Разработка внеклассного мероприятия по физике в 8 классе: «Занимательна физика».
занимательные факты по физике (8 класс) на тему

Внеклассное мероприятие для учащихся 8 класса "Занимательная физика"

Цели урока:

  • повторить в игровой форме физические понятия,
  • расширить кругозор учащихся,
  • научить применять знания в новой ситуации,
  • воспитывать коммуникативные способности учащихся.

Ход урока.

Перед началом урока класс делится на две команды, каждая команда выбирает своего капитана. В качестве жюри (для помощи в подсчетах баллов) можно пригласить учащихся старших классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края

Разработка внеклассного мероприятия по физике в 8 классе:

«Занимательна физика».

  Учитель МБОУ «СОШ №3» станицы Советской Кировского района

Ставропольского края

Внеклассное мероприятие для учащихся 8 класса "Занимательная физика"

Цели урока: 

  • повторить в игровой форме физические понятия,
  • расширить кругозор учащихся,
  • научить применять знания в новой ситуации,
  • воспитывать коммуникативные способности учащихся.

Ход урока.

Перед началом урока класс делится на две команды, каждая команда выбирает своего капитана. В качестве жюри (для помощи в подсчетах баллов) можно пригласить учащихся старших классов.

Ведущая: Начинаем конкурс 1 Разминка - отгадай загадку, а жюри: за каждый правильный ответ – 1 балл

Всем поведает,
Хоть и без языка,
Когда будет ясно,
А когда - облака.

(Барометр)

На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка.
Эта стрелка наперед
Нам погоду узнает.
 

(Барометр)

Две сестрицы качались,
Правды добивались.
А когда добились,
То остановились.

 

(Весы)

Никто его не видывал,
А слышать – всякий слыхивал.
Без тела, а живёт оно,
Без языка – кричит.
 

(Эхо)

Сначала – блеск,
То, как арбузы, велики,
То, словно яблоки, мелки.
Они не могут говорить
Но могут массу определить.    

(Гири)

За блеском – треск,
За треском – плеск.

(Молния, гром, дождь)

Я под мышкой посижу,
И что делать укажу:
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать.

(Термометр)

Весь век идет Еремушка,
Ни сна ему, ни дремушки.
Шагам он точный счет ведет,
А с места все же не сойдет.

(Секундомер, часы)

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Ведущая: подведем итоги 1 конкурса слово председателю жюри.

 Ведущая: начинаем конкурс 2. Что мы знаем об ученых – физиках. Жюри оценивает от 1 до 5 баллов

Один ученик от каждой команды заранее говорит небольшое сообщение (на 5 минут) об одном из ученых – физиков, либо об интересных событиях из жизни физиков, демонстрируются портреты ученых (см. приложение).

Ведущая: а сейчас, учащиеся задают командам соперникам задачи-загадки об ученых – физиках.  Жюри оценивает от 1 до 5 баллов.

В чем сущность явлений? –
На это ответ
Искал сиракузский мудрец …

(Архимед)

Быстрей ли то падает, что тяжелей?
И это проверить решил …

(Галилей)

“ Сложен мир из мельчайших частиц” - так считал древний грек …   

(Демокрит)

Этот русский ученый совершил в 1887г полет на воздушном шаре для наблюдения солнечного затмения.

(Д И Менделеев)

Каждый ответ оценивается от 1 до 5 баллов

Ведущая предоставим слово председателю жюри.

 Ведущая начинаем конкурс 3. Определи на глаз. Жюри оценивает  от 3 до 5 баллов.

Желающие из каждой команды определяют на глаз длину заданного отрезка, объем налитой в банку воды или массу какого-либо тела, прикинув его на руке.

За правильный ответ – от 3 до 5 баллов.

 Ведущая начинаем конкурс 4. Как это называется? Жюри за каждый правильный ответ оценивает 1 баллом

Ведущий: показывает поочередно для каждой команды рулетку, линейку, циркуль, транспортир, секундомер, термометр, весы, барометр, спиртовка, пробирку, компас, бинокль, микроскоп , манометр, динамометр, мензурка

Надо назвать прибор, объяснить его предназначение.

За правильный ответ – 1 балл.

Ведущая: слово председателю жюри

 Ведущая начинаем конкурс 5. Реши кроссворд. Жюри за правильное решение оценивает в 6 баллов

Каждой команде дается кроссворд. Необходимо узнать имя ученого – физика, зашифрованное в вертикальной строке кроссворда.

Кроссворд №1.

1. Аппарат для дыхания человека под водой. 2. Приспособление для измерения длины. 3. Прибор для измерения глубины. 4. Аппарат для изучения морских глубин. 5. Прибор для определения сторон света. 6. Жидкое полезное ископаемое. 7.Метал красного цвета.

Ответы: 1. Акваланг. 2. Метр. 3. Эхолот. 4. Батискаф. 5. Компас. 6. Нефть. 7. Медь.

Ключевое слово: Архимед.

Кроссворд №2. 

1. Модель Земли. 2. Очень сильный ветер. 3. Твердая вода. 4. Очень малый промежуток времени. 5. Великая русская река. 6. Самая высокая вершина на земле. 7. Последний месяц весны.

Ответы: 1. Глобус. 2. Ураган. 3. Лед. 4. Миг. 5. Волга. 6. Эверест. 7. Май.

Ключевое слово: Галилей.

За правильное решение – 6 баллов.

 Ведющая начинаем конкурс 6. Составь слово. Жюри за каждое слово  присуждает 1 балл. Задание выполняется в течение 5 минут. Слова повторяющиеся в другой команде не засчитываются, одну и туже букву можно использовать несколько раз, буква и = й , а е =ё

Командам предлагается из букв слова динамометр составить как можно больше слов. За каждое слово присуждается 1 балл.

 Ведущая подведем  итоги  конкурсов слово председателю жюри.

В конце урока подсчитываются баллы и определяется команда-победитель.

Литература:

1. Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике. 7 класс. М.: “ВАКО”, 2003 г.

2. Селезнев В.И. Увлекательная физика. -М.: Новая школа, 1997 г.

3. Тихомирова С.А. Физика в пословицах, загадках и сказках. – М.: Новая пресса,2002 г.

                                                                                                                Приложение.

Греция ( VI век до н.э.)

В Древней Греции жил ученый Пифагор. О жизни этого ученого известно немного, зато с его именем связано ряд легенд. Рассказывают, что он много путешествовал, был в Индии, Египте, Вавилоне, изучал древнюю культуру и достижения науки разных стран. Вернувшись на родину, Пифагор организовал кружок молодежи из представителей аристократии. В кружок принимались с большими церемониями после долгих испытаний. Каждый вступающий отрекался от своего имущества и давал клятву хранить в тайне учения основателя. Так, на юге Италии, которая была тогда греческой колонией, возникла так называемая пифагорейская школа. Пифагорейцы занимались математикой, философией, естественными науками. Ими были сделаны много важных открытий в арифметике и геометрии. В школе существовал декрет, по которому авторство всех математических работ приписывалось Пифагору. Среди философских идей пифагорейцев наиболее известна гипотеза о том, что Земля не стоит неподвижно, а вертится; что от этого происходит день и ночь и что, когда какое-нибудь место земного шара повертывается к Солнцу, тогда на этом месте начинается день, а когда оно уходит из-под лучей Солнца, тогда на этом месте начинается ночь.

Пифагор был убит в уличной схватке во время народного восстания. После его смерти ученики окружили имя своего учителя множеством легенд, что установить о Пифагоре правду невозможно.

Интересна история теоремы Пифагора. Хотя эта теорема и связывается с именем Пифагора, она была известна задолго до него. В вавилонских текстах эта теорема встречается за 1200 лет до Пифагора. Возможно, что тогда еще не знали ее доказательства, а само соотношение между гипотенузой и катетами было установлено опытным путем на основе измерений. Пифагор, по-видимому, нашел доказательство этого соотношения. На протяжении последующих веков были найдены различные другие доказательства теоремы Пифагора. В настоящее время их насчитывается более ста.

Верна и теорема, обратная теореме Пифагора: Если квадрат одной стороны треугольника равен сумме квадратов двух других сторон, то треугольник прямоугольный.

По теореме, обратной теореме Пифагора, треугольник со сторонами 3,4 и 5 является прямоугольным. Такой треугольник часто называется египетским, т.к. он был известен еще древним египтянам. Для построения прямых углов египтяне поступали так: на веревке делали метки, делящие ее на 12 равных частей, связывали ее концы и растягивали на земле с помощью кольев в виде треугольника со сторонами 3, 4 и 5. Тогда угол между сторонами, равными 3 и 4, оказывался прямым.

Англия (XVII век)

Исаака Ньютона, великого английского ученого, математики считают математиком, физики – физиком, астрономы – астрономом.

Родился он в местечке Вулсторп, около города Грантема, расположенного в центре Британии, в семье небогатого фермера. Уже в детстве Исаак любил строить сложные механические игрушки, модели различных машин, солнечные и водяные часы, воздушные змеи. Ночью он привязывал к ним фонари, а случайным зрителям утверждал, что это летают кометы. Эти занятия способствовали тому, что в нем развивалась фантазия экспериментатора.

Основную часть своих открытий Ньютон совершил в течение двух лет по окончании Кембриджского университета. В то время в Англии свирепствовала эпидемия страшной болезни – чумы, от которой умирали тысячи людей. Чтобы избежать заражения, Ньютон уехал в родной Вулсторп, где погрузился в научную работу. Именно там он открыл закон всемирного тяготения. В соответствии с этим законом небесные тела вращаются вокруг Солнца, и, опираясь на этот закон, можно рассчитать их пути – орбиты, как и орбиты искусственных небесных тел – спутников и космических кораблей.

Здесь же, в Вулсторпе, Ньютон понял, почему белый свет, преломившись в стеклянной призме, распадется на семь цветных лучей. Он придумал зеркальный телескоп, использовав для увеличения предметов не линзу, а вогнутое зеркало.

Занятия математикой привели Ньютона к созданию ее раздела, который сейчас называется высшей математикой. Придуманные им математические понятия и методы позволили изучать движение различных тел и механизмов, определять площади и объемы произвольных фигур и тел, благодаря чему техника получила возможность быстро развиваться.

 К кроссворду 1

1. Аппарат для дыхания человека под водой.

 2. Приспособление для измерения длины.

 3. Прибор для измерения глубины.

4. Аппарат для изучения морских глубин.

 5. Прибор для определения сторон света.

6. Жидкое полезное ископаемое.

7.Метал красного цвета.

 К кроссворду 2

1. Модель Земли.

2. Очень сильный ветер.

3. Твердая вода.

4. Очень малый промежуток времени.

5. Великая русская река.

6. Самая высокая вершина на земле.

7. Последний месяц весны.

 Конкурс 4.

Оборудование:  рулетка, линейка, циркуль, транспортир, секундомер, термометр, весы, барометр, спиртовка, микроскоп, пробирка, компас, манометр, динамометр, барометр , мензурка.

Конкурс 3

3 трех литровые банки, 4 тела неизвестной массы, ведро, весы ручные

Конкурс 2

Портреты: Архимеда, Галилея, Демокрита, Менделеева, Ньютона, Пифагора

Кроссворд 2

 Кроссворд 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание на уроках физики (педагогическое исследование, включающее разработки внеклассного мероприятия "Наука ковала победу"и урока физики"Использование электроэнергии" )

В работе «Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках физики» обозначены некоторые пути решения проблемы духовно-нравственного воспитания школьников на уроках физики, показано,как...

Сценарий внеклассного мероприятия, проведенного в 10 классе по физике в рамках "Недели точных наук"

Считаю, что для развития интереса к предмету "физика", необходимо проводить такие мероприятия, как игра "Устами младенца". Данное внеклассное мероприятие не толькоразвивает у учащихся логическое ...

Фестиваль сказок “The World of Fairy Tales”. Методическая разработка внеклассного мероприятия для 5-6 классов (план-конспект мероприятия, сценарии 3-х сказок, мультимедийная презентация, приложение, аудио и видео материалы).

Аннотация Внеклассное мероприятие «Фестиваль сказок» предназначено для учащихся 5-6 классов. Главная цель мероприятия - мотивация учащихся к чтению на английском и русском языках, развитие интере...

Внеклассное мероприятие по математике 7 класс "Занимательная математика"

В процессе игры участники по очереди выбирают вопросы из блоков «Знаки и символы», «Из школьной математики», «Великие математики». В каждом из блоков  есть рубрика «Это интересно», в которой учащ...

Внеклассное мероприятие для учащихся 8 класса "Занимательная химия"

Внеклассное мероприятие для 8 класса "Занимательная химия " повышает мотивацию к учению...

Сценарий внеклассного мероприятия "Физический КВН "В мире занимательной физики"

Сценарий  "Физического КВН "В мире занимательной физики"  написан для проведения данного внеклассного мероприятия на неделе точных наук. Предназначен для 8 классов. В КВН учас...

программа внеурочной деятельности по физике 9 класс "Занимательная физика"

программа внеурочной деятельности по физике 9 класс "Занимательная физика"...