Факультативный курс "Физика собственной персоной"
рабочая программа по физике (8 класс) по теме


Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа факультативного курса по физике «Физика собственной персоной» для 8 класса составлена на основании нормативных документов:

  • Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ»);
  • Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан, реализующих программы общего образования (Приказ МО  Республики Башкортостан № 993 от 24.06.2011 г «Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений  Республики Башкортостан»);
  • Учебный план МБОУ «СОШ №1» ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан от 01.09.11 г. (приказ № 252).
  • Примерная программа основного общего образования по физике.  7-9 классы. Авторская программа Е.М. Гутник, А. В. Перышкин. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7—11 классы»/ составители: В.А.Коровин, В.А.Орлов издательство -  М.: Дрофа, 2009.

На изучение физики в 8 классе по программе отводится 68 часов, т.е. 2 часа в неделю. Этого количества часов недостаточно для осмысленного подхода к решению задач, формированию достаточного уровня знаний, позволяющему учащимся сделать выбор профиля, связанного с расширенным изучением физики.

         Программа направлена на создание условий для организации эффективной системы предпрофильной подготовки, способствующей самоопределению обучающихся в выборе способа дальнейшего образования, профиля обучения.

Актуальность курса связана с тем, что согласно концепции профильного обучения в профильной школе вводятся элективные курсы для построения индивидуальных образовательных траекторий. В рамках данного курса рассматриваются нестандартные подходы к решению физических задач.

Необходимость разработки данной программы вызвана отсутствием типовых программ факультативных занятий.

Целью программы является совершенствование познавательной сферы обучающихся и обеспечение таких условий, где одаренный ребенок сможет достигнуть максимально возможного для него уровня развития.

Задачи:

1. Обучить школьников новым методам и приемам решения нестандартных физических задач.

2.  Сформировать умения работать с различными источниками информации.

3.  Выработать исследовательские умения.

4. Познакомить обучающихся с исходными физическими теориями и присущими им структурами, системой основополагающих постулатов и принципов, понятийным аппаратом.

5. Сформировать представление о современной физической картине мира, о месте изучаемых теорий в современной ЕКМ и границах применимости.

6. Углубить интерес к предмету за счет применения деятельностного подхода в изучении курса, подборке познавательных нестандартных задач.

Отличительная особенность данной программы в максимальной ориентации на междисциплинарный подход в обучении, на развитие самостоятельности детей, их самопознания, самооценки, теоретическая и исследовательская основа, гибкость и вариативность учебного процесса.

Данный факультативный курс содержит как теоретическую часть, так и комплекс задач и тестов для обобщения изученного материала и расширения программы. В данном случае речь идёт не о накоплении массы задач, а о выработке алгоритма решения задач по ключевым темам. Обучающиеся  при работе по данному факультативному курсу должны развить уже имеющиеся навыки решения задач, освоить основные методы и приёмы решения физических задач, приобрести навыки работы с тестами. На занятиях планируется разбор задач, решение которых требует не просто механической подстановки данных в готовое уравнение, а, прежде всего, осмысление самого явления, описанного в условии задачи. Отдаётся предпочтение задачам, приближенным к практике, родившимся под влиянием эксперимента.

Технологии, используемые в организации занятий:

  • проблемное обучение,
  • проектная технология, которая помогает готовить учащихся к жизни в

условиях динамично меняющегося общества.

При проведении занятий предусмотрена реализация дифференцированного и личностно-ориентированного подходов, которые позволят ученикам двигаться внутри курса по своей траектории и быть успешными.

Для организации занятий используются следующие формы:

  • лекционное изложение материала;
  • эвристические беседы;
  • практикумы по решению задач;
  • уроки-исследования;
  • работа в малых группах;
  • домашние эксперименты.

Формами контроля при проведении данного курса являются:

  • Самостоятельная работа по решению задач;
  • Письменные отчёты по результатам проведённых исследовательских работ;
  • Сообщения по результатам выполнения домашних экспериментальных заданий;

Данный курс предполагает следующие результаты:

  • Овладение школьниками новыми методами и приемами решения

нестандартных физических задач.

  • Предпрофильная подготовка обучающихся, позволяющая сделать

осознанный выбор в пользу предметов естественно-математического

цикла.

Программа рассчитана на обучающихся 8 классов.

Количество часов 34

Количество часов в неделю 1

Содержание.

Виды задач и их классификация. Алгоритмы решения задач.

Классификация задач по уровню сложности.

Качественные задачи и их решение.

Занимательные задачи и их решение.

Графические задачи.

Экспериментальные задачи на смекалку.

Разбор задач «высокого» уровня сложности.

Разбор и решение комбинированных задач.

Разбор и решение нестандартных задач.

Олимпиадные задачи и оценка их решения.

Задачи с сюжетом.

Задачи-парадоксы и софизмы.

Тесты и методы их решения.

Учебно-тематический план

Кол- во

часов

Тема

Дата

1

Виды задач и их классификация. Алгоритмы решения задач.

1

Классификация задач по уровню сложности.

2

Качественные задачи и их решение.

1

Занимательные задачи и их решение.

2

Графические задачи.

2

Экспериментальные задачи на смекалку.

3

Разбор задач «высокого» уровня сложности.

3

Разбор и решение комбинированных задач.

3

Разбор и решение нестандартных задач.

4

Олимпиадные задачи и оценка их решения.

2

Задачи с сюжетом.

2

Задачи-парадоксы и софизмы.

4

Тесты и методы их решения.

4

Резерв времени.

Материально – технические средства, используемые для данного курса:

  • «Открытая физика»  Полный мультимедиа курс физики / ФИЗИКОН
  • Физика. Электричество. Виртуальная лаборатория./1С: образовательная коллекция.
  • Физика. 8 класс /1С: образовательная коллекция.
  • Физика. Интерактивные творческие задания 7-9 /ЗАО «Новый диск»
  • Типовое оборудование кабинета физики, самодельные приборы для

проведения практических работ.

  • Компьютер и проектор для презентаций учеников.

Используемая литература:

1. Авторская программа Е.М. Гутник, А.В. Перышкин. 7 -9 классы. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений Физика. Астрономия. 7-11 классы»/ составители: В.А. Коровин, В.А. Орлов – М.: Дрофа, 2009.

2. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. Физика – 8. / Кирик Л.А.  – М.: Илекса, 2004

3. «Физическая олимпиада» В.И. Лукашик. 

4. Сборник задач по физике. 7-9 класс / А.В. Пёрышкин; Сост. Н.В. Филонович. - М.: Издательство «Экзамен», 2009.

5. Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике в 7 – 11 классах общеобразовательных учреждений: Дидактический материал /О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина, В.А. Орлов. М.: Просвещение, 2009

6.   Газета «Физика», издательский дом «Первое сентября».

7.   Научно-методический журнал «Физика в школе», издательство «Школа – Пресс».

8. Занимательные опыты по физике в 7 – 8 классах. Книга для учителя./Горев Л.А. – М.: Просвещение, 1985.

9. Увлекательная физика: сборник заданий и опытов для школьников и абитуриентов/ Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. – М.: АРКТИ, 2001

10. Енохович А.С. Справочник по физике и технике. – М.: Просвещение, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экзаменационные билеты по программе "Подготовка младшего обслуживающего персонала"

Разработка билетов для итоговой атттестации учащихся специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида....

Действия персонала школы В ЧС.

Презентация предназначена для проведения инструктажа по действиям персонала школы перед началом учебного года и доведения изменений в составе органов ГО и ЧС школы....

технологические карты по подготовке младшего обслуживающего персонала.

данные технологические карты содержат подробный план ответа по подготовке обслуживающего персонала и содержат тематические картинки.  Благодаря этому материалу учащиеся успешно овладевают теорети...

технологические карты по подготовке младшего обслуживающего персонала.

данные технологические карты содержат подробный план ответа по подготовке обслуживающего персонала и содержат тематические картинки.  Благодаря этому материалу учащиеся успешно овладевают теорети...

урок подготовки младшего обслуживающего персонала в коррекционной школе в 8 классе Тема:Практическая работа "изготовление перевязочного материала".

Данный урок подготовки младшего обслуживающего персонала имеет практичекую направленность и способствует выбору будущей професии. Перед практической работой  учащиеся знакомятся с видами преревяз...

Педагогический совет персонала. Тема: Как работать с агрессивными детьми: рекомендации для родителей и педагогов

Цель: повысить педагогические навыки общения с агрессивными детьми. Коррекционная работа с ребенком должна вестись парал­лельно работе со взрослыми, его окружающими, - родителями и педагога...

Рабочая программа факультативного курса «Залог успеха: управление собственными ресурсами».

Современные нестабильные социально-экономические условия, характеризующиеся быстрой сменой ценностей и целей, одобряемых социумом, предопределяют принципиально новые требования к процессу социал...