Рабочая программа .Физика 7 класс.
рабочая программа по физике (7 класс) по теме

Якубовская Екатерина Ильинична

Рабочая программа и пояснительная записка физика 7 класс, автор Перышкин А.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl.7.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к рабочей программе

«Физика 7 класс»

          Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  стандарта основного общего образования и на основе авторской программы «Физика. 7-9 классы», Е.М. Гутник, А.В. Перышкин. Источник: Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. /сост. В.А. Коровин, В.А.Орлов. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2009. – 334, [2]с.

           УМК содержит:

  1. Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений./ А.В. Перышкин. – М.: Дрофа, 2006 год
  2. Физика. 7 класс: рабочая тетрадь / Т.А. Ханнанова, Н.К. Ханнанов. – М. : Дрофа, 2007 год
  3. Физика. 7 класс: учебно-методическое пособие / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Дрофа, 2007 год
  4. А.В. Постников: проверка знаний учащихся по физике: 6-7 кл. Дидактический материал. - -М.: Просвещение, 1986 г.
  5. Лукашик В.И. Сборник задач по физике: Учебное пособие для учащихся 7-8 классов. - -М.: Просвещение, 1996 г.
  6. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007 г.

    Цели и задачи курса:

  1. освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирования на этой основе представлений о физической картине мира;
  2. овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических  задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  4. воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  5. использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Общая характеристика учебного курса:

         Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.

          Знание физических законов необходимо для изучения химии, физической географии, технологии, ОБЖ..

             

                      Место курса «Физика» в учебном плане:

             Курс «Физика» рассчитан на 68 часов. Согласно учебному плану МБОУ «СОШ №11» на изучение курса «Физика» в 7 классе отводится 2 часа в неделю, 34 учебные недели. 

                     Планируемые результаты:

             Личностные:  

   - сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей человека;

   - убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуре;

   -самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

   -готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интнресами и возможностями;

   - мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

   - формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

             Предметные:

   - знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

   -умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

   - умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

   - применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

   - понимать и объяснять физические явления;

   -измерять физические величины;

   - владеть экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости физических величин;

   - понимание смысла основных физических законов и применение их на практике;

   - понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;

   - умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

             Метапредметные:

   - овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и материальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснении известных фактов;

   - формирование умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

   - приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;

   - развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

   - формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

            Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни:

     для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

     контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

    рационального применения простых механизмов;

    оценки безопасности радиационного фона.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ПО  ФИЗИКЕ ДЛЯ 7 КЛАССА

№ урока

Тема урока

Дата  проведения

Тип

урока

Форма контроля

Лабораторные работы

Демонстрации

Примечание

по кален

дарю

фактически

Введение. Физика и физические методы изучения природы.

Планируемые результаты освоения предметных знаний: Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин. Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента. Международная система единиц.

Ученик научится: наблюдать и описывать физические явления. Участвовать в обсуждении явления падения тел на землю.

Измерять расстояния и промежутки времени. Определять цену деления прибора.

Ученик получит возможность научиться: использовать физические  приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин, пользоваться мензуркой, вычислять погрешность измерений.


1

Техника безопасности в кабинете физики. Что изучает физика. Физика –наука о природе

Комбинированный

Движение шарика по наклонной плоскости. Звучание камертона. Нагревание током проволоки. Действие магнитов. Получение изображения при помощи линзы.

§ 1,2,3

Л. №5,12


2

Физические величины. Измерение физических величин

Система единиц

Комбинированный

Тест (дать определение вещества)

Физические приборы

§ 4,5

Л. №25

3

Физика и техника.

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления шкалы измерительного прибора».

Урок- практикум

Умение работать с лабораторным оборудованием. Оформление работы, вывод

Определение цены деления шкалы измерительного прибора

§6 «Физика.Техника.Природа». Составить кроссворд.

Раздел I. Первоначальные сведения о строении вещества.

Планируемые результаты освоения предметных знаний: Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества. Диффузия. Броуновское движение.

Взаимодействие частиц вещества. Строение газов, жидкостей и твердых тел. Агрегатные состояния вещества.

Ученик научится: наблюдать и объяснять явление диффузии. Объяснять свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе атомной теории строения вещества.

Ученик получит возможность научиться: выполнять опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения. Раскрывать особенности явления диффузии, броуновского движения. Определять размеры малых тел. Записывать большие и малые числа.                  

4

Строение вещества. Молекулы.

Комбинированный.

Фронтальный опрос. Тест

Опыт по рис. 19

§ 7,8 Л.№53,54

5

Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел».

Урок -практикум.

Умение работать с лабораторным оборудованием. Оформление работы, вывод

Измерение размеров малых тел

Л.№23,24

6

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Скорость движения молекул и температура тела.

Комбинированный.

Тест .

Дидактический материал

Распространение запаха пахучих тел. Диффузия в газах и жидкостях. Модель броуновского движения.

§9, за-дание

2(1)

7

Взаимное притяжение и отталкивание молекул

Комбинированный

Фронтальный опрос

Демонстрация взаимодействия стеклянной пластинки с водой

§10, упр. 2(1).Л.№74, 80

8

Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

Комбинированный

Физический диктант. Составление классификационной таблицы.

Модели молекул кристаллических веществ

§11


9

Обобщение и контроль знаний по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».

Обобщение и систематизация знаний

Тест

§ 12 Л .№65, 67

Раздел II. Взаимодействие тел.

Планируемые результаты освоения предметных знаний: Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость.

Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность.

Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела.  Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение. Единицы измерения физических величин.

Ученик научится: рассчитывать скорость, путь тела при равномерном движении. Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков.

Измерять массу тела. Находить плотность тела. Измерять силу .

Ученик получит возможность научиться: определять путь, пройденный за данный промежуток времени, и скорость тела по графику зависимости пути от времени движения.

Графически изображать силы. Находить равнодействующую силу. Вычислять массы тела по плотности и по объему.

Пользоваться: весами, динамометром, таблицей плотности веществ.

                                                     

10

Механическое движение

Урок изучения нового материала

Опорный конспект

Демонстрация относительности движения. Демонстрация равномерных и неравномерных движений

§ 13, задание №4, Л. №99, 101,103

11

Скорость тела. Равномерное и неравномерное движение

Комбинированный

Индивидуальный опрос

Сравнение двух равномерных движений. Движение шарика по наклонной плоскости

§ 14,15 Упр. 4 (1,4)

12

Расчет скорости, пути и времени движения

Урок  решения задач

Решение задач. Физический диктант

§ 16   Упр.5(2,4)

13

Расчет скорости, пути и времени движения

Урок закрепления знаний

Решение типовых задач. Дидактический материал

§ 16 задачи

14

Инерция

Комбинированный

Опорный конспект

Движение шарика при подталкивании. Движение шарика по окружности

§ 17

15

Взаимодействие тел

Комбинированный

Тест

Демонстрация движения шариков по желобу

§ 18. Л. 207, 209

16

Масса тела. Единицы массы Измерение массы тела на рычажных весах.

Комбинированный

Опорный конспект. Упр. 12 (1,3,4,5)

Наблюдение за изменением скоростей взаимодействующих тележек.

Рычажные весы.

§ 19,20

17

Лабораторная работа №3 «Измерение массы вещества на рычажных весах».

Урок-практикум

Оформление работы, вывод к работе. Умение работать с лабораторным оборудованием

Измерение массы вещества на рычажных весах

§ 19,20

18

Плотность вещества

Комбинированный

Тест

Демонстрация набора тел одинакового объема

§ 21

Л 265

19

Лабораторная работа №4 «Измерение объема твердого тела»

Урок-практикум

Оформление работы, вывод к работе. Умение работать с лабораторным оборудованием

Измерение объема твердого тела

§ 21  Упр.7 (1,2)

20

Лабораторная работа №5 «Определение плотности твердого тела».

Урок-практикум

Оформление работы, вывод к работе. Умение работать с лабораторным оборудованием

Определение плотности твердого тела

Упр.7   (3,4)

21

Расчет массы и объема вещества по его плотности.

Комбинированный

Решение задач.

§ 22

22

Подготовка к контрольной работе

Обобщение и систематизация знаний

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

§

Задача Упр.8 (3,4)

23

Контрольная работа №1 по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества.»

Проверка знаний и умений.

Контрольная работа

Повтр.

24

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

Ознакомление с новым материалом и закрепление изученного.

Опорный конспект

Демонстрация изменения скорости движения тележки под действием руки. Изменение скорости движения куска железа под действием магнита. Наблюдение за полетом тела, брошенного горизонтально

§24,23

25

Сила упругости. Закон Гука. Вес тела.

Ознакомление с новым материалом и закрепление изученного.

Тест

Демонстрация деформации пружины

§ 25.26

26

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

Ознакомление с новым материалом и закрепление изученного.

 Фронтальный опрос. Тест

§ 27, упр. 9 (1,3)

27

Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой.

Ознакомление с новым материалом и закрепление изученного.

Умение работать с чертежным инструментом

Динамометр. Демонстрация, показывающая, как измеряют силы динамометром. Сложение сил.

§ 28,29 упр.10 (1,3), упр.11 (2,3)

28

Лабораторная работа  №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

Урок- практикум.

Оформление работы, вывод

Градуирование пружины и измерение сил динамометром

§ 28,29

29

Сила трения. Трение скольжения.

Комбинированный

Тест

Измерение силы трения. Демонстрация зависимости силы трения от рода трущихся поверхностей.

§ 30

30

Трение покоя. Трение в природе и технике.

Комбинированный

Тест

§31, 32 Составить кроссворд

Раздел III. Давление твердых тел, жидкостей и газов.

Планируемые результаты освоения предметных знаний: Давление. Единицы измерения давления.  Атмосферное давление. Методы измерения давления.

Закон Паскаля. Гидравлические машины.

Закон Архимеда. Условия плавания тел.


Ученик научится: обнаруживать существование атмосферного давления. Рассчитывать давление твердых тел, жидкостей и газов.  Измерять силу Архимеда

Ученик получит возможность научиться: объяснять причины плавания тел. Исследовать условия плавания тел. Объяснять причину возникновения давления внутри жидкости, газа. Объяснять устройство и действие шлюзов, водомерного стекла.

Пользоваться: манометром, насосом, барометром-анероидом.

31

Давление способы уменьшения и увеличения давления.

Ознакомление с новым материалом и закрепление изученного.

Опорный конспект

Демонстрация действия силы давления. Демонстрация зависимости давления от площади опоры и величины силы давления.

§ 33,34

32

Давление газа. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

Ознакомление с новым материалом и закрепление изученного.

Проверка опорного конспекта. Решение задач

Изменение давления газа от температуры. Передача давления жидкостями. Передача давления газами.

§ 35.36 упр. 14 (3)

33

Давление в жидкости и газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда.

Ознакомление с новым материалом и закрепление изученного.

Решение задач

Модель уровня. Уровень. Давление жидкости на дно и боковую стенку.

§ 37,38 упр.15(1)

34

Сообщающиеся сосуды

Ознакомление с новым материалом и закрепление изученного.

Тест

Демонстрация уровня жидкости в сообщающихся сосудах. Демонстрация уровней разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах.

§ 39  упр. 16(1,2)

35

Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли.

Ознакомление с новым материалом и закрепление изученного.

Фронтальный опрос

Ход воды за поршнем.

§ 40,41 упр. 17,18

36

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

Ознакомление с новым материалом и закрепление изученного.

Тест

Опыт Торричелли.

§ 42

37

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

Ознакомление с новым материалом и закрепление изученного.

Работа с приборами, знание их устройства

Таблица «Барометр-анероид». Демонстрация металлического барометра. Определение давления по барометру.

§ 43,44 упр.20,упр. 21(1,2)

38

Манометры.

Ознакомление с новым материалом  Обобщение полученных знаний.

Тест. Фронтальный опрос

Демонстрация манометра.

§ 45

39

Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс.

Ознакомление с новым материалом  Обобщение полученных знаний.

Решение задач

Модель поршневого жидкостного насоса. Модель гидравлического пресса.

§ 46.47

40

Решение задач по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

Урок закрепления знаний.

Решение типовых задач. Дидактический материал по данной теме.

Задача.

41

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила.

Комбинированный

Опорный конспект

Выталкивающее действие воды на поплавок, погруженный в воду. Демонстрация зависимости силы, выталкивающей тело из жидкости, от плотности жидкости и объема погруженного тела.

§ 48.49

42

Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

Урок-практикум.

Оформление работы, вывод. Уметь работать с физическими приборами

Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело

§ 8, стр.183

43

Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

Комбинированный

Отработка формул. Решение задач

§ 50-52  Подготовить сообщения по теме.

44

Лабораторная работа №8 «Выяснение условий плавания тел в жидкости».

Урок практикум

Оформление работы, вывод. Умение работать с физическими приборами

Выяснение условий плавания тел в жидкости

§ 50-52

45

Подготовка к контрольной работе.

Обобщение и систематизация знаний.

Решение типовых задач

Повт.

46

Контрольная работа №2 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

Проверка знаний и умений.

Контрольная работа

Кроссворд

Раздел IV. Мощность и работа. Энергия.

Планируемые результаты освоения предметных знаний: Механическая работа. Мощность. Единицы измерения работы и мощности.  Простые механизмы. Коэффициент полезного действия.

Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия.


Ученик научится: измерять работу силы. Измерять мощность. Объяснять устройство и уметь  чертить схемы простых механизмов. Решать задачи с применением изученных законов и формул. Измерять КПД наклонной плоскости.

Ученик получит возможность научиться: изобразить на рисунке расположение сил и найти момент силы. Пользоваться рычагом. Использовать закон сохранения энергии.

47

Механическая работа. Единицы работы.

Урок изучения нового материала.

Решение задач. Тест

Демонстрации по определению величины работы при равномерном движении тела по горизонтальной плоскости и при поднятии его вверх.

§53 упр. 28 (3,4)

48

Мощность. Единицы мощности.

Комбинированный.

Решение задач. Тест

§ 55 упр. 29(3,6)

49

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

Урок изучения нового материала.

Тест

Уравновешивание сил на рычаге

§ 55.56 зад.2

50

Момент силы.

Комбинированный.

Решение задач

§ 57

51

Рычаги в технике, быту и природе. Лабораторная работа №9 «Выяснение условия равновесия рычага».

Урок-практикум.

Оформление работы, вывод

Выяснение условия равновесия рычага

§ 58

52

Применение закона равновесия рычага к блоку.

Закрепление изученного

Физический диктант

Действие неподвижного блока. Действие подвижного блока.

§ 59

53

Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

Комбинированный.

Решение задач

Демонстрация равенства работ на рычаге.

§ 60 упр.31(5)

54

Коэффициент полезного действия.

Ознакомление с новым материалом и закрепление изученного

Тест

§ 61

55

Лабораторная работа №10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».

Урок- практикум.

Оформление работы, вывод

Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости

§ 61

56

Энергия. Кинетическая энергия.

Ознакомление с новым материалом и закрепление изученного

Составление опорного конспекта.

Демонстрация движения цилиндра под действием скатывающегося с наклонной плоскости шара.

§ 62,63

57

Потенциальная энергия.

Ознакомление с новым материалом и закрепление изученного

Решение задач. Проверка опорного конспекта

§ 63

58

Превращение одного вида механической энергии в другой.

Урок повторения и обобщения

Тест

Падение шара на металлическую плиту

§ 64

59

Подготовка к контрольной работе.

Обобщение и систематизация знаний.

Решение типовых задач.

§ 53-64

60

Контрольная работа №3. «Работа и мощность. Энергия»

Проверка знаний и      умений.

Контрольная работа

Кроссворд.

Повторение

61

Итоговое повторение. «Строение вещества»

Обобщение и систематизация знаний.

Тест

Задание в тетради.

62

Итоговое повторение. «Взаимодействие тел»

Обобщение и систематизация знаний.

Решение типовых задач

Задание в тетради.

63

Итоговое повторение. «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

Обобщение и систематизация знаний.

Решение типовых задач

Задание в тетради.

64

Итоговая контрольная работа.

Проверка знаний и умений.

Контрольная работа

65

Анализ контрольной роботы

Комбинированный

66

Решение качественных задач

Урок решения задач

Решение качественных задач

67

Урок занимательной физики

Комбинированный

68

Подведение итогов

Повторение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа физика 7-9 класс

рабочая программа физика 7-9 класс...

Рабочая программа (физика 7 класс)

Данная рабочая программа является программой основной школы(авторы: Е. М.Гутник, А. В. Перышкин -Физика 7-9 классы сборника: «Программы для общеобразовательных учреждений «Физика» Москва, Дрофа ...

Рабочая программа.Физика 8 класс.

Рабочая программа и пояснительная записка по физике 8 класс, автор Перышкин А.В....

Рабочая программа физика 8 класс

Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы до...

Рабочая программа физика 9 класс

Программа предполагает преподавание предмета по учебнику для общеобразовательных учреждений А.В. Пёрышкин  Е.М. Гутник «Физика» -9 класс, Москва, Дрофа 2010 г....