конспект "Строение атома, радиоактивное превращение атомных ядер" 9 класс.
план-конспект урока по физике (9 класс) по теме

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цели урока:

-обобщить и систематизировать знания по теме “Строение атома и атомного ядра.

-проверить знания учащихся на основе выполнения работ тренирующего типа, индивидуальной работы с тестовыми заданиями.

-развивать интерес к предмету;

-воспитывать в детях стремление к овладению знаниями, к поиску интересных фактов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_stroenie_atom_yadra_na_zashchitu.docx36.84 КБ

Предварительный просмотр:

Урок физики в 9-м классе по теме «Строение атома и атомного ядра, радиоактивные превращения атомных ядер»

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цели урока:

-обобщить и систематизировать знания по теме “Строение атома и атомного ядра.

-проверить знания учащихся на основе выполнения работ тренирующего типа, индивидуальной работы с тестовыми заданиями.

-развивать интерес к предмету;

-воспитывать в детях стремление к овладению знаниями, к поиску интересных фактов.

Учебно-наглядный материал:

Презентация в Microsoft Power Point.

Справочные таблицы “Относительная атомная масса некоторых изотопов, а. е. м. ”, “Периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева”.

Компьютер, экран

Раздаточный дидактический материал (тестовые задания) для учащихся.

Структура урока.

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть(Повторение темы “Строение атома и атомного ядра. ” с помощью презентационного материала, решение задач)
  3. Подведение итогов, оценки за урок.
  4. Домашнее задание.

Ход урока

1. Слайд (организационный момент. )

- Здравствуйте! Тема урока на экране. Давайте запишем ее в тетрадь.

- Цели: повторение и систематизация знаний.

- Девиз: через общение развивается человек.

Фонетическая зарядка(использование приёмов беглой коррекции, контроль за произношением речи)

2.Основная часть.

2. Слайд - Атом покорен, НО цивилизация под угрозой.

Прав ли был Прометей, давший людям огонь?

Мир рванулся вперед, мир сорвался с пружин,

Из прекрасного лебедя вырос дракон,

Из запретной бутылки был выпущен джин.

- Человечество сделало главный вывод: в третьей мировой войне не будет победителей, не будет и побежденных.

Хиросима и Нагасаки навсегда запомнят те черные дни и тяжелые последствия неизвестной болезни. Память о них будет передаваться из поколение в поколение.

3. Слайд – Беккерель.

- Давайте вспомним, какие научные открытия привели человечество к этой страшной трагедии?

- Кто этот человек и какое открытие принадлежит ему? (Беккерель открыл явление радиоактивности)

- Что такое радиоактивность? (самопроизвольное излучение)

- Как ему удалось обнаружить это явление? (ответ учащихся)

- Какие исследования проводил с радиоактивными препаратами на себе? (ответ учащихся)

4. Слайд – Кюри.

- Чем прославили себя эти люди? (ответ учащихся)

- Какой химический элемент открыла мари Склодовская-Кюри? Почему так назвала? (ответ учащихся и проверка с помощью презентации)

5. Слайд – Строение атома.

- Первая модель атома имеет историческое название? Почему? (ответ учащихся)

- Вскоре появилась еще одна модель? Ее название? Как устроен атом? (ответ учащихся)

7. Слайд - Строение атомного ядра.

- Какие частицы входят в состав ядра? (ответ учащихся)

- На доске запишите условное обозначение протона, нейтрона и электрона.

- Z  Какие характеристики химического элемента скрывает эта буква? (ответ учащихся)

- М В этой букве какие параметры спрятаны? Что можно определить? (ответ учащихся)

-Воспользуемся для работы таблицей Менделеева (С места проговариваем характеристики химического элемента, затем проверяем на экране. Работа учащихся).

8. Слайд – Радиоактивные превращения.

- Итак, радиоактивность – это самопроизвольное излучение атомов, НО что еще происходит? (меняется состав ядра и появляется новый хим. элемент)

- Задолго до открытия атома о них говорил Фредерик Содди. Им были сформулированы правила? (На экране)

Решение задач.

- В тетради и на доске применим правила смещения (работа учащихся у доски):

Задача 1: Уран 92, 235 подвергается альфа распаду, какой хим. элемент образуется. (+)

Задача 2: Кислород 8, 17 - распадается, определите получившийся элемент.

(+)

- Продолжите реакции (работа у доски):? ?

? ?

Определите ядро какого химического элемента образуется из углерода -14 в результате β-распада.

Ядро изотопа висмут-211 получилось из другого ядра после α- и β-распадов. Что это за ядро? (У доски)

Сколько α- и β-распадов происходит в результате превращения радия -226 в свинец- 226? (У доски)

Самостоятельная работа

1. Из каких частиц состоят ядра атомов?

А) из протонов;
Б) из нейтронов;
В) из протонов, нейтронов и электронов;
Г) из протонов и нейтронов.

2. Какая частица Х образуется в результате реакции Li + ?

А) гамма-квант;
Б) электрон;
В) позитрон;
Г) нейтрон.

3. Массовое число – это:

А) число протонов в ядре;
Б) число нейтронов в ядре;
В) число электронов в электронной оболочке;
Г) число нуклонов в ядре.

4. В атомном ядре содержится Z протонов и N нейтронов. Чему равно массовое число М этого ядра?

А) Z;
Б) N;
В) Z-N;
Г) Z+N.

3.Итоги урока

Итак, мы узнали интересные факты. Вы активно выполняли задания, работали устно и письменно, получили оценки. Молодцы! Спасибо! До свидания!