Рабочая программа.Физика 8 класс.
рабочая программа по физике (8 класс) по теме

Якубовская Екатерина Ильинична

Рабочая программа и пояснительная записка по физике 8 класс, автор Перышкин А.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl.8.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

          Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  стандарта основного общего образования и на основе авторской программы «Физика. 7-9 классы», Е.М. Гутник, А.В. Перышкин. Источник: Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. /сост. В.А. Коровин, В.А.Орлов. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2009. – 334, [2]с.

           УМК содержит:

  1. Физика. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений./ А.В. Перышкин. – М.: Дрофа, 2010 год
  2. Физика. 8 класс: учебно-методическое пособие / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Дрофа, 2007 год
  3. А.В. Постников: проверка знаний учащихся по физике: 6-7 кл. Дидактический материал. - -М.: Просвещение, 1986 г.
  4. Лукашик В.И. Сборник задач по физике: Учебное пособие для учащихся 7-8 классов. - -М.: Просвещение, 1996 г.
  5. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007 г.

    Цели и задачи курса:

  1. освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирования на этой основе представлений о физической картине мира;
  2. овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических  задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  4. воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  5. использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Общая характеристика учебного курса:

         Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.

          Знание физических законов необходимо для изучения химии, физической географии, технологии, ОБЖ..

             

                      Место курса «Физика» в учебном плане:

             Курс «Физика» рассчитан на 68 часов. Согласно учебному плану МБОУ «СОШ №11» на изучение курса «Физика» в 8 классе отводится 2 часа в неделю, 34 учебные недели. 

                     Планируемые результаты:

             Личностные:  

   - сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей человека;

   - убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуре;

   -самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

   -готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

   - мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

   - формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

             Предметные:

   - знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

   -умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

   - умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

   - применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

   - понимать и объяснять физические явления;

   -измерять физические величины;

   - владеть экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости физических величин;

   - понимание смысла основных физических законов и применение их на практике;

   - понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;

   - умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

             Метапредметные:

   - овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и материальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснении известных фактов;

   - формирование умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

   - приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;

   - развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

   - формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

            Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни:

     для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

     контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

    рационального применения простых механизмов;

    оценки безопасности радиационного фона.

             Межпредметные связи:

      Межпредметная интеграция с другими естественно-научными предметами и предметами гуманитарного цикла.

             

           Основными формами и методами обучения являются:

    Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.

    Формы проведения занятий: комбинированные уроки, урок-практикум, самостоятельная работа с дополнительной литературой, выполнение индивидуальных заданий, проектов.

Рабочая программа по физике 8 класс

№ урока

Тема урока

Дата прове

дения по кален

дарю

Дата

факт.

прове

дения

Тип урока

Форма контроля

Лабораторные работы

Демонстрации

Примечание

ПОВТОРЕНИЕ

1

Повторение курса физики 7 класса

Повторение и систематизация знаний.

задача в тетради

2

Вводная контрольная работа

Проверка знаний и умений.

Контрольная работа

ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

            Планируемые результаты освоения предметных знаний: Температура. Тепловое равновесие. Внутренняя энергия.  

             Виды теплопередач: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость.

             Плавление и кристаллизация. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха.

             Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя.


             Ученик научится: вычислять с применением количество теплоты и удельную теплоемкость вещества при теплопередаче, количество теплоты в процессах теплопередачи при плавлении и кристаллизации, испарении и конденсации. Находить по таблицам значения удельной теплоемкости вещества, удельной теплоты сгорания топлива, удельной теплоты плавления и удельной теплоты парообразования. Пользоваться термометром и калориметром.

             Ученик получит возможность научиться: применять полученные знания для обсуждения экологического последствия применения ДВС, тепловых и гидроэлектростанций.

3

Тепловое движение. Температура.

Объяснение нового материала.

Фронтальный опрос, устные ответы

Опыты, показывающие изменение внутренней энергии при трении, ударе, деформации

§ 1

4

Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии.

Комбинированный

Фронтальный опрос, устные ответы

Колебания нитяного и пружинного маятников. Падение стального и пластилинового шариков на стальную и покрытую пластилином плиту. Нагревание тел (опыты по тис. 4,5 учебника).

§ 2,3.

Задание 1.

5

Теплопроводность.

Комбинированный

Тест . Заполнить таблицу веществ, обладающих хорошей и плохой теплопроводностью

Теплопроводность металла (рис. 6), различие теплопроводностей  твердых тел (рис. 9), теплопроводность жидкостей и газов (рис. 7 и 8 стр. 12)

§ 4, упр. 1 § 1 стр. 178

6

Конвекция. Излучение.

Комбинированный (беседа)

Заполнение таблицы

Конвекция в газах по рис. 10, в жидкостях по рис. 11.

§ 5,6, упр. 3

7

Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость.

Комбинированный

Л., № 792, 793, 796

Работа с таблицами, справочным материалом

Зависимость количества теплоты от массы и рода вещества.

§ 7-8

8

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания или выделяемого им при охлаждении.

Решение задач.

Л., № 795, 797, 810

§ 9, упр. 4

9

Лабораторная работа №1 «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуре».

Урок-практикум

Самостоятельная работа с оборудованием. Оформление работы, вывод.

Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуре

§ 7-8

10

Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела».

Урок-практикум

Измерение удельной теплоемкости твердого тела

§ 7-8

11

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

Изучение нового материала.

Л., № 825, 828, 830

§ 10, упр. 5 №1,3

12

Закон  сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

Комбинированный.

Л., № 835, 834.

Физический диктант

§ 11,упр. 6 № 2-4

13

Обобщение по теме «Тепловые явления».

Обобщающе-повторяющий

Л., № 809, 813, 827, 839

§ 7-11, задача в тетр.

14

Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления»

Проверка знаний и умений.

Контрольная работа

Кроссворд.

15

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания

Урок изучения нового материала

Работа с графиками

Наблюдение за таянием кусочка льда в воде (отмечается постоянство температуры смеси при плавлении).

§ 12, 13, 14; упр. 7 № 1-3

16

Удельная теплота плавления.

Комбинированный.

Л., № 864, 869, 875

§ 15,упр.8 № 1-3

17

Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара.

Изучение нового материала.

Фронтальная проверка, устные ответы

Зависимость скорости испарения от рода жидкости, движения воздуха.

§ 16-17, упр. 9 № 1-4

18

Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.

Изучение нового материала.

Л., № 901, 902, 905

Тест

§ 18,20 упр. 10 №2,3

19

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.

Комбинированный.

Фронтальная проверка, устные ответы

Гигрометр, психрометр.

§ 19

20

Работа газа и пара  при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.

Комбинированный.

Фронтальная проверка, устные ответы

Модель ДВС.

§ 21,22

21

Паровая турбина. КПД теплового двигателя.

Изучение нового материала.

 

Тест

§ 23-24

22

Обобщение по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

Обобщение и систематизации знаний.

Решение задач

§ 12-24, повт. формулы

23

Контрольная работа № 2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества».

Урок оценивания знаний по теме.

Контрольная работа

§ 12-24

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

            Планируемые результаты освоения предметных знаний: Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Электрическое поле.

             Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Проводники и диэлектрики. Электрическая цепь. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца.


             Ученик научится: применять положения электронной теории для объяснения электризации тел при их соприкосновении, существование проводников и диэлектриков.

             Собирать и испытывать электрическую цепь. Измерять силу тока в электрической цепи. Измерять напряжение на участке цепи. Определять сопротивление проводника с помощью амперметра и вольтметра. Вычислять силу тока в цепи, работу и мощность электрического тока. Решать задачи с применением изученных законов и формул.

             Ученик получит возможность научиться: пользоваться электроизмерительными приборами; знать и выполнять правила безопасности при работе с источниками электрического тока.

24

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода заряда.

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос

Электризация стержней из эбонита и плексигласа трением; обнаружение заряда на них по притяжению кусочков бумаги, струйки воды, линейки. Взаимодействие двух бумажных заряженных султанов

§ 25-26

25

Электроскоп. Проводники и непроводники электричества.

Изучение нового материала.

Тест

Устройство электроскола. Опыт по рис. 36.

§ 27

26

Электрическое поле.

Изучение нового материала.

Физический диктант

§ 28

27

Делимость электрического заряда. Электрон.

Комбинированный.

Тест

Опыт по рис. 38

§ 29

28

Строение атома.

Комбинированный.

Тест. Составление схем атомов различных элементов

§30 упр. 11 № 1,2

29

Объяснение электрических явлений.

Комбинированный.

Фронтальный опрос

Опыт по рис.40,41; притяжение к заряженной палочке листочков султана

§ 31, упр. 12 № 1,2

30

Электрический ток. Источники электрического тока.

Изучение нового материала.

Физический диктант

Источники электрического тока

§ 32, задание 6

31

Электрическая цепь и ее составные части.

Комбинированный.

Составление схем электрической цепи

Приборы для составления электрической цепи. Составление простейшей цепи

§ 33.упр. 13 № 1,2,5

32

Электрический ток в металлах. Действия электрического тока.

Комбинированный.

Физический диктант

§ 34,35

33

Направление электрического тока. Сила тока. Единицы силы тока.

Комбинированный

Решение задач

Л., №1025, 1026

 

§ 36,37 упр. 14 № 3

34  

Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках»

Урок-практикум.

Самостоятельная работа с оборудованием. Оформление работы, вывод.

Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках

Опыт по рис. 61

§ 38

35

Электрическое напряжение. Единицы измерения.

Комбинированный

Практическая работа с приборами. Составление электрических цепей

Опыт по рис. 63,64,66

§ 39-40

36

Вольтметр. Измерение напряжения. Лабораторная работа №4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

Урок-практикум.

Самостоятельная работа с оборудованием. Оформление работы, вывод.

Измерение напряжения на различных участках электрической цепи

§ 41, упр. 16 № 1,2,3.

37

Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.

Комбинированный

Решение задач

Л., №1030, 1036

Определение сопротивления катушек и лампочек по показаниям амперметра и вольтметра

§ 42,43, упр. 18

38

Закон Ома для участка цепи.

Комбинированный

Решение задач

Л., № 1046, 1053, 1058

Опыт  по рис. 71

§ 44, упр. 19 № 1,2,7.

39

Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление.

Урок закрепления знаний.

Решение задач

Л., № 1079, 1083

Опыт по рис. 74

§ 45, упр. 20 № 1,2

40

 Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения. Решение задач.

Решение задач.

Решение типовых задач.

Самостоятельная работа (20 минут)

§ 46

41

Реостаты. Лабораторная работа №5 «Регулирование силы тока реостатом».

Комбинированный

Самостоятельная работа с оборудованием. Оформление работы, вывод.

Регулирование силы тока реостатом

Опыт по рис. 75

§ 47

42

Лабораторная работа №6 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».

Урок-практикум.

Самостоятельная работа с оборудованием. Оформление работы, вывод.

Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра

§ 32-47

43

Последовательное соединение проводников.

Комбинированный

Решение задач

Л., № 1119, 1121

Демонстрация  опыта электрической цепи при выключении одной из последовательно соединенных ламп

§ 48. упр. 22 №1.2

44

Параллельное соединение проводников.

Комбинированный

Решение задач

Л., № 1128, 1151

Опыт по рис. 79

§ 49, упр. 23 № 1,2

45

Работа электрического тока. Кратковременная контрольная работа №3 по теме «Электрический ток. Соединение проводников».

Урок оценивания знаний по теме.

Контрольная работа

§ 50

46

Мощность электрического тока. Единицы работы электрического тока, применяемые на практике

Урок изучения нового материала

Решение задач

Л., №1168, 1176

Измерение мощности тока в лабораторной электроплитке

§ 51-52, упр. 24 № 1,2

47

Лабораторная работа №7 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».

Урок - лабораторная работа.

Самостоятельная работа с оборудованием. Оформление работы, вывод.

Измерение мощности и работы тока в электрической лампе

§ 50-51

48

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля – Ленца.

Комбинированный

Решение задач

Л., №1216, 1221

 

§ 53, упр. 27 № 1,2

49

Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители.

Комбинированный

Фронтальный опрос

Тест

Лампы накаливания

§ 54-55

50

Обобщение по теме «Электрические явления». Подготовка к контрольной работе.

Обобщение и систематизация знаний.

Раздаточный дидактический материал

§ 37-55

51

Контрольная работа № 4 по теме «Электрические явления»

Урок оценивания знаний по теме.

Контрольная работа

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

             Планируемые результаты освоения предметных знаний: Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле. Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Электромагнит. Электродвигатель постоянного тока.


             Ученик научится: изучать явления намагничивания вещества. Исследовать действие электрического тока в прямом проводнике на магнитную стрелку. Обнаруживать магнитное взаимодействие токов. Изучать принцип действия электродвигателя.

             Ученик получит возможность научиться: экспериментально изучать явления магнитного взаимодействия тел.

52

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.

Комбинированный

Фронтальный опрос

Опыты по рис. 90-92

§ 56,57

53

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение.

Комбинированный

Вопросы к § 58

Демонстрация действия модели подъемного крана и электрического звонка  

§ 58, упр. 28 № 1,3

54

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.

Комбинированный

Тест

Опыты по рис. 104-110 демонстрация взаимодействия магнитов

§ 59, 60

55

Действие магнитного поля на проводник с током.

Электрический двигатель.

Комбинированный

Тест

Модель электродвигателя постоянного тока

§ 61

56

Лабораторная работа №9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)».

Урок-практикум.




Оформление работы, вывод.

Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)

Зад. 11

57

Устройство электроизмерительных приборов. Кратковременная контрольная работа «Электромагнитные явления»

Урок оценивания знаний по теме

Контрольная работа

Амперметр, вольтметр

СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

             Планируемые результаты освоения предметных знаний: Свойства света. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Плоское зеркало.

             Оптические приборы. Линза. Ход лучей через линзу. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система.


             Ученик научится: получать изображение с помощью собирающей линзы. Строить изображения предмета в плоском зеркале и тонкой линзе. Решать задачи на законы отражения света.

              Ученик получит возможность научиться: экспериментально изучать явление отражения света. Исследовать свойства изображения в зеркале.

58

Источники света. Распространение света.

Урок изучения нового материала.

Фронтальный опрос

Излучение света различными источниками, получение тени, полутени.

§ 62,упр. 29 № 1-3

59

Отражение света. Законы отражения света.

Урок изучения нового материала.

Тест

Опыт по рис. 129

§ 63, упр.30

60

Плоское зеркало.

Урок изучения нового материала.

Построение изображений в плоском зеркале

Опыт по рис. 133

§ 64, упр. 31

61

Преломление света.

Урок изучения нового материала.

Работа со схемами и рисунками

Опыт по рис. 137

§ 65,упр. 32

62

Линзы. Оптическая сила линзы.

Урок изучения нового материала.

Тест

Демонстрация линз из набора «Геометрическая оптика». Опыты по рис. 144,146,147

 § 66, упр. 33

63

Изображение, даваемое линзой.

Урок изучения нового материала.

Построение изображения с помощью линз

Опыт по рис. 149

§ 67, упр. 34

64

Лабораторная работа № 10 «Получение изображения при помощи линзы».

Лабораторная работа.

Оформление работы, вывод

Получение изображения при помощи линзы

§ 62-67

 ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ

65

Обобщающее повторение за курс физики 8 класса.

Применение знаний и умений. Обобщение и систематизация знаний.

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

Задачи в тетради. Повторить понятия и формулы.

66

Обобщающее повторение за курс физики 8 класса.

Применение знаний и умений. Обобщение и систематизация знаний.

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

Задачи в тетради. Повторить понятия и формулы.

67

Годовая контрольная работа.

Применение знаний и умений.

Контрольная работа

68

Итоговый урок

Теоретический материал за курс 8 класса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (физика 7 класс)

Данная рабочая программа является программой основной школы(авторы: Е. М.Гутник, А. В. Перышкин -Физика 7-9 классы сборника: «Программы для общеобразовательных учреждений «Физика» Москва, Дрофа ...

Рабочая программа .Физика 7 класс.

Рабочая программа и пояснительная записка физика 7 класс, автор Перышкин А.В....

Рабочая программа физика 8 класс

Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы до...

Рабочая программа физика 9 класс

Программа предполагает преподавание предмета по учебнику для общеобразовательных учреждений А.В. Пёрышкин  Е.М. Гутник «Физика» -9 класс, Москва, Дрофа 2010 г....

Рабочая программа физика 8 класс

Рабочая программа по физике к учебнику "Физика 8" , автор Гуревич А.Е....

Рабочая программа физика 7 класс

Рабочая программа к учебнику "Физика 7", автор Гуревич А.Е....