Архимедова сила
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: ИЗУЧЕНИЕ АРХИМЕДОВОЙ СИЛЫ
Цели урока: обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости; установить, от каких факторов зависит и от каких – не зависит выталкивающая сила; изучить содержание закона Архимеда.
Оборудование (у каждого ученика): сосуд с водой, растительным маслом, динамометр, набор грузов, пластилин.
Ход урока
I проверка домашнего задания.
1. Как называется сила, действующая со стороны жидкости на погруженное в нее тело?
2. Какие известные вам из жизни явления указывают на существование выталкивающей силы?
3. Как показать на опыте, что на тело, находящееся в жидкости, действует выталкивающая сила?
II изучение нового материала
На прошлом уроке рассматривали действие выталкивающей силы, ставили опыты, определяли значение силы. Сегодня на уроке продолжим изучение действия со стороны жидкости на погруженное в нее тело.
Есть сила одна,- вот вам ответ,-
Эту силу обнаружил Архимед.
Когда он опустился в воду,
То «Эврика!» - воскликнул он народу.
От чего зависит сила эта?
Нельзя оставить без ответа:
Если тело в воду бросить
Или просто опустить,
Будет сила Архимеда
Снизу на него давить.
Если вес воды в объеме
Погруженной части знать,
Можно силу Архимеда
Очень просто рассчитать.
Не секрет, что предмет нашего исследования для науки не нов, он уже подвергался изучению, а исследователем действия жидкости на погруженное тело был древнегреческий математик и физик Архимед, живший в 287 – 212 годах до нашей эры. Нам предстоит «переоткрыть» его закон.
- Как же был открыт этот закон?
Легенда
Согласно легенде, Герон, тиран Сиракуз, поручил Архимеду выяснить, сделана ли его корона целиком из золота или же в нее подмешано серебро. Эта задача занимала Архимеда довольно долго, пока не помог случай. Однажды, принимая ванну, Архимед заметил, что чем больше он погружается в воду, тем больше воды выливается из ванны. Он понял, что явление даст ему ключ к разгадке задачи, в восторге выскочил он из ванны, восклицая: «Эврика!»
Чтобы раскрыть мошенничество с короной, Архимед применил следующий метод: он опустил в сосуд, наполненный водой, золотой слиток того же веса, что и корона, а потом собрал и взвесил вылившуюся воду. Затем Архимед повторил такой же опыт со слитком серебра того же веса и нашел, что воды вылилось больше (потому что при одинаковом весе объем серебра превышает объем золота). Повторив опыт с короной вместе слитков, Архимед получил результат, лежавший где-то посередине между результатами двух опытов, откуда и заключил, что корона сделана не из чистого золота.
- К какому же выводу пришел Архимед?
Сила, выталкивающая целиком погруженное в жидкость тело, равна весу жидкости в объеме этого тела.
Силу, выталкивающую тело из жидкости или газа, называют архимедовой силой.
- что утверждал Архимед?
На опыте проверим: от чего зависит, а от чего не зависит архимедова сила.
Опыты в группах
ЗАДАНИЕ ПЕРВОЙ ГРУППЕ
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и железный цилиндры из набора тел для калориметра, нить.
Определите архимедовы силы, действующие на первое и второе тела. Сначала определите с помощью динамометра вес тела в воздухе Р1 , затем опустите цилиндр в воду и определите вес тела в воде Р2. Вычислите выталкивающую силу: .
Так же и для второго тела.
Сравните плотность тел и архимедовы силы, действующие на тела.
Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от плотности тела.
ЗАДАНИЕ ВТОРОЙ ГРУППЕ
Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема из пластилина, динамометр, нить.
Определите архимедову силу, действующую на каждое из тел.
Сначала определите с помощью динамометра вес тела в воздухе Р1 , затем опустите тело в воду и определите вес тела в воде Р2. Вычислите выталкивающую силу: . Так же и для второго тела.
Сравните выталкивающие силы .
Сделайте выводы о зависимости (независимости) архимедовой силы от объема тела.
ЗАДАНИЕ ТРЕТЬЕЙ ГРУППЕ
Оборудование: динамометр, нить, сосуды с водой и маслом, алюминиевый цилиндр.
Определите архимедовы силы, действующие на тело в воде, соленой воде и масле.
Сначала определите с помощью динамометра вес тела в воздухе Р1 , затем опустите тело в воду и определите вес тела в воде Р2. Вычислите выталкивающую силу: . Так же и для второго тела, но опускать в сосуд с маслом.
Чем отличаются эти жидкости?
Что можно сказать об архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях?
Установите зависимость архимедовой силы от плотности жидкости.
ЗАДАНИЕ ЧЕТВЕРТОЙ ГРУППЕ
Оборудование: мензурка с водой, алюминиевый цилиндр, нить, динамометр.
Определить архимедовы силы, действующие на тело на глубине h2, большей, чем h1.
Сначала определите с помощью динамометра вес тела в воздухе Р1 , затем опустите тело в воду и определите вес тела в воде Р2. Вычислите выталкивающую силу: . Потом опустите на другую глубину.
Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от глубины погружения.
ЗАДАНИЕ ПЯТОЙ ГРУППЕ
Оборудование: кусочек пластилина, сосуд с водой, нить динамометр.
Кусочку пластилина придайте форму шара, куба, цилиндра.
Поочередно опуская каждую фигурку в воду, с помощью динамометра определите архимедову силу, действующую на нее.
Сначала определите с помощью динамометра вес тела в воздухе Р1 , затем опустите тело в воду и определите вес тела в воде Р2. Вычислите выталкивающую силу: . Так же и для тела другой формы.
Сравните эти силы и сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от формы тела.
После получения результатов каждая группа устно отчитывается о своей работе и сообщает свои выводы. После выводы записываются в тетрадях.
Архимедова сила | |
Не зависит | Зависит. |
Формы тела | От объема тела |
Плотности тела | Плотности жидкости |
III Несколько интересных фактов, касающихся изученной темы:
1. Существует море, в котором нельзя утонуть. Это знаменитое Мертвое море Палестины. Воды его настолько солены, что в них не может жить ни одно живое существо. Утонуть в такой тяжелой жидкости нельзя: человеческое тело легче ее.
2. Закон Архимеда помогает поднимать затонувшие суда. Один из самых больших ледоколов «Садко», по халатности капитана затонувший в Белом море в 1916г., пролежал на морском дне 17 лет, его затем подняли, и он снова вступил в строй.
3. Оказывается тонна дерева тяжелее тонны железа на 2,5 кг из-за действия закона Архимеда в газах. Архимедова сила, действующая на тонну дерева, больше аналогичной силы, действующей на тонну железа, в силу разности их объемов. Следовательно, истинный вес дерева равен 1 тонне + арх.сила дерева; истинный вес железа равен 1 тонне + арх.сила железа.
3. Оказывается тонна дерева тяжелее тонны железа на 2,5 кг из-за действия закона Архимеда в газах. Архимедова сила, действующая на тонну дерева, больше аналогичной силы, действующей на тонну железа, в силу разности их объемов. Следовательно, истинный вес дерева равен 1 тонне + арх.сила дерева; истинный вес железа равен 1 тонне + арх.сила железа.
IV закрепление
1) Какая выталкивающая сила действует на тело, если его вес в воздухе равен 170Н, а в воде 150Н?
2) Определите выталкивающую силу, действующую на камень объемом 0,5 м3, находящийся в воде.
3) С какой силой выталкивается брусок дерева массой 800г при его полном погружении в воду?
V домашнее задание
Пар. 49
Упр. 24 №3
Задача: «ПОДВИГ АРХИМЕДА»
Слиток золота и серебра имеет массу 300г. при погружении в воду его вес равен 2,75Н. определите массу серебра и массу золота в этом слитке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 7 классе по теме "Архимедова сила"
Урок в 7 классе по теме "Архимедова сила"...
Презентация к уроку "Архимедова сила"
Презентация к уроку по теме "Архимедова сила"...
«Архимедова сила»
7 класс «Архимедова сила»....
Архимедова сила
Архимед вычислял вес короны....
Решение задач методом Ключевых ситуаций. Контрольная работа №1. 7-ой класс." Плотность характиеризует вещество". "Архимедова сила"..
Дистанционный курс повышения квалификации "Как научиться решать задачи по физике (основная школа).Подготовка к ГИА". В школьном курсе огромное количество задач, которые можно сгруппировать вокруг неск...
Решение задач методом Ключевых ситуаций. Контрольная работа №1. 7-ой класс." Плотность характиеризует вещество". "Архимедова сила"..
Дистанционный курс повышения квалификации "Как научиться решать задачи по физике (основная школа).Подготовка к ГИА". В школьном курсе огромное количество задач, которые можно сгруппировать вокруг неск...
Решение задач методом Ключевых ситуаций. Контрольная работа №1. 7-ой класс." Плотность характиеризует вещество". "Архимедова сила"..
Дистанционный курс повышения квалификации "Как научиться решать задачи по физике (основная школа).Подготовка к ГИА". В школьном курсе огромное количество задач, которые можно сгруппировать вокруг неск...