Урок "Лампы накаливания. Электронагревательные элементы"
презентация к уроку по физике (8 класс) по теме

Подольская Любовь Викторовна

Урок "Лампы накаливания. Электронагревательные элементы" используется при изучении темы "Электрические явления" в 8 классе. Урок с применением технологий: проблемное обучение, групповая деятельность, проектно- исследовательская, применение ИКТ.

На уроке:

закрепляются  знания законов постоянного тока, продолжается изучение теплового действия тока на примерах его применения, изучаются  конструкция и физическая основа электрической лампы накаливания, электронагревательных приборов, учащиеся знакомятся с историей изобретения электрической лампы накаливания и с некоторыми примерами применения теплового действия электрического тока, в нетрадиционной, занимательной форме  учащиеся подводятся к изучению новой темы, повторяется основной программный материал, развивается познавательная активность и творчество учащихся, наблюдательность, расширяется технический кругозор, воспитывается любовь к Родному краю

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок: Лампы накаливания. Электронагревательные приборы.

Цели и задачи урока 

  1. Закрепить знания законов постоянного тока.
  2. Продолжить изучение теплового действия тока на примерах его применения.
  3. Изучить  конструкцию и физическую основу электрической лампы накаливания, электронагревательных приборов.
  4. Познакомить с историей изобретения электрической лампы накаливания и с некоторыми примерами применения теплового действия электрического тока.
  5. В нетрадиционной, занимательной форме подвести учащихся к изучению новой темы, повторить основной программный материал, развить познавательную активность и творчество учащихся, их смекалку, наблюдательность и чувство юмора, расширить технический кругозор.

Демонстрации:

  1. Устройство лампы накаливания.
  2. Нагревание проводников из разных веществ электрическим током.
  3. Устройство и принцип действия электронагревательных приборов (утюга, электрического чайника и др.).
  4. Презентация «Электрическая лампа накаливания и электронагревательные приборы».
  5. Экспонаты из школьного  «Малого Политехнического музея»

План урока

Этап урока

Приемы и методы

Время

1

Организационный момент

Приветствие. Проверка отсутствующих. Готовность к уроку

1 мин

2.

Организация восприятия информации. Постановка целей

Беседа. Установка связи

с ранее   изученным

материалом.

2 мин.

3.

Проверка домашнего задания.

 Работа в парах. Беседа.

15 мин.

4

Изучение нового материала

(Постановка проблемы)

Эксперимент. Беседа. Презентация. Рассказ учителя. Работа в группах.

20.мин.

5.

Рефлексия. Дом. задание.

Фото из прошлого. Разгадывание кроссворда

7 мин

1. Организационный момент:

  1. приветствие учащихся,
  2. предварительная организация класса (проверка отсутствующих, проверка готовности учащихся к началу работы).

2.  Постановка целей и задач:

    Учитель:  сегодня на уроке мы  закрепим знания законов постоянного тока. Продолжим изучение теплового действия тока на примерах его применения. Чтобы успешно справиться с поставленными задачами, необходимо повторить пройденный материал, который нам поможет в решении  проблем, выявленных на уроке.

  1. Проверка домашнего задания:

    Выполняется задание «Восстанови формулы». Оно может выполняться как на доске, так и индивидуально по карточкам. Цепочка первого уровня сложности содержит преимущественно основные формулы, во втором уровне сложности – производные.  Последними, как правило, располагаются формулы, являющиеся связующим звеном между материалом прошлого урока и новым материалом данного урока. За каждый вид деятельности учащиеся получают баллы, которые по окончании урока превращаются в оценку. (Пример заданий «Восстанови формулы» приведены на рисунке 1).

4.Изучение нового материала.

   Учитель:  Любой проводник, по которому идёт электрический ток, нагревается. К этому выводу впервые пришли независимо друг от друга Джеймс Джоуль и Эмилий Христианович Ленц. Этот опытный факт нашёл своё отражение в законе Джоуля-Ленца, который мы изучали на прошлом уроке (формула 1). Сегодня нам предстоит ознакомиться с использованием теплового действия тока на практике. Тепловое действие тока используется в различных электронагревательных приборах. Назовите какие вы знаете электронагревательные приборы. В домашних условиях широко применяются эл. плитки, утюги, чайники и т.д. Слайд2.Электрическая энергия  может быть легко преобразована в тепловую. Электрический ток нагревает проводник, через который проходит. На этом принципе работают все нагревательные приборы.

 В промышленности тепловое действие тока используют для выплавки специальных сортов стали и других металлов, для электросварки. В сельском хозяйстве  с помощью тока обогревают теплицы, кормозапарники, инкубаторы, сушки зерна и т.д.

 Сначала мы с вами должны выявить общую закономерность всех нагревательных приборов.

Эксперимент

  Какой из проводников, имеющихся у меня на столе, при прохождении по нему тока нагревается сильней? Проводники имеют одинаковые длины и площади поперечного сечения . Единственное отличие этих проводников –  разные удельные сопротивления. (Что подтверждается формулой (2)).

Что для этого нужно сделать?  Выслушав предложения,  показываем тепловое действие тока в цепи, состоящей из трёх последовательно соединённых проводников, обладающих разным удельным сопротивлением: медного, стального и никелинового. Ток во всех последовательно соединённых проводниках одинаков (можно убедиться с помощью амперметра). Количество же выделяющейся теплоты в проводниках разное. С помощью вольтметра  измеряем напряжение на концах каждого проводника и, используя закон Ома для участка цепи, учащиеся в тетрадях рассчитывают сопротивление проводников. Из опыта делается вывод: нагревание проводников зависит от их сопротивления. Чем больше сопротивление проводника, тем больше он нагревается. (Подтверждается формулой (1).

              Учащиеся делают вывод: чтобы проводник нагрелся сильней, он должен обладать большим удельным сопротивлением. (Слайд 4)

Работа с учебником.Используя данные таблицы 8 учебника, учащиеся предлагают вещество, наиболее подходящее для изготовления нагревательного элемента.

Постановка проблемы.Удельное сопротивление вольфрама в два раза меньше, чем железа. Почему же именно вольфрам используется в качестве нити накала в электрических лампочках?  Внимание учащихся заостряется на практическом применении материалов, обладающих большим удельным сопротивлением.

Проблема. Почему нагревательные элементы не изготавливают из фарфора, у которого удельное сопротивление в миллиарды раз больше всех веществ, приведённых в таблице? Учащиеся обобщают полученную информацию и отвечают на вопрос: «Какими свойствами должно обладать вещество, используемое для изготовления нагревательных элементов?»  Вывод записывают в тетрадь: нагревательный элемент представляет собой проводник, обладающий большим удельным сопротивлением и высокой температурой плавления.Учитель:  Сегодня на уроке речь пойдет об устройствах, работа которых основана на тепловом действии тока: электронагревательных приборах и об электрических лампах

    Основная часть всякого нагревательного электрического прибора- нагревательный элемент. Нагревательный элемент представляет собой проводник с большим удельным сопротивлением, способный, кроме того, выдержать, не разрушаясь, нагревание до высокой температуры (до 1000–1200 °С). Чаще всего для изготовления нагревательного элемента применяют сплав никеля, железа, хрома и марганца, известный под названием “нихром”. Удельное сопротивление нихрома = 1,1Ом*мм /м. Большое удельное сопротивление нихрома дает возможность изготовить из него удобные- малые по размерам- нагревательные элементы.В нагревательном элементе проводник в виде проволоки или ленты наматывается на пластинку из жароустойчивого материала: слюды, керамики. Нагревательным элементом в утюге служит нихромовая лента, от которой нагревается нижняя часть утюга.

  Учитель:    Сейчас трудно представить современный дом или квартиру, в котором отсутствовали бы осветительные приборы. Мы так привыкли, щелкнув выключателем, в любое время суток зажечь свет, что с трудом верим, что полтора века назад электрическое освещение отсутствовало. Чем же люди пользовались до него?

Предлагаю учащимся поделиться на группы. 1-ая , 2-ая, 3-ая,4-ая представители завода электронагревательных приборов; 5-ая историки. 1 –я  «Как устроен электрочайник»; 2-я группа  «Устройство современного электрочайника; 3-я «Как устроен электроутюг»; 4-я «Как устроена электролампа накаливания»; 5-я «История утюга» и «Изобретение эл. лампы». Каждой группе дается время для работы с учебником и другой литературой. Историкам можно дать подготовку заранее.

Историки : в Германии в конце 19 века уже выпускались первые электрические чайники.
 Нагревательный элемент в них, похожий
на электроплитку, находился в нижней части корпуса, под дном. Через несколько десятков лет была разработана первая защитная автоматика, выключавшая пустой чайник. Материалом для корпуса чайника первоначально служила медь, затем хромированная сталь, ещё позже алюминий.

1-я группа «Как устроен электрочайник». (Слайд 5) Нагревательный элемент из нержавеющей стали может быть размещен в дне чайника, или же нагревателем может служить плоский металлический диск, имеющий более высокий коэффициент полезного действия. Вода, нагреваясь от электронагревателя, расположенного в нижней части корпуса и включённого в электросеть, очень быстро закипает, т.к. в результате конвекции нижние прогретые слои воды поднимаются вверх.

  1. Нагревательный элемент электрического чайника состоит из трёх частей: внутреннего проводника 1, играющего роль нагревателя,
  2. слоя изолятора 2
  3.  и внешнего металлического корпуса 3.
  4.  Цифрой 4 обозначен проводник для подвода электроэнергии
  5. Комментарии учителя. Любой электронагреватель состоит из пары проводников с низким сопротивлением (для подвода энергии), соединенных проводником с высоким сопротивлением (собственно нагревателем), а в остальных местах разделенных изолятором. (Учащиеся записывают в тетрадь, схему зарисовывают.) При этом вся конструкция (по крайней мере в зоне нагрева) должна выдерживать рабочую температуру нагревателя. Такое сложное строение нагревательного элемента объясняется соблюдением безопасности использования электрических нагревательных приборов. Совсем недавно использовались электрические плитки с открытой спиралью. В случае выгибания спирали могло произойти соприкосновение спирали, например, с кастрюлей. В результате чего под напряжение мог попасть человек, дотронувшийся до такой кастрюли.

2-я группа «Современные электрочайники». (Слайд 6)

 Разрез электрочайника с нагревательным элементом в дне корпуса:
1 — защитный фильтр;
2 — шкала;
3 — трубка подачи пара;
4 — биметаллическая пластина;
5 — контроллер;
6 — выключатель;
7 — кнопка блокировки открывающейся крышки;
8 — нагревательный элемент;
9 — подставка10 — индикаторная лампа.  Все современные чайники снабжены функцией
автоматического отключения при закипании воды или при её отсутствии. Поэтому в корпусе чайника есть два выключателя. Один — полуавтоматический — для ручного включения нагревательного элемента и автоматического выключения его при кипении воды. Другой — для автоматического выключения нагревательного элемента при перегреве, когда в чайнике совсем нет воды. Кстати, чайники, отключающиеся при кипении, были изобретены еще в середине 20 века.
  В обоих выключателях в качестве датчиков используются
биметаллические пластины.
    В полуавтоматическом выключателе биметаллическая пластина и выключатель, срабатывающий от давления на него сжимающейся пружины, называются
контроллером.
Пар вскипающей воды подаётся сверху корпуса по трубке вниз на
датчик

температуры — биметаллическую пластинку контроллера, отключающего выключатель при достижении температуры воды 100°С.

   Потребляемая мощность чайника - около 2000 Вт; скорость закипания воды (при напряжении 220 В и мощности 2000 Вт) - 1 л за 4 мин.
Новые электрочайники
 не оказывают вредного влияния на живой организм, т.к. имеют слабое электромагнитное поле. В электрических чайниках часто выходят из строя нагревательные элементы, т.к. соли, растворенные в воде, разъедают металл. Электрочайник с золочёным нагревательным элементом предотвращает образование на нём накипи и повышает теплоотдачу. Золочение поверхностей замедляет процесс коррозии нагревательного элемента, но не устраняет навсегда.

Историки:  

  Согласно дошедшим до нас из глубины веков сведениям уже
около 2500 лет человечество пытается разными способами гладить свою одежду! Историческое прошлое утюга – это длинный путь от тяжелого камня до современного электрического устройства с функцией отпаривания и регулируемым нагревом. На Руси испокон веков гладили с помощью скалки и рубеля. Белье наматывали на скалку и прокатывали его ребристым рубелем.

Настоящим прообразом утюга была сковорода с углями. А вот первые утюги появились лишь в 14 веке. В середине 18 века появился угольный паровой утюг, который разогревался за счет горячих углей, положенных в него. Сверху, для лучшей тяги, устанавливали трубу, из которой выходил дым. По бокам утюга делали специальные отверстия, чтобы обеспечить доступ воздуха для горения. Иногда приходилось помахать утюгом взад-вперед, чтобы усилить вентиляцию. Некоторые русские утюги делались с двойным дном: и золу легко вытащить, и подошва разогревается более равномерно. Были утюги с несколькими вставными плашками, которые можно менять, попеременно нагревая. Угли постоянно высыпались из отверстий, пачкали и прожигали одежду. В 19 веке, в то время, как на улицах распространялось газовое освещение , изобретателями не были забыты и утюги. Среди богатого населения самым модным стал газовый утюг, которые нагревался газом. На крышке такого утюга располагался насос, по нему газ из баллона попадал в горелку.К сожалению, эти газовые утюги был небезопасны: загорались и часто взрывались.И вот свершилось! В начале 20 века (1903 год) изобретатель Эрл Ричардсон демонстрировал свое новое изобретение - облегченный утюг с электрическим нагревом. Нагревателем в нем стала электрическая спираль, размещенная внутри. (Слайд 7)

           Группа 3. Как устроен утюг? (Слайд 8)

    Утюги оснащены терморегулятором, пароувлажнителем и разбрызгивателем. Основная часть - нагревательный элемент
сплав никеля, железа,хрома и марганца – «нихром». Это лента намотанная на пластинку из жаропрочного материала (слюды или керамики)

1 - трубчатый электронагреватель
2 - терморегулятор
3- резистор
4 - сигнальная лампа
5 – вилка

   Вода для парообразования заливается в бачок утюга. Электроутюги с терморегулятором и пароувлажнителем нагреваются при помощи трубчатого электронагревательного элемента (ТЭН), залитого в металлическую подошву утюга. Утюг снабжен терморегулятором, который соединен с диском. На циферблате диска терморегулятора нанесено пять наименований тканей или символы. На ручке электроутюга расположено два шильдика с указателями, определяющими положение парорегулятора при глажении. При установке парорегулятора в положение "Пар" вода, залитая через водоналивное отверстие в бачок, каплями поступает в испарительную камеру, испаряясь, выходит из отверстий подошвы, насыщая паром разглаживаемый материал.
При включенном нагревательном элементе загорается
сигнальная лампа.

Историки.  (Слайд  9)

 Осенью 1802 г. профессор физики Петербургской медико – хирургической академии Василий Владимирович Петров производил опыты с помощью построенной им самим огромной батареи гальванических элементов. Однажды, исследуя сопротивления угля, В.В. Петров взял два угольных стерженька, соединил один из них с положительным полюсом электрической батареи, другой – с отрицательным и приблизил угли один к другому. Как только угли сблизились, их концы разогрелись так сильно, что начали светиться. Учёный стал немного отодвигать угли друг от друга. Внезапно в воздухе между ними возникло ослепительно яркое изогнутое белое пламя – электрическая дуга, от которой, как писал В.В. Петров, “тёмный покой довольно ясно освещен, быть может”. Учёный заметил, что жар электрической дуги очень силен. В ней плавятся даже железные гвозди и медные пластинки. Это и не удивительно – теперь мы знаем, что температура в пламени дуги Петрова достигает до 6000 С.

  В своих книгах В.В. Петров предсказал, что электрическая дуга получит применение в технике для освещения и нагревания.

    Несовершенство регуляторов дуговых ламп очень ясно видел начальник телеграфа одной из русских железных дорог Павел Николаевич Яблочков. Ему было поручено следить за работой дуговой лампы прожектора, установленного на паровозе поезда важного назначения. Этот светильник потребовал много хлопот и так заинтересовал Яблочкова, что стал делом его жизни. Яблочков задумал сделать дуговую лампу простой и доступной для всех. В 1876 году на выставке точных физических приборов в Лондоне

П. Н.Яблочков демонстрировал перед посетителями необыкновенную “электрическую свечу” . Эта свеча горела ослепительно ярким светом.

В том же году “свечи Яблочкова” появились на улицах Парижа. Помещенные в белые матовые шары они давали яркий приятный свет. В короткое время чудесные свечи завоевали всеобщее признание. Ими освещались лучшие гостиницы, улицы и парки крупнейших городов Европы.

     Электрическая лампа накаливания изобретена русским изобретателем Александром Николаевичем Лодыгиным. Еще со школьной скамьи у Лодыгина зародилась мечта о летательной машине, увлекая его на долгие годы. Ради этой идеи он нарушил обычай семьи – снял офицерский мундир и поступил на Тульский завод молотобойцем. Здесь Лодыгин всей душой привязался  к технике. Изобретатель принялся за исследовательскую работу. Он задумался, что дает самый сильный свет в электрической дуге? Оказалось раскаленные концы угольных стержней, между которыми образуется дуга, дают более яркий свет, чем сама дуга. Так зачем же она нужна? И решил раскалить электрическим током угольные стержни- они и будут светиться.

  В стеклянный баллон А. н. Лодыгин поместил тонкий угольный стержень между двумя медными держателями. Такая лампа светила всего полчаса, потом его угольный стерженек сгорал. Исследователь пробовал ставить в лампу два уголька, добиваясь того, чтобы сперва накалялся только один. Этот уголек быстро сгорал, но зато поглощал кислород в лампе. Когда первый уголек сгорал, раскалялся и начинал светиться второй. Он светил уже два часа. Наконец А. Н. Лодыгин изготовил лампочку со сферической колбой, из которой был выкачен воздух, причем, снаружи, воздух в нее не просачивался. Угольный стержень такой лампы светился уже несколько десятков часов. Заявку на патент на свою лампу А. Н. Лодыгин подал 14 октября 1872 года. Американский ученый Эдисон получил несколько лампочек Лодыгина. Их привез в Америку один русский офицер. Эдисон понял, что изобретенные Лодыгиным лампочки- лучший способ освещения, только надо их усовершенствовать. У Эдисона было то, чего не было у Лодыгина,- много денег и много помощников. Как у всякого изобретателя у него был большой запас терпения . 6000 опытов проделал Эдисон со своими помощниками, чтобы найти самый прочный материал для угольных нитей японский бамбук – и лучший способ их приготовления.

В конце 1879 года Эдисон создал лампу с винтовым цоколем и патроном.

    Современная лампа накаливания – очень удобный, безопасный и дешевый источник света. Но и в ней лишь небольшая доля подводимой энергии (всего 7%) превращается в энергию видимого света, причем ее свет сильно отличается от дневного.Учащиеся поворачиваются в сторону музея (который находится в классе), где на столе стоят керосиновые старинные лампы и современные лампы накаливания. Трое учащихся разыгрывают небольшой спектакль.(Отрывок из стихотворения С.Я. Маршака про конфликт двух ламп- керосиновой и электрической?).

                             Познакомилась в столовой

                                  Я сегодня с лампой новой.

                                  Говорили, будто в ней

Лампа плакала в углу,              Пятьдесят горит свечей.

- Я голодная! Я холодная!           Ну и лампа! На смех курам!

  Высыхает мой фитиль.              Пузырек под абажуром.

 На стекле густая пыль.              В середине пузырька -

 Почему - Я не пойму -               Три- четыре волоска.

 Не нужна я никому?                  Говорю я: - Вы откуда,

 А бывало, зажигали                   Непонятная посуда?

                                      Любопытно посмотреть,

 Ранним вечером меня.                  Как вы будете гореть.

 В окна бабочки влетали

 И кружились у огня.

                                   

                                        Пузырек у вас запаян.

                                        Как зажжет его хозяин?                        

                                                                                      и т. д.Можно ли прослушав это стихотворение рассказать об устройстве лампы накаливания?

Группа 4.     Конструкция современной лампы. (Слайд 10)

  1. 1 — колба; 2 — полость колбы (вакуумированная или наполненная газом);
  2.  3 — тело накала;
  3. 4, 5 — электроды (токовые вводы);
  4. 6 — крючки-держатели тела накала;
  5. 7 — ножка лампы;
  6. 8 — внешнее звено токоввода, предохранитель;
  7. 9 — корпус цоколя;
  8. 10 — изолятор цоколя (стекло);
  9. 11 — контакт донышка цоколя.

  Колбы первых ламп были вакуумированы. Большинство современных ламп наполняются химически инертными газами (кроме ламп малой мощности, которые по-прежнему делают вакуумными). Потери тепла, возникающие при этом за счёт теплопроводности, уменьшают путём выбора газа с большой молекулярной массой. Смеси азота N2 с аргоном Ar являются наиболее распространёнными в силу малой себестоимости, также применяют чистый осушенный аргон, реже — криптон Kr или ксенон.

    В современных лампах применяются почти исключительно спирали из вольфрама, иногда осмиево-вольфрамового сплава. Для уменьшения размеров тела накала ему обычно придаётся форма спирали, иногда спираль подвергают повторной или даже третичной спирализации.

Тело накала Двойная спираль

Комментарии учителя:

Лампы накаливания. Наиболее распространены лампы накаливания с цоколем Е27 (обычная лампочка) и Е14 (миньоны).
Лампы накаливания являются типичными теплоизлучателями. В их запаянной, заполненной вакуумом или инертным газом, колбе вольфрамовая спираль под действием электрического тока накаляется до высокой температуры (около 2600-3000С), в результате чего излучается тепло и свет

Ограниченность времени жизни лампы накаливания обусловлена в меньшей степени испарением материала нити во время работы, и в большей степени возникающими в нити неоднородностями. Неравномерное испарение материала нити приводит к возникновению истончённых участков с повышенным электрическим сопротивлением, что в свою очередь ведёт к ещё большему нагреву и испарению материала в таких местах. Когда одно из этих сужений истончается настолько, что материал нити в этом месте плавится или полностью испаряется, ток прерывается, и лампа выходит из строя.Преимущественная часть износа нити накала происходит при резкой подаче напряжения на лампу, поэтому значительно увеличить срок её службы можно используя разного рода плавные пускатели.Вольфрамовая нить накаливания имеет в холодном состоянии удельное сопротивление, которое всего в 2 раза выше, чем сопротивление алюминия. При перегорании лампы часто бывает, что сгорают медные проводки, соединяющие контакты цоколя с держателями спирали. Так, обычная лампа на 60 Вт в момент включения потребляет свыше 700 Вт, а 100-ваттная — более киловатта. По мере прогрева спирали её сопротивление возрастает, а мощность падает до номинальной. Слайд 3

Т.е. такие лампы большую часть энергии преобразуют в тепло.
Наше  руководство (страны) в целях экономии электроэнергии и глядя на Европу решило полностью отказаться от таких ламп,
запретив их продажу с 2012г. Энергосберегающие лампы  являются компактным газоразрядным прибором. Но, в отличие от ламп дневного света, при включении не мерцают. Энергосберегающие лампы действительно экономят электроэнергию. Экономия составляет до восьмидесяти процентов в зависимости от производителя и конкретной модели. Срок службы энергосберегающих ламп в 6-15 раз дольше, чем ламп накаливания, и эти лампы слабо нагреваются. Самым главным недостатком таких ламп, как и ксеноновых аналогов, является их достаточно высокая стоимость. Насчет сберегающих ламп-они хорошо служат,если горят непрерывно.Частое включение-выключение быстро выводит их из строя. Экономия не всегда получается.

Какие лампы называют «лампочкой Ильича»? (Слайд 11)

Лампы накаливания  общего назначения называют "лампочкой Ильича"...

  1. В России благодаря плану ГОЭЛРО началась электрификация. Коснулось это и нашего района. В 1920 г. Заработала электростанция в  деревне Кашино.

На открытие приехал В. И. Ленин с Н.К. Крупской. Станция была самодельная и крохотная. В войну была сильно разрушена.

  1. Электростанция была восстановлена в 1970 г. Жители Кашино пронесли через года память об этом событии.

За незамысловатым прибором  и закрепилось название "лампочка Ильича".

 (Слайд 12)   Символика
Звезда с десятью лучами – как лампочка Ильича.

   

 Центр сельского поселения - деревня Кашино известна в истории современной России тем, что 14 ноября 1920 года в нее приезжал председатель Совнаркома РСФСР В.И. Ленин на открытие одной из первых сельских электростанций.
 На гербе сельского поселения это событие символически отражено звездой-вспышкой, образно передающей свет электрической лампочки, получившей в дальнейшем народное название "лапочки Ильича".

  1. Рефлексия.   Что сегодня узнали на уроке? ( Подведение итогов).

Слайд 13. Решим кроссворд:  (Слайд 15 )   Ответы на вопросы кроссворда:  

«Фото из прошлого»  (Слайд 14)  

 Почему утюг «чернеет» всегда в одном и том же месте? Показ электроутюга из музея

Можно задать контрольные вопросы.

  1. Приведите примеры использования теплового действия тока на практике.
  2. Что представляет собой нагревательный элемент электронагревательного прибора?
  3. Какими свойствами должен обладать металл, из которого изготовляют спирали и ленты нагревательного элемента?
  4. Какие известные вам материалы обладают необходимыми для нагревательного элемента свойствами?
  5. Расскажите, как устроена современная лампа накаливания.
  6. Зачем баллоны современных ламп накаливания наполняют инертным газом?

6. Запись домашнего задания. §54, задание 8 (1или 2) по желанию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конструкция современной лампы 1 — колба; 2 — полость колбы (вакуумированная или наполненная газом); 3 — тело накала; 4, 5 — электроды (токовые вводы); 6 — крючки-держатели тела накала; 7 — ножка лампы; 8 — внешнее звено токоввода, предохранитель; 9 — корпус цоколя; 10 — изолятор цоколя (стекло); 11 — контакт донышка цоколя .

Слайд 2

«Лампочка Ильича» В России благодаря плану ГОЭЛРО началась электрификация. За незамысловатым прибором закрепилось название "лампочка Ильича". Коснулось это и нашего района. В 1920 г. Заработала электростанция в деревне Кашино. На открытие приехал В. И. Ленин с Н.К. Крупской. Станция была самодельная и крохотная. Электростанция была восстановлена в 1970 г. Жители Кашино пронесли через года память об этом событии.

Слайд 3

Символика Звезда с десятью лучами – как лампочка Ильича. Центр сельского поселения - деревня Кашино известна в истории современной России тем, что 14 ноября 1920 года в нее приезжал председатель Совнаркома РСФСР В.И. Ленин на открытие одной из первых сельских электростанций. На гербе сельского поселения это событие символически отражено звездой-вспышкой, образно передающей свет электрической лампочки, получившей в дальнейшем народное название "лапочки Ильича".

Слайд 4

Реши кроссворд 1,2 Русский и английский ученые, установившие закон о тепловом действии тока. 3. Часть эл. лампы, которая ввинчивается в патрон. 4. Русский ученый, открывший явление механической дуги. 5. Металл, из которого выполнена спираль эл. лампы. 6. Изобретатель первой лампы накаливания. 7. Изобретатель дуговой лампы-электрич. свечи. 8. Ученый, усовершенствующий лампу накаливания с патроном. 9. Материал, из которого выполнен баллон лампы накаливания. 10. Газ, которым заполняют баллон эл.лампы накаливания.

Слайд 5

«Фото из прошлого» Почему утюг «чернеет» всегда в одном и том же месте?

Слайд 6

Ответы на вопросы кроссворда 1-Джоуль. 2- Ленц. 3 - цоколь. 4 -Петров. 5 - вольфрам. 6 – Лодыгин. 7 – Яблочков. 8 – Эдисон. 9 – стекло. 10 – аргон.

Слайд 7

Спасибо!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Управление системой образования Волоколамского муниципального района

МОУ «Осташевская средняя общеобразовательная школа»

«СОГЛАСОВАНО»                                               «УТВЕРЖДАЮ»:

зам. по УВР                                               Директор МОУ«Осташевская СОШ»

_____________Власова Т.И.                         ___________    Л.А. Писарева

«______» _____2012г.                                    «____»   _______2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кружок  «Мир вокруг»

Срок реализации: 2012-2013 учебный год

Автор-составитель: Подольская Любовь Викторовна,

         Учитель высшей квалификационной категории.

Осташево 

2012 г.

                               

Содержание

1. Введение

2. Пояснительная записка.

3. Литература

4. Календарно- тематическое планирование.

Введение.

        Программа кружка «Мир вокруг» реализуется в 2-х классах участвующих в эксперименте по введению ФГОС второго поколения

Важным направлением в педагогике является естественнонаучное образование, имеющее большие возможности для улучшения отношения школьников к учению, развития познавательных интересов, формирования научного мировоззрения и современной картины мира, планетарного, экоцентрического сознания.

Знание законов природы, понимание фундаментального
единства законов неживой, живой природы и социальных процессов объективно побуждает учитывать их во всех областях человеческой деятельности.

          В школьном образовательном процессе естественнонаучное направление представлено различными предметами учебного плана: математика, физика, химия, биология, экология, география, астрономия, информатика. Чаще всего школьники воспринимают эти предметы обособленно друг от друга. Поэтому важной проблемой современного естественнонаучного образования является понимание принципов системности, преемственности и интеграции знаний в изучении явлений природы, что отражено в данной программе

Пояснительная записка.

   Основной формой работы  кружка являются учебные занятия, на которых предоставлен познавательный материал в виде занимательных опытов и экспериментов. Учебный материал  вводится последовательно, чтобы у ребёнка формировалось представление об окружающих явлениях природы.  На занятиях в доступной и популярной форме рассказывается об основных законах физики и химии, а также явлениях из области ботаники, биологии, географии, астрономии. Задания и упражнения предлагают парную, групповую, самостоятельную работу. Различные виды деятельности регулярно сменяют друг друга, что позволяет избежать переутомления у детей. Так дети постепенно приобретают навыки учебной деятельности работы в коллективе.

Основные принципы деятельности педагога на учебных занятиях:

- уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

- комплексный подход при разработке занятий;

- систематическая последовательность занятий;

- наглядность

     Цель: расширение знаний детей об окружающем мире, развитие умений                                говорения и слушания, развитие  устной связной речи с опорой на жизненный опыт ребёнка.

Задачи:

  1. Формирование представлений о различных предметах и явлениях окружающего мира;
  2. Развитие навыков исследовательской деятельности, общения, творческих способностей, психических процессов.
  3. Формирование положительной школьной мотивации.
  1. Развивать логическое мышление при решении задач и выполнении простейших опытов.
  2. Развивать способности к самостоятельному приобретению знаний.
  3. Увидеть физические явления в простых бытовых ситуациях, что позволяет уч-ся разобраться в сложных законах физики.
  1. Показать глубину и оригинальность мышления ученых прошлого, показать историческую значимость их работ.

Средствами реализации программы курса является:

  1.  создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса путем вовлечения его в учебную деятельность;
  2.  стимулирование уч-ся к высказыванию, использованию различных способов выполнения заданий;
  3.  использование на занятиях различного дидактического материала, позволяющего уч-ся выбирать наиболее значимые для них виды и формы учебного содержания;
  4.  проведение на занятиях занимательных опытов и фронтальных работ, значительно усиливает интерес учеников.

Ожидаемый результат:

- проявление интереса к предметам естественно-математического цикла;

- понимание целостности окружающего мира при изучении различных  

  предметов;

- расширение интеллектуальных способностей и кругозора учащихся.

- уметь хорошо ориентироваться в окружающем мире;

- уметь рассуждать и отвечать на вопросы об окружающем мире;

- уверенно выделять объекты предметного мира;

- стремление добиваться лучших результатов , развивать свои индивидуальные способности.

Продолжительность занятий: 35 мин.      Кол-во занятий: 34

Литература.

1. Физика и химия 5-6 классы «Дрофа», 2006г. А.Е. Гуревич.

2. «Занимательная физика 1-2ч» Я.И. Перельман.

3. «Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия»

    Москва «Вако», 2006г. Л.А. Горлова.

4. «Физика. Человек. Окружающая среда»  А.П. Рыженков.

5. Слайдовые презентации учителя.

6. Электронное издание «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»

             7. Занимательные опыты и эксперименты, Ф. Ола и др.-М,4 Айрис-

             пресс, 2006.    

Календарно- тематическое планирование кружка

«Мир вокруг»

Различные состояния воды- 7ч.

№ урока

Тема занятия

Занимательные опыты и эксперименты

Количество часов

1

Куда течет вода

Самополивающееся растение. Цветы распускаются зимой

1

2

Давление под водой

Давление и глубина

1

3

Пленка на поверхности воды

Металл на поверхности воды. Смачивание

1

4-5

Удивительные пузыри

Фабрика пузырей. Конденсация воды.

2

6

Кислород атакует

Кислород может сгореть в огне. Ржавчина атакует.

1

7

Загадки растворимости

Почему мыло моет.

1

8

Тепло против холода

Теплое течение

1

Мир природы- 2ч.

1/9

Зеленая жизнь

Испарение в пакете. Размножение растений

1

2/10

Микробы

Дрожжи и хлеб

1

Человеческое тело-5ч.

1/11

Лучший в мире насос

Конструируем сердце и легкие

1

2/12

Вкус, запах и другие ощущения

Карта языка. Угощение для языка.

1

3/13

Чувствительность кожи

Тепло или холодно.

Читаем пальцами

1

4/14

Зрительные иллюзии

Обманчивые величины

1

5/15

Любопытное зрение

Два в одном. Сложно прицелиться.

1

Звук-1ч.

1/16

Звуки и вибрации

Вибрирующие бокалы

1

Свет и цвет – 2ч.

1/17

Преломление света

Почему цвета разные

1

2/18

Разнообразие цветов

Как получить белый цвет

1

Зеркала и линзы – 4ч.

1/19

Зеркала и отражения

Смешное отражение. Хитрость Леонардо да Винчи.

1

2/20

Как работает перископ

Делаем перископ

1

3/21

Калейдоскоп- двойное отражение

Делаем калейдоскоп

1

4/22

Линзы и очки

Вода –лупа. Совпадают или рассеиваются.

1

Сила и энергия – 8ч.

1/23

Равновесие

Где центр тяжести? Виды равновесия.

1

2/24

Притяжение

Делаем комету. Вода приклеенная к ведру.

1

3/25

Пристегните ремни

Поиграем с инерцией.

1

4/26

Какая бывает энергия

Преобразование одного вида энергии в другой

1

5/27

Энергия ветра

Делаем вертушку.Какие бывают вертушки

1

6/28-7/29

Спасибо, Архимед!

Что тонет, что всплывает.

Разноцветный коктейль

2

8/30

Что такое магнит?

Узоры из железных опилок. Компас. Битва магнитов

1

Движение – 2 ч.

1/31-2/32

Реактивные двигатели

Сода для скорости. Заплыв. Реактивный самолет.

2

Электричество – 2 ч.

1/33-2/34

Электричество и трение.

Что происходит? Друзья или враги? Вкусные источники тока.

2

Материи и материалы – 1 ч.

1/35

Секреты бумаги

Можно ли пролезть сквозь лист бумаги? Бумажные мосты. Браслет.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Электронагревательные приборы"

Презентация для учащихся 8 класса по теме "Электрический ток"...

урок "Тепловое действие тока. Электронагревательные приборы"

Цели и задачи урока:Изучить тепловое действие электрического тока и показать практическое его применение;Ознакомить учащихся с устройством некоторых электронагревательных приборов;Расширять политехнич...

Презентация к уроку по физике для 8 класса по теме "Лампа накаливания. Электронагревательные приборы"

Проектная технология используется на уроке по теме " Лампа накаливания. Электронагревательные приборы."  Учащиеся рассмотрели в своем проекте историю создания, эффективность лампы накаливания и с...

План - конспект урока по физике для 8 класса по теме "Лампа накаливания. Электронагревательные приборы"

Проектная технология используется на уроке по теме " Лампа накаливания. Электронагревательные приборы."  Учащиеся рассмотрели в своем проекте историю создания, эффективность лампы накаливания и с...

урок физики в 8 классе по теме "Электронагревательные приборы"

Занятие содержит конспект урока и презентации. Цели и задачи урокаЗакрепить знания законов постоянного тока, понятий силы тока, напряжение, сопротивление тока.Изучить строение электрической лампы...

Инструкция по технике безопасности при работе с электронагревательными приборами

Инструкция по технике безопасности при работе с электронагревательными приборами (плита, мармит, жарочный шкаф, утюг, кипятильник и т.п.)...

«Электронагревательные приборы Лампа накаливания»

Предмет: физикаУровень образования: общеобразовательный 8 классТема: «Электронагревательные приборы Лампа накаливания»Тип урока: Урок открытия новых знаний  Форма проведения урока: ур...