Рабочая программа по физике 11 класс к УМК Мякишева
рабочая программа по физике (11 класс) по теме

Рабочая программа по физике 11 класс к УМК Мякишева 3 ч в неделю

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Субботинская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»                                         «Согласовано»                                  «Утверждено»

На заседании                                            Заместитель директора                     Директор МКОУ

Педагогического Совета                         по УВР __________                           «Субботинская СОШ»

Протокол № 1                                          от 28.08.2012 г                                    _____________приказ №  от   .08.2012 г

От 28.08.2012 г                                        Г.Н.Каримова                                      Ф.Г.Каримова

                                                                                                                               

Рабочая программа по физике

для 11 класса

                                                     

                                                         

                                                              с. Субботино

2012 г.

Автор-составитель: Киреева Заура Ахмадулловна  

учитель физики  МКОУ «Субботинская средняя общеобразовательная школа»

 Сафакулевского района Курганской области.

                                                     Рабочая программа

среднего (полного) общего образования

Базовый уровень

XI класс

Пояснительная записка. Статус документа.

          Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по физике, базовый уровень 11 класс и на основе Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы»; Составители: И.Г. Саенко, В.С.Данюшенков, О.В. Коршунова, Н.В. Шаронова, Е.П. Левитан, О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов; «Просвещение», 2007 г; («Программа по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни), авторы программы В.С.Данюшенков, О.В. Коршунова).

Для реализации программы используется учебник: Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев «Физика. 11 класс», «Просвещение», 2009 г.

Количество часов на год по программе: 102.

Количество часов в неделю: 3, что соответствует школьному учебному плану. 

        Рабочая программа предусматривает учёт особенностей образовательных учреждении, содержит дополнения   в содержании учебного предмета, количестве часов, использований организационных форм обучения.

        Рабочая программа содержит все разделы, темы, включенные в федеральный
компонент государственного стандарта общего образования.
        

         Физика - наука о природе. Знание её законов расширяет и углубляет знания по химии, биологии и другим предметам в школе. Физика связана со многими изучаемыми в школе предметами. Например, в 11 классе при изучении темы «Уравнение, описывающее процессы в колебательном контуре» вновь приходится сталкиваться с уравнением для второй производной и его решением. Физика нужна учащимся и для расширения возможностей выбора профессии, и чтобы в любой профессии человек мог стать мастером своего дела. При поступлении во многие ВУЗы надо сдавать экзамен по физике в форме ЕГЭ  и она необходима в дальнейшей трудовой деятельности человека. К примеру, врачам необходимо знать свойства лазера, рентгеновских лучей, ультразвука, токов высокой частоты; знать принципы действия приборов, уметь разбираться в электрических цепях, усилителях высокой и низкой частот. Археологи при исследовании горных, пород и определении из возраста используют закон радиоактивного распада; криминалисты с помощью спектрального анализа определяют химический состав вещественных доказательств и т.д. На многих производствах нельзя обойтись без измерительных и электрических приборов.

         Знание программы по математике, изучение и анализ программ по химии, биологии побудило меня попытаться создать систему межпредметных и внутрипредметных связей в данной программе.

Другой особенностью рабочей программы является использование информационно-коммуникационных технологий для формирования у учащихся системы знаний, умений, навыков. При проведении уроков предусматривается использование CD дисков с обучающими программами, лабораторные работы с использованием компьютера. Результатом таких уроков является формирование у учащихся навыков работы с источниками информации, обработки информации, представление итогов работы в виде таблиц, графиков, презентаций.

          Рабочая программа содержит все элементы содержания Государственного образовательного стандарта по физике для базового уровня. Прямым шрифтом указан учебный материал стандарта, подлежащий обязательному изучению и итоговому контролю знаний учащихся. Курсивом указан материал стандарта, который подлежит изучению, но не является обязательным для итогового контроля и не включен в требования к уровню подготовки выпускников. Перечень демонстрационных и лабораторных работ по следующему разделу указан в рабочей программе. В связи с недостаточной комплектацией кабинета физики часть демонстрационных и лабораторных работ заменена другими, либо предполагается проведение эксперимента с использованием электронных носителей. Такие работы выделены курсивом.

          Таким образом, рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, обеспечивает доступность изучаемого материала, включает проблемы экологии и отношения человека с природой и техникой.

Общая характеристика учебного предмета.

         Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания проводится при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы научного познания»

          Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

         Расширяя свои знания по другим предметам, учащиеся углубляют знания по физике, расширяют кругозор.

         Курс физики в рабочей программе структурируется из физических теорий: электродинамика, электромагнитное излучение, физика высоких энергий.

         Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

Цели изучения физики.

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
  2. овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
  4. воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к

. мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

          Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе среднего (общего) образования являются:

Познавательная деятельность:

  1. использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  2. формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  3. овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  4. приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

         Информационно-коммуникативная деятельность:

  1. владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  2. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

         Рефлексивная деятельность:

  1. владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
  2. организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Требования к уровню подготовки выпускников на базовом уровне.

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать:

          - Смысл понятий:

Физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, Солнечная система, галактика, Вселенная.

 -Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд.

-Смысл физических законов: классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта, Фарадея-Максвелла

          -Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики: Ом, Герц, Столетов, Фарадей, Максвелл, Попов, Лоренц, Ампер, Гейзенберг, Паули, Планк, Резерфорд, Бор.

 Уметь

 -Описывать и объяснять физические явления и свойства тел:

Движение небесных тел и искусственных спутников Земли, свойства газов, жидкостей и твердых тел, электромагнитную  индукцию, распространение электромагнитных волн,  волновые свойства света, излучение и поглощение света атомом, фотоэффект, движение заряженных частиц, взаимоиндукция, самоиндукция, электролиз, поляризация, оптические явления, радиоактивность.

         -Отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных;          -приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать ещё неизвестные явления.

-Приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике, различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров.

         -Воспринимать и на основе полученных знаний оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

         использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни
для:

        Обеспечения    безопасности    жизнедеятельности         в    процессе    использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

        Оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

Рационального природопользования и защиты окружающей среды.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема

Колич.

часов

В том числе

Уроки

Лабор.

работы

Контр. работы

1

Основы электродинамики (продолжение)

39

35

2

2

2

Магнитное поле

14

12

1

1

3

Колебания и волны

25

22

1

2

4

Оптика

21

17

3

1

5

Элементы теории относительности

4

4

6

Квантовая физика и элементы астрофизики 

32

29

1

2

Повторение

6

5

1

Итого

102

88

7

7

Календарно-тематическое планирование уроков

№  

Тема по программе

Кол. час.

Практическая часть

Глава, §

КР

ЛР 

Основы электродинамики (продолжение)

39

2

2

Магнитное поле

14

1

1

1

Инструктаж по технике безопасности на уроках физики. Повторение материала 10 класса. Механика. Молекулярная физика. Электродинамика.

1

2

Взаимодействие токов. Электрическое поле. Магнитное поле тока. Индукция магнитного поля. Линии индукции магнитного поля

1

1

§1,2

3

Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Сила Ампера. Закон Ампера. Рамка с током в магнитном поле.

1

§ 2,3,4,5

4

Сила Лоренца. Движение заряженных частиц в магнитных полях Магнитное поле в веществе.

1

§6,7,с.24-27

5

Явление электромагнитной индукции. Направление индукционного тока.

1

§ 8,9,10Р. 921

6

Магнитный поток. Правило Ленца

1

§ 9,10

7,8

Закон электромагнитной индукции. Генераторы постоянного и переменного тока

2

§ 11,12

9,10

Электромагнитная индукция. Электродвигатель. ЭДС индукции в проводнике, движущемся в магнитном поле. Индуктивность. Взаимная индукция и самоиндукция

2

§ 13-15,2 (1,2, 3)

11

Энергия магнитного поля тока. Электромагнитная индукция

1

§ 16,17

12

Электромагнитная индукция. Электромагнитное поле. Радиационные пояса Земли

1

1

§12,17с.49-52

13

Контрольная работа по теме «Магнитное поле. Электромагнитная индукция»

1

1

14

Анализ контрольной работы Решение задач по теме «Электромагнитная индукция»

1

Повторить гл.2

                                                                                   

Колебания и волны

25

2

1

                                                                                   

15-17

Механические колебания

3

§18-22 §23-26

18

Определение ускорения свободного падения с помощью маятника

1

1

§23-26

19

Электромагнитные волны. Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями

1

§29

20

Колебательный контур. Превращения энергии при электромагнитных колебаниях

1

§28

21

Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур.

1

§ 27

22

Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях

1

§ 28,30,29

23

Переменный ток. Сопротивление, индуктивность, емкость в цепи переменного тока. Действующее значение переменного тока. Ток смещения.

1

§ 31,32

24

Переменный ток. Сопротивление, индуктивность, емкость в цепи переменного тока. Действующее значение переменного тока. Ток смещения.

1

§33,34

25

Переменный ток. Резонанс

1

§35

26,27

Генерирование электрической энергии. Трансформатор

2

§ 37, 38

28

Производство, передача и потребление электрической энергии

1

§39,40,41

29

Контрольная работа по теме «Электромагнитные колебания. Основы электродинамики»

1

1

30-32

Механические волны

3

§ 42-47

33

Электромагнитное поле. Электромагнитная волна. Излучение диполя. Опыт Герца.

1

§ 48, 49, 54

34

Электромагнитная волна.

1

§ 50

35,36

Изобретение радио А. С. Поповым. Принципы радиосвязи и телевидения

2

§ 51,52,53

37

Свойства электромагнитных волн

1

§54,55,56

38

Распространение радиоволн. Радиолокация. Понятие о телевидении. Развитие связи

1

§ 57, 58

39

Контрольная работа по теме «Колебания и волны»

1

1

                                                                                                             

Оптика  

21

1

3

                                                                                                             

40

Скорость света

1

С.168-170,§ 59

41,42

Луч как перпендикуляр к фронту волны. Волновые свойства света. Законы отражения и преломления света. Изображение предмета в плоском зеркале.

2

§ 60,61Р.

1023, 1026

43,44

Законы отражения и  преломления света. Полное внутреннее отражение. Собирающая и рассеивающая тонкие линзы. Фокусное расстояние. Действительное и мнимое изображения.

2

§ 61,62,63, Упр. 8 (12,13)

45

Лабораторная работа «Измерение показателя преломления стекла»

1

1

§ 61,62

46-48

Закон преломления света. Формула тонкой линзы.

2

§ 63-65

49

Лабораторная работа «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы»

1

1

§ 63-65

50

Волновые свойства света. Дисперсия света

1

§ 66

51,52

Волновые свойства света. Интерференция света. Дифракция световых волн. Дифракционная решетка

1

§ 67,68, 73, 74. Р.1096

53,54

Волновые свойства света. Дифракция света

1

§ 70-72

53

Лабораторная работа «Измерение длины световой волны»

1

1

54

Волновые свойства света. Поляризация света.

1

§ 72-74

55

Волновые свойства света. Интерференция света. Дифракция света

1

Гл. 8

56,57

Свет -электромагнитная волна. Различные виды  электромагнитных излучений и их практическое применение.     Шкала электромагнитных волн

2

§ 80-82,83, 86

58

Различные виды  электромагнитных излучений и их практическое применение.    

1

§ 84, 85

59

Различные виды  электромагнитных излучений и их практическое применение

1

§ 86,с.254,255

60

Контрольная работа по теме «Световые волны. Излучение и спектры»

1

1

Элементы теории относительности

4

                                                                                           

61

Постулаты специальной теории относительности Эйнштейна

1

§ 75,76

62

Пространство и время в специальной теории относительности. Релятивистская динамика. Релятивистский импульс

1

§ 78, 79

63,64

Связь полной энергии с импульсом и массой тела. Энергия покоя. Дефект массы и энергия связи. Полная энергия

2

§ 79

Квантовая физика и элементы астрофизики 

32

2

1

                                                                                         

65,66

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект.

2

С.256§ 87, 88

67,68

Фотон. Энергия, импульс, масса фотона.  

2

§ 89-92

69,70

Модели строения атомного ядра. Планетарная модель атома.

§ 93

71-73

 Квантовые постулаты Бора. Строение атома в модели Бора.    

 Лазеры

1

§ 94,95, 96.

74

Лабораторная работа «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»

1

1

75

Контрольная работа по теме «Световые кванты. Строение атома»

1

1

76

Элементарные частицы. Радиоактивный распад.

1

§ 97- 99, 100

77,78

Закон радиоактивного распада и его статистический характер.

§101

79

Протоны. Нейтроны. Изотопы. 

1

§102,103

80,81

Структура, размеры ядер. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра.

1

§ 104, 105

82

Радиоактивный распад. Деление ядра урана. Цепная реакция деления.

1

§106- 108

83,84

Ядерные реакторы. Ядерная безопасность. Термоядерный синтез.

1

§ 109- 113

85,86

Ядерная безопасность. Радиоизотопы в археологии и геологии.  Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения.

§ 113

87,88

Элементарные частицы. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Фундаментальные взаимодействия.

§ 114,115

89

Контрольная работа по теме «Физика атома и атомного ядра»

1

1

90

Солнечная система  

1

§116,117

91

Солнечная система

1

§118-120

92

Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Звезды и источники их энергии

1

§121

93

Источники энергии и внутреннее строение Солнца

1

§121-123

94

Галактика

1

§124

95

Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной.

1

§125

96

Строение и эволюция Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.

1

§126,127

                                                                                                     

Повторение (6 ч)

                                                                                                     

97

Равномерное и неравномерное прямолинейное движение

1

§9-10, 13-15

98

Законы динамики. Силы в природе

1

§ 22, 23, 27-29

§ 32-39

99

Основы MKT. Газовые законы. Взаимное превращение жидкостей, газов. Свойства твердых тел, жидкостей и газов

1

100

Законы сохранения в механике

1

§ 42, 52, 48-51

101

Итоговый тест

1

1

102

Урок обобщения и повторения

1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Электродинамика ( 64 ч )

Взаимодействие токов. Электрическое поле. Магнитное поле тока. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле. Закон Ампера. Индукция магнитного поля. Линии индукции магнитного поля. Магнитный поток. Рамка с током в магнитном поле. Электродвигатель. Сила Лоренца. Движение заряженных частиц в магнитных полях. Телевизионная трубка. Радиационные пояса Земли. Магнитное поле в веществе. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Явление электромагнитной индукции. ЭДС индукции в проводнике, движущемся в магнитном поле. Закон Фарадея-Максвелла. Правило Ленца. Генераторы постоянного и переменного тока. Взаимная индукция и самоиндукция. Электромагнитные волны. Переменный ток. Сопротивление, индуктивность, емкость в цепи переменного тока. Действующее значение переменного тока. Ток смещения. Колебательный контур. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Излучение диполя. Опыт Герца. Трансформатор. Передача электроэнергии. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение.

Демонстрации 

Магнитное взаимодействие проводников с током.

Действие магнитного поля на проводник с током.

Вращение рамки с током в магнитном поле.

Устройство и принцип действия демонстрационного амперметра и вольтметра

Свободные электромагнитные колебания.

Возникновение переменного тока при вращении рамки с током в магнитном поле.

Излучение и прием электромагнитных волн.

Излучение, поглощение, поляризация электромагнитных волн.
Шкала электромагнитных волн.

Лабораторная работа Изучение явления электромагнитной индукции.

Знать /понимать: понятия и явления: индукционный ток, электромагнитная индукция, самоиндукция,  формулы для вычисления магнитной индукции поля прямого тока, кругового тока и катушки; понятия: электромагнитная волна, историю создания теории и экспериментального открытия электромагнитных волн;  поляризация, модуляция, детектирование, длина волны, скорость, частота, период; основные свойства электромагнитных волн.

Вклад российских и зарубежных ученых в развитие теории: Г. Герц, Дж.К.Максвелл, А.С.Попов, Г. Маркони.

Иметь представление об устройстве и принципе действия электроизмерительных приборов и двигателе постоянного тока;

Уметь: изображать линии магнитной индукции поля прямого тока,  кругового тока, катушки; описывать и объяснять устройство и принцип действия электроизмерительных приборов,  двигателя постоянного тока, трансформатора, генератора переменного тока; описывать и объяснять процесс возникновения ЭДС при равномерном движении проводника в магнитном поле; пользоваться правилом Ленца для определения направления индукционного тока; объяснять опыты Фарадея; использовать трансформатор для преобразования токов и напряжений; решать задачи на применение закона электромагнитной индукции; описывать и объяснять явление поляризации света, уметь приводить примеры практического применения поляризации,  приводить примеры практического применения различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; решать задачи на нахождение параметров электромагнитной волны, представлять графически электромагнитную волну, работать с графиками; использовать полученные знания и приобретенные умения в практической жизни и деятельности: влияние сотовой связи на здоровье человека; влияние на человека электромагнитного излучения компьютера, телевизора; анализировать информацию по этой теме, содержащуюся в СМИ, Интернет, научно-популярных статьях. составлять презентации по теме

Межпредметная связь. Математика. Свойства гармонических функций. Правила нахождения производных. Решение уравнений со второй производной.

Биология. Воздействие инфракрасного и ультрафиолетового излучения на живые организмы и растения. Рентгеновское излучение. Причины мутаций. Применение рентгеновского излучения в медицине. Диагностика. ОБЖ. Гражданская оборона. Радиолокация. Астрономия. Определение расстояний до тел Солнечной системы.

Оптика ( 21  ч).

Волновые свойства света. Изображение предмета в плоском зеркале. Фокусное расстояние. Построение изображений в зеркалах. Действительное и мнимое изображения. Преломление света призмой. Полное внутренне отражение света. Собирающая и рассеивающая тонкие линзы. Фокусное расстояние. Формула тонкой линзы. Оптические инструменты. Интерференция электромагнитных волн. Дифракция света. Закон отражения электромагнитных волн. Луч как перпендикуляр к фронту волны. Закон преломления электромагнитных волн.

Демонстрации. Отражение, преломление света.

Отражение и преломление электромагнитных волн.
Интерференция электромагнитных волн.
Дифракция электромагнитных волн .
Получение спектра с помощью призмы.
Получение спектра с помощью дифракционной решетки.
Оптические приборы

Лабораторная работа. Измерение показателя преломления стекла.

Наблюдение интерференции и дифракции света.

Измерение длины световой волны с помощью дифракционной решетки.

Знать: /понимать: смысл законов отражения и преломления света, явления полного отражения;

Смысл понятий: фокусное расстояние, оптическая сила линзы; принцип построения изображений в плоском зеркале, линзах; принцип получения изображений с помощью линзы, микроскопа, телескопа, понятия: когерентные волны, период дифракционной решетки, условие интерференционных максимумов и минимумов, принцип Гюйгенса

Уметь: описывать и объяснять явление дифракции, дисперсии, поляризации света,; приводить примеры практического применения дифракции , определять показатель преломления; описывать и объяснять методы определения скорости света; строить ход лучей и изображение предметов , получаемое с помощью преломляющей линзы; описывать и объяснять особенности строения органов зрения у насекомых, рыб, птиц, млекопитающих.

Элементы теории относительности (4 ч )

Постулаты специальной теории относительности Эйнштейна. Релятивистская динамика. Пространство и время в специальной теории относительности . Релятивистский импульс Связь между массой и энергией. Энергия покоя. Дефект массы и энергия связи. Полная энергия. Связь полной энергии с импульсом и массой тела.

Знать: постулаты теории относительности Эйнштейна, зависимость массы от скорости, закон взаимосвязи массы и энергии, понятия «Релятивистский импульс, энергия покоя, дефект массы, энергия связи.

Понимать: смысл понятия «релятивистская динамика, релятивистский импульс, энергия покоя, дефект массы, энергия связи»

Уметь: применять знания при решении задач

Квантовая физика и элементы астрофизики (32ч)

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Энергия, импульс, масса фотона. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм . Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Опыт Резерфорда. Модели строения атомного ядра. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Строение атома в модели Бора.

Квантование энергии. Спектр излучения атома. Спектры электромагнитного излучения и поглощения. Лазеры

Структура, размеры ядер. Протоны. Нейтроны. Изотопы. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Стабильность ядер. Радиоактивный распад. Период полураспада. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Радиоизотопы в археологии и геологии. Цепная реакция деления. Ядерные реакторы. Ядерная безопасность. Термоядерный синтез.

Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Галактика Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.

Межпредметная связь:

Химия. Излучение    и    поглощение    света.  Свечение    фосфоров. Окислительно-восстановительные химические реакции. Качественный спектральный анализ.

Астрономия. Определение химического состава планет и звезд.

Демонстрации

Фотоэффект

Линейчатые спектры излучения.

Лабораторная работа. Наблюдение сплошного и линейчатого спектра.        

Знать/понимать: сущность квантовых постулатов Бора; понятия: фотон, квант, фотоэффект, спонтанное и индуцированное излучение; уравнение Эйнштейна для фотоэффекта; историю развития теории; понимать физические основы работы лазера; использование лазера в медицине, технике, науке; устройство фотоэлементов; законы фотоэффекта. смысл понятий: элементарная частица, античастица, планета, звезда, Галактика, Вселенная,  фундаментальные взаимодействия,; классификацию и основные характеристики элементарных частиц.

смысл величин: энергия связи, удельная энергия связи, дефект масс; закона радиоактивного распада; явлений: естественная и искусственная радиоактивность; основные источники естественной радиоактивности; историю исследований, проблемы и перспективы термоядерной энергетики; условия протекания и механизм ядерных реакций; схему и принцип действия ядерного реактора; важнейшие факторы, определяющие перспективность различных направлений развития энергетики: экономические, экологические, геополитические и т.д.

Уметь: описывать и объяснять линейчатые спектры испускания и поглощения, квантовые явления с помощью гипотез Планка, де Бройля и постулатов Бора, устройство и принцип действия лазеров, взаимные превращения частиц и квантов; виды фундаментальных взаимодействий,  приводить примеры практического использования; различать квантовую и волновую теории; решать задачи; уметь строить вольтамперную характеристику фотоэффекта; строить график зависимости кинетической энергии фотоэлектронов от частоты света; описывать и объяснять процесс радиоактивного распада,; получения искусственных радиоизотопов; взаимодействие ионизирующих излучений с веществом, биологическое действие ионизирующих излучений; связи между естественной радиоактивностью и геологическими процессами на Земле; причины γ-излучения,  сопровождающего  α и β-распад; последствия радиоактивных загрязнений; приводить примеры практического применения радиоактивных изотопов; записывать реакции   α, β и γ-распада, описывать и объяснять взаимные превращения частиц и квантов; виды фундаментальных взаимодействий, описывать и объяснять движения небесных тел, строение, эволюцию Вселенной, анализировать информацию по теме, содержащуюся в СМИ, Интернет, др. литературе.

Межпредметная связь:

Химия. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Изотопы. Состав атомных ядер. Получение радиоактивных изотопов всех химических элементов. Трансурановые руды.

Математика. Свойства показательной функции.

Астрономия. Внутренние источники энергии звезд. Солнце- ближайшая к нам звезда. Активные образования на Солнце.

История. Определение возраста древних предметов органического происхождения.

ОБЖ. Проникающая радиация. Радиоактивное загрязнение и средства защиты от него. Доза облучения.

Биология. Использование меченых атомов для определения движения питательных веществ в растениях. Исследование обмена веществ в организме человека. Мутационное воздействие ионизирующей радиации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мякишев Г.Я.,Буховцев Б.Б.,Чаругин В.М.Учебник для общеобразовательных учреждений. 11 класс Базовый и профильный уровни. М.:Просвещение.2009г.

2. Программа для общеобразовательных школ. Физика. Астрономия. М.: Просвещение, 2004.

3. Степанова Г. Н. Сборник вопросов и задач по физике. 10-11 кл. С-Пб.: Специальная литература, 1996.

4.Рымкевич А. П. Сборник задач по физике. М.: Дрофа, 2007.

5.Гладышева Н. К, Нурминский И. И., Нурминский А. И. Физика. Тесты. 10-11 классы. Учебно-методическое пособие. М.: Дрофа, 2003.

6. Физика. Примерные программы на основе федерального компонента государственного стандарта основного и среднего (полного) образования. МОН РФ , 2005.

7. Буров В. А., Дик Ю. И.и др. Фронтальные лабораторные работы по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1996.

8. CD диски: 1) Живая физика.

                       2) Открытая физика.

                       3) Физика 7-11.

                       4) Электронные уроки. Физика.

9. Марон А. Е. Физика 11 класс. Дидактические материалы. М.: Дрофа, 2004.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике в 11 класса по учебнику Г.Я.Мякишева

Рабочая программа составлена по учебнику Г.Я Мякишева для учащихся обучающихся в профильном гуманитарном классе 1 час в неделю ( 34 часа в год).Данная программа соответствует Примерной программе по фи...

Рабочая программа по физике-10 к учебникам Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б

Рабочая программа по курсу физики для 10-х общеобразовательных классов составлена в соответствии с авторской программой Г.Я.Мякишева и на основе «Примерных программ по физике для общеобразовател...

Рабочая программа по физике-11 к учебникам Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б

На изучение курса физики в 11 классе отводится 170 ч.(5 ч. в неделю). Программа соответствует обязательному минимуму содержания физического образования, она составлена на основе «Примерны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 11 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.

Примерная программа среднего (полного) общего образования: «Физика» 10-11 классы (профильный уровень) (Физика.Астрономия.7-11 классы./сост. В.А.Коровин,В.А.Орлов.-М.:Дрофа,2008) и авторской программы ...

Рабочие программы по физике 7-9 класс к учебнику Перышкина А.В., 10-11 класс к учебнику Мякишева Г.Я.

Рабочие программы по физике для общеобразовательных классов средней школы. Составлены с учетом всех нормативных документов....

Рабочая программа по физике к учебнику физики Г. Я. Мякишева. 11класс. Базовый уровень (2 часа).

Главное отличие - расписанные  на каждый урок формы организации учебных занятий и виды учебной деятельности....