Рабочая программа по физике 8 класс
рабочая программа по физике (8 класс) по теме

Гагарина Марианна Сергеевна

Рабочая программа к учебнику А.В. Перышкин "Физика 8 класс". Рассчитана на 2 учебных часа в неделю. Включает пояснительную записку, распределение времени по темам и поурочное планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Физика 8 класс.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по физике, авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Перышкина.

 Программа рассчитана на  2 учебных часа в неделю для учащихся 8-х  классов. 

Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:

- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладение знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах физической науки;

- понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения.

         Реализация указанных целей программы достигается в результате освоения тематики программы. Структурно программа состоит из четырех тем: «Тепловые явления», «Электрические явления», «Электромагнитные явления», «Световые явления». Используемый математический аппарат не выходит за рамки элементарной математики и соответствует уровню математических знаний  учащихся данного возраста.

         В программу включены 10 фронтальных лабораторных работ, призванных обеспечить экспериментальную базу учебного процесса.

         Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ) и лишь в отдельных случаях допускает к применению внесистемную единицу ( киловатт-час ).

         В результате изучения курса физики 8 класса ученик должен:

1. Владеть методами научного познания

1.1. Собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку или схеме и проводить наблюдения изучаемых явлений.

1.2. Измерять: температуру, объем,  промежуток времени, силу тока, напряжение, фокусное расстояние собирающей линзы.

1.3. Представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и выявлять эмпирические закономерности:

- температуры тела от времени при теплообмене;

- количества теплоты от массы и изменения температуры;

- силы тока в резисторе от напряжения.

1.4. Объяснять результаты наблюдений и экспериментов:

- процессы испарения и плавления вещества;

- испарения жидкостей при любой температуре и ее охлаждении при испарении;

- нагревание проводников электрическим током;

- действие магнитного поля на проводник с током.

1.5. Применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений:

- значение температуры остывающей воды и в заданный момент времени;

- силу тока при заданном напряжении;

2. Владеть основными понятиями и законами физики

2.1. Давать определения физических величин и формулировать физические законы.

2.2. Описывать:

- физические явления и процессы;

- изменения и преобразования энергии при анализе свободного падения тел, нагревания проводников электрическим током, плавления и испарения вещества.

2.3. Вычислять:

- энергию, поглощаемую (выделяемую) при нагревании (охлаждении) тел;

- энергию, поглощаемую (выделяемую) при плавлении (кристаллизации) тел;

- энергию, поглощаемую (выделяемую) при кипении (конденсации) жидкостей;

- энергию, выделяемую в проводнике при прохождении электрического тока (при заданных силе тока и напряжении).

3. Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (в словесной, образной, символической)

3.1. Читать и пересказывать текст учебника.

3.2. Выделять главную мысль в прочитанном тексте.

3.3. Находить в прочитанном тексте ответы на поставленные вопросы.

3.4. Называть:

- источники электростатического и магнитного полей, способы их обнаружения;

- преобразования энергии в двигателях внутреннего сгорания, электронагревательных приборах.

3.5. Приводить примеры:

- экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания;

- использования электромагнитов в технике и быту;

- использования линз.

Учебно-методический комплект:

  1. А.В. Перышкин. Физика. 8 класс. - М.: Дрофа
  2. Е.М. Гутник, Е,В. Рыбакова, Е.В. Шаронина. Методические материалы для учителя. Физика. 8 класс. - М.; Дрофа
  3. В.А. Шевцов. Поурочные планы по учебнику А.В. Перышкина. Физика.8 класс. - Волгоград. Учитель
  4. Л.А. Кирик. Физика. 8 класс. Самостоятельные и контрольные работы.- М.; Илекса  

Распределение времени по темам

№ темы

Название темы

Количество часов

1

Тепловые явления

26

2

Электрические явления

26

3

Электромагнитные явления

7

4

Световые явления

8

5

Резерв

3

Поурочное планирование

№ темы

Календарные сроки

               Основное содержание урока

Домашнее

задание

1

            2

                                         3

               4

1/1

1 неделя

Тепловое движение. Температура.

§ 1

1/2

1 неделя

Внутренняя энергия

§ 2, Л. 920, 922

1/3

2 неделя

Способы изменения внутренней энергии тела

§ 3, зад. 1, Л. 921

1/4

2 неделя

Виды теплопередачи. Теплопроводность

§ 4, упр. 1

1/5

3 неделя

Конвекция. Излучение

§ 5,6, упр. 2, 3

1/6

3 неделя

Сравнение видов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике.

§ 1, стр. 178, составить кроссворд

1/7

4 неделя

Количество теплоты. Единицы количества теплоты.

§ 7, Л. 990, 991

1/8

4 неделя

Удельная теплоемкость вещества.

§ 8, упр. 4(1, 2)

1/9

5 неделя

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого телом при охлаждении.

§ 9, упр. 4(3, 4)

1/10

5 неделя

Лабораторная работа № 1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

стр.169, повт. §9, Л. 1007, 1008

1/11

6 неделя

Решение задач по теме «Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества».

Повт. § 7,8, упр. 4(6), Л. 1015

1/12

6 неделя

Лабораторная работа №2 «Определение удельной теплоемкости твердого тела».

стр. 170, Л. 1010, 1012

1/13

7 неделя

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

§10, 11, упр. 5(2, 3)

1/14

7 неделя

Решение задач по теме «Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах».

§10, 11, упр. 5(1, 4)

1/15

8 неделя

Различные состояния вещества. Кратковременная контрольная работа №1 по теме «Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания».

§12

1/16

8 неделя

Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания.

§13, 14, упр. 7(3, 5)

1/17

9 неделя

Удельная теплота плавления.

§15, упр. 8(1, 3)

1/18

9 неделя

Решение задач. Кратковременная контрольная работа №2 по теме «Нагревание и плавление кристаллических тел».

§10-15

1/19

10 неделя

Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости, выделение ее при конденсации пара.

§16, 17, упр. 9(1, 3)

1/20

10 неделя

Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.

§18, 20, Л. 1113, 1114

1/21

11 неделя

Решение задач.

повт. §16, Л. 1117, 1118

1/22

11 неделя

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.

§19, Л. 1147, 1149

1/23

12 неделя

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.

§21, 22, Л. 1126-1128

1/24

12 неделя

Паровая турбина. КПД теплового двигателя.

§23, 24, Л. 1146

1/25

13 неделя

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

Л. 1116, 1119, 1121

1/26

13 неделя

Контрольная работа №3 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества».

2/1

14 неделя

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов.

§25, 26, Л. 1179, 1182

2/2

14 неделя

Электроскоп. Проводники и непроводники электричества.

§27, Л. 1173, 1174

2/3

15 неделя

Электрическое поле.

§28, Л. 1205

2/4

15 неделя

Делимость электрического заряда. Строение атомов.

§29, 30, упр. 11

2/5

16 неделя

Объяснение электрических явлений.

§31, упр. 12

2/6

16 неделя

Электрический ток. Источники электрического тока. Кратковременная контрольная работа №4 по теме «Электризация тел. Строение атомов».

§32, зад. 6

2/7

17 неделя

Электрическая цепь и ее составные части.

§33, упр. 13(1, 2)

2/8

17 неделя

Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление тока.

§34-36, Л. 1252, 1253

2/9

18 неделя

Сила тока. Единицы силы тока.

§37, упр. 14(1, 2)

2/10

18 неделя

Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа №3 №Сборка электрической цепи и измерение силы тока в различных ее участках».

§38, упр. 15

2/11

19 неделя

Электрическое  напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения.

§39-41, упр. 16(1)

2/12

19 неделя

Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Лабораторная работа №4 «Измерение напряжения на различных участках электрическое цепи».

§43, упр. 18(1, 2)

2/13

20 неделя

Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи.

§42, 44, упр. 19(2, 4)

2/14

20 неделя

Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление.

§45, 46, упр. 20

2/15

21 неделя

Реостаты. Лабораторная работа №5 «Регулирование силы тока реостатом».

§47, упр. 21(1, 3)

2/16

21 неделя

Лабораторная работа № 6 «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра». Решение задач.

повт. §47, Л. 1323, 1325

2/17

22 неделя

Последовательное соединение проводников.

§48, упр. 22(4, 5)

2/18

22 неделя

Параллельное соединение проводников.

§49, упр. 23(2, 3)

2/19

23 неделя

Решение задач по теме «Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников».

повт. §42-49, Л. 1369, 1374

2/20

23 неделя

Работа электрического тока. Кратковременная контрольная работа №5 по теме «Электрический ток. Соединение проводников».

§50, упр. 24(1, 2)

2/21

24 неделя

Мощность электрического тока.

§51, упр. 25(1, 2)

2/22

24 неделя

Лабораторная работа №7 «Измерение мощности и работа тока в электрической лампе».

повт. §51, Л. 1413, 1414

2/23

25 неделя

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца.

§53, упр. 27(4)

2/24

25 неделя

Решение задач на расчет работы и мощности электрического тока и применение закона Джоуля-Ленца.

§54, Л. 1450, 1454

2/25

26 неделя

Короткое замыкание. Предохранители. Повторение материала темы «Электрические явления».

§55, Л. 1453

2/26

26 неделя

Контрольная работа №6 по теме «Электрические явления».

3/1

27 неделя

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.

§56, 57, Л. 1458, 1459

3/2

27 неделя

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Лабораторная работа №8 «Сборка электромагнита и испытание его действия».

§58, упр. 28(1-3)

3/3

28 неделя

Применение электромагнитов.

§58, зад. 9, Л. 1465, 1469

3/4

28 неделя

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.

§59, 60, Л. 1476, 1477

3/5

29 неделя

Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.

§61, Л. 1473, 1481

3/6

29 неделя

Лабораторная работа №9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)». Повторение темы «Электромагнитные явления».

повт. §56-61, Л. 1474, 1475

3/7

30 неделя

Контрольная работа №7 по теме «Электромагнитные явления».

4/1

30 неделя

Источник света. Распространение света.

§62, упр. 29(1)

4/2

31 неделя

Отражение света. Законы отражения света.

§63, упр. 30(1-3)

4/3

31 неделя

Плоское зеркало.

§64, Л. 1528, 1540

4/3

32 неделя

Преломление света.

§65, упр. 32(3)

4/5

32 неделя

Линзы. Оптическая сила линзы.

§66, упр. 33(1)

4/6

33 неделя

Изображения, даваемые линзой.

§67, упр. 34(1)

4/7

33 неделя

Лабораторная работа №10. «Получение изображения при помощи линзы».

повт. §62-67, упр. 34(3)

4/8

34 неделя

Контрольная работа №8 по теме «Световые явления».

      5/1

34 неделя

Решение задач.

Сост. кроссворд

      5/2

35 неделя

Повторение пройденного.

      5/3

35 неделя

Повторение пройденного.

         

Литература.

  1. И.Г. Кириллова. Книга для чтения по физике. 7 – 8 класс. М., «Просвещение».
  2. В.И. Лукашик. Сборник вопросов и задач по физике. 7 – 8 класс. М., «Просвещение».
  3. Л.В. Алмаева. Тесты по физике. 8 класс. Саратов. Лицей.
  4. А.И. Семке. Занимательные материалы к урокам. Физика. 8 класс. М., НЦ ЭНАС


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...