Решение задач по теме : «Условия плавания тел». 7 класс
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

В ранном  конспекте  рассматривается   закрепления  материала  по теме "Условия  плаваня тел". Естьссылка на ЦОР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx75.81 КБ

Предварительный просмотр:

 Решение задач по теме : «Условия плавания тел». 7 класс

Цели урока:

Дидактические - повторение основных материалов темы. Выработка умений и навыков решения типовых качественных и расчетных задач.

Развивающие - развитие интереса к предмету, умения систематизировать и обобщить знания по теме.

Воспитательные - воспитывать самостоятельность у учащихся через индивидуальную работу, умение работать в группах.

Вид урока: урок практических работ

Используемые технологии: информационно-коммуникационная, личностно-ориентированная.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, поощрения и стимулирования.

Приемы: устная работа, самостоятельная работа, демонстрация опыта, свободный выбор решения задач, создание ситуации успеха.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Средства: компьютер,проекционная аппаратура, раздаточный материал.

Программные средства: электронное  учебное издание «Лабораторные работы по физике » 8 класс ООО «Дрофа»,2006г

Содержание урока.

Актуализация знаний учащихся.

Сообщение темы, постановка задач

1.В качестве мотивации используется проблемный вопрос:

Почему льдина плавает, погрузившись в воду глубоко, а сосновое полено погружается при плавании только наполовину жидкости?

Повторение  материала проводится с восстановления  формул.

 Заполни  недостающие величины  в цепочке.

2.Ответь на вопросы :

Как  направлены силы?  Откуда они приложены?

Единицы  измерения величин.

  Повторение условия плавания тел через понятия силы тяжести и силы Архимеда; плотности жидкости и плотности тела.

3.Проведение компьютерный эксперимент.

Используется электронное  учебное издание «Лабораторные работы по физике » 8 класс ООО «Дрофа»,2006г

Эксперимент: «Изучение  условий  плавания тел»

Учащиеся после нахождения массы  тела должны сделать предположение о том, как будет вести себя тело, погруженное в воду?

Проводится  компьютерный  эксперимент и выполняется  расчет архимедовой силы и силы тяжести. Делают вывод о соотношении  сил и поведении  в жидкости  тела.( Во время  эксперимента учитель вспоминает вместе с учениками правила ТБ при  работе с приборами)

4.Формирование умений и навыков ( фронтальный эксперимент)

После этого учащимся предлагается используя пробирку с крышкой, крупинки пенопласта, весы, мензурку  и воду определить, что будет происходить с телом погруженным в жидкость, если пробирка  заполнена пенопластом наполовину ( как в компьютерном опыте). Технология выполнения работы аналогична, расчеты сделанные учащимися выполняются самостоятельно с последующей проверкой  результатов. Делаем вывод.

Обсуждение вопросов : Каким должно быть  соотношение сил для рыб, плавающих в толще воды, которые опускаются на дно водоёма, которые поднимаются на поверхность для ловли насекомых?

Как связаны плотность тела и жидкости для плавания тела в ней?

Используя  коллекции. образовательных  ресурсов, находящихся на сайте: http://files.school-collection.edu.ru/  фрагмент http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a27cd5f3-8d8a-49f0-8984-65f3ab683f6a/7_220.swf

Объясните расположение тел.

5. Выполнение кратковременного теста

 Проверка усвоения данного  вопроса  методом игры «Верю ,не верю»  Учащиеся отвечают "да" или "нет",делая записи в тетради.

Вопросы:

1. Сила Архимеда зависит от плотности жидкости? (да)

2. Сила Архимеда зависит от формы тела? (нет)

З. Сила Архимеда всегда направлена вверх (да)

4. Сила Архимеда всегда меньше силы тяжести? (нет) .

5. Сила Архимеда действует на любое тело, погруженное в жидкость? (да)

6.Используя пословицы и поговорки, разбираем качественные задачи.

"Тяжело ведро, а в воде само вверх стремится".

"Мал камень, а в воде не плавает".

"Лодка и от перышка затонуть может".

Загадки:

1. "Я вода, да по воде же и плаваю".

2. "Через море, океан плывет чудо-великан, а ус во рту прячет".

3. "Крылья есть, да не летает. Ног нет, да не догонишь".

4. "Еду не путем, погоняю не кнутом, а оглянусь назад следу нет".

5. "В лесу родилась, на воде живу".

6. "Не корабль, не лодка, не весел, ни паруса, а плывет - не тонет".

Решения задач проходит устно. Презентация выводится с помощью проектора на экран.

Ну а теперь вернёмся к нашему проблемному вопросу. Ответы учеников.

Если остался резерв времени проводится решение расчетных задач по теме письменно , используя  Сборник задач по физике (Лукашик В.И. учебное пособие для учащихся 7-8 классов)

Вы молодцы! Вы успешно завершили работу! Настало время подвести итоги.

4.Рефлексия

Какие задачи вызывают у вас наибольшее затруднение? Над каким видом задач необходимо еще поработать?

5.Домашнее задание.

Свободный выбор задач из раздела (Лукашик В.И. Сборник задач по физике учебное пособие для учащихся 7-8 классов)

Работа учителя на уроке:

- Постановка учебных задач

- Организация самостоятельной работы учащихся с использованием компьютера

- Консультирование учащихся в процессе самостоятельной работы

- Подведение предварительных итогов работы.

Описание деятельности учащихся:

- Учащиеся выполняют фронтальный эксперимент, используя приборы и применяют знания по нахождения цены деления шкалы, вычисления величин по формулам. Кроме этого используют перевод единиц в систему СИ.

- Самостоятельно решают задачи.

- Участвуют в дискуссии при решении качественных задач.

Межпредметные связи на уроке:

Математика: умение выражать величины из формул, вычислительные навыки.

- Биология: строение рыб, водорослей.

Итоги урока: Учащиеся углубили и систематизировали знания о силе Архимеда, плавании тел, умеют формулировать и аргументировать мысль при объяснении качественных задач, отработали навыки нахождения сил на основе эксперимента.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач по теме «Формулы» в 5 классе с использованием табличного процессора MS-Excel («Формулы в MS-Excel»)

Уроки рассчитаны на учащихся 5 классов, изучивших темы «Формулы», «Площади квадрата и прямоугольника», «Объёма параллелепипеда», имеющих начальные навыки работы на компьютере. Использование комп...

Конспект урока физики "Решение задач по теме "Законы Ньютона"" (9 класс)

Тема урока "Решение задач по теме "Законы Ньютона"". Автор учебника : Пёрышкин...

Урок решения задач по теме «Механическое движение» 9 класс «Здравствуй, Испания!»

Урок проводится в 9 классе при подготовке к контрольной работе по теме «Механическое движение», либо в рамках «Недели естественных наук» как бинарный урок «физика – география» для учащихся лингвистиче...

Решение задач по теме ”Механическое движение” (7 класс)

Презентация к уроку решения задач по теме "Механическое движение" для учащихся 7 класса....

Конспект урока «Решение задач по теме "Площадь прямоугольника"», 5 класс

Конспект  урока был представлен на муниципальный конкурс «Современный урок – как основа эффективного и качественного образования школьников». По итогам конкурса было присуждено 2 место в номинаци...

Урок решения задач по теме "Координатная плоскость", 6 класс

Цель урока – отработать основные понятия и определения темы, навыки построения точек на координатной плоскости и определения координат точек.Задачи:- развить навыки  построения точек по заданным ...