рабочая программа по физике 7 класс
рабочая программа по физике (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Физика»7класса.
Программа рассчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю.
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основоного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской программы Е.М.Гутника, А.В.Перышкина «Физика» 7-9 классы, 2004
Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира. Программа предполагает преподавание предмета по учебнику Перышкин А.В. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 12 изд., доработанное. – М.:Дрофа, 2008. – 192 с.: ил.
Данная программа адресована учащимся 7 класса МБОУ Лиховской СОШ.
В курсе 7 класса рассматриваются вопросы: первоначальные сведения о строении вещества. взаимодействие тел, давление твердых тел, жидкостей и газов, работа мощность и энергия
Используемый математический аппарат не выходит за рамки школьной программы по элементарной математике и соответствует уровню математических знаний у учащихся данного возраста.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц СИ. Срок реализации – 1 год.
Общая характеристика изучения физики в основной школе:
Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
2.УМК учителя
№ п/п | Авторы, составители | Название учебного издания | Годы издания | Издательство |
1. | А.В. Перышкин | Физика-7кл | 2008 | М. Дрофа |
2. | В.И. Лукашик | Сборник задач по физике 7-9кл. | 2005 | М.Просвещение |
3. | Марон А.Е., Марон Е.А. | Физика. 7 класс: Дидактические материалы | 2005 | М. Дрофа |
4. | Е. М Гутник Е.В. Рыбакова | Тематическое и поурочное планирование по физике -7класс | 2007 | М. Дрофа |
5. | А.В.Перышкин | Сборник задач | 2007 | М. Экзамен |
УМК обучающегося:
1.А.В. Перышкин Физика-7кл 2009 М. Дрофа;
2.Рабочая тетрадь.
Дополнительная литература для учителя:
1. Важевская, Н.Е..ГИА 2009. Физика: Тематические тренировочные задания: 7 класс/ Н.Е. Важевская, Н.С. Пурышева, Е.Е. Камзева, и др. –М.: Эксмо, 2009.-112 с.
2. Генденштейн, Л.Э. Задачи по физике с примерами решений. 7 – 9 классы/ Под ред. В.А. Орлова. – М.: Илекса, 2005.
3. Орлов, В.А. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа. 7 – 9 классы / В.А. Орлов, А.О. Татур. ¬– М.: Интеллект-Центр, 2006.
Дополнительная литература для ученика:
1. Занимательная физика Я.И Перельман
2. Здравствуй физика Л. Гальперштейн
Данный учебно-методический комплекс реализует задачу концентрического принципа построения учебного материала, который отражает идею формирования целостного представления о физической картине мира
3. Характеристика особенностей (т.е. отличительные особенности программы)
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа шире образовательного стандарта, соблюдается преемственность с любым курсом физики 7 - 9 класса, ее отличает полнота представления содержания, краткость курса физики, отличаются простотой и доступностью изложения материала.
Время, выделяемое на изучение отдельных тем, в программе считается примерным, поэтому считаю его распределить следующим образом:
по программе-ч планирование-ч
Введение 4 3
Первоначальные сведения о строении вещества 6 6
Взаимодействие тел 21 23
Давление твердых тел, жидкостей и газов 21 21
Работа, мощность и энергия 11 14
Данная программа является авторской .
Основные цели изучения курса физики в 7 классе:
4. Цели и задачи изучения физики
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
• воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
• применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
5.Ключевые компетенции:
общеобразовательные:
- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);
- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.
предметно-ориентированные:
- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;
- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;
- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования, в том числе в VII, VIII и IX классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 21 часа (10%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.
Ключевые компетенции, которые приобретут учащиеся за учебный период.
В результате изучения физики в 7 классе ученик должен
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом, атомное ядро,
смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия,
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии
уметь:
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
рационального применения простых механизмов
6.Практическая деятельность –какие виды деятельности предусмотрены для практической направленности: (.ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ)
При организации учебного процесса используется следующая система уроков:
Урок – исследование - на уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.
Комбинированный урок - предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок – игра - на основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
Урок решения задач - вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.
Урок – тест - тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования.
Урок – самостоятельная работа - предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок – контрольная работа - урок проверки, оценки и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.
Урок – лабораторная работа - проводится с целью комплексного применения знаний.
Формы организации образовательного процесса:
Индивидуально-обособленная
Фронтальная
Коллективная
Работа в парах
Групповая
Методы:
Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)
Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы под руководством).
Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).
Контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль).
Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).
Технологии обучения:
Развивающего обучения
Личностно ориентированного образования
Игровые
Информационные
Деятельностного метода
7.Виды деятельности, предусмотренные для подготовки к государственной итоговой аттестации.
повторение темы
диагностический тест
проверка работ и заполнение диагностической карты
анализ результатов диагностики
планирование коррекционной деятельности учителя
подбор и комплектование коррекционно-развивающих дидактических материалов
коррекция знаний тест анализ результативности коррекционно-развивающей работы и качества усвоения взаимосвязей между структурными элементами учебного материала.
8. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Критерии оценивания устного ответа.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится, если ответ ученика, удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в его ответе, имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. Учащийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется, если требуются преобразования некоторых формул. Ученик может допустить не более одной грубой ошибки и двух недочетов; или не более одной грубой ошибки и не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или четырёх или пяти недочетов.
Оценка 2 ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Критерии оценивания расчетной задачи.
Решение каждой задачи оценивается, исходя из критериев, приведенных в таблице
Качество решения | Оценка |
Правильное решение задачи: | 5 |
получен верный ответ в общем виде и правильный численный ответ с указанием его размерности, при наличии исходных уравнений в «общем» виде – в «буквенных» обозначениях; | |
отсутствует численный ответ, или арифметическая ошибка при его получении, или неверная запись размерности полученной величины; задача решена по действиям, без получения общей формулы вычисляемой величины. | 4 |
Записаны ВСЕ необходимые уравнения в общем виде и из них можно получить правильный ответ (ученик не успел решить задачу до конца или не справился с математическими трудностями) Записаны отдельные уравнения в общем виде, необходимые для решения задачи. | 3 |
Грубые ошибки в исходных уравнениях. | 2 |
Критерии оценивания лабораторной работы.
Оценка 5 ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки. Чертежи, графики, вычисления.
Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной её части позволяет получить правильный результат и вывод; или если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится, если работа выполнена не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; или если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Критерии оценивания контрольных работ.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Основные методы(продуктивные и репродуктивные и т.д) работы на уроке.
9. Формы организации образовательного процесса:
Индивидуально-обособленная
Фронтальная
Коллективная
Работа в парах
Групповая
Методы:
Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)
Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы под руководством).
Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).
Контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль).
Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).
Технологии обучения:
Развивающего обучения
Личностно ориентированного образования
Игровые
Информационные
Деятельностного метода
10. Формы организации деятельности по развитию творческих способностей учащихся
Олимпиады
Предметные недели
Исследовательская деятельность
Творческие работы
Проектная деятельность
Составление презентаций
Участие в конференциях, лекциях
Учебно - тематический план 7 класс.
Примерные сроки | Наименование разделов | Всего часов | Из них | |
Лабораторные работы | Контрольные уроки | |||
5.09-12.09 | Физика и физические методы изучения природы | 3 | 1ч | - |
Л/работа № 1 «Определение цены деления шкалы мензурки» | ||||
14.09-03.10 | Первоначальные сведения о строении вещества | 6 | 1ч | - |
Л/ работа №2 «Измерение размеров малых тел» | ||||
05.10 - 28.12 | Взаимодействие тел | 23 | 5ч | 2ч |
Л/ работа №3 «Измерение массы вещества на рычажных весах» Л/ работа №4 «Измерение объема твердого тела» Л/ работа №5 «Определение плотности твердого тела» Л/ работа №6«Динамометр. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.» | Контрольная работа№1 по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества» | |||
25.01-03.04 | Давление твердых тел, жидкостей и газов | 21 | 1ч | 2ч |
Л/ работа№7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» Л/ работа№8 «Выяснение условия плавания тела в жидкости» | Контрольная работа№2 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» Контрольная работа №3 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | |||
05.04 – 22.05 | Работа и мощность. Энергия | 14 | 2ч | 1ч |
Л/работа № 9 «Исследование условия равновесия рычага» Л/работа № 10 «Вычисление КПД наклонной плоскости» | Контрольная работа №4 «Работа и мощность. Энергия» | |||
24.05 – 31.05 | Повторение | 3 | Итоговая контрольная работа №5 | |
Итого | 70 | 10 | 5 |
Содержание программы учебного предмета, курса, дисциплины.
(70 часов)
Физика и физические методы изучения природы. (3 ч)
Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.
Демонстрации.
Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы.
Лабораторные работы и опыты.
Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности. Измерение длины. Измерение температуры.
Первоначальные сведения о строении вещества. (6 ч)
Строение вещества. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.
Демонстрации.
Диффузия в газах и жидкостях. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров.
Лабораторная работа. Измерение размеров малых тел.
Взаимодействие тел. (23 ч)
Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Неравномерное движение. Явление инерции. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил, действующих по одной прямой. Сила упругости. Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр. Графическое изображение силы. Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой. Вес тела. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. Центр тяжести тела.
Демонстрации.
Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Сложение сил. Сила трения.
Лабораторные работы.
Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости. Измерение массы тела на рычажных весах. Измерение объема твердого тела. Измерение плотности твердого тела. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления. Определение центра тяжести плоской пластины.
Давление твердых тел, газов, жидкостей. (21 ч)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.
Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Методы измерения давления. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.
Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание тел. Воздухоплавание.
Демонстрации. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Закон Архимеда.
Лабораторные работы.
Измерение давления твердого тела на опору. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Работа и мощность. Энергия. (14 ч)
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Кинетическая энергия движущегося тела. Потенциальная энергия тел. Превращение одного вида механической энергии в другой. Методы измерения работы, мощности и энергии.
Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.
Демонстрации. Простые механизмы.
Лабораторные работы.
Выяснение условия равновесия рычага. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Итоговое повторение (3 ч)
Календарно- тематический план уроков физики 7»А», 7 «Б» класс
№ | Тема урока | Кол. часов | Тип рока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемый результат усвоения материала | Домашнее задание | дата | ||
По плану | фактически | |||||||||
Физика и физические методы изучения природы 3 ч. | ||||||||||
1 | Техника безопасности (ТБ) в кабинете физики. Что изучает физика.Физика – наука о природе. Понятие физического тела, вещества, материи, явления, закона. | 1 | Комбинированный урок | Фронтальная работа Объяснительно-иллюстративная, беседа. | Знать: смысл понятия «вещество». Уметь: использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин. Выражать результаты в СИ. | §1,2,3. Читать, рассказать.
| 5.09 | |||
2 | Физические величины. Измерение физических величин. Система единиц. | 1 | Комбинированный урок. | Индивидуальная и фронтальная работа Объяснительно-иллюстративная, беседа. | Тест( дать определение вещества) | §4,5.рассказать. Подготовка к лабораторной работе Лукашик №25 | 7.09 | |||
3 | Лабораторная работа №1 « Определение цены деления шкалы измерительного прибора» | 1 | Урок практикум | Частично-поисковая. Индивидуальная работа. Лабораторная работа по инструкции. | Лабораторная работа, выводы, оформление. | §6читать. «Физика. Техника. Природа» составить кроссворд. | 12.09 | |||
Первоначальные сведения о строении вещества 6 ч. | ||||||||||
4 | Строение вещества. Молекулы. | 1 | Комбинированный урок. | Индив. и фронт. работа Эвристическая беседа Проблемно-поисковая | Фронтальный опрос, тест. | Знать смысл понятий: вещество, взаимодействие, атом(молекула) Уметь: описывать и объяснять физическое явление диффузия. | §7,8 рассказать. Л №53,54 решить Подготовка к л/р. | 14.09 | ||
5 | Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел» | 1 | Урок практикум | Частично-поисковая. Индивидуальная работа. Лабораторная работа по инструкции. | Лабораторная работа, выводы, оформление. | Л №23,24 решить. | 19.09 | |||
6 | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Скорость движения молекул и температура тела | 1 | Комбинированный урок. | Индив. и фронт. работа Эвристическая беседа, исследовательская работа. Проблемно-поисковая. | Опорный конспект | §9 читать, рассказать. Задание2(1) Л №66 решить | 21.09 | |||
7 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул | 1 | Комбинированный урок | Индив. и фронт. работа Эвристическая беседа, исследовательская работа. Проблемно-поисковая. | Фронтальный опрос | § 10читать. Упр2(1) Л №74,80 решить | 26.09 | |||
8 | Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. | 1 | Комбинированный урок | Индив. и фронт. работа Эвристическая беседа, исследовательская работа. Проблемно-поисковая. | Физический диктант. Опорный конспект. | §11, 12 читать, рассказать. Л №65,67 решить | 28.09 | |||
9 | Зачет по теме: «Первоначальные сведения о строении вещества» | 1 | Урок проверки знаний. | Индив. и фронт. работа Анализ изученного материала Продуктивная | Составление классификационной таблицы «Строение вещества» | Повторить §7-12, основные понятия и определения. | 3.10 | |||
Взаимодействие тел 23ч. | ||||||||||
10 | Механическое движение. Понятие материальной точки. Чем отличается путь от перемещения. | 1 | Урок изучения новых знаний. | Индив. и фронт. работа Объяснение, демонстрации Информационно-развивающая | Опорный конспект | Знать: -явление инерции, физический закон, взаимодействие; -смысл понятий: путь, скорость, масса, плотность. Уметь: -описывать и объяснять равномерное прямолинейное движение; -использовать физические приборы для измерения пути, времени, массы. Силы; - выявлять зависимость: пути от расстояния, скорости от времени, силы от скорости; - выражать величины в СИ. | §13 рассказать. Задание №4 Л №99,101 решить | 5.10 | ||
11 | Скорость тела. Равномерное и неравномерное движение. | 1 | Комбинированный урок | Индив. и фронт. работа Объяснение, демонстрации, работа с учебником Информационно-развивающая | Опрос, тест | § 14,15 рассказать Упр 4(1,4) решить | 10.10 | |||
12 | Расчет скорости, пути и времени движения | 1 | Урок закрепления знаний | Индив. и фронт. работа Решение задач, вариативные упражнения Продуктивная | Опрос, тест | §16 читать, Упр 5(2,4) | 12.10 | |||
13 | Решение задач по теме: «Механическое движение» | 1 | Урок закрепления знаний | Индив. и фронт. работа Решение задач, вариативные упражнения Продуктивная | Физический диктант. Решение задач. | §16 повторить основные понятия. | 17.10 | |||
14 | Инерция | 1 | Комбинированный урок | Индив. и фронт. работа Объяснение, демонстрации Проблемно поисковая | Опорный конспект | §17 читать, рассказать. | 19.10 | |||
15 | Взаимодействие тел | 1 | Комбинированный урок | Индив. и фронт. работа Объяснение, демонстрации Проблемно поисковая | тест | Знать, что мерой любого взаимодействия тел является сила. Уметь приводить примеры. | § 18 рассказать Л №207 решить | 24.10 | ||
16 | Решение задач по теме: «Взаимодействие тел» | 1 | Урок закрепления знаний | Индив. и фронт. работа Решение задач, вариативные упражнения Продуктивная | Физический диктант. Решение задач | § 18 повторить Л №209 решить | 26.10 | |||
17 | Масса тела. Единицы массы | 1 | Комбинированный урок | Индив. и фронт. работа Объяснение, демонстрации Проблемно поисковая | Опорный конспект | Знать: -определение массы; -единицы массы. Уметь воспроизвести или написать формулу. | § 19,20 рассказать, подготовиться к л/р | 31.10 | ||
18 | Лабораторная работа №3 «Измерение массы вещества на рычажных весах» | 1 | Урок практикум | Частично-поисковая. Индивидуальная работа. Лабораторная работа по инструкции. | Написать выводы и правильно оформить работу. | Умение работать с приборами при нахождении массы тела | Повторить § 19,20 Упр6(1,3) | 2.11 | ||
19 | Плотность вещества | 1 | Комбинированный урок | Индив. и фронт. работа Объяснение, беседа, самостоятельная работа с учебником и таблицами Информационно-развивающая | тест | Знать определение плотности вещества, формулу. Уметь работать с физическими величинами, входящими в данную формулу | § 21 рассказать, учить формулы. Подготовка к л/р | 14.11 | ||
20 | Лабораторная работа №4 «Измерение объема твердого тела» | 1 | Урок практикум | Частично-поисковая. Индивидуальная работа. Лабораторная работа по инструкции. | Написать выводы и правильно оформить работу. | Умение работать с приборами (мензурка, весы) | Повторить § 21 Подготовка к л/р | 16.11 | ||
21 | Лабораторная работа №5 «Определение плотности твердого тела» | 1 | Урок практикум | Частично-поисковая. Индивидуальная работа. Лабораторная работа по инструкции. | Написать выводы и правильно оформить работу. | Умение работать с приборами (мензурка, весы) | Повторить § 21 Упр7 (1,2) | 21.11 | ||
22 | Расчет массы и объем вещества по его плотности | 1 | Комбинированный урок | Индив. и фронт. работа Объяснение, беседа, самостоятельная работа с учебником и таблицами Продуктивная | Решение задач | Уметь работать с физическими величинами, входящими в формулу нахождения массы вещества | §22 читать, учить основные формулы. | 23.11 | ||
23 | Решение задач по теме: «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества» | 1 | Комбинированный урок | Индив. и фронт. работа Решение задач, вариативные упражнения Продуктивная | Решение задач, подготовка к контрольной работе | Уметь: -работать с физическими величинами, входящими в формулу нахождения массы вещества; - работать с приборами | Упр 8(3,4), повторить формулы, подготовиться к контрольной работе. | 28.11 | ||
24 | Контрольная работа №1 по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества» | 1 | Урок контроля | Индивидуальная работа, Индивидуальная работа по карточкам Продуктивная | Контрольная работа | Уметь воспроизводить и находить физические величины: масса, плотность, объем вещества | 30.11 | |||
25 | Сила. Сила – причина изменения скорости | 1 | Комбинированный урок | Индив. и фронт. работа Эвристическая беседа, организационно-деятельностная игра Проблемно-поисковая | Опорный конспект | Знать определение силы, единицы ее измерения и обозначения. | § 23 читать, рассказать | 5.12 | ||
26 | Явление тяготения. Сила тяжести. | 1 | Комбинированный урок | Индив. и фронт. Работа Лекция, демонстрации, самостоятельная работа с литературой Информационно-развивающая | Опорный конспект, тест | Знать определение силы тяжести. Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу | § 24 читать, рассказать | 7.12 | ||
27 | Сила упругости | 1 | Комбинированный урок | Индив. и фронт. Работа Лекция, демонстрации, самостоятельная работа с литературой Информационно-развивающая | Опорный конспект | Знать определение силы упругости. Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу | § 25,26 рассказать Л №328,333,334 решить | 12.12 | ||
28 | Единицы силы. Связь между силой и массой тела | 1 | Комбинированный урок | Индив. и фронт. работа Решение задач, вариативные упражнения Продуктивна | Опрос, выполнение Упр 9 | Отработка формулы зависимости между силой и массой тела | § 27 рассказать, Упр9 (1,3) решить | 14.12 | ||
29 | Динамометр. Вес тела | 1 | Комбинированный урок | Индив. и фронт. Работа Лекция, демонстрации Информационно-развивающая | Опорный конспект | Знать/понимать устройство и принцип действия динамометров, а также различие между весом тела и его массой; понимают, что вес тела – величина, зависящая от характера движения тела и расположения опоры | §28 читать Подготовка к л/р | 19.12 | ||
30 | Лабораторная работа №6 «Динамометр. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.» | 1 | Урок практикум | Частично-поисковая. Индивидуальная работа. Лабораторная работа по инструкции. | Написать выводы и правильно оформить работу. | Уметь работать с физическими приборами. Градуирование шкалы прибора. | §28 повторить, Упр10(1,3) | 21.12 | ||
31 | Графическое изображение силы. Сложение сил | 1 | Комбинированный урок | Индив. и фронт. работа Эвристическая беседа, Проблемно-поисковая | Умение работать с чертежными инструментами ( линейка, треугольник) | Умение составлять схемы векторов сил, действующих на тело | § 29 рассказать, Упр11(2,3) | 26.12 | ||
32 | Сила трения. Трение покоя. Роль трения в технике. | 1 | Урок изучения новых знаний. | Индив. и фронт. работа Объяснение, демонстрации Информационно-развивающая | Тест, опорный конспект | Знать определение силы трения, уметь привести примеры. | §30-32 написать эссе о роли трения в быту и природе. | 28.12 | ||
Давление твердых тел, жидкостей и газов 21ч | ||||||||||
33 | Давление. Способы уменьшения и увеличения давления. | 1 | Урок изучения новых знаний. | Индив. и фронт. работа Объяснение, демонстрации Информационно-развивающая | Тест, опорный конспект | Знать определение физических величин: давление, плотность вещества, объем, масса | §33,34 читать, рассказать Упр 12(2,3), 13 решить Задание 6 | 16.01 | ||
34 | Давление газа. Давление в природе и технике | 1 | Комбинированный урок | Индив. и фронт. работа Объяснение, демонстрации, самостоятельная работа с литературой Информационно-развивающая | Проверка опорного конспекта | §35 рассказать Л №464,470 решить | 18.01 | |||
35 | Решение задач по теме: «Давление твердых тел и газов» | 1 | Комбинированный урок | Индив. и фронт. работа Решение задач, вариативные упражнения Продуктивная | Решение задач, подготовка к контрольной работе | Уметь решать количественные и качественные задачи на расчет давления и силы давления твердых тел, а также качественных задач на давление газов | Повторить формулы, подготовиться к контрольной работе | 23.01 | ||
36 | Контрольная работа №2 по теме «Давление в твердых телах и газов» | 1 | Урок контроля | Индивидуальная работа, Индивидуальная работа по карточкам Продуктивная | Контрольная работа | Уметь воспроизводить и находить физические величины | 25.01 | |||
37 | Закон Паскаля | 1 | Комбинированный урок | Индив. и фронт. работа Объяснение, демонстрации, самостоятельная работа с литературой Информационно-развивающая | Решение задач | Знать/понимать смысл закона Паскаля, умеют описывать и объяснять передачу давления жидкостями и газами | §36 рассказать Упр14(4) решить | 30.01 | ||
38 | Давление в жидкостях и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосудов. | 1 | Комбинированный урок | Индив. и фронт. работа Решение задач, вариативные упражнения Продуктивная | Опорный конспект | Знать смысл физических законов: закон Паскаля. Уметь: -объяснять передачу давления в газах и жидкостях; -использовать физические приборы для измерения давления; -выражать величины в СИ | §37,38 рассказать Упр15(1) решить | 1.02 | ||
39 | Сообщающиеся сосуды. Применение. Устройство шлюзов, водомерного стекла | 1 | Комбинированный урок | Индив. и фронт. работа Исследовательская работа Проблемно-поисковая | Тест, опорный конспект | §39 читать , рассказать , Задание 9(3) | 6.02 | |||
40 | Вес воздуха. Атмосферное давление. Причина появления атмосферного давления | 1 | Комбинированный урок | Индив. и фронт. работа. эвристическая беседа, демонстрации проблемно-поисковая | Фронтальный опрос | §40, 41 читать, рассказать Упр17, 18 решить Задание 10 | 8.02 | |||
41 | Измерение атмосферного давления | 1 | Комбинированный урок | Индив. и фронт. работа. эвристическая беседа, демонстрации проблемно-поисковая | Работа с приборами, знание их устройства | §42 читать, рассказать Упр19 решить Задание 11 | 13.02 | |||
42 | Барометр – анероид. Атмосферное давление на различных высотах | 1 | Комбинированный урок | Индив. и фрон. работа. Эвристическая беседа, демонстрации Проблемно-поисковая | Тест, опорный конспект | Уметь: -объяснять передачу давления в жидкостях и газах; -использовать физические приборы для измерения давления | §43,44 читать, рассказать Упр20, 21(1,2) решить | 15.02 | ||
43 | Манометр. Гидравлический пресс. | 1 | Комбинированный урок | Индив. и фрон. работа. Объяснение, демонстрации, самостоятельная работа с литературой Информационно-развивающая | Проверка опорного конспекта | §45 дополнительно §46,47 | 20.02 | |||
44 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело | 1 | Комбинированный урок | Индив. и фронт. Работа Исследовательская работа Проблемно-поисковая | рисунки | Знать смысл физических законов: закон Архимеда. Уметь: - объяснять передачу давления в жидкостях и газах; - использовать физические приборы для измерения давления; | §48 рассказать Упр 19(2) решить | 22.02 | ||
45 | Архимедова сила | 1 | Комбинированный урок | Индив. и фронт. Работа Исследовательская работа Проблемно-поисковая | Проверка опорного конспекта, тест | §49 читать, учить формулы Подготовиться к л/р | 27.02 | |||
46 | Лабораторная работа№7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» | 1 | Урок практикум | Частично-поисковая. Индивидуальная работа. Лабораторная работа по инструкции. | Написать выводы и правильно оформить работу. | - выражать величины в СИ; -решать задачи на закон Архимеда | Повторить §49, Упр24(2,4) решить | 1.03 | ||
47 | Плавание тел. | 1 | Комбинированный урок | Индив. и фронт. Работа Исследовательская работа Проблемно-поисковая | Составление опорного конспекта | §50 читать, рассказать Упр25 (3-5) решить | 6.03 | |||
48 | Плавание судов Решение задач | 1 | Урок закрепления знаний | Индив. и фронт. работа Решение задач, вариативные упражнения Продуктивная | Отработка формул, решение задач | Л №605,611 решить | 8.03 | |||
Уметь решать задачи по теме: «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | ||||||||||
49 | Лабораторная работа№8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости | 1 | Комбинированный урок | Индив. и фронт. Работа Исследовательская работа Проблемно-поисковая | Проверка опорного конспекта, тест | §51 рассказать | 13.03 | |||
Уметь объяснять причину плавания тел | ||||||||||
50 | Воздухоплава ние | 1 | Комбинированный урок | Индив. и фронт. Работа Исследовательская работа Проблемно-поисковая | Составление опорного конспекта | Понимать условия для воздухоплавания | §52 рассказать, Упр26 решить | 15.03 | ||
51 | Решение задач . Повторительно – обобщающее занятие. | 1 | Урок закрепления знаний | Индив. и фронт. работа Решение задач, вариативные упражнения Продуктивная | Отработка формул, решение задач | Уметь применять полученные знания для решения задач по теме: «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | Упр 27 (2) решить | 20.03 | ||
52 | Контрольная работа №3 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Индив. и фронт. работа Решение задач, вариативные упражнения Продуктивная | Составление обобщающей таблицы, решение задач | Уметь воспроизводить и находить физические величины по формуле закона Архимеда | Задание 16, подготовиться к контрольной работе | 22.03 | ||
53 | Анализ контрольной работы. | 1 | Урок контроля | Индивидуальная работа, Индивидуальная работа по карточкам Продуктивная | Контрольная работа | Уметь воспроизводить и находить физические величины | 3.04 | |||
Мощность и работа. Энергия 14ч | ||||||||||
54 | Работа | 1 | Урок изучения новых знаний | Индив. и фронт. работа Объяснение, беседа, демонстрации Информационно-развивающая | Составление опорного конспекта, тест | Знать определение работы, обозначение физической величины и единицы измерения | §53 рассказать, Упр28(3,4) решить | 5.04 | ||
55 | Мощность | 1 | Комбинированный урок | Индив. и фронт.работа Эвристическая беседа, организационно-деятельностная игра Проблемно-поискова | Составление опорного конспекта, тест | Знать определение мощности, обозначение физической величины и единицы измерения | §54 рассказать, Упр29(3-6) решить | 10.04 | ||
56 | Решение задач на тему «Мощность и работа» | 1 | Урок проверки знаний и умений | Индив. и фронт. работа Решение задач, вариативные упражнения Продуктивная | Проверка опорного конспекта, решение задач | Знать определение физических величин: работа, мощность. Уметь воспроизводить формулы, находить физические величины: работа, мощность | Повторить основные формулы работы и мощности. | 12.04 | ||
57 | Рычаги | 1 | Урок изучения новых знаний | Индив. и фронт.работа Эвристическая беседа, организационно -деятельностная игра Частично-поисковая | Тест, знакомство с простыми механизмами | Знать устройство рычага | §55,56 рассказать, Л. №736 решить Задание 18 | 17.04 | ||
58 | Момент силы | 1 | Комбинированный урок | Индив. и фронт. работа Объяснение, беседа, демонстрации Информационно-развивающая | Решение задач | Уметь изобразить на рисунке расположение сил и найти момент силы | §57 рассказать, Подготовка к лабораторной работе, упр30(2) решить | 19.04 | ||
59 | Лабораторная работа №9 «Выяснение условий равновесия рычага» | 1 | Урок практикум | Частично-поисковая. Индивидуальная работа. Лабораторная работа по инструкции. | Написать выводы и правильно оформить работу. | Уметь: -проводить эксперимент и измерять длину рычага и массу грузов; -работать с физическими приборами | §58 рассказать Упр30 (1,3,4) | 24.04 | ||
60 | Блоки. Золотое правило механики | 1 | Комбинированный урок | Индив. и фронт. работа Объяснение, беседа, демонстрации Информационно-развивающая | Решение задач | Знать устройство блока и золотое правило механики. Объяснять на примерах | §59, 60 рассказать Л.№766 решить | 26.04 | ||
61 | Решение задач на тему «Золотое правило механики» | 1 | Урок повторения и обобщения | Индив. и фронт. работа Решение задач, вариативные упражнения Продуктивная | Проверка опорного конспекта, решение задач | Знать определение физических величин: работа, мощность, КПД | Повторить §59, 60 Подготовиться к лабораторной работе УПР 31(5)решить | 1.05 | ||
62 | Лабораторная работа №10 «Определение КПД при подъеме тележки по наклонной плоскости» | 1 | Урок практикум | Частично-поисковая. Индивидуальная работа. Лабораторная работа по инструкции. | Написать выводы и правильно оформить работу. | Уметь: -проводить эксперимент и измерять длину рычага и массу грузов; -работать с физическими приборами | §61 читать, рассказать | 3.05 | ||
63 | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения | 1 | Комбинированный урок | Индив. и фронт. работа Объяснение, беседа Информационно-развивающая | Составление опорного конспекта | Знать: -определения физических величин: энергия; -единицы измерения энергии; -закон сохранения энергии | §62,63 читать, рассказать Упр 32(1,4) решить | 8.05 | ||
64 | Превращение одного вида механической энергии в другое | 1 | Комбинированный урок | Индив. и фронт. работа Объяснение, беседа, демонстрации Информационно-развивающая | Проверка опорного конспекта. Решение задач | Знать смысл закона сохранения энергии, приводить примеры механической энергии и ее превращение | §64 читать, рассказать Л. №797 решить | 10.05 | ||
65 | Решение задач на тему «Превращение одного вида механической энергии в другую» | 1 | Урок повторения и обобщения | Индив. и фронт. работа Решение задач, вариативные упражнения Продуктивная | тест | Знать определение, обозначение, формулы работы, мощности, энергии. Уметь решать задачи | Подготовка к контрольной работе | 15.05 | ||
66 | Контрольная работа №4 «Работа и мощность. Энергия» | 1 | Урок контроля | Индивидуальная работа, Индивидуальная работа по карточкам Продуктивная | Контрольная работа | Уметь воспроизводить и находить физические величины | 17.05 | |||
67 | Строение веществ, их свойства | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Индив. и фронт. работа Решение задач, вариативные упражнения Продуктивная | тест | Знать определения, обозначения, нахождения изученных величин | Анализ контрольной работы, работа над ошибками | 22.05 | ||
Повторение 3ч | ||||||||||
68 | Взаимодействие тел | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Индив. и фронт. работа Решение задач, вариативные упражнения Продуктивная | тест | Знать определения, обозначения, нахождения изученных величин | Подготовиться к итоговой контрольной работе | 24.05 | ||
69 | Итоговая контрольная работа №5 | 1 | Урок контроля | Индивидуальная работа, Индивидуальная работа по карточкам Продуктивная | Контрольная работа | Уметь воспроизводить и находить физические величины | 29.05 | |||
70 | Подведение итогов | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Индив. и фронт. работа Решение задач, вариативные упражнения Продуктивная | тест | Уметь воспроизводить и находить физические величины | Анализ итоговой контрольной работы. | 31.05 |
Таблица по видам контроля
Виды контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год | Итого |
Административный контроль знаний, умений и навыков | ||||||
Количество плановых контрольных работ | ||||||
Количество практических работ | ||||||
Количество лабораторных работ | ||||||
Количество самостоятельных работ | ||||||
Количество других видов работ | ||||||
Количество экскурсий |
Карта – схема проверки рабочей программы.
Дата | Учитель | Предмет | Класс | Содержание программного материала | Выполнение программы | Организация повторения пройденного материала | Количество контрольных работ | Резерв времени | Выводы и предложения | Примечание |
Подпись________
«С выводами ознакомлен»:______________________________________________________________________________________
«_____» _______________________
«_____» _______________________
«_____» _______________________
«_____» _______________________
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Физика»7класса.
Программа рассчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю.
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основоного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской программы Е.М.Гутника, А.В.Перышкина «Физика» 7-9 классы, 2004
Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира. Программа предполагает преподавание предмета по учебнику Перышкин А.В. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 12 изд., доработанное. – М.:Дрофа, 2008. – 192 с.: ил.
Данная программа адресована учащимся 7 класса МБОУ Лиховской СОШ.
В курсе 7 класса рассматриваются вопросы: первоначальные сведения о строении вещества. взаимодействие тел, давление твердых тел, жидкостей и газов, работа мощность и энергия
Используемый математический аппарат не выходит за рамки школьной программы по элементарной математике и соответствует уровню математических знаний у учащихся данного возраста.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц СИ. Срок реализации – 1 год.
2.УМК учителя
№ п/п | Авторы, составители | Название учебного издания | Годы издания | Издательство |
1. | А.В. Перышкин | Физика-7кл | 2008 | М. Дрофа |
2. | В.И. Лукашик | Сборник задач по физике 7-9кл. | 2005 | М.Просвещение |
3. | Марон А.Е., Марон Е.А. | Физика. 7 класс: Дидактические материалы | 2005 | М. Дрофа |
4. | Е. М Гутник Е.В. Рыбакова | Тематическое и поурочное планирование по физике -7класс | 2007 | М. Дрофа |
5. | А.В.Перышкин | Сборник задач | 2007 | М. Экзамен |
УМК обучающегося:
1.А.В. Перышкин Физика-7кл 2009 М. Дрофа;
2.Рабочая тетрадь.
Дополнительная литература для учителя:
1. Важевская, Н.Е..ГИА 2009. Физика: Тематические тренировочные задания: 7 класс/ Н.Е. Важевская, Н.С. Пурышева, Е.Е. Камзева, и др. –М.: Эксмо, 2009.-112 с.
2. Генденштейн, Л.Э. Задачи по физике с примерами решений. 7 – 9 классы/ Под ред. В.А. Орлова. – М.: Илекса, 2005.
3. Орлов, В.А. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа. 7 – 9 классы / В.А. Орлов, А.О. Татур. ¬– М.: Интеллект-Центр, 2006.
Дополнительная литература для ученика:
1. Занимательная физика Я.И Перельман
2. Здравствуй физика Л. Гальперштейн
Данный учебно-методический комплекс реализует задачу концентрического принципа построения учебного материала, который отражает идею формирования целостного представления о физической картине мира
3. Характеристика особенностей (т.е. отличительные особенности программы)
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа шире образовательного стандарта, соблюдается преемственность с любым курсом физики 7 - 9 класса, ее отличает полнота представления содержания, краткость курса физики, отличаются простотой и доступностью изложения материала.
Время, выделяемое на изучение отдельных тем, в программе считается примерным, поэтому считаю его распределить следующим образом:
по программе-ч планирование-ч
Введение 4 3
Первоначальные сведения о строении вещества 6 6
Взаимодействие тел 21 23
Давление твердых тел, жидкостей и газов 21 21
Работа, мощность и энергия 11 14
Данная программа является авторской .
Основные цели изучения курса физики в 7 классе:
4. Цели и задачи изучения физики
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
• воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
• применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
5.Ключевые компетенции:
общеобразовательные:
- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);
- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.
предметно-ориентированные:
- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;
- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;
- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.
В результате изучения физики в 7 классе ученик должен
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом, атомное ядро,
смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия,
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии
уметь:
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
рационального применения простых механизмов
6. Практическая деятельность –какие виды деятельности предусмотрены для практической направленности: (.ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ)
Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
При организации учебного процесса используется следующая система уроков:
Урок – исследование - на уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.
Комбинированный урок - предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок – игра - на основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
Урок решения задач - вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.
Урок – тест - тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования.
Урок – самостоятельная работа - предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок – контрольная работа - урок проверки, оценки и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.
Урок – лабораторная работа - проводится с целью комплексного применения знаний.
Формы организации образовательного процесса:
Индивидуально-обособленная
Фронтальная
Коллективная
Работа в парах
Групповая
Методы:
Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)
Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы под руководством).
Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).
Контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль).
Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).
Технологии обучения:
Развивающего обучения
Личностно ориентированного образования
Игровые
Информационные
Деятельностного метода
7. Виды деятельности, предусмотренные для подготовки к государственной итоговой аттестации.
повторение темы
диагностический тест
проверка работ и заполнение диагностической карты
анализ результатов диагностики
планирование коррекционной деятельности учителя
подбор и комплектование коррекционно-развивающих дидактических материалов
коррекция знаний тест анализ результативности коррекционно-развивающей работы и качества усвоения взаимосвязей между структурными элементами учебного материала.
8. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Критерии оценивания устного ответа.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится, если ответ ученика, удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в его ответе, имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. Учащийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется, если требуются преобразования некоторых формул. Ученик может допустить не более одной грубой ошибки и двух недочетов; или не более одной грубой ошибки и не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или четырёх или пяти недочетов.
Оценка 2 ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Критерии оценивания расчетной задачи.
Решение каждой задачи оценивается, исходя из критериев, приведенных в таблице
Качество решения | Оценка |
Правильное решение задачи: | 5 |
получен верный ответ в общем виде и правильный численный ответ с указанием его размерности, при наличии исходных уравнений в «общем» виде – в «буквенных» обозначениях; | |
отсутствует численный ответ, или арифметическая ошибка при его получении, или неверная запись размерности полученной величины; задача решена по действиям, без получения общей формулы вычисляемой величины. | 4 |
Записаны ВСЕ необходимые уравнения в общем виде и из них можно получить правильный ответ (ученик не успел решить задачу до конца или не справился с математическими трудностями) Записаны отдельные уравнения в общем виде, необходимые для решения задачи. | 3 |
Грубые ошибки в исходных уравнениях. | 2 |
Критерии оценивания лабораторной работы.
Оценка 5 ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки. Чертежи, графики, вычисления.
Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной её части позволяет получить правильный результат и вывод; или если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится, если работа выполнена не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; или если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Критерии оценивания контрольных работ.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Основные методы(продуктивные и репродуктивные и т.д) работы на уроке.
Формы организации образовательного процесса:
Индивидуально-обособленная
Фронтальная
Коллективная
Работа в парах
Групповая
9. Основные методы работы на уроке:
Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)
Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы под руководством).
Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).
Контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль).
Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).
Технологии обучения:
Развивающего обучения
Личностно ориентированного образования
Игровые
Информационные
Деятельностного метода
10. Формы организации деятельности по развитию творческих способностей учащихся
Олимпиады
Предметные недели
Исследовательская деятельность
Творческие работы
Проектная деятельность
Составление презентаций
Участие в конференциях, лекциях
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...