Рабочая программа по физике 8 класс
рабочая программа по физике (8 класс) по теме

Рабочая программа по физике 8 класс по учебнику А.В.Пёрышкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_f8.doc339 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №21 г. Белгород

«Согласовано»

Руководитель МО


________Темерова Л.А.

Протокол № _____

от «____»______2012 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МБОУ СОШ  № 21 г. Белгород

________Жданова М.М.


«____»_________2012 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №21

г. Белгород


__________Пищальченко М.И.


Приказ № _от «___»___2012 г.

                                       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  физике

Дорониной Елены Анатольевны

8 «А», «Б», «В»   класс

Базовый уровень

                                                                 2012 г.

Пояснительная записка

   Данная рабочая программа по физике составлена на основе авторской программы: Физика. 7-9 классы. Авторы программы Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин. Программа опубликована в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2011».

   При составлении рабочей программы учтены рекомендации инструктивно-методического письма БРИПКППС «О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях области в 2012/ 2013 учебном году».

                                                           Цели изучения физики.

  1. освоение знаний о тепловых, электрических, электромагнитных и световых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирования на этой основе представлений о физической картине мира;
  2. овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений и измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  4. воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  5. применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

 

                                                 Учебно- методический комплект

  1. Учебник..Физика.8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждении/ Пёрышкин А.В – М.: Дрофа, 2012.-191 с.: ил.
  2. Сборник задач по физике.7 - 9 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ В.И. Лукашик, Е. В. Иванова – М.: Просвещение, 2011. - 240 с.: ил.

                                 Количество учебных  часов

   Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования в 8 классе 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В том числе 5 контрольных работ и 14 лабораторных работ.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ учащихся

В результате изучения физики ученик 8 класса должен

знать/понимать

  1. смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле;
  2. смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота плавления, удельная теплота  парообразования, удельная теплота сгорания топлива, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, оптическая сила линзы;
  3. смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля - Ленца;
  4.  вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  1. описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение и преломление света;
  2. использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока, фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы;
  3. представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего
  4. выражать результаты измерений и расчетов в единицах тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи; Международной системы;
  5. приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электрических, электромагнитных и световых явлениях;
  6. решать задачи на применение изученных физических законов;
  7. осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения

в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. определения температурного режима и относительной влажности в помещении;
  2. обеспечения безопасности в процессе использования бытовых электроприборов;
  3. расчета электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами;
  4. контроля исправности электропроводки;
  5. рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения


Примечания

Д/З

Дата по плану

Дата фактически

                              Тема 1. Тепловые явления - 12ч

1/1

Вводный инструктаж по ТБ.

Тепловое движение. Температура. Термометр.

1

4/6/4.09

§1

2/2

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды».

1

6/8/8.09

3/3

Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии тела.

1

11/13/11.09

§2,3

Задание 1

4/4

Вводная контрольная работа

1

13./15/1509

5/5

Теплопроводность. Конвекция. Излучение.

1

18/20/18.09

§4,5,6, упр.1,2,3

6/6

Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоёмкость.

1

20/22/22.09

§7,8

7/7

Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.

1

25/27/25.09

§9, упр.4(1,2)

8/8

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 2 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

1

27/29/29.09

№1012(Л)

9/9

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 3 «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела».

1

2./4/2.10

№1024(Л)

10/10

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

1

4/6/.6.10

§10, упр.5

11/11

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Решение задач.

1

9/11/9.10

§11

Повторить

§1-10

12/12

Контрольная работа № 1 по теме:

«Тепловые явления. Количество теплоты».

1

11/13/13.10

Тема 2. Изменение агрегатных состояний вещества-11ч

13/1

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания кристаллических тел.

1

16/18/16.10

§12,13, 14, упр.7

14/2

Удельная теплота плавления.

1

18/20/20.10

§15,упр.8  

15/3

Решение задач.

1

23/25/23.10

№1081(Л)

16/4

Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации пара.

1

25/27/27.10

§16,17, упр.9

17/5

Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования и конденсации.

1

6/8./3/6.11

§18,20

упр.10(2,5)

18/6

Решение задач.

1

8/10/10.11

№1117,1118(Л)

19/7

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Психрометр. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 4 «Измерение относительной влажности воздуха».        

1

13./15/13.11

§19

№1165(Л)

20/8

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина.

1

15/17/17.11

§21,22,23

21/9

КПД теплового двигателя. Холодильник. Экологические проблемы использования тепловых машин.

1

20/22/20.11

§24, повторить

§12-24

22/10

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

1

22/24/24.11

№1055,№1021(Л)

23/11

Контрольная работа № 2 по теме: «Изменение агрегатных состояний вещества».

1

27/29/27.11

             Тема3. Электрические явления   -    27ч

24/1

Электризация тел при соприкосновении.  Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов.

1

2/01/01.11

§25,26,

№1128(Л)

25/2

Электроскоп. Проводники, диэлектрики и полупроводники.

1

4/6/4.12

§27, №1194(Л)

26/3

Электрическое поле.

1

6/8/8.12

§28

27/4

Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов.

1

11/13/11.12

§29,30,упр.11

28/5

Объяснение электрических явлений. 

1

13/15/15.12

§31,упр.12

29/6

Электрический ток. Источники электрического тока.

1

18/20/18.12

§32,

задание 6

30/7

Электрическая цепь и её составные части.

20/22/22.12

§33, упр.13(5)

31/8

Электрический ток в металлах, полупроводниках, газах и электролитах. Полупроводниковые приборы. Действия электрического тока

1

25/27/25.12

§34,35,

 §4 стр.183

32/9

Направление электрического тока. Сила тока.

1

27/29/29.12

§36,37, упр.14

33/10

Амперметр. Измерение силы тока. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 5 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках».

1

15/17/15.01

§38,упр.15(3)

34/11

Электрическое напряжение.

1

17/19/19.01

§39,40

35/12

 Вольтметр. Измерение напряжения. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 6 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

1

22/24/22.01

§41, упр.16(3)

36/13

Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка электрической цепи.

1

24/26/26.01

§42,44 упр.17(2),

упр.19(1,2,3)

37/14

Электрическое сопротивление проводников.

1

29/31/29.01

§43, упр.18

38/15

Расчёт сопротивления проводников. Удельное сопротивление.

1

31/2/2.01

§ 45,46 упр.20(3,4)

39/16

Реостаты. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 7 «Регулирование силы тока реостатом».

1

5/7./5.02

§47

40/17

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 8 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника».

1

7/9./9.02

 упр.21(3,4)

41/18

Решение задач по теме: «Электрический ток»

1

12/14/12.02

№1260,1293,1316(Л)

42/19

Последовательное соединение проводников.

1

14/16/16.02

§48, упр.22(4)

43/20

Параллельное соединение проводников.

1

19/21/19.02

§49, упр.23(1)

44/21

 Решение задач по теме: «Соединение проводников»

1

21/23/23.02

В 8 б кл 2 урока объединены

№1383(Л)

45/22

Работа и мощность электрического тока.

1

26/.28/26.02

§50,51, упр.25(4)

46/23

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 9 «Измерение мощности и работы электрического тока в электрической лампе».

1

28/02/02.02

§52,

Задание 7(2)

47/24

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля – Ленца.

1

5/7/5/.03

§53, упр.27

48/25

Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Короткое замыкание.Предохранители.

1

7/9/9.03

§54,55

49/26

Повторение темы «Электрические явления». Решение задач.

1

12/14/12.03

№1400,1401(Л)

50/27

Контрольная работа № 3 по теме: «Электрические явления».

1

14/16/16.03

          Тема 4. Электромагнитные явления  -  7ч

51/1

Магнитное поле.  Магнитные линии.

19/21/19.03

§56,57

52/2

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение.

1

21/23/23.03

§58, упр.28

53/3

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 10  «Сборка электромагнита и испытание его действия».

4/4/6.04

54/4

Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.

1

9/6/9.04

§59,60

55/5

Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.  Динамик и микрофон.

1

11/11/13.04

§61

56/6

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 11 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)».

1

16/13/16.04

Повторить

§56-61

57/7

Контрольная работа № 4 по теме: «Электромагнитные явления».

1

18/18/20.04

                        Тема 5. Световые явления    -    9ч

58/1

Источники света. Распространение света.

1

23/20/23.04

§62, упр.29(1)

59/2

Отражение света. Законы отражения света. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света».

1

25/25/27.04

§63, упр.30(3)

60/3

Плоское зеркало

1

3/27/30.04

§64, 1548(Л)

61/4

Преломление света. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света».

1

2/2/4.05

§65, упр.32(2)

62/5

Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой.

1

7/4/7.05

§66,67 упр.33(2),34(1)

63/6

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 14 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображения с помощью линзы».

1

9./9/11.05

64/7

Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

1

14./11/14.05

2 урока объединены

§6 (стр.187)

65/8

Повторение темы «Световые явления». Решение задач.

1

16/16/18.05

№1563,1613(Л)

66/9

Контрольная работа № 5 по теме: «Световые явления».

1

21/18/21.05

                                       Повторение                         -   4  ч

67/1

Повторение. Тепловые явления.

1

23/23/25.05

§1-24

68/2

Повторение. Электрические явления

1

28/25/28.05

§25-55

69/3

Обобщение курса физики 8 класса

1

30/30/28.05

2 урока объединены

§56-61

70/4

Итоговое повторение

1

30/30/28.05

§62-67

                                       

Содержание  программы

  1. Тепловые явления (12 ч)

Тепловое движение. Термометр. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи.

Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива.

Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.

Фронтальные  лабораторные работы

  1. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.
  2. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
  3. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

  1. Изменение агрегатных состояний вещества (11 ч)

Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления.

Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр.

Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования.

Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений.

Преобразования энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Фронтальная  лабораторная работа

4.        Измерение относительной влажности воздуха.

  1. Электрические явления (27 ч)

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда.

Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов.

Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр.

Электрическое напряжение. Вольтметр.

Электрическое сопротивление.

Закон Ома для участка электрической цепи.

Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.

Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счетчик электрической энергии. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

Фронтальные  лабораторные работы

  1. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
  2. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
  3. Регулирование силы тока реостатом.
  4. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника.
  5. Измерение работы и мощности электрического тока.

                     4. Электромагнитные явления (7 ч)

Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.

Фронтальные  лабораторные работы

10.        Сборка электромагнита и испытание его действия.

11.        Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)

                                      5.Световые явления (9 ч)

   Источники света. Прямолинейное распространение света.

Отражения света. Закон отражения. Плоское зеркало.

Преломление света.

Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

Фронтальные  лабораторные работы

  1. Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.
  2. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.
  3. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений.

Повторение (4ч)

 Примечание: Черным шрифтом выделен материал, которого нет в учебнике, но предусмотрен программой.

Формы и средства контроля

   Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы  Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса.

Сводная таблица по видам контроля

Виды контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Итого

Плановые контрольные работы

2

2

2

2

5

Лабораторные работы

3

1

5

5

14

Ниже приведены контрольные работы для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой темы и всего курса в целом.

Контрольная работа  № 1 по теме:

 «Тепловые явления. Количество теплоты»»

                                                      Вариант 1

1.Какое количество теплоты необходимо для нагревания железной гири массой 500 г от 20 до 30 градусов Цельсия. (Удельная теплоемкость железа 460 Дж/(кг С)  )

2.Какая масса каменного угля была сожжена в печи, если при этом выделилось 60 МДж теплоты?  (Удельная теплота сгорания угля 3 * 107 Дж/кг)

3.В каком платье летом менее жарко: в белом или в темном? Почему?

                                                       Вариант 2

1.Какое количество теплоты выделится при полном сгорании 100 г спирта? (Удельная теплота сгорания спирта 2,7 *107  Дж/кг)

2.Какова масса железной детали, если на ее нагревание от 20 до 200 градусов Цельсия пошло 20,7 кДж теплоты? (Удельная теплоемкость железа 460 Дж/(кг С))

2.Почему все пористые строительные материалы (пористый кирпич, пеностекло, пенистый бетон и др.) обладают лучшими теплоизоляционными свойствами, чем плотные стройматериалы?

Контрольная работа № 2 по теме:

 «Изменение агрегатных состояний вещества».

                                                           Вариант 1

1. Расплавится ли нафталин, если его бросить в кипящую воду? Ответ обоснуйте. (Температура плавления нафталина 80 градусов Цельсия, температура кипения воды 100 градусов)

2. Найти количество теплоты необходимое для плавления льда массой 500 грамм, взятого при 0 градусов Цельсия. Удельная теплота плавления льда 3,4 * 105 Дж/кг

3. Сколько теплоты выделится при конденсации 200г спирта, взятого при температуре кипения и дальнейшем охлаждении этого спирта до 18 градусов Цельсия? Изобразите процесс графически.

Вариант 2.

1.Можно ли расплавить нафталин в оловянной ложке? Ответ обоснуйте.(Температура плавления нафталина 80 градусов Цельсия, олова 232  градуса Цельсия)

2.Найти количество теплоты, необходимое для превращения в пар 200 г воды, взятой при температуре кипения. Удельная теплота парообразования воды 2,3 * 10 6 Дж/кг.

3. Найти количество теплоты, необходимое для превращения в пар 2 килограммов воды, взятых при 50 градусах Цельсия. Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кг С), удельная теплота парообразования 2,3 * 10 6 Дж/кг. Изобразите процесс графически.

                         Контрольная работа № 3 по теме:  «Электрические явления».                       

                                       1вариант.

  1. В проводнике устанавливается сила тока 2,5 А,  при напряжении 10 В. Чему равно сопротивление этого проводника?
  2. Участок цепи состоит из двух резисторов сопротивлением  R1=20 Ом,  R2=30 Ом, соединенных параллельно. Нарисуйте схему этого участка цепи и определите его сопротивление.
  3. Определите мощность электродвигателя, если при его включении в сеть с напряжением U=220 В,  ток в обмотке двигателя I=5 А.
  4. В чем заключается причина электрического сопротивления металлов?
  5.  Сила тока в цепи 1,4 А.. Какой  электрический заряд проходит  через поперечное сечение ее спирали за 10 минут?

                        2 вариант.

1.        Чему равно сопротивление проводника длиной 1 м и поперечным сечением 2 мм2, сделанного из алюминия?(удельное сопротивление алюминия 0,028 Ом  мм2 / м  )    

2.        Участок цепи состоит из двух резисторов сопротивлением R.1=20 Ом, R.2=60 Ом, соединенных последовательно. Нарисуйте схему этого участка цепи и определите его сопротивление.        

  1. Определите, какое количество теплоты выделяется  за 0,5 ч в реостате, сопротивление которого 100 Ом, если сила тока в нем равна 2А.
  2. Почему проводник нагревается при протекании по нему электрического тока?
  3. Напряжение на зажимах электрического утюга 220 В, сопротивление нагревательного элемента утюга 50 Ом. Чему равна сила тока в нагревательном элементе?

                                       

Контрольная работа № 4 по теме: «Электромагнитные явления»

                                                        Вариант 1

1. Когда к магнитной стрелке поднесли один из полюсов постоянного магнита, то южный полюс стрелки оттолкнулся. Какой полюс поднесли?

2. Какие металлы сильно притягиваются магнитом: чугун, никель, кобальт, сталь?

3.  Можно ли, используя компас, определить, есть ли в прямом проводнике ток? Ответ объясните. 4.  Определите полюса магнита, изображенного на рисунке.

                                                                 Вариант 2 

1.  К железному стержню поднесли магнит северным полюсом. Какой полюс образуется на противоположном конце стержня?

2. Какое вещество слабо притягивается магнитом: бумага, сталь, никель, чугун?

3.  Почему корпус компаса делают из меди, алюминия, пластмассы и других материалов, но не из железа?

4. На рисунке изображен полосовой магнит и его магнитное поле. Какой из полюсов северный, а какой южный?

Контрольная работа № 5 по теме: «Световые явления».

Вариант 1.

1.По рисунку 1 определите, какая среда 1 или 2 является оптически   более плотной.

2.Жучок подполз ближе к плоскому зеркалу на 5 см. На сколько  уменьшилось расстояние между ним и его изображением?

3.На рисунке 2 изображено зеркало и падающие на него лучи 1—3.  Постройте ход отраженных лучей и обозначьте углы падения и отражения.

4.Постройте и охарактеризуйте изображение предмета в  собирающей линзе, если расстояние  между  линзой  и  предметом  больше  двойного фокусного.

5.Фокусное расстояние линзы равно 20 см. На каком расстоянии от линзы пересекутся после преломления лучи, падающие на линзу  параллельно главной оптической оси?

 

                                                                      1             2

 Среда 1                                                                                     3

  Среда 2

                          Рис. 1                                                 Рис.  2

                                                   Вариант 2.

1.На рисунке 1 изображен луч, падающий из воздуха на гладкую  поверхность воды. Начертите в тетради ход отраженного луча и примерный  ход преломленного луча.

2.На рисунке 2 изображены два параллельных луча света,  падающего из стекла в воздух. На каком расстоянии из рисунков а---в  правильно изображен примерный ход этих лучей?

3.Где нужно расположить предмет, чтобы увидеть его прямое  изображение с помощью собирающей линзы?

4.Предмет находится на двойном фокусном расстоянии от  собирающей линзы. Постройте его изображение и охарактеризуйте его.

5.Ученик опытным путем установил, что фокусное расстояние  линзы равно 50 см. Какова ее оптическая сила?

                                                     

  Воздух                                       стекло

                                                     воздух

    вода                                               А                    Б                             В

                    Рис. 1                                                            Рис. 2

                         Перечень добавленных лабораторных работ в 8  классе.

1.Л.р. №1. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.

2.Л.р. №4 Измерение относительной влажности воздуха.

3.Л.р. №8. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника.

4.Л.р. №12. Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.

5.Л.р. №13. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света

            Ниже приведены описания лабораторных работ, не вошедших в учебник.

Лабораторная работа №1

Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.

Цель работы: исследовать изменение со временем температуры остывающей воды.

Приборы и материалы: сосуд с горячей водой (70оС – 80оС), стакан, термометр.

Выполнение работы.

1.Определите цену деления термометра.

  2.Налейте в стакан горячую воду массой 100 – 150 г.

 3. Поместите термометр в воду и каждую минуту снимайте его показания. Результаты измерений занесите в таблицу.  

 4.По полученным данным постройте график изменения температуры с течением времени, при этом по оси  ОХ отмечайте время , а по оси ОУ – температуру.            

 5.Сравните изменения температуры воды, произошедшие за одну из первых и одну из последних минут процесса остывания. Сделайте вывод о том, равномерно ли остывает вода в области более высоких и более низких температур. В области каких температур вода остывает быстрее?

Таблица

Время, t, мин.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Температура, tоС

При работе с термометром следует выполнять следующие правила:

1) для уменьшения погрешности измерений необходимо снимать показания, располагая термометр на уровне глаз;

 2)помещать термометр непосредственно в вещество, температура которого измеряется;  

 3)снимать показания термометра после того, как установится температура.

Лабораторная работа №4.

Измерение относительной влажности воздуха.

Цель работы: измерить влажность воздуха в кабинете физики двумя способами и сравнить полученные результаты.

Приборы и материалы: психрометр.

Порядок выполнения работы.                                                                                      

1.Изготовить модель психрометра. Для этого оберните резервуар термометра со спиртом кусочком ткани и закрепите ее нитью.

2.Измерьте температуру воздуха в кабинете, tсухого

3.Измерьте температуру воды в сосуде. Она должна иметь комнатную температуру.

4. Смочите ткань водой и некоторое время наблюдайте за изменением показаний увлажненного термометра. Запишите температуру увлажненного термометра tувл. в тот момент, когда температура перестанет изменяться.

5. Найдите разницу показаний сухого и влажного термометров  ∆t= tсухого- tувл.  

 6. Используя психрометрическую таблицу, определите влажность воздуха φ.

7.Сравните измеренное значение влажности с помощью модели психрометра с влажностью, измеренную психрометром или волосным гигрометром. Сделайте вывод.

Лабораторная работа №8.

Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника.

Цель работы: убедиться в том, что сила тока в проводнике прямо пропорциональна приложенному напряжению на его концах. Научиться измерять сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра.

Приборы и материалы: источники постоянного тока ,исследуемый проводник (небольшая никелиновая спираль), амперметр, вольтметр, реостат, ключ, соединительные провода.

Порядок выполнения работы.

1.Начертите схему электрической цепи, соединив последовательно источник питания, спираль, амперметр, реостат ,ключ. Вольтметр подключается параллельно спирали.

2.Соберите электрическую цепь по схеме.

3.При четырех положениях ползунка реостата (крайнее левое,1/3 от левого конца реостата, середина, крайнее правое) произвести измерения силы тока в цепи и напряжения на концах спирали.

4.Результаты измерений занесите в таблицу.

№ опыта

Сила тока  I, А

Напряжение U, В

Сопротивление  R, Ом

    1

    2

    3

    4

5.Используя закон Ома, вычислите сопротивление проводника по данным каждого отдельного измерения.

6. Результаты вычислений занесите в таблицу.

7.Сделайте вывод о том, как зависит сила тока от приложенного напряжения и зависит ли сопротивление проводника от приложенного напряжения к проводнику и силы тока в нем.

Лабораторная работа №12.

Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.

Цель работы: убедиться в том, что угол отражения света всегда равен углу падения.

Приборы и материалы: источник тока, лампочка, ключ, реостат, соединительные

провода, экран с узкой щелью, транспортир, плоское зеркало с держателем.

Порядок выполнения работы.

1. Собрать электрическую цепь, последовательно соединив источник тока, лампочку, реостат, ключ.

2. Установите зеркало на листе тетради.

3. Проведите на листе линию вдоль отражающей поверхности.

4.  С помощью экрана с щелью получите тонкий световой пучок.

5. Направьте световой пучок на зеркало.

6. На падающем и отраженном лучах поставьте по две точки.

7. Выключите лампочку и через точки проведите падающий и отраженный лучи.

8. В точке падения луча на зеркало восстановите перпендикуляр к его поверхности.

9. Измерьте углы падения и отражения.

10. Повторите опыт пять раз, изменяя направление падающего луча.

11. Все измеренные значения углов запишите в таблицу.

Угол отражения

Угол падения

12.Проанализируйте результаты и сделайте вывод.

Лабораторная работа №13.

Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.

Цель работы: экспериментально подтвердить то, что отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для двух данных сред.

Приборы и материалы: стеклянная пластина с параллельными гранями, транспортир, линейка,  источник света, лампочка, ключ, соединительные провода, экран с узкой щелью.

Порядок выполнения работы.

1. Собрать электрическую цепь, соединив последовательно источник света, лампочку, ключ, реостат.

2. Обведите контур основания стеклянной пластинки карандашом. В дальнейшем при выполнении опыта следите за тем, чтобы пластинка не смещалась за пределы контура.

3. Направить световой пучок на пластинку. Поставить нападающем пучке две точки. На вышедшем из пластинки пучке поставить тоже две точки.

4.Убрать пластинку, провести падающий и преломленный лучи, восстановить

перпендикуляры к поверхности пластинки в точках падения луча на пластинку и выхода из нее.

5. Измерить транспортиром углы падения и преломления.

6. Изменяя угол падения луча, повторить опыт три раза.

7. Все измеренные и вычисленные величины записать в таблицу.

№ опыта

         αо

      βо

     sin α

     sin β

  sin α/sin β

     1

     2

     3

8. Сделать вывод.

Перечень   учебно-методического обеспечения.

Основная и дополнительная литература:

Гутник Е.М. Физика 8 кл.:тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В.   Перышкина «Физика 8 класс»/Е.М. Гутник, Е.В. Рыбакова,Е.В. Шаронина. Дрофа-2005.-95 с

Лукашик В.И..Сборник задач по физике. 7 - 9 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ В.И. Лукашик, Е. В. Иванова – М.:Просвещение, 2011. – 240 с.: ил.

 Пёрышкин А.В.Физика.8 кл.: Учебник для общеобразовательных. учреждений.– М.: Дрофа, 2012.-191 с.: ил.

Шевцов В.А Контрольные работы по физике. 7-8 классы. Волгоград: Учитель, 2003.-55с

Электронно-образовательные ресурсы

Уроки физики с применением информационных технологий.7-11кл. метод.пособие с электронным приложением/ З.В.Александрова и др.-М.:Изд. «Глобус»,2009

Виртуальная школа  Кирилла и Мефодия Уроки физики  8 класс- М: ООО «Кирилл и Мефодий»   2009

http://festival.1september.ru

http://www.fizika.ru/

http://www.proshkolu.ru/

http://www.it-n.ru

 www.uchitel-izd.ru.

 http://www.zavuch.info

                                           оБорудование и приборы

  1. Компьютер
  2. Мультимедийный проектор
  3. Экран
  4. Таблицы по физике

                           

Оборудование к лабораторным работам

№л/р

Темы лабораторных работ

Необходимый минимум        

(в расчете 1 комплект на 2 чел.)

1

Исследование изменения со временем температуры остывающей воды

Сосуд с горячей водой -1, стакан-1, термомет-1

2

Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры.

Калориметр –1, мензурка –1, термометр –1,

стакан с горячей водой –1

стакан с холодной водой –1

3

Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

Металлическое тело на нити -1, термометр -1,  

стакан с холодной водой -1, калориметр -1

сосуд с горячей водой -1, весы, разновес -1

4

Измерение относительной влажности воздуха.

Термометр -1, кусочек ваты -1, стакан с водой -1, психрометрическая таблица -1

5

Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.

Источник питания (4,5 В) -1,  амперметр -1,

электрическая лампочка -1, ключ -1

соединительные провода -1

6

Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

Источник питания (4,5 В) -1,  ключ -1,

резисторы -2,  амперметр -1,

вольтметр -1, соединительные провода -1

7

Регулирование силы тока реостатом.

Источник питания (4,5 В) -1, реостат -1, ключ -1,

амперметр -1, соединительные провода -1

8

Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника»

Источник питания (4,5 В) -1,  Реостат-1

ключ -1, амперметр -1, вольтметр -1,

резистор -1, соединительные провода -1

9

Измерение мощности и работы электрического тока в электрической лампе.

Источник питания (4,5 В) -1, реостат -1,

ключ -1, амперметр – 1, вольтметр -1,

электрическая лампа на подставке -1,

соединительные провода -1

10

Сборка электромагнита и испытание его действия.

Источник питания (4,5 В) -1, реостат -1, Ключ -1, соединительные провода -1,магнитная стрелка -1, детали для сборки электромагнита -1

11

Изучение работы электрического двигателя постоянного тока.

Модель электродвигателя -1,

источник питания (4,5 В) -1,

реостат -1, ключ -1,соединительные провода -1

12

Исследование зависимости угла отражения от угла падения света

Источник тока-1, лампочка-1, ключ-1,

 реостат-1, соединительные провода-1,

 экран с узкой щелью-1, транспортир-1,

 плоское зеркало с держателем-1

13

Исследование зависимости угла преломления от угла падения света

Стеклянная пластина с параллельными гранями-1, транспортир-1, линейка-1, ключ-1,

 источник питания(4.5В)-1, лампочка-1,

соединительные провода-1, экран с узкой щелью-1

14

Измерение фокусного расстояния собирающий линзы. Получение изображения с помощью линзы.

Собирающая линза -1,  экран -1, ключ -1,

лампочка на подст -1, линейка -1,источник питания (4,5 В) -1, соединительные провода -1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...