Конспект урока физики 6 класс по теме "Испарение"
план-конспект урока по физике (6 класс) по теме

Лозовая Любовь Леонидовна

конспект урока содержит описание целей и задач к уроку , постановку проблемы, для использования данного урока необходимо скачать дополнительные материалы к уроку 6

1. презентацию ;

2. презентации  - это интересно;

3 презентации  - вопросы проверялкина и почемучки.

4 текстовый файл - это интересно

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

В низовьях испаряется вода,

Чтоб возвратиться облаком к истокам

М. де Упамцио

Тема урока « Испарение и конденсация»

Мотивация: Физика  наука о природе , о явлениях, которые протекают в ней. Сегодня мы познакомимся  с достаточно распространенными явлениями их проявлением и научным объяснением.

Цель урока: познакомиться с видом парообразования – испарением , определить от чего зависит испарение. Выяснить роль испарения в жизни человека и Земли.

Задачи урока:

  1. Образовательные . дать физические понятия, связанные с испарением, конденсацией на уровне эксперимента.
  2. Развивающие : Учить учащихся находить  в информации главное, анализировать, делать выводы, предсказывать результат и сравнивать .
  3. Воспитывать культуру умственного труда. Формировать умение проводить физические опыты.
  4. Здоровьесберегающие: Построить работу учащихся так , чтобы  систематически проходила смена деятельности , следить за посадкой учащихся  во время работы с учебником, соблюдать  технику безопасности во время проведения фронтальных опытов.

Тип урока: исследовательский

Оборудование:

  1. Мультимедиа проектор
  2. Презентация « Испарение и конденсация»
  3. Склянки с водой и спиртом  на каждую парту
  4. Пипетка для каждого ученика
  5. Термометр на каждую парту
  6. Листы бумаги по 5 штук  для каждого ученика.
  7. Листы – задания для каждого ученика.

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Задание на дом : творческое задание

            подобрать отрывки из произведений по теме:

            подобрать загадки, пословицы, поговорки, приметы по тем;

           подобрать материал  по теме:

                           « Значение испарения для человека и Земли»

                            « Это интересно»

  1. Формирование новых знаний , умений и навыков

Кадр №1 – Запись темы урока в тетради

Кадр №2 – Формулировка проблемного вопроса

Представьте лето , пляж, теплый песок, мы купаемся в море. Выйдя на берег нам становится холодно . Почему? ( выдвижение ребятами предположений, гипотез)

Чтобы ответить на этот вопрос сточки зрения науки физики мы познакомимся с новыми физическими явлениями для начала выясним физическую  природу этих явлений.

фронтальная беседа:  

       

  1.  Вспомним строение вещества.
  2. Что можно сказать  о молекулах.
  3. От чего зависит скорость движения молекул?

Кадр  №3

     Рассмотрим данный кадр .Если какая- нибудь достаточно быстрая молекула окажется у поверхности жидкости, то она может преодолеть притяжение соседних молекул и вылететь из жидкости. Вылетевшие с поверхности молекулы образуют над нею пар. У оставшихся  молекул в жидкости при взаимодействии с другими молекулами меняются скорости . некоторые молекулы приобретают при этом скорость достаточную для того, чтобы, оказавшись у поверхности вылететь из жидкости. и вновь процесс повторяется, поэтому жидкость испаряется постепенно.

Вопрос :   Что же такое испарение?

Вопрос А при любой ли температуре будет происходить испарение?

А может ли  быть процесс обратный испарению, т е может ли пар перейти в жидкость?

Кадр №4

Вопрос  Мокрое белье , вывешенное зимой на улицу , замерзает , но через некоторое время даже в сильный мороз  становится сухим . Почему? Сделайте вывод : При любой ли температуре происходит испарение.

Кадр №5 – работа с определением « Испарение»

   Кадр №6  - работа с определением « Конденсация»

   Кадр №7- - запись в тетрадь ОК.

   Кадр №8 Формулировка вопроса « От чего зависит скорость

                                                                        испарения?»

Выполнение эксперимента  №1( работу выполняют все учащиеся)

Сделайте вывод: Как процесс испарения зависит от рада жидкости.

Кадр № 9 -  формулировка вывода

Кадр №10 -  запись в тетради

Выполнение эксперимента №2

Сделайте вывод : Как процесс испарения зависит от температуры.

кадр №11 – формулировка вывода

Кадр №12 – запись в тетради

Выполнение эксперимента №3

Сделайте вывод : Как процесс испарения зависит от площади поверхности.

Кадр №13 – формулировка  вывода

Кадр№14  - запись в тетради

Выполнение эксперимента №4

Сделайте вывод : Как  процесс испарения зависит от  наличия ветра

Кадр №15  - формулировка вывода

Кадр №16 – запись в тетради

Кадр 17 « От чего же зависит  скорость испарения жидкости?»

кадр №18  - формулировка вывода.

Выполнение задания №5 ( работа с учебником  стр 87( 90) )

Кадр №19 –Вывод  ,что происходит с температурой жидкости при испарении

Вопрос Что такое испарение?

Кадр № 20  Формулировка определения испарения

А теперь попробуем ответить на наш проблемный вопрос, прозвучавший  в начале урока.(Кадр №21)

Кадр № 22

 Какое же значение имеет испарение  в жизни человека и Земли ?

  ( кадр 21- 39 ) -  выступления учащихся

3 . Применение знаний , формирование  умений и навыков, компетентностей.

(кадры 40 – 50)- решение качественных задач

  1. Почему испаряющаяся слюна помогает слону в жару от перегрева?
  2. Как собака в жаркий день понижает температуру своего тела?
  3. Для чего нужен веер?
  4. Свежеиспеченный хлеб весит больше, чем тот же остывший. Почему?
  5. Почему хвойные деревья в 8-10 раз меньше испаряют влаги , чем лиственные в тоже время года?
  6. На лесных дорогах лужи долго не высыхают . Почему?
  7. В какое время суток лучше срезать листья салата, чтобы они были сочными: ранним утром или  вечером  после жаркого дня?
  8. Почему реки мелеют преимущественно в летнее  время, когда  стоит сухая  и жаркая погода?
  9. для чего разрезают на части картофель, яблоки и другие овощи  и фрукты , предназначенные для сушки7
  10.  Почему овощи  всегда на 1-2 градуса холоднее окружающей среды?
  11. Какой суп  быстрее остынет  жирный или  не жирный? Почему?

4. Контроль и коррекция

Работа с конспектом : ( кадр №51)

Что происходит при испарении?

От чего зависит испарение?

При каких условиях происходит испарение?

Как зависит температура тела от испарения?

Выполнение теста « Проверь себя»( кадр № 52)

5. Рефлексия

Так почему же всегда в жару слон купается в пруду?( кадр 53)

Тест « Сегодня на уроке»

Покажите такое количество пальцев руки , которое соответствует вашему состоянию на уроке.( кадр 54)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока физики 10 класс "Аморфные и кристаллические тела"

Конспект урока  физики по теме "Аморфные и кристаллические тела"Урок рассчитан на 45 минут.Рекомендации: за 4 недели до урока создать практическую группу по выращиванию кристаллов соли, за 1 неде...

Конспект урока физики "Решение задач по теме "Законы Ньютона"" (9 класс)

Тема урока "Решение задач по теме "Законы Ньютона"". Автор учебника : Пёрышкин...

Конспект урока физики с презентацией по теме "Лазеры", 11 класс

Конспект урока в 11 классе по базовой двухчасовой программе, учебник Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик, «Физика-11» для базового уровня – М.: Илекса, 2007 г.  В презентации, используемой в качестве сопр...

Конспект урока физики в 7 классе по теме: «Явление трения. Сила трения».

Конспект содержит экспериментальное задание по определению силы трения....

План-конспект урока физики в 8 классе (комбинированный урок) Электрическое напряжение.

Дидактическая цель: создать условия для приобретения учащимися блока новой учебной информации, развития их познавательного интереса к физике, формирования общих учебных умений. Цели урока:образов...

конспект урока физики в 7 классе "физика и техника"

План-конспект урока физики в 7 классе "Физика и техника"...

Конспект урока физики в 11 классе+ презентация к уроку

Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. Треки частиц...