Занимательная физика
методическая разработка (физика, 9 класс) по теме

Занимательная физика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занимательная физика48.96 КБ
Файл Болельщикам15.44 КБ

Предварительный просмотр:

Предметная неделя физики и математики

Конкурсная программа

«Занимательная физика…»

8 – 9 классы

                                                                                         Учитель физики

                                                                                      Асташова Г.В.

2012– 2013 уч.год

Цель мероприятия: Способствовать развитию интереса к физике способом применения игровых методов во внеклассной работе.

Задачи: 

  1. Способствовать развитию навыка прогнозирования возможного варианта ответа.
  2. Способствовать развитию коммуникативного общения учащихся
  3. Развитие творческих способностей учащихся, всестороннего кругозора.
  4. Развитие логического мышления.

1 Конкурс «Разминка»  (2 балла за каждый правильный ответ).

  1. Какой лед более скользкий: гладкий или шероховатый? (гладкий).
  2. Что тяжелее: пуд железа или пуд пуха? (массы одинаковы)
  3. Шла баба с базара. Несла в корзине сто яиц. А дно упало. Сколько яиц осталось? (ни одного)
  4. Шел Кондрат в Ленинград. Навстречу ему 12 ребят, у каждого - лукошко, в

лукошке по кошке. У каждой кошки по паре котят. Сколько котят принесут в Ленинград? (ни одного)

2. Конкурс «Задачи». (за каждую задачу максимум 5 баллов)

1. Вы торопитесь на поезд. До станции 2 км по дороге, по которой вы движетесь со скоростью 5 км/ч, или 1.6 км по лугу, где скорость 4 км/ч. Какую дорогу вы выберите? (ответ время будет равным 0,4 часа).

2. Три спортсмена способны развивать скорость: V1=5,5 м/с, V2=19,8 км/ч, V3=330 м/мин. Кто победит? Кто отстанет?

3. Конкурс загадок. (1 балл за каждый правильный ответ)

1. По морю идет, идет, а до берега дойдет - тут и пропадет? (волна)

2. Кто, не учившись, говорит на всех языках? (эхо)

3. В круглом домике, в окошке ходят сестры по дорожке, не торопится меньшая, но зато спешит старшая? (стрелки часов)

4. Вокруг носа вьется, а в руки не дается? (запах)

5. Вода, да по воде же и плывет? (лед)

6. Без рук , без ног - на небо взбирается? (туман)

7. Когда небо ниже земли бывает? (когда отражается в воде)

8. Языка нет, а правду скажет? (зеркало)

 4. Экспериментальное задание. (5баллов)

1. Используя данное оборудование, установите стакан с водой на столе так, чтобы он был поднят над крышкой стола ровно на 1 см.

Оборудование: стакан с водой, чистый листок бумаги из школьной тетради.

2. Оборудование: тарелка или блюдце, монета, стакан, бумага, спички.

Проведение: Положим на дно тарелки или блюдца монету и нальем немного воды. Как достать монету, не замочив даже кончиков пальцев?

5.Конкурс «Ребусы»

6.Конкурс  «Шарады»

  1. Что за прибор?

Три первые буквы на охоте
На выстрел отклик свой дают.
Приставьте то к ним, чем на флоте
До дна морского достают:
Я удивительный прибор
Для измерения глубин

(эхо-лот)

  1. Я с полки книгу взял, прибавил «А» -
    И превращенье вдруг свершилось сразу:
    От книги не осталось и следа
    И даже в микроскоп не видно глазу.

(том-атом)

7 конкурс «Объясни опыт»

Опыт 1  «Подъем тарелки с мылом»

Оборудование: тарелка, кусок хозяйственного мыла.

Проведение: Налить  в тарелку воды и сразу слить. Поверхность тарелки будет влажной. Затем кусок мыла, сильно прижимая к тарелке, повернуть несколько раз и поднять вверх. При этом с мылом поднимется и тарелка. Почему?

Объяснение: Подъем тарелки с мылом объясняется притяжением молекул тарелки и мыла.

Опыт 2«Волшебная вода»

Оборудование: стакан с водой, лист плотной бумаги.

Проведение: Этот опыт называется «Волшебная вода». Наполним до краев стакан с водой и прикроем листом бумаги. Перевернем стакан. Почему вода не выливается из перевернутого стакана?

Объяснение: Вода удерживается атмосферным давлением, т. е. атмосферное давление больше давления, производимого водой.

Замечания: Опыт лучше получается с толстостенным сосудом.
При переворачивании стакана лист бумаги нужно придерживать рукой.

Опыт 3 « Как быстро погаснет свеча»

Оборудование: стеклянный сосуд с водой, стеариновая свеча, гвоздь, спички.

Проведение: Зажжем свечу и опустим в сосуд  с водой. Как быстро погаснет свеча?

Объяснение: Кажется, что пламя зальется водой, как только сгорит отрезок свечи, выступающий над водой, и свеча погаснет.

Но, сгорая, свеча уменьшается в весе и под действием архимедовой силы всплывает.

Замечание: К концу свечи прикрепить снизу небольшой груз (гвоздь) так, чтобы она плавала в воде.

Опыт 4  «Загадочная картофелина»

Оборудование: два стеклянных сосуда с водой, картофелина.

Проведение: Поместим одну и ту же картофелину в сосуды с равным количеством воды. В одном сосуде картофелина тонет, а в другом плавает. Объясните загадку картофелины.

Объяснение. В одном из сосудов находится насыщенный раствор поваренной соли. Плотность соленой воды больше, чем чистой. Плотности соленой воды и картофелины примерно одинаковы, поэтому она плавает в растворе соли. Плотность чистой воды меньше плотности картофелины, поэтому она тонет в воде.

Из биографии Ньютона нам известно, что первое время в школе он учился очень посредственно. И вот однажды его обидел лучший ученик в классе. Ньютон решил, что самая страшная месть для обидчика – отнять у него место первого ученика. Дремавшие в Ньютоне способности проснулись, и он с легкостью затмил своего соперника.

Разбуженного джинна познания нельзя снова спрятать в темную заплесневелую бутылку. С того счастливого для мировой науки эпизода начался процесс превращения скромного английского школьника в великого ученого.

Хочется надеяться, что сегодняшнее мероприятие разбудит и у Вас жажду новых познаний ведь “великий океан истины”по-прежнему расстилается перед Вами неисследованным до конца.



Предварительный просмотр:

Задания для болельщиков

Физический марафон

     Вопросы

  1.  Прибор для измерения атмосферного давления. (Барометр.)
  2.  Длина траектории тела. (Путь.)
  3.  Машина, служащая для сдавливания тел или веществ с большой силой. (Пресс.)
  4.  Энергия, которую тело получает или отдает при теплопередаче. (Количество теплоты.)
  5.  Единица измерения давления. (Паскаль.)
  6.  Слово, которое воскликнул Архимед, когда сделал важное открытие. (Эврика!)
  7.  Явление сохранения скорости при отсутствии действия на тело других тел. (Инерция.)
  1.  На каких явлениях основано действие медицинского шприца? (На существовании атмосферного давления и давления.)
  2.  Общее название малых планет Солнечной системы. (Астероиды.)
  1.  Название видимого электромагнитного излучения Солнца. (Свет.)
  2.   Природа  молнии. (Электрическая.)
  3.  Значение скорости света. (300 000 км/с.)
  4.  Атом, потерявший электрон. (Положительный ион.)

14.         Название сосудов, соединенных между собой. (Сообщающиеся.)

15.         Единица измерения мощности. (Ватт.)

16.         То, без чего не бывает измерительных приборов. (Шкала.)

    17. Числовое значение первой  космической скорости для Земли? (7,9 км/с).

  18. Единица измерения электрического напряжения. (Вольт.)

19.         Мельчайшая частица вещества. (Молекула.)

20. Способ передачи энергии путем перемещения жидкости или газа. (Конвекция.)

21. Сильное возмущение магнитного поля Земли, резко нарушающее его плавный суточный ход. (Магнитная буря.)

22. Когда Земля ближе к Солнцу — зимой или летом? (Зимой.)

23. Физическая величина, показывающая, как быстро движется тело. (Скорость.)

24. Единица измерения ускорения, (м/с2.)

25. Чем отличается вес тела от силы тяжести? 1) Действием на разные тела: вес действует на опору или подвес, а сила тяжести — на само тело. 2) Точкой приложения сил: а) у веса это поверхность соприкосновения с телом, у силы тяжести — центр масс

26. Причина изменения скорости тела. (Сила.)

     После окончания марафона подсчитывают общее число баллов, набранных каждой командой. По результатам проведения физической спартакиады судьи подводят итоги и награждают победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование работы кружка "Занимательная физика"

Календарно-тематическое планирование работы кружка "Занимательная физика"...

Календарно-тематическое планирование работы кружка "Занимательная физика"

Календарно-тематическое планирование работы кружка "Занимательная физика"...

Календарно-тематическое планирование работы кружка "Занимательная физика"

Календарно-тематическое планирование работы кружка "Занимательная физика"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ «Занимательная физика» 5-6класс

По данной программе, ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить  на ранней ступени изучения физики.Основные задачи курса.1. Знакомство учащихся с эмпирическим э...

Элективный курс по физике в 7 классе " Занимательная физика"

Программа рекомендуется для работы, с целью привития интереса к предмету, формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности, углубления и расширения знания по физике, а также отдельные фр...

Разработка внеклассного мероприятия по физике в 8 классе: «Занимательна физика».

Внеклассное мероприятие для учащихся 8 класса "Занимательная физика"Цели урока:повторить в игровой форме физические понятия,расширить кругозор учащихся,научить применять знания в новой ситуации,воспит...

программа внеурочной деятельности по физике 9 класс "Занимательная физика"

программа внеурочной деятельности по физике 9 класс "Занимательная физика"...