Главные вкладки

    Статья: Виды лабораторных работ по физике с учетом ГИА
    статья по физике (9 класс) по теме

    Филева Анна Андреевна

    В данном материале рассматриваются некоторые варианты лабораторных работ по физике с учетом требований государственной итоговой аттестации.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vidy_laboratornyh_rabot_po_fizike_s_uchetom_gia.doc66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Виды лабораторных работ по физике с учетом ГИА

            Отличительной особенностью итоговой аттестации в 9 классе, по сравнению с 11 классом, является наличие не только теоретических вопросов и задач, но и практического эксперимента. Для решения одной из задач третьей части потребуется подтвердить расчеты экспериментальными измерениями или проверить достоверность высказывания опытным путем. К каждому комплекту вопросов ГИА по физике прилагается один из семи экспериментальных наборов по оптике, электричеству и механике.

            С введением ГИА в качестве аттестации учеников 9 класса появилась необходимость в разработке особых экспериментальных заданий, целиком соответствующих работам контрольно-измерительных материалов ГИА.

    В итоговой аттестации выделены лабораторные работы четырех типов:

    1. Проведение прямых измерений физических величин и расчет по полученным данным зависимого от них параметра (косвенные измерения)
    2. Исследование зависимости одной физической величины от другой и построение графика зависимости
    3. Проверка заданных предположений (прямые измерения физических величин и сравнение заданных соотношений между ними)
    4. Наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном уровне) по выявлению факторов, влияющих на протекание опыта

            Следовательно, при составлении курса лабораторных практикумов необходимо учитывать новые требования, предъявляемые к выпускникам 9 класса.

            Рассмотрим основные типы лабораторных работ на примере некоторых тем курса физики основной школы.

    Оптика.

    Работа первого типа:

    Для выполнения задания используйте оборудование:  собирающая линза, линейка, экран, удаленный источник света (освещенное окно). Соберите экспериментальную установку для определения оптической силы линзы.

    В бланке ответов:

    1. Зарисуйте схему эксперимента (укажите ход лучей через собирающую линзу)
    2. Определите фокусное расстояние линзы.
    3. Запишите формулу для расчета оптической силы линзы
    4. Вычислите оптическую силу.

    Работа второго типа:

    Используя собирающую линзу, линейку, экран, лампу с колпачком в качестве предмета соберите экспериментальную установку для исследования зависимости расстояния между предметом и линзой от расстояния между линзой и изображением.

    В бланке ответов:

    1. Определите фокусное расстояние линзы.
    2. Устанавливайте лампу поочередно на расстояния F < d < 2F, d = 2F, d > 2F и, измерив в каждом случае расстояние между линзой и изображением, укажите результаты измерения расстояний этих трех случаев в виде таблицы.
    3. Сформулируйте вывод о зависимости расстояния между предметом и линзой от расстояния между линзой и изображением.

    Работа третьего типа:

    Используя две собирающие линзы, линейку, экран и удаленный источник света (освещенное окно) проверьте справедливость следующего условия: оптическая сила системы из двух линз равна сумме оптических сил каждой линзы (D = D1 + D2).

    В бланке ответов:

    1. Зарисуйте схему эксперимента (укажите ход лучей через две собирающие линзы, установленные рядом) и запишите формулу для расчета оптической силы линзы.
    2. Определите фокусное расстояние каждой из двух линз и рассчитайте для них оптическую силу.
    3. Расположите линзы так, чтобы главная оптическая ось проходила через центр каждой линзы и линзы соприкасались. Определите фокусное расстояние системы линз и рассчитайте оптическую силу.
    4. Проверьте справедливость условия и запишите вывод.

    Работа четвертого типа:

    Определите, как будет меняться размер изображения при перемещении предмета от фокуса линзы к двойному фокусу.

    В бланке ответов:

    1. Предположите, как будет изменяться изображение при перемещении предмета от  фокуса линзы к двойному фокусу.
    2. Зарисуйте схему эксперимента (покажите ход лучей в случае нахождения предмета между фокусом и двойным фокусом линзы и в случае нахождения на расстоянии, большем двойного фокусного).
    3. Проверьте выдвинутое предположение. Для этого сначала определите величину фокусного расстояния. Затем располагайте предмет на расстояниях F < d < 2F, d = 2F,

    d > 2F, и для каждого из этих вариантов определите размер изображения.

    1. Сформулируйте и запишите вывод.

    Колебания.

    Работа первого типа:

    Определение периода колебаний маятника.

    Для выполнения задания используйте лабораторное оборудование: штатив с муфтой и лапкой; метровую линейку (с погрешностью 5 мм); шарик с прикреплённой нитью длиной 110 см; часы с секундной стрелкой (или секундомер).

        В бланке ответов

    1. Нарисуйте схему эксперимента.
    2. Запишите формулу для расчёта периода колебаний математического маятника.
    3. Измерьте время 30 колебаний для четырёх длин маятника. Укажите результаты измерений.
    4. Рассчитайте периоды колебаний по полученным данным. Сделайте вывод о зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити.

    Работа второго типа:

    Построение графика зависимости периода колебаний маятника от длины нити. Для выполнения задания используйте лабораторное оборудование: штатив с муфтой и лапкой; метровую линейку (с погрешностью 5мм); шарик с прикреплённой нитью длиной 110см; часы с секундной стрелкой (или секундомер).

        В бланке ответов

    1. Нарисуйте схему эксперимента.
    2. Запишите формулу для расчёта периода колебаний математического маятника.
    3. Измерьте время 30 колебаний для четырёх длин маятника. Укажите результаты измерений.
    4. Рассчитайте периоды колебаний по полученным данным. Постройте график зависимости периода колебаний от длины нити. Сделайте вывод о характере зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити.

    Работа третьего типа:

    Определение зависимости частоты колебаний от длины нити. Для выполнения задания используйте лабораторное оборудование: штатив с муфтой и лапкой; метровую линейку (с погрешностью 5 мм); шарик с прикреплённой нитью длиной 110 см; часы с секундной стрелкой (или секундомер).

        В бланке ответов

    1. Нарисуйте схему эксперимента.
    2. Запишите формулу для расчёта частоты колебаний математического маятника.
    3. Измерьте время 30 колебаний для четырёх длин маятника. Укажите результаты измерений.
    4. Рассчитайте частоту колебаний по полученным данным. Сделайте вывод о зависимости частоты колебаний математического маятника от длины нити.

    Работа четвертого типа:

    Проверить предположение, что при увеличении длины нити в 4 раза период колебаний увеличивается в 2 раза.

    Динамика.

    Работа первого типа:

    Определите плотность вещества, из которого изготовлен цилиндр.

    Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: весы рычажные с набором гирь, измерительный цилиндр (мензурка) с пределом измерения 100 мл, стакан с водой

    цилиндр стальной на нити.

    В бланке ответов:

    1. Запишите формулу для расчета плотности вещества
    2. Проведите прямые измерения массы цилиндра
    3. Проведите прямые измерения объема цилиндра
    4. Запишите численное значение искомой величины

    Работа второго типа:

    Постройте график зависимости массы тела от его объема и найдите плотность вещества, из которого это тело изготовлено.

    Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: весы рычажные с набором гирь, измерительный цилиндр (мензурка) с пределом измерения 100 мл, стакан с водой, цилиндр стальной на нити

    В бланке ответов запишите: 

    1. Запишите формулу для расчета плотности вещества
    2. Проведите измерения массы и обема трех различных цилиндров
    3. Постройте график этой зависимости
    4. По графику определите  численное значение искомой величины

    Работа третьего типа:

    Проверьте на опыте:  как зависит   плотность вещества, из которого изготовлен цилиндр от плотности жидкости, в которую он погружен.

    Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: весы рычажные с набором гирь, измерительный цилиндр (мензурка) с пределом измерения 100мл, стакан с чистой  водой, стакан с соленой водой, стакан с  растительным маслом, цилиндр стальной на нити.

    В бланке ответов:

    1. Запишите формулу для расчета плотности вещества
    2. Проведите прямые измерения массы цилиндра и объема цилиндра, погруженного в разные жидкости.
    3. Рассчитайте плотность вещества цилиндра в каждом случае.
    4. Сделайте вывод

    Работа четвертого типа:

    Проверьте на опыте  зависит ли плотность вещества, из которого изготовлено тело от его  формы.

    Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: весы рычажные с набором гирь, измерительный цилиндр (мензурка) с пределом измерения 100мл, стакан с чистой  водой, цилиндр стальной на нити, тело неправильной формы.

    В бланке ответов:

    1. Нарисуйте схему опыта
    2. Запишите формулу для расчета плотности вещества
    3. Экспериментально проверьте гипотезу
    4. Сделайте вывод

    Постоянный ток.

    Работа первого типа:

    Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, соберите экспериментальную установку для определения мощности электрического тока в резисторе. При помощи реостата установите силу тока 0,5А.

    В бланке ответов:

    1. Нарисуйте электрическую схему эксперимента;
    2. Запишите формулу для расчета мощности электрического тока;
    3. Укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5 А;
    4. Запишите значение мощности электрического тока.

    Работа второго типа:

    Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, соберите экспериментальную установку для определения силы тока в резисторе и напряжения на его концах.

    В бланке ответов:

    1. Нарисуйте электрическую схему эксперимента;
    2. Укажите результаты измерения  силы тока и напряжения  при двух разных положениях   бегунка реостата;
    3. Нарисуйте вольт – амперную характеристику резистора.
    4. Сделайте вывод о зависимости силы тока от напряжения

    Работа третьего типа:

    Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, ключ, соединительные провода, 2 резистора, соберите экспериментальную установку для проверки предположения: полное напряжение в цепи при последовательном соединении равно сумме напряжений на отдельных участках цепи.

    В бланке ответов

    1. Нарисуйте электрическую схему эксперимента;
    2. Укажите результаты измерения напряжения на участках состоящих из первого резистора, второго резистора, двух резисторов;
    3. Сравните результаты измерений;
    4. Сделайте вывод.

    Работа четвертого типа:

    Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, соберите экспериментальную установку для исследования зависимости сопротивления проводника от силы тока и напряжения

    В бланке ответов:

    1. Нарисуйте электрическую схему эксперимента;
    2. Запишите формулу для расчета сопротивления резистора;
    3. Укажите результаты измерения  силы тока и напряжения  при трех разных положениях   бегунка реостата, вычислите сопротивления, все результаты оформите в  виде таблицы;
    4. Сравните сопротивления, сделайте вывод.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дополнительная образовательная программа по физике «Цифровые образовательные технологии проведения лабораторных работ по физике»

    Программа разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования. Применение ИКТ в образовательном процессе открывает возможность для формирования учебной ИКТ-компетентности учащего...

    Методическая разработка урока-лабораторной работы по физике "Зависимость давления газа от объема при постоянной температуре" (с использованием цифровой лаборатории) - 10 класс.

    Методическая разработка лабораторной работы с применением цифровой лаборатории по физике содержит план-конспект урока и презентацию....

    МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ФИЗИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

    В настоящее время большое внимание уделяется повышению эффективности учебного процесса. Решение этой проблемы связано с применением в учебном процессе новых методов и приемов обучения. Новые информаци...

    Лабораторные работы по физике (для используемого оборудования на ГИА 2016)

    ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНЫЕ РАБОТЫ СОГЛАСНО ПЕРЕЧНЯ ОБОРУДОВАНИЯ ГИА ПО ФИЗИКЕ...

    МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ФИЗИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ и учетом требований ГИА по физике

          Отличительной особенностью итоговой аттестации в 9 классе, по сравнению с 11 классом, является наличие не только теоретических вопросов и задач, но и практического эксперим...

    Подготовка и проведение лабораторных работ по физике в соответствии с требованиями  к подготовке учащихся к итоговой аттестации и планируемыми результатами в рамках ФГОС

    Набор универсальных инсрукций к лабораторным работам по физике в рамках внедрения ФГОС. Пример 2 конкретных работ....

    Подготовка и проведение лабораторных работ по физике в соответствии с требованиями  к подготовке учащихся к итоговой аттестации и планируемыми результатами в рамках ФГОС

    Набор универсальных инсрукций к лабораторным работам по физике в рамках внедрения ФГОС. Пример 2 конкретных работ....