Урок изучения нового материала по теме :"Резонанс" в 9классе.
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему

Использование деятельностного подхода при изучении механического резонанса способствует лучшему усвоению материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shohina_meh_rezonans_deyat.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Е.Н.Шохина

МБОУ СОШ№13 г. Владимир

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ МЕХАНИЧЕСКИХ КОЛЕБАНИЙ В 9 КЛАССЕ.

 При помощи системы уроков на базе деятельностного подхода, сегодня  можно   перейти от готового объяснения нового материала к организации "открытия”   детьми на уроке нового знания.

 Урок по теме : «Механический резонанс». 

1 этап урока - Самоопределение к деятельности

Учитель создает атмосферу сотрудничества. Делает вступление.

1. Здравствуйте! Рада всех Вас видеть.

2.Сегодня нас ждет интересный материал. Продолжаем изучать тему: “Механические колебания”.

2 этап урока -  Актуализация знаний.

Настраивает на успех. Задает вопросы. Создает проблемную ситуацию. 

Давайте вспомним, что мы уже знаем по этой теме:

  1. Период колебания это…
  2. Частота колебаний это…
  3. Амплитуда колебания это…
  4. Маятники бывают…и …
  5. Когда мы несём  полное ведро с водой, то в какой - то момент вода начинает выплёскиваться из ведра. А если мы «собьём» шаг, то она перестаёт плескаться? Почему так происходит?
  6. Если на полу лежит мяч и вам нужно заставить его подпрыгнуть, что вы делаете? Почему?
  7. За счёт чего увеличивается амплитуда колебаний?

3 этап урока -  Постановка цели деятельности.

Задает вопросы, подводит учеников к формулировке цели и темы урока. 

Что мы ещё не знаем о механических колебаниях? Какую цель мы сегодня поставим на уроке?   Изучить явление при котором увеличивается амплитуда колебаний. Выяснить при каких условиях возникает данное явление и т.д.

4 этап урока -  Открытие нового знания учащимися.

Активизирует учащихся, настраивает на работу.

В настоящее время актуально уметь работать в команде. Разбиваемся на группы (список групп - на доске).  Каждая группа получает задание и реализует его.  Наша цель – максимум информации о данном явлении.  

 1.Инструкция историкам: Используя ПК и интернет составить презентацию о данном явлении. Дать определение, рассказать об учёных,  которые    исследовали  данное явление  с фотографиями.  

2. Инструкция 1 физикам-экспериментаторам: Соедините 2 штатива толстой ниткой. К ней присоедините несколько (3-5) маятников на нити. Раскачайте один из маятников. Внимательно наблюдайте за остальными. Возьмите ещё один   маятник и прикрепите его к нити так, чтобы его длина была равна длине первого маятника. Раскачайте его. Как ведут себя остальные маятники? Измените длину маятника так, чтобы его длина была равна длине второго маятника. Раскачайте его. Как ведут себя остальные маятники? Продолжайте изменять длину нити маятника. Какой вывод можно сделать из серии опытов? При каком условии наблюдается явление резкого увеличения амплитуды колебаний?

3. Инструкция 2 физикам-экспериментаторам: Соедините 2 штатива толстой ниткой. К ней присоедините несколько (3-4) маятника на пружине (пружины разной жёсткости с одним грузиком). Раскачайте один из маятников. Внимательно наблюдайте за остальными. Подберите пружину равную по жёсткости  первой пружине.  Прикрепите её с одним грузиком  к нити.   Раскачайте его. Как ведут себя остальные маятники? Подберите другую пружину равную по жёсткости  второй пружине.   Прикрепите её с одним грузиком  к нити.   Раскачайте его. Как ведут себя остальные маятники? Продолжайте  подбирать пружины. Какой вывод можно сделать из серии опытов? При каком условии наблюдается явление резкого увеличения амплитуды колебаний?

4. Инструкция 3 физикам-экспериментаторам: Соедините 2 штатива толстой ниткой. К ней присоедините  4   маятника на пружине (пружины одинаковой жёсткости с разным количеством грузов от 1 до 4). Раскачайте один из маятников. Внимательно наблюдайте за остальными. Подвесьте к первому маятнику ещё один грузик. Раскачайте его. Как ведут себя остальные маятники? Подвесьте к первому маятнику ещё один грузик. Раскачайте его. Как ведут себя остальные маятники? Продолжайте  подвешивать грузики. Какой вывод можно сделать из серии опытов? При каком условии наблюдается явление резкого увеличения амплитуды колебаний?

5. Инструкция 4 физикам-экспериментаторам:  1)Возьмите воздушный шарик  и налейте в него немного воды. Надавливая на него, добейтесь такой частоты, при которой он подпрыгнет. 2) На две опоры положите линейку. Надавливая на неё, добейтесь такой частоты, при которой она подпрыгнет. Возьмите другую линейку и проделайте такой же опыт. Какой вывод можно сделать из серии опытов? При каком условии наблюдается явление резкого увеличения амплитуды колебаний?

6. Инструкция физикам-теоретикам:  1)В учебнике найдите определение данного явления, причины возникновения и как его можно объяснить.  

7. Инструкция физикам-практикам: Используя ПК и интернет, составьте презентацию о вредном и полезном действии данного явления.  Подобрать примеры. Что должен знать каждый человек о данном явлении.

8. Инструкция журналистам: Используя фотоаппарат сфотографировать или снять на видео самые интересные моменты работы всех групп. Представить отчёт в виде слайд-шоу.

  Ученики самостоятельно “добывают” знания, готовятся осознанно воспроизвести полученную информацию  перед классом. Каждая группа вступает со своей информацией. Делаются общие выводы и записи в тетрадь.

5 этап урока - Первичное закрепление. Обобщение.

Выступает группа физиков-практиков с примерами резонанса. Из предлагаемых примеров учащиеся   выбирают полезное и вредное действие резонанса и объясняют их.

6 этап урока- Рефлексия  Подведение итогов.

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Предлагает назвать наиболее понравившиеся вопросы, ответы учеников.

7 этап урока  Задание на дом. Заключение.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изучения нового материала по теме "Броуновское движение"

Урок изучения нового материала, представлен, чтобы углубить знания о молекулярном строении вещества, рассмотреть причины броуновского движения, познакомить с молекулярными силами взаимодействия и их п...

Модель урока – изучения нового материала по теме «Химические свойства кислот» на основе модулей ЭОР

Модель урока – изучения нового материала по теме «Химические свойства кислот» (8 класс) на основе модулей ЭОР. Цель урока – Изучить химические свойства, характерные для класса кислоты....

Урок изучение нового материала по теме "Насекомые"

Урок может быть использован при изучении нового материала для обучающихся 7 класса по теме "Насекомые.Особенности строения и жизнедеятельности"....

Конспект урока химии в 9 классе Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением.

Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением. Цели урока: Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления...

Конспект урока химии в 9 классе Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением.

Конспект урока химии в 9 классе Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением. Цели урока: Дидактическая цель: создать усл...

Разработка урока и презентация к уроку изучения нового материала по теме " РАЗЛОЖЕНИЕ МНОГОЧЛЕНА НА МНОЖИТЕЛИ СПОСОБОМ ГРУППИРОВКИ" 7 класс

quot;РАЗЛОЖЕНИЕ МНОГОЧЛЕНА НА МНОЖИТЕЛИ СПОСОБОМ ГРУППИРОВКИ." разработка урока и презентация к уроку изучения нового материала по теме " РАЗЛОЖЕНИЕ МНОГОЧЛЕНА НА ...