Элективный курс по ТРИЗу
методическая разработка по физике (9 класс) по теме

Седикова Елена Анатольевна

Цель данного проекта – создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения.  Достичь этого предлагается путем знакомства девятиклассников с особенностями теории решения изобретательских задач на материале достаточно простых и увлекательных задач междисциплинарного содержания. Методическое  объединение естественных наук  одним из приоритетных направлений обозначила работу с одаренными детьми: талантливые дети - главное богатство школы. Учащиеся встречаются с предметом физики всего два часа в неделю, это очень мало для  того, чтобы научить их решать трудные и интересные  задачи, особенно для тех учащихся, которые хотят научиться большему. Возникла идея научить девятиклассников  решать задачи, в том числе и физические, но используя другой подход. Эта научная  технология творчества называется:  ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Элективный курс рассчитан на 12 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_triz.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Седикова Елена Анатольевна, учитель физики

Муниципальное общеобразовательное учреждение

среднее общеобразовательное учреждение № 47

пгт.Шерловая Гора, Забайкальского края

Элективный курс
«Теория решения изобретательских задач»

Предмет: физика

Курс предназначен для учащихся 9 класса

Автор элективного курса

Седикова Елена Анатольевна ,

учитель физики Шерловогорской МОУ СОШ № 47

Название курса

Теория решения изобретательских задач

Предмет, класс

элективный курс по физике для 9 класса

Пояснительная записка

Цель данного проекта – создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения.  Достичь этого предлагается путем знакомства девятиклассников с особенностями теории решения изобретательских задач на материале достаточно простых и увлекательных задач междисциплинарного содержания. Методическое  объединение естественных наук  одним из приоритетных направлений обозначила работу с одаренными детьми: талантливые дети - главное богатство школы. Учащиеся встречаются с предметом физики всего два часа в неделю, это очень мало для  того, чтобы научить их решать трудные и интересные  задачи, особенно для тех учащихся, которые хотят научиться большему. Возникла идея научить девятиклассников  решать задачи, в том числе и физические, но используя другой подход. Эта научная  технология творчества называется:  ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Элективный курс рассчитан на 12 часов.

Актуальность курса

Порой, решая жизненные задачи, человек не всегда находит правильное решение. Задачи ТРИЗ позволяют:  

  1. перейти от расплывчатой проблеме  к конкретной задаче;
  2. получить сразу несколько идей , из которых нужно выбрать наилучшие;
  3. спрогнозировать и предупредить проблемы;
  4. эффективно использовать ресурсы.         

То есть, ТРИЗ научит учащихся решать проблемную ситуацию и выходить из нее достойно.

Цель курса:

Повысить интерес к предмету физики;

Овладеть  новым способом решения задач.

Задачи: 

воспитание творчески развитой личности;

развитие умения работать с разными источниками: дополнительной литературой, справочниками, интернетом;

формирование нового взгляда на решение проблемных ситуаций.

Результат работы: презентация

Учебно–тематический план курса

Содержание материала

Количество часов

Форма проведения занятий

1

Теоретический блок:

знакомство с теорией решения изобретательских задач

1

Лекция, беседа

2

Методы решения изобретательских задач.

1

Практическая работа

3

Методы решения исследовательских задач.

1

Практическая работа

5-6

Самостоятельное решение изобретательских задач.

Анализ задач.

2

Практическая работа

7-8

Самостоятельное решение исследовательских задач

Анализ задач.

2

Практическая работа

9-11

Подготовка  проектов

3

Работа с компьютерной презентацией

12

Десерт из ТРИЗ

2

Конференция

Защита  проектов

Список использованной литературы:

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_решения_изобретательских_задач
  2. М.И. Меерович, Л.И. Шрагина, «Теории решения изобретательских задач»,  Минск,  «Харвест», 2003.
  3. Жак Адамар «Исследование психологии процесса изобретения в области математики» Перевод с французского М.А.Шаталовой  и О.П.Шаталова  под редакцией И. Б. Погребысского , М., 1970.
  4. Г. Иванов «Формулы творчества или как научиться изобретать», М., «Просвещение »,1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...