Учись учиться.
статья по физике по теме

Малинина Анна Николаевна

Статья о том, как научить учеников учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchis_uchitsya.doc649 КБ

Предварительный просмотр:

Учись учиться

 «Нет и не может быть детей, которые не хотели бы учиться…

Неумение учиться порождает нежелание, нежелание – лень.

 Каждое новое звено в этой цепи пороков становится всё крепче,

 и разрывать его всё труднее.

Главное средство предупреждения этих пороков –

 учить учеников трудиться…»

В.А.Сухомлинский

Последние годы характеризуются стремительно растущим потоком научной информации. Темпы развития науки и техники так велики, что никакое увеличение объема программ и сроков обучения, как общего, так и специального, не в состоянии угнаться за ними и обеспечить должный образовательный эффект.

Темпы развития научно-технической революции приводят к чрезвычайно быстрому «моральному износу знаний», в результате чего становится очевидным, что тот объем общенаучных и специальных знаний, которыми с большим усилием овладевает школьник или студент, завтра может и обязательно окажется недостаточным. Поэтому возникает необходимость нахождения новых путей и средств, позволяющих сформировать у школьника способность самостоятельно осваивать новейшие достижения науки и техники, воспитывать у него потребность к самообразованию.

Стремительное развитие телекоммуникационных технологий, глобальная информатизация, формирование информационной среды обитания и жизнедеятельности человека создают принципиально новые условия для сферы образования. Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в 21 веке, должен уметь самостоятельно приобретать новые знания, работать с информацией, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, грамотно используя современные технологии, иначе он не сможет рассчитывать на успех в информационном обществе.

Сегодня от человека требуется умение развивать собственную функциональную компетентность: умение ориентироваться в информационных потоках, способность к самообразованию, переквалификации.

 Рационально организованная систематически проводимая учителем на уроке самостоятельная работа учащихся способствует овладению всеми учащимися глубокими и прочными знаниями, активизации умственных операций, развитию познавательных сил и способностей к длительной интеллектуальной деятельности, обучению учащихся рациональным приёмам самостоятельной работы.

На современном этапе обучения  наиболее актуальной становится задача воспитания самостоятельности как качества личности учащихся. Однако, целенаправленная подготовка учащихся к поступлению в ВУЗ не требует от лучших воспитанников школы наличия такого качества, а нацелена на овладение всей полнотой знаний по физике, необходимой для сдачи ЕГЭ.

Таким образом, вступает в противоречие воспитательная задача обучения, как формирование самостоятельности с современными требованиями к учащимся при поступлении в ВУЗ. 

По новому базисному плану на изучение предмета отводится все меньше и меньше часов. В общеобразовательных 10-11 классах всего по 2 часа в неделю. За это время невозможно также освоить материал на уровне сдачи ЕГЭ. Отсюда и возникает необходимость использования различных методов и приемов, направленных на развитие самостоятельности учащихся.  

Учебник – это краткий свод научных сведений, доступных пониманию учащихся данного возраста. Он определяет объём, уровень и структуру минимума знаний, сообщаемых ученикам. Работа с ним должна стать одним из важных методов обучения.

Сейчас существует большое количество учебников, допущенных для преподавания Министерством образования РФ. В связи с введением в школы профилизации, которая предполагает различный подход в изучении предметов в каждом профиле, такое разнообразие учебников как раз кстати.

Всё содержание школьного курса физики, образующего систему знаний основ этой науки, состоит из ознакомления учащихся с физическими явлениями; физическими понятиями, представляющими собой краткую форму выражения наиболее существенных признаков явлений или класса явлений; закономерностями связей между физическими явлениями природы (законами физики); физическими величинами, отображающими меру связей между физическими явлениями; физическими теориями, представляющими собой систему законов, относящихся к тому или иному разделу физики.

Кто-то сказал: «Сама физика как наука демонстрирует тот идеал, к которому должна стремиться любая область знаний, когда на основании сравнительно небольшого числа хорошо обоснованных экспериментальных принципов, опираясь на математический аппарат, можно логически совершенно строго вывести массу следствий и точно предсказать конечный результат процесса по исходным данным. Последовательное изучение курса физики вырабатывает специфический метод мышления, физическую интуицию, которые оказываются чрезвычайно плодотворными».

Для развития познавательного интереса на уроке физики эксперимент имеет, безусловно, большое значение. Это обусловлено тем, что основные этапы формирования физических понятий – наблюдения явления, установление его связей с другими, введение величин, его характеризующих, - не могут быть эффективными без применения физических опытов. Важное значение в обучении физике имеет учебный эксперимент. Привлечение учащихся к экспериментальным исследованиям, имеющим практическое значение, создаёт благоприятные условия для выявления и развития способностей учащихся к исследовательской работе. При проведении учебного эксперимента, руководствуясь намеченной целью, учащиеся или под руководством учителя, или самостоятельно программируют предстоящую работу, то есть предварительно намечают ход эксперимента, приёмы его выполнения и фиксации наблюдаемых результатов. Затем проводят эксперимент, стараясь достичь намеченной цели.

Удачное сочетание теоретического материала и эксперимента дает, как показывает практика, наилучший педагогический результат.

Демонстрация хорошо подготовленных и эстетически оформленных опытов всегда взывает интерес учащихся. Наиболее эмоциональное воздействие оказывают занимательные опыты, поражающие учащихся своим неожиданным результатом или способом постановки.

В качестве демонстрационных приборов часто использую детские игрушки. Такие демонстрации оживляют урок и привлекают внимание учащихся к изучению трудных вопросов.

Эксперимент может быть поставлен на всех этапах современного урока:

  1. мотивации (в виде проблемного с целью повышения интереса и формирования умения искать выходы из парадоксальных ситуаций);
  2. восприятия (при введении физического понятия, при установлении закономерностей, при изучении практического применения);
  3. осознании (с целью поддержания интереса и систематизации знаний).

Лабораторные работы, а также физический практикум в старших классах являются обязательными видами самостоятельной практической работы учащихся.

Выполнение лабораторных работ способствует более глубокому усвоению учащимися физических законов, привитию умений и навыков в обращении с измерительными приборами, приучает сознательно применять знания в жизни, вырабатывают элементы самостоятельности. Лабораторные работы играют важную роль в трудовом воспитании и политехническом образовании учащихся.

Все это конкретизирует, делает более понятными и убедительными рассуждения учителя при изложении нового материала, возбуждает и поддерживает интерес к предмету.

Существенную роль в приобретении знаний играют подготовка к олимпиаде и участие в ней. Участие в олимпиаде, несомненно, способствует развитию и совершенствованию познавательных интересов, творческой активности, расширению кругозора, самостоятельности в приобретении и закреплении определенных знаний, углубленной работе с научной литературой, привитию интереса к физике. Участие в олимпиаде способствует также развитию таких ценных качеств личности, как настойчивость в достижении целей, целеустремленность, индивидуальность, самостоятельность мышления и действия и других важных качеств характера личности.

Большое влияние на формирование личности учащихся, на развитие их самостоятельности, инициативы и творческих способностей может оказать и правильно организованная внеклассная работа. Именно такая работа и осуществляется в физических и физико-технических кружках. Внеклассная работа предполагает индивидуальный подход к учащимся, интересующимся физикой.  Кроме того, в нашей школе существуют профильные классы: социально-экономический и технологический. Интересующиеся физикой, информатикой выбирают технологический профиль.

Переход к профильному обучению специфика задач профилизации предъявляет особые требования к преподаванию учебных предметов, что предопределяет использование в процессе обучения информационных технологий.

Чтобы средства информационных технологий оказались более эффективными в школьном образовании, они должны сформировать определенную  систему, которая предполагает новое понимание сущности учения и обучения, роли учителя и учащихся, их взаимоотношений в учебном процессе, средств и методов обучения и т.д. В этой связи особую актуальность приобретает сочетание компьютерных и иных инновационных технологий, таких как метод проектов.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Работая в учебных проектах, они учатся проводить исследования, а действуя за компьютером, вынуждены систематически четко излагать свои мысли в письменном виде.

Данная форма организации учебного процесса, не исключающая применения иных форм и методов обучения, дает возможность:

  1. Прививать навыки исследовательской работы посредством организации подлинно исследовательской деятельности;
  2. Развивать умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;
  3. Формировать коммуникативные навыки, культуру общения, умение кратко и четко формулировать свою току зрения, способность вести научную дискуссию, аргументированно доказывать свою зрения, слушать и уважать другую точку зрения.

Формы отчетности по проекту:

  1. Портфолио рабочей группы, включающее собранный теоретический материал, творческие работы учащихся, самоанализ, отзывы;
  2. Компьютерная презентация;
  3. Защита проекта.

Использование инновационных технологий на уроках позволяет приобщить учащихся к новому стилю обучения, сформировать навыки, необходимые для жизнедеятельности в условиях постиндустриального общества, а также подготовить к активному использованию новых технологий в будущей профессиональной деятельности.

Кроме того, на уроке физики компьютер – это физический прибор. Методы физического моделирования позволяют воссоздать на компьютере любые природные явления. Также имеем возможность моделировать условия любой учебной задачи. С целью упростить рассматриваемое явление, в задачах разбираются ситуации, непредставимые в реальной жизни (движение без трения, без силы тяжести, абсолютно упругие столкновения…).  

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторение, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой среды.

Опыт показывает, что максимальный эффект от внедрения новых технологий можно достигнуть только при комплексном подходе, благодаря тесному сочетанию традиционных методов обучения и новых компьютерных технологий.

Многие мои коллеги применяют такие подходы в своей практике. Своей «изюминкой» я считаю применение совокупности элементов различных технологий и особых форм организации деятельности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Учись учиться"

В презентации представлены формы, методы и способы самостоятельной работы учащихся с учебником на уроках....

Цикл классных часов "Учись учиться"

Цикл классных часов для учащихся среднего звена по развитию приёмов и навыков учения. Сценарии 8 занятий...

Учись учиться (классный час)

Рекомендации школьникам....

Учись учиться

Презентация в помощь к разработке "Тренировка памяти"...

Развитие интереса к учебному труду через занятия школы "Учимся учиться"

Почему многие школьники плохо учатся? На поставленный вопрос может быть дано множество ответов: плохо читают; плохо развита память,невнимательны ,несамостоятельны , неорганизованны, не могут сосредото...

Учиться,учиться и учиться!

Учение залог успеха....