Методическая разработка урока физики (лабораторная работа) по теме: Последовательное и параллельное соединение резисторов
методическая разработка по физике (10 класс) по теме

Лаблораторная работа используется для проведения на уроках физики в учреждениях НПО по профессии автомеханик с использованием ИКТ-технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_posl_i_paral_soed.docx200.21 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение НПО

«Профессиональный лицей №22» г Кимры Тверской области

Преподаватель физики Леонова Н М

Разработка урока физики: Лабораторная работа «Изучение последовательного и параллельного соединения резисторов»

Тип урока: урок практического закрепления знаний

Цели урока:

Образовательная

Развивающая

Воспитательная

Обеспечить практическое подтверждение законов последовательного и параллельного соединений, умений применять знания на практике, умений собирать цепь и пользоваться измерительными приборами, измерять и рассчитывать сопротивление

Развивать у обучающихся самостоятельность, умения наблюдать, сравнивать; развивать интеллект, способности работать с компьютером, продолжить развитие личных достижений обучающихся через задания разного уровня

Воспитывать нравственные качества-коллективизм, взаимопомощь, коммуникативность

Вид используемых на уроке средств ИКТ и оборудования:

Компьютер, интерактивная доска

Ноутбуки

Лабораторное оборудование: источник тока, резисторы. ключ замыкания тока, амперметр, вольтметр, соединительные провода

Оборудование демонстрационное с магнитными держателями для магнитной доски

Рабочие листы с заданиями 1 и 2 уровня (см Приложения)

Актуальность использования ИКТ:

Визуализация материала, структурирование материала; практическая деятельность обучающихся и индивидуальная работа обучающихся с ЦОРами

Организационная структура урока

Этап 1      Организационный

Задачи

Постановка целей урока, знакомство с ходом урока, мотивация, активизация познавательной деятельности обучающихся через проблемный вопрос

Домашнее задание для обучающихся

Актуализация ранее полученных знаний

Длительность   13 мин

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Работа с компьютером и интерактивной доской преподавателя

(схемы электрических цепей, шкала амперметра и вольтметра, буквенные обозначения  электрических величин, инструкция по технике безопасности в кабинете физики)

Форма организации деятельности обучающихся на этом этапе

Воспринимают цели и порядок проведения урока; участвуют во фронтальной беседе, отвечают на вопросы

Записывают домашнее задание

Деятельность преподавателя на данном этапе

1 Вопрос: Как обычно включают осветительные лампы? Почему?

Вам известны законы последовательного и параллельного соединения  Выполняя лабораторную работу, подтвердите эти законы практически и ответите на поставленный вопрос. Актуальность выполнения этой работы и в том, что эта работа входит в экспериментальную часть материалов итоговой аттестации

2 Выполнение лабораторной работы будет дифференцированным. Работа 1 уровня выполняется с лабораторным оборудованием, заполняется рабочий лист 1 уровня. Работа  2 уровня представляет две части: одна часть – виртуальная лабораторная работа последовательного и параллельного соединения, вторая часть-изучение смешанного соединения резисторов с  лабораторным оборудованием, заполняется рабочий лист 2 уровня

3 Домашнее задание: Обучающиеся, которые работали по 2 уровню, готовят презентации «Электричество у нас дома», «Применения последовательного и параллельного соединений», «Как экономить электроэнергию»  Работающие только с лабораторным оборудованием, дома выполняют виртуальную работу

4 Для выполнения лабораторной работы повторим необходимые знания: условное обозначение приборов; включение амперметра и вольтметра, полярность включения; буквенные обозначения электрических величин; цена деления амперметра и вольтметра; закон Ома для участка цепи; необходимые пункты из инструкции по технике безопасности

Этап 2   Выполнение лабораторной работы

Задачи

Выполнить задания рабочего листа

Длительность этапа – 30 мин

Вид деятельности со средствами ИКТ

Выполнение обучающимися виртуальной лабораторной работы, используя ноутбуки

Форма организации

деятельности обучающихся

Самостоятельная работа в парах с лабораторным оборудованием согласно указаниям на рабочих листах

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Организует работу в парах

Консультирует по мере необходимости

Следит за сборкой электрических цепей, вычислениями в рабочих листах

Этап 3 Подведение итогов и рефлексия

Задачи

Формулировка выводов по уроку, итоги выполнения задач урока

Длительность этапа – 2 мин

Деятельность обучающихся

Отвечают на вопросы: Научились ли соединять резисторы последовательно и параллельно, проверять законы этих соединений?  Измерять и вычислять сопротивление резисторов при последовательном и параллельном соединении. Как включают осветительные лампы?

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Предлагает обучающимся вопросы для рефлексии.

Формулирует выводы по уроку

Приложение 1

Ф И______________________________________________Гр_____________

Лабораторная работа      (1уровень)

Изучение последовательного и параллельного соединений проводников

Цель: экспериментальная проверка законов последовательного и параллельного соединений проводников:

1)ознакомиться с приборами для проведения этой лабораторной работы                            

2) научиться соединять резисторы последовательно и параллельно

3) научиться измерять и рассчитывать сопротивление при последовательном и параллельном соединении резисторов

Приборы и материалы: источник тока , два резистора, амперметр, вольтметр, ключ замыкания, соединительные провода

Указания к работе и выполнение работы

1 часть: изучение последовательного соединения

1. Заполните  пропуски в формулах последовательного соединения

U=U1…U2              R=R1….R2              

2 Соберите цепь для изучения последовательного соединения по схеме:

3 Измерьте силу тока. Поочерёдно включая вольтметр к первому резистору, ко второму резистору и ко всему участку, измерьте напряжение. Результаты измерений занесите в таблицу

I, A

U1 B

U2 B

U B

R1 Ом

R2 Ом

R Ом

  4 Вычислите сопротивления и занесите результаты в таблицу

R1= =….Ом         R2=         R=   

5 Проверьте формулы (см пункт 1) последовательного соединения по данным таблицы

6 Посмотрите на резисторы и запишите:   R1=….Ом         R2=….Ом

7 Вычислите рассчитанное сопротивление при последовательном соединении R=R1+R2=….Ом

8 Сравните измеренное и рассчитанное сопротивления при последовательном соединении

2 часть: Изучение параллельного соединения

1 Заполните пропуски в формулах параллельного соединения

I=I1….I2                   

2 Cоберите цепь для изучения параллельного соединения

3 Замкните цепь и измерьте силу тока и напряжение на участке при параллельном соединении

Запишите:       I= ….….A              U=………B

4 Пользуясь измеренными данными вычислите сопротивление участка при параллельном соединении

         R=………Ом   (измеренное сопротивление)

5 Посмотрите на резисторы и запишите     R1=…….Ом         R2=………Ом

6 Вычислите по формуле  (см пункт1) сопротивление при параллельном соединении

        ……….Ом    (рассчитанное сопротивление)

7 Сравните рассчитанное и измеренное сопротивления при параллельном соединении

Контрольный вопрос

Как соединяются потребители электроэнергии в квартирах? Почему?

Приложение 2

Ф И_________________________________Гр__________________

Лабораторная работа    (2 уровень)

Изучение последовательного и параллельного соединений резисторов

Цель: экспериментальная проверка законов последовательного и параллельного соединений проводников:

1) научиться соединять резисторы последовательно и параллельно

2) выяснить, как распределяются сила тока. напряжение и сопротивление при последовательном и параллельном соединениях

3) научиться проверять законы последовательного и параллельного соединений

4) научиться сравнивать  полученные экспериментальные данные с расчётными

5) научиться выполнять работу виртуально и с настоящими приборами

Приборы и материалы: ноутбук , источник тока, три резистора, амперметр, вольтметр, ключ замыкания, соединительные провода

Указания к работе и выполнение работы

1 часть: изучение последовательного соединения

1 Выполните виртуальную работу «Последовательное соединение проводников»

2 Используя данные виртуальной работы, подтвердите законы последовательного соединения

U1+U2=U          …………

R=R1+R2            …………

             ……….

3 Отвечайте на контрольный вопрос, предложенный в виртуальной работе

2 часть: изучение параллельного соединения

1 Выполните виртуальную работу «Параллельное соединение проводников»

2 Используя данные виртуальной работы, подтвердите законы параллельного соединения

I=I1+I2       ……….

       ………..

           …………….

3 Отвечайте на контрольный вопрос, предложенный в виртуальной работе

3 часть: измерить и рассчитать сопротивление при смешанном соединении резисторов

1 Возьмите приборы и соберите электрическую цепь по схеме

2 Запишите показания амперметра и вольтметра

I=……………A                     U=……………..B

3 Вычислите измеренное сопротивление участка     R==………………….Ом

4 Посмотрите на резисторы и запишите   R1=…………..Ом      R2=…………….Ом     R3=……………Ом

5 Вычислите рассчитанное сопротивление участка по формулам последовательного и параллельного соединений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока физики в 8 классе "Исследование последовательного соединения проводников"

Изучение нового материала с использованием фронтального эксперимента....

Конспект урока по физике для 8 класса по теме «Последовательное и параллельное соединение. Закономерности последовательного и параллельного соединения проводников»

Конспект урока по физике для 8 класса по теме «Последовательное и параллельное соединение. Закономерности последовательного и параллельного соединения проводников»...

Методическая разработка урока физики. Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитные явления» 8 класс (к учебнику А.В.Перышкина)

Контрольная работа №4 по  теме «Электромагнитные  явления» .Разработка содержит 4 варианта работы, бланк ответов и инструкцию по проверке и оценке работ по физике для учащихся 8 класса....

Учебно методическая разработка урока физики в 8 классе по теме "Последовательное соединение проводников"

Учебно методическая разработка урока физики в 8 классе по теме "Последовательное соединение проводников"...

Методическая разработка урока физики 7 класс по теме : "Архимедова сила".

Уроки с использованием ЦОР играют значимую роль в развитии современного образования. Это один из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения. Ученики с большим интересом посещ...