктант |
ПЗУ – урок применения знаний и умений | ЗОК – задание к опорному конспекту (тестовое задание) |
ОС – урок обобщения и систематизации знаний | СР – самостоятельная работа |
ПК – урок проверки и коррекции знаний и умений |
КУ – комбинированный урок |
К – урок контроля знаний |
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Физика»11класса.
Программа рассчитана на 102 часа в год, 3 часа в неделю.
Для реализации программы используется учебник:Мякишев Г. Я. Физика: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Я.Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. – М.: Просвещение, 2008г. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации.
Уровень программы - базовый стандарт. Рабочая программа составлена на основе авторской программы Г.Я. Мякишева и примерной программы среднего (полного) образования по физике базовый уровень Х – ХI классы, разработанной в соответствии с требованиями обязательного минимума содержания федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Данная программа адресована учащимся 11 класса МБОУ Лиховской СОШ
УМК учителя:
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекта, в который входят:
Мякишев Г.Я. Физика. 11 класс : учеб. общеобразоват. учреждений /.
Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 11 кл.
Шилов В.Ф. Поурочное планирование. 11 кл.
Марон А.Е. Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике. 11 кл.
Данный учебно-методический комплекс реализует задачу концентрического принципа построения учебного материала, который отражает идею формирования целостного представления о физической картине мира
УМК обучающегося:
Физика-11 кл, Просвещение 2008г
Сборник задач по физике А.П. Рымкевич
дидактический материал А.Е Марон
Дополнительная литература для учителя:
1.Аганов А. В. и др. Физика вокруг нас: Качественные задачи по физике. М.: Дом педагогики, 1998.
2.Берков А.В., Грибов В.А. ЕГЭ 2009. М.: «АСТ. Астрель»
3.Бутырский Г. А., Сауров Ю. А. Экспериментальные задачи по физике. 10—11 кл. М.: Просвещение, 1998.
4.Волков В.А. Физика. 10 (11) кл. Тематическое поурочное планирование к учебнику Г.Я Мякишева “Физика. 10 (11) кл.” – М.: «Вако», 2006.
5.Каменецкий С. Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1987.
6.Коровин В.А., Демидова М.Ю. Методический справочник учителя физики. – М.: Мнемозина, 2004.
7.Маркина Г.В, С.В. Боброва (составители) Физика. 10 (11) кл. Тематическое поурочное планирование к учебнику Г.Я Мякишева “Физика. 10 (11) кл.” – Волгоград: «Учитель», 20061. Физика в школе. Разумовский В.Г., Владос, М., 2007
Дополнительная литература для ученика
1. Балаш А.И. Задачи по физике и методы их решения. М.: Просвещение, 1983.
2.Берков А.В., Грибов В.А. ЕГЭ 2009. М.: «АСТ. Астрель»
3.Буздин А. И., Зильберман А. Р., Кротов С. С. Раз задача, два задача... М.: Наука, 1990
4.Всероссийские олимпиады по физике. 1992—2001 / Под ред. С. М. Козела, В. П. Слободянина. М.: Вер-бум-М, 2002.
5.Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Международные физические олимпиады. М.: Наука, 1985.
6.Перелъман Я. И. Знаете ли вы физику? М.: Наука, 1992.
3. Характеристика особенностей программы:
Тип программы: модифицированная
По программе-70ч
Фактически-102ч. Количество часов в неделю: 3, что соответствует школьному учебному плану. Срок реализации-1год.
Особенностью данной программы является увеличение количество часов на изучение следующих тем за счет вариативной части :
Магнитное поле-3ч
Электромагнитная индукция-5ч
Механические колебания-4ч
Электромагнитные колебания-8ч
Механические волны-3ч
Электромагнитные волны-4ч
Световые волны-14ч
Излучения и спектры-2ч
Световые кванты-4ч
Физика атомного ядра-5
Строение и эволюция Вселенной уменьшено с 10 до 5 часов.
Содержание курса, включая демонстрационные опыты и фронтальные лабораторные, полностью соответствуют Примерной программе основного общего образования курса.
4.Цели и задачи изучения физики:
Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
5.Ключевые компетенци:
в результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения.
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
смысл физических законов электромагнитной индукции, фотоэффекта;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь:
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды.
6.Практическая деятельность:
Урок – исследование - на уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.
Комбинированный урок - предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок – игра - на основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
Урок решения задач - вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.
Урок – тест - тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования.
Урок – самостоятельная работа - предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок – контрольная работа - урок проверки, оценки и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.
Урок – лабораторная работа - проводится с целью комплексного применения знаний.
Формы организации образовательного процесса:
Индивидуально-обособленная
Фронтальная
Коллективная
Работа в парах
Групповая
Методы:
Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)
Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы под руководством).
Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).
Контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль).
Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).
Технологии обучения:
Развивающего обучения
Личностно ориентированного образования
Игровые
Информационные
Деятельностного метода
7.Виды деятельности, предусмотренные для подготовки к государственной итоговой аттестации.
повторение темы
диагностический тест
проверка работ и заполнение диагностической карты
анализ результатов диагностики
планирование коррекционной деятельности учителя
подбор и комплектование коррекционно-развивающих дидактических материалов
коррекция знаний тест анализ результативности коррекционно-развивающей работы и качества усвоения взаимосвязей между структурными элементами учебного материала.
8.Критерии оценивания различных видов работ
Оценка устных ответов учащихся
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка письменных контрольных работ
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.
Оценка лабораторных работ
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.
Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.
Перечень ошибок (Грубые ошибки)
1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
7. Неумение определить показания измерительного прибора.
8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки
Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
Нерациональный выбор хода решения.
Недочеты
Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Орфографические и пунктуационные ошибки.
9.Основные методы(продуктивные и репродуктивные и т.д) работы на уроке.
Индивидуально-обособленная
Фронтальная
Коллективная
Работа в парах
Групповая
Методы:
Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)
Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы под руководством).
Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).
Контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль).
Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).
Технологии обучения:
Развивающего обучения
Личностно ориентированного образования
Игровые
Информационные
Деятельностного метода
10. Формы организации деятельности по развитию творческих способностей учащихся
Олимпиады
Предметные недели
Исследовательская деятельность
Творческие работы
Проектная деятельность
Составление презентаций
Участие в конференциях, лекциях
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...