Главные вкладки

    Архимедова сила
    план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

    Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна

    С использованием ЭОР.

    Не удалось загрузить два ЭОР (из-за объёма больше 3 Мб):

    • видео Измерение Архимедовой силы
    • видео-анимация Закон Архимеда

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  Архимедова сила

    ФИО (полностью)

    Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна

    Место работы

    МБОУ «Шеломовская СОШ»

    Должность

    учитель

    Предмет

    физика

    Класс

    7

    Тема и номер урока в теме

    Архимедова сила (урок № 1 в теме)

    Базовый учебник

    Пёрышкин А.В. Физика 7

    Цель  урока

    обеспечить усвоение учащимися смысла понятия «Архимедова сила» и формулы для расчёта архимедовой силы

    Задачи

    - обучающие:  обнаружить на опыте выталкивающее действие жидкости на погруженное в неё тело и определить выталкивающую силу;  вывести правило для вычисления архимедовой силы

    - развивающие:  развивать познавательную активность учащихся; показать связь изучаемого материала с реальной жизнью

    - воспитательные: воспитывать культуру общения и поведения на уроке; чувство уверенности в своих суждениях; терпимость и взаимоуважение (по отношению к одноклассникам)

    Тип урока

    изложение нового материала

    Формы работы учащихся

    Фронтальная работа, индивидуальная (или групповая – на усмотрение учителя) работа (по выполнению демонстраций)

    Необходимое техническое оборудование

    - компьютер, проектор, проекционный экран, динамики;

    - портрет Архимеда, ведёрко Архимеда, сосуд с отливом, штатив, ёмкость с водой, соль, ч.л., динамометр, мензурка, набор тел для калориметрических работ, отливной сосуд; пакетик с чаем, стакан с водой, флеш-анимации, видеоматериал, интерактивные модели

    СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

    Этап урока

    Название используемых ЭОР

    Деятельность учителя

    (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

    Деятельность ученика

    Время

    (в мин.)

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    1

    Орг.момент

    Установление дисциплины и проверка готовности класса к занятию

    Приготовить всё необходимое для урока

    3

    2

    Актуализация знаний

    Флеш-демонстрация действия выталкивающей силы (Архимедова сила) [1]

    Учитель опускает чайный пакетик в стакан с водой (как бы собирается пить чай), но увлёкся разглядывая окрашенную воду в стакане

    - Ребята, никогда не замечала, как интересно и не сразу окрашивается вода при заваривании чая. Можете объяснить, как это происходит?

    Учитель снова увлёкся, опуская в воду и поднимая в воздух пакетик чая.

    - Интересно, почему верёвочка от пакетика в воде не натянута так, как в воздухе? Неужели пакетик в воде легче, чем в воздухе? Но почему?!

    - Что ещё за сила? Как она выглядит? Давайте нарисуем её, что ли?!

    - А как сильно она выталкивает?

    - Что-то я сомневаюсь в этой формуле…Чем докажете? Как можно измерить вес тела? выт.силу?

    - видео-ролик «Демонстрация измерения выт.силы»  (длительность 0:01:07)

    Объясняют смысл явления диффузии

    Вспоминают о действии выталкивающей силы

    Изображают в тетрадях и на доске силы, действующие на пакетик, Fвыт = F2 – F1 = Pж  = m ж · g Объясняют, как можно измерить вес тела и выт.силу

    7

    Кто желает повторить? Вдруг это обман? (можно выбрать так: кто первый скажет, в каких единицах измеряется сила, давление, объём, …)

    - Хорошо, верю! Убедили! Проверили экспериментально. Теперь ещё раз послушаем о действии выт.силы. Флеш-демонстрация [1]

    Один (или двое учащихся) повторяют опыт из видеоролика

    Просмотр, прослушивание и проговаривание вслух (хором) текста о действии выт.силы

    [1] – 0,25

    3

    Изучение нового материала

    Флеш-слайд-шоу «Корона Герона» [2]

    Видеоролик «Измерение Архимедовой силы» [3]

    Видеоролик-анимация «Закон Архимеда» [4]

    Флеш-формула «Сила Архимеда»  [5]

    - А кто-нибудь обратил внимание на заголовок демонстрации? Почему написано –Архимедова сила? Ведь речь шла о  выт.силе? Значит, …

    - Давайте-ка разберёмся с этой силой. Запишите тему сегодняшнего урока

    - Кто такой Архимед?

    Почему выт.силу называют Архимедовой?

    - Интересно, а как людям приходит в голову какое-то открытие?.. Почему Архимед начал раздумывать над выт.силой?.. Флеш-слайд-шоу «Корона Герона» [2]

    - Давайте посмотрим на опыт Архимеда с выт.силой – видеоролики (демонстрация опыта с ведёрком Архимеда [3]; анимация опыта [4])

    - Кто желает повторить этот эксперимент?

    Какое оборудование вам для этого понадобится?

    выт.сила – это Архимедова сила

    Сами формулируют тему

    Древнегреческий учёный Впервые указал на её существование и рассчитал её значение 

    Называют оборудование и проводят опыт (одновременно 2 уч-хся: 1  - с пресной водой, 2 – с солёной)

    20

    [2] - 1,5

    [3]-3

    [4]-0,22

    - От чего же зависит сила Архимеда?

    Мы можем измерить FA. А как её рассчитать без опыта?..

    FА = Fвыт = Pж  = m ж · g = (ρжVт)g

    Флеш-формула «Сила Архимеда»  [5]

    От объёма погруженного тела и от плотности жидкости.

    Записывают формулы, рисуют треугольник-формулу

    [5] - 3

    4

    Промежуточные итоги.

    Задание на дом

    Физминутка для глаз

    Рефлексия

    Объявление домашнего задания: §49-опорный конспект по вопросам 1-5, упр.24 (1, 2) или работа в раб.тетр.; по желанию - §8 (с.183 [1]), задание 14

    Выполняют гимнастику для глаз.

     Вспоминают, что узнали нового, и где могут пригодиться эти знания.

    Записывают задание на дом.

    5

    5

    Усвоение и закрепление нового материала

    Флеш-интерактив «Имерение силы Архимеда» [6]

    Интерактивная задача «Вычисление выталкивающей силы» [7]

    Работа с флеш-материалом:

    - интерактив «Имерение силы Архимеда» [6]

    - интерактивная задача «Вычисление выталкивающей силы» [7]

    Если есть запас времени, можно предложить учащимся…

    - А сейчес… БЛИЦ-ОПРОС!

    От чего зависит сила Архимеда?

    Где легче плавать: в пресном озере или море? Почему?

    - Вы – знатоки игры «Что? Где? Когда?»

    Внимательно слушайте и правильно отвечайте!

    1) На ловле относительно глубоководных жемчужных раковин издавна специализировалась этническая группа населения Южной Японии – ама, причём преимущественно женщины. Ныряльщицы способны опускаться на глубину 30 м и оставаться там более минуты. В последнее время на месте этих промыслов возникли крупные предприятия по искусственному разведению жемчуга. Для этой цели используются плоты, к которым снизу подвязывают корзины с раковинами-жемчужницами.

    Объясняют результаты измерений

    Выполняют вычисления

    Один учащийся быстро отвечает на вопросы

    Всем классом совещаются и отвечают на вопросы с подробными объяснениями

     10

    Какая сила действует на человека в воде? Как она изменяется с глубиной погружения и с увеличением давления на ныряльщицу?

    2) У костистых рыб есть орган, называемый плавательным пузырём и являющийся своеобразным гидростатическим устройством.

    Как рыба использует свой плавательный пузырь? Как при этом изменяется сила Архимеда?

    3) Один неглубокий сосуд пригласил в гости сразу три несмешивающиеся жидкости разной плотности и предложил им располагаться со всеми удобствами. Как расположились жидкости в гостеприимном сосуде?

    4) Пожилые греки рассказывают, что Архимед обладал чудовищной силой. Даже стоя по пояс в воде, он легко поднимал одной левой 1 000 кг. Правда, только до пояса, выше поднимать отказывался.

    Могут ли быть правдой эти россказни?

    Формулы

    FА = Pв возд. – Pв жид.         FА = ρжg Vт               m ж = ρж· V              m ж · g  = Pж        FА = Pж

    Литература

    1. Пёрышкин А.В. Физика 7: учеб. для  общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа
    2. Рабочая тетрадь по физике (для 7 класса) к учебнику Пёрышкина А.В.
    3. Физика. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.В. Пёрышкина/В.А. Шевцов. – Волгоград: Учитель
    4. Физика: Занимательные материалы к урокам. 7 кл./А.И. Сёмке. – М.: НЦ ЭНАС. - (Портфель учителя)


    Приложение к плану-конспекту урока Архимедова сила

    ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

    Название ресурса

    Тип, вид ресурса

    Форма предъявления информации

    Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

    1

    Действие выталкивающей силы. «Архимедова сила»

    Файлы формата swf.

    Для их просмотра необходима программа Flash Player.

    Мультимедийные ресурсы

    Информационный

    И-тип

    Рисунок с анимацией

    http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bcba5e0d-3bb7-4a6b-beaf-23ab9435b069/view/ 

    2

    «Корона Герона»

    Информационный

    И-тип

    Слайд-шоу

    http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6d3b8fbc-a057-4c96-909a-76a176ac38d9/view/ 

    3

    «Измерение Архимедовой силы»

    Информационный

    И-тип

    Видеоролик

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ef5cc129-8eab-44a7-ae71-8f619b096d5a/7_214.avi 

    4

    «Закон Архимеда»

    Информационный

    И-тип

    Видеоролик-анимация

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d2e612da-bafa-4bc8-9638-e4a7e9815cd9/7_213.avi 

    5

    Формула «Сила Архимеда»

    Информационный

    И-тип

    Иллюстрация

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000eccd5-70b3-472c-ab11-488b483b70fd/75.swf

    6

    «Имерение силы Архимеда»

    Практический

    П-тип

    Интерактив, имитационное моделирование

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6421658b-54d0-480c-b01e-e2b5b91a05e4/7_218.swf

    7

    «Вычисление выталкивающей силы»

    Практический

    П-тип

    Интерактивная задача

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f3a59b01-dbf1-42dd-8203-917140c68b9d/80.swf 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок в 7 классе по теме "Архимедова сила"

    Урок в 7 классе по теме "Архимедова сила"...

    Презентация к уроку "Архимедова сила"

    Презентация к уроку по теме "Архимедова сила"...

    «Архимедова сила»

    7 класс «Архимедова сила»....

    Архимедова сила

    Архимед вычислял вес короны....

    Решение задач методом Ключевых ситуаций. Контрольная работа №1. 7-ой класс." Плотность характиеризует вещество". "Архимедова сила"..

    Дистанционный курс повышения квалификации "Как научиться решать задачи по физике (основная школа).Подготовка к ГИА". В школьном курсе огромное количество задач, которые можно сгруппировать вокруг неск...

    Решение задач методом Ключевых ситуаций. Контрольная работа №1. 7-ой класс." Плотность характиеризует вещество". "Архимедова сила"..

    Дистанционный курс повышения квалификации "Как научиться решать задачи по физике (основная школа).Подготовка к ГИА". В школьном курсе огромное количество задач, которые можно сгруппировать вокруг неск...

    Решение задач методом Ключевых ситуаций. Контрольная работа №1. 7-ой класс." Плотность характиеризует вещество". "Архимедова сила"..

    Дистанционный курс повышения квалификации "Как научиться решать задачи по физике (основная школа).Подготовка к ГИА". В школьном курсе огромное количество задач, которые можно сгруппировать вокруг неск...