Главные вкладки

    Духовно-нравственное воспитание на уроках физики (педагогическое исследование, включающее разработки внеклассного мероприятия "Наука ковала победу"и урока физики"Использование электроэнергии" )
    методическая разработка по физике (11 класс) по теме

     

     

    В работе «Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках физики» обозначены некоторые пути решения проблемы духовно-нравственного воспитания школьников на уроках физики, показано,как различными средствами и  методами  можно создавать условия для передачи духовно-нравственных норм жизни, усвоения и принятия школьниками таких базовых национальных ценностей как долг, ответственность, патриотизм, гордость за свою родину. В статье отражены способы решения   задачи:    приобщение  обучающихся к ценностям научного познания на материале предмета «Физика», рассмотрены аспекты духовно-нравственного воспитания на уроках физики, а так же приведены примеры, показывающие, что изучение физики способствует нравственному развитию личности школьника, оказывает воздействие на духовное становление личности. В работе "Наука ковала победу" рассказано об учёных-физиках, которые помогали нашему народу в годы Великой отечественной войны. Так же представлен конспект урока "Использование электроэнергии" и фотоматериал по духовно-нравственному воспитанию на уроках физики.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «Обоянская средняя общеобразовательная школа №2»

    Духовно-нравственное воспитание школьников

    на уроках физики

    (возраст обучающихся, на которых рассчитана данная работа – 13-17 лет,

    срок реализации данной работы - май, 2013г)

                                                     

                                                                Автор: учитель физики высшей категории

                                         муниципального бюджетного

                                           образовательного учреждения

                     «Обоянская средняя

                                          общеобразовательная школа №2»

                                                  Наталья Вячеславовна Мазуркевич

    2013г

    Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках физики.

           Сегодня духовно-нравственное воспитание нуждается в теоретическом осмыслении его методологических основ, разработке целостного подхода к ним. Наступил новый этап развития социума, связанный с изменением менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций у подрастающего поколения. Мы перестали думать о духовном обогащении, стали игнорировать нравственную сущность поступков. Такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе, любовь к ближнему, к сожалению, отходят на второй план. Все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять. Глубокие социально-экономические преобразования,   происходящие    в    современном обществе, заставляют нас размышлять о  будущем  России,  о  ее  молодежи.  Не является секретом факт искажения нравственных ориентиров, подрастающее  поколение  можно обвинить в    безверии,  агрессивности,  бездуховности.  Поэтому  проблема духовно-нравственного воспитания школьников является сегодня актуальной.      Гуманизация образования – это  единственный путь получить отклик сердца ребёнка на всё, что происходит в мире. В этой связи в своей педагогической деятельности ставлю и решаю главную задачу гуманистического образования: признание главной ценностью человека.

          Целью деятельности педагогов МБОУ «Обоянская СОШ№2»  является формирование гармонической всесторонне развитой  личности обучающихся. Свою же задачу я вижу в приобщении  обучающихся к ценностям научного познания на материале предмета «Физика».  Духовно-нравственное  воспитание на уроках физики включает в себя следующие аспекты: нравственный – предполагает не только  понимать, видеть, чувствовать красоту науки физики, но и понимать необходимость разумного использования достижений науки  для дальнейшего развития человеческого общества и охраны окружающей среды;  гражданственный – формирование творческой личности с активной жизненной позицией, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира науки и техники; здоровьесберегающий  – обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества, предполагает формирование здорового образа жизни; политехнический - предполагает политехническую подготовку обучающихся, использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, способствует профориентации обучающихся, а также:  воспитание  культуры труда, уважения к труду, чувства долга, добросовестности  и ответственности;  патриотический – предполагает изучение сведений о научном подвиге учёных-физиков, о  родине, ее богатстве и культурных традициях, что способствует любви к своему  селу, поселку, городу, району, области, страны, воспитывает гражданина своей Родины. При ознакомлении с научной деятельностью и творчеством ученых учащиеся  видят их стремление применять полученные результаты для практических нужд людей. Высокую гражданственность великих людей я показываю через высказывания выдающихся представителей науки и техники, через сочинения самих учеников. Например, на уроке привожу следующие факты: когда было открыто биологическое действие лучей радия, Пьер Кюри подверг свою руку облучению для того, чтобы  наблюдать и изучать явление радиации, в результате чего он получил рану, похожую на ожог и постепенно увеличивающуюся; залечить её удалось лишь через несколько лет. В моральном кодексе П.Кюри первой заповедью было: “Людям, а не себе”. Нобелевскую премию он и его жена потратили на «Организацию лечения радием». Лауреат Нобелевской премии Л. П. Капица, гордость отечественной науки, обладал незаурядным научным талантом, удивительным чувством нового. Много внимания уделял академик П.Л.Капица проблемам экологии. Одной из них он считал сохранение озера Байкал. Ведь проблема Байкала – одновременно и проблема сохранения жизни на Земле. Отражение огромных успехов нашей страны в области физики и техники в школьном курсе физики позволяет формировать у учащихся чувство гордости за свою страну, любовь к Родине. Анализ ценностных аспектов современной физики на базе современного и исторического материала (использование атомной энергии в военных и мирных целях, загрязнение атмосферы и решение экологических проблем с помощью физики и так далее) способствует воспитанию гражданина, гуманиста и борца за мир. Формировать у школьников чувства патриотизма можно, ознакомив их с жизнью и научной деятельностью ученых, показав, что у многих российских ученых  были замечательные качества: преданность Отчизне, стремление развить науку своей Родины, поднять ее престиж на более высокий уровень. Эта информация может быть представлена в форме рефератов, докладов, проектов, а так же в стихотворной форме [1]. На уроках и во внеклассной работе  выделяю выдающихся ученых-физиков, жизнь и деятельность которых должна быть изучена школьниками, на мой взгляд, основательно. Например: М.В. Ломоносов – в связи с изучением молекулярно-кинетической теории строения вещества; А.С. Попов – в связи с изучением принципов радиосвязи; П.Н. Лебедев – при изучении давлении света;  И.В. Курчатов – при изучении ядерного реактора и применении ядерной энергии; К.Э. Циолковский, С.П. Королев, Ю. А. Гагарин – при изучении вопросов  о достижениях нашей страны в освоении космического пространства; В. В. Петров (уроженец г. Обояни, наш земляк) -  при изучении электротехники. Физика – точная наука.  Возникает вопрос: «Можно ли совместить точную науку с искусством?». Бытует  мнение о несовместимости науки и искусства на уроках физики. Считаю это мнение ошибочным, потому что, являясь основой научно-технического прогресса, физика показывает гуманистическую сущность научных знаний и открытий, подчёркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение, способствует воспитанию высоконравственной личности, что и  является основной целью обучения. Порой в погоне за задачами  мы перестаем  видеть красоту физики, ее исторические корни. А это ведь очень важно для общего развития духовно-нравственной личности школьника.  Чувство  прекрасного содействует решению познавательных и технических проблем. И хотя эстетический критерий в исследованиях носит относительный характер, в современной науке и технике его роль велика. Овладевая основами физики, учащиеся приобщаются к таким компонентам культуры, как наука, научное знание, мышление и деятельность и этот социокультурный материал принимают, как духовное приобретение, как жизненно необходимый и важный элемент  культуры собственной. На своих уроках, во внеклассной работе по предмету я стараюсь раскрыть ценностные аспекты физики как науки, проявляющиеся при взаимодействии с другими областями человеческой деятельности, анализирую  ценности самой жизни и проблемы самореализации личности человека на примерах творчества выдающихся учёных  физиков. Изучая на уроках опыты Шарля Огюстена Кулона, Майкла Фарадея,  Исаака Ньютона, Генриха Герца, Петра  Лебедева,  Василия Петрова,  обращаю внимание учащихся как на научную значимость этих экспериментов, так и на их красоту. Освещая на уроках крупнейшие технические изобретения учёных физиков, знакомя с образцами решения технических задач, я даю ребятам представление о плодотворности союза учёного и инженера. Обращаюсь на уроках физики к основным вопросам глобальной экологии на примерах крупнейших экологических кризисов в природе. На конкретных примерах показываю учащимся,  что может физика как наука и учебный предмет дать им лично (знания, методы, подходы, оборудование) для ответственного и эффективного участия в решении проблем экологии. При изучении фундаментальных физических теорий и экспериментов показываю, как добываются, обосновываются и строятся научные знания, формируются мировоззренческие взгляды и убеждения относительно научной картины мира и её значимости для человека.  Один из самых верных путей духовно-нравственного воспитания - это установление тесной связи между учебными и внеклассными занятиями по физике. Предлагаю различные формы внеклассной работы, используемые мною, которые могут быть задействованы и на уроках физики с применением педагогических технологий (проектной деятельности, игровой, проблемного обучения, работы в группах, информационной и других), а так же деятельностного и компетентостного подходов в обучении: предметные недели: «Проблемы энергетики и охрана окружающей среды», «Физика вокруг нас»; научные викторины: «Наши соотечественники – лауреаты Нобелевской премии», «Из истории открытия компаса», «Семейные династии ученых-физиков», «Физики о патриотизме», «50 лет в космосе»; научно-практическая конференция «Старт в науку»: проекты обучающихся -  «Физика и экология», «Физика и музыка», «Физика и медицина», «В.В. Петров и М. В. Ломоносов – физики-юбиляры»[4] с использованием презентаций, созданных учениками; физические викторины и  дидактические игры : «Загадаю – угадай», «Что за чудо, эти сказки!», игра «Ленточка» [2]; физические вечера: вечер, посвященный научной деятельности В. В. Петрова, нашего земляка, уроженца города Обояни Курской области, именем которого названа главная площадь города, вечер «Жизнь и творчество М.В. Ломоносова»,  физико-поэтический вечер«Окно в мир прекрасного (о световых явлениях), физический вечер «Эврика» и другие;  творческие конкурсы рисунков и  стихотворений [3]: «В мире физики»,  «Физика у нас дома» (соблюдение правил безопасного обращения с бытовыми приборами) и другие; экскурсии: «Водоканал», «Цех завода древесных плит», «Телефонная станция». На основании теоретического анализа и изучения передового педагогического опыта по проблемам духовно-нравственного воспитания школьников средствами изучения физики  можно сделать следующие заключения: изучение физики повышает духовно-нравственную культуру, развивает логическое мышление, расширяет кругозор и повышает общую культуру. В ходе освоения физики совершенствуются профессиональные теоретические знания, а также учебно-организационные, учебно-интеллектуальные, учебно-информационные, учебно-коммуникативные умения. Изучение физики способствует нравственному развитию личности школьника, оказывает воздействие на духовное становление личности. В современном обществе владение  знаниями физики повышает рейтинг специалиста во многих отраслях, делает его конкурентно способным, создает условия для комфортного выполнения профессиональных обязанностей. Каждый день, переступая порог школы, мы стремимся воспитать из наших    учеников настоящих патриотов своего Отечества, достойных граждан России, полезных для государства и семьи.  Задача каждого педагога воспитать их не только самостоятельными, инициативными, компетентными и коммуникабельными, желающими учиться и совершенствоваться дальше, но и высоконравственными и духовнообразованными людьми. И хочется верить, что душа каждого ребенка сможет вобрать  в себя лучшие качества человека –  творца и созидателя, носителя нравственной  красоты, чистоты, добра, справедливости и трудолюбия.

    [1]   В мире науки об электричестве (автор стихотворения – учитель физики

    Н. В. Мазуркевич)

    Я в электричества страну  

    Всех приглашаю вас.

    Итак, пожалуй, я начну,

    Послушайте рассказ:

    Весну сменяет просто лето

    И как-то Фалес из Милета

    Открыл внезапно, что о мех

    Янтарь потёртый может всех

    Нас удивить : способен он

    Тела притягивать.  Потом

    И Гильберт это утверждает,

    Он ставит опыт, наблюдает.

    Летят года, за годом год

    Наука движется вперед.

    И мысль в научный мир приходит:

    Искра на молнию походит.

    И утверждает Франклин тут же:

    Громоотвод народу нужен!

    Без суеты и  без вопросов,

    Чтоб сущность молнии познать

    Великий гений Ломоносов

    С коллегой Рихманом опять

    Проводят опыты свои

    От ночи тёмной до зари.

    Кулон весы изобретает,

    Зарядов силу изучает.

    Как ток с магнитной стрелкой дружит,

    Эрстед однажды обнаружит.

    В лаборатории один

    Гальвани опыт проводил.

    Ответить долго он не мог:

    Проводит ли лягушка ток?

    А Вольта- парень был хитёр,

    Он батарейку изобрёл.

    Ампер и Джоуль, Георг Ом,

    Всё лишь о токе, лишь о нём.

    О связи силы, напряженья

    Толкует много- много лет,

    Но Ом открыл сопротивление-

    На все вопросы дал ответ.

    Об электрическом о поле

    Вдруг Фарадей заговорил:

    Электродвигатель  по воле,

    По доброй воле смастерил.

    Всегда сказать в науке слово

    Наука русская готова:

    Якоби, Ленц ,  Петров,Столетов

     Внесли в науку свою лепту.

    Ладыгин, Яблочков, Курчатов-

    Ушли в науку без возврата.

    Гордится ими вся страна,

    Весь мир в лицо их знает.

    Науке  отдано сполна,

    Наука процветает!

    Кто знает, через много лет

    Вдруг ты учёным станешь

    И дашь на всё лишь свой ответ,

    В глаза природе глянешь.

    Каким бы долгим не был век

    И кем бы не был ты

    Тебе, о русский человек,

    Надежды и мечты!

    Ищи,  исследуй, наблюдай,

    Ведь физика зовёт.

    Трудись, упорствуй, побеждай!

    Иди всегда вперёд!

    [2]   Задание:«Вспомним ученых-физиков» (дидактическая игра «Ленточка»: в клетке записать букву из угаданного слова, где номер буквы указан под клеткой, составители: Н. В. Мазуркевич и  ученица10 класса Рябцева Анна,2010г)

    1. Учёный, открывший явление электромагнитной индукции? (Фарадей)

    2. Имя знаменитого учёного-физика Ньютона? (Исаак)

    3. Кто предложил ядерную (планетарную) модель атома? (Резерфорд)

    4. Имя первого электротехника, нашего земляка, в честь которого названа площадь города – площадь Петрова (Василий)

    5.Кто из ученых определил, что электромагнитные волны должны распространяться в вакууме со скоростью света? (Максвелл)

    6. Фамилия ученого, под руководством которого был создан первый европейский ядерный реактор в 1946г. (Курчатов)

    В результате получилось слово «физика»

    ф

    И

    З

    И

    К

    А

             1              1              3                4              3              5

    [3]   О физике  (сочинил ученик10 класса Арнаутов Виталий,2011г)

    Механическая мощность, газ и электричество…

    В физике законов разных многое количество…

    Эту физику запомнить – трудная работа.

    Надо знать закон Кулона, Бойля-Мариотта.

    Выучить закон Ньютона, Фарадея, Ома…

    Из-за Джоуля сижу целый вечер дома.

    Ломоносов, Гук, Ампер…Всех не перечислить.

    Что ж, придётся попотеть, посидеть, помыслить.

    Вот сижу я и учу формулы, таблицы…

    Физика, такая штука, в жизни пригодится.

    Славлю физику сейчас! Горд, что мой земляк Петров!

    Каждый день и каждый час  физику учить готов!

    [4] ФИЗИКИ-ЮБИЛЯРЫ (подготовила ученица 8 класса Бордунова Екатерина, 2011г)

    Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году в деревне Денисовке, в бывшей Архангельской губернии. Его отец был крестьянином. Он занимался  хлебопашеством и рыбным промыслом. Михаил помогал отцу и ходил с ним на парусном судне в Белое море, к Мурманскому берегу и в Норвегию.Мальчиком ещё в родной деревне Ломоносов научился грамоте по книгам, изданным при Петре Первом. И зимой 1730 года девятнадцатилетний юноша оставил родную деревню и с рыбацким обозом ушёл в Москву.В Москве Ломоносову с трудом удалось поступить в школу, где учили в то время многим наукам: грамматике, философии, латинскому языку, немного математике. Ломоносов скоро стал первым учеником.Лучших учеников затребовала для продолжения образования Академия наук в Петербурге. Так в 1735 году Ломоносов оказался в училище при Академии наук. Затем он был на пять лет послан учиться за границу, где изучал науки о природе: химию, физику, астрономию. Не оставлял Ломоносов и своих занятий по философии, литературе и иностранному языку.По возвращении в Россию Ломоносов был назначен в Академию наук, а потом стал профессором и академиком. Двадцать три года работал Ломоносов в Академии наук в Петербурге, отдавая все силы и знания служению родине. Весьма плодотворна была его деятельность в области физики. Совместно с академиком Г.В. Рихманом Ломоносов начинает изучать атмосферное электричество (молнию). В 1748 г. был сформулирован закон сохранения энергии. Ломоносов  в своих работах заложил основы кинетической теории теплоты и газов. Он использовал термин «нечувствительные частицы», где речь шла об атомах и молекулах. Ломоносов - великий учёный  считающийся "отцом русской науки". Он сделал много важных открытий в различных областях науки и написал немало научных трудов. В этом году исполняется 300 лет со дня рождения этого великого учёного, который навсегда вошёл в историю русского народа как великий патриот, учёный и поэт.

    Василий Владимирович Петров родился в1761 году в городе Обояни, Курской губернии, в семье священника. Начальное образование получил дома и в церковно-приходской школе. Затем обучался в Харьковском коллегиуме, по окончании которого в 1785 году поступил в Петербургскую учительскую гимназию. После трехлетнего пребывания в гимназии В. В. Петров по собственному желанию получает назначение учителем физики и математики в город Барнаул в Воскресенское горное училище, где проработал около трех лет.В скором времени Петров назначается преподавателем математики в Медико-хирургическое училище,. С 1795 года начинается обширная научная и педагогическая деятельность В. В. Петрова, которая продолжалась в Медицинской академии в течение 40 лет. В 1800 году он становится ординарным профессором, а в 1809 году избирается академиком. В. В. Петров первый построил самую большую для того времени электрическую батарею, открыл и описал явление электрической дуги за несколько лет до английского физика Г. Дэви. Своим открытием  электрической дуги В. В. Петров положил начало развитию новых отраслей технических знаний, получивших практическое применение в электрическом освещении, электрической наплавке и сварке металлов. Памятником первому электротехнику, русскому академику-самоучке служит  практическое ныне применение его открытий, и восстановление в истории его  имени, как великого русского физика.  Мы же – всегда будем гордиться нашим знаменитым земляком – первым русским электротехником Василием Владимировичем Петровым, которому в этом году исполняется 250 лет со дня рождения.



    Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                         

                 Проблема духовно-нравственного воспитания школьников является сегодня актуальной.  Поэтому каждый учитель на своих уроках, во внеклассной деятельности должен стремиться к тому, чтоб    воспитать из     учеников настоящих патриотов своего Отечества, достойных граждан России, полезных для государства и семьи, высоконравственных и духовнообразованных людей.   Данная  работа  посвящена  68-ой  годовщине  Победы  в Великой  Отечественной  войне, 70-летию Курской битвы, вкладу ученых-физиков в дело Великой Победы. В  работе  представлены: история  Великой Отечественной войны, исторические факты, научные достижения и разработки советских ученых-физиков в период 1941-1945 гг., а также открытия  учёных, в том числе и Василия Петрова – уроженца Обояни, первого русского электротехника. В  ходе  внеклассного  мероприятия  используются  стихотворения, музыкальные  произведения, аудио-  и  фотоматериалы, видеохроника  военных  лет, информационные  технологии, технология проектной деятельности (презентации «Наука ковала Победу», «Заря победы – Курская дуга», проекты обучающихся), обучающиеся отвечают на вопросы викторины. В конце мероприятия проводится рефлексия. Анализ ценностных аспектов  физики на базе  исторического материала  способствует воспитанию гражданина, гуманиста и борца за мир. Формировать у школьников чувства патриотизма можно на уроках и во внеклассной работе по физике, ознакомив их с жизнью и научной деятельностью ученых, показав, что у многих российских ученых  были замечательные качества: преданность Отчизне, стремление развить науку своей Родины, поднять ее престиж на более высокий уровень.

    В процессе мероприятия каждое повествование сопровождается слайдами электронной презентации. Ведущие – ученики 9 класса.

    «НАУКА КОВАЛА ПОБЕДУ»

    (подготовила учитель физики МБОУ «Обоянская СОШ №2»

    Мазуркевич Наталья Вячеславовна)

    Цели: 

    Образовательные:

    1. обобщить знания обучающихся о вкладе ученых-физиков в дело Великой Победы;
    2. установить физические основы разработок ученых времен Великой Отечественной войны.

    Развивающие:

    -продолжить развитие мотивации к изучению физики на основе раскрытия практической значимости рассматриваемой темы;

         -продолжить развитие у обучающихся исследовательской культуры и развитие коммуникативной культуры;

    -продолжить развитие эмоциональной сферы обучающихся.

    Воспитательные:

    1. продолжить формирование гражданского чувства гордости и ответственности за судьбу своей страны;
    2. сформировать представление о воинском долге и верности Отечеству, акцентировать внимание на научном подвиге учёных-физиков;
    3. продолжить работу по воспитанию у обучающихся уважения к истории и традициям своего государства;
    4. продолжить знакомство с героическими страницами истории нашей страны;
    5. повысить интерес к предмету «Физика»;
    6. повышать духовный и интеллектуальный уровень развития учащихся.

    Комплексное методическое обеспечение:

    1. компьютер, проектор;
    2.  электронные презентации «Наука ковала Победу», «Заря победы – Курская дуга», проекты обучающихся;
    3. песня «Священная война», песня из кинофильма «Журавли»;
    4.  портреты ученых-физиков;  
    5. стихи советских и российских поэтов;
    6. фотографии  военной техники1941-1945гг;
    7.  фотохроника 1941- 1945 гг.

    Инновационные технологии, используемые на занятии: информационная, проектной деятельности.

                                                       

                                                 План мероприятия.

    1. Начало Великой Отечественной войны.
    2. Битва под Москвой.
    3. Блокада Ленинграда.
    4. Сталинградская битва.
    5. Курская битва.
    6. Об учёных-физиках И.В. Курчатове и В.В. Петрове
    7. Викторина.
    8. Рефлексия

    Вступительное слово преподавателя.

        - В 2013 году Россия отмечает 68-ю годовщину со Дня победы в Великой Отечественной войне и знаменательную дату - 70-летие Курской битвы. 1418 дней и ночей весь народ жил только одним словом – Победа! Победа ковалась в тылу и на фронте. Благодаря мужеству, героизму и патриотизму  советского народа удалось выстоять и победить фашистскую Германию.И как бы ни менялись за последние годы оценки и даже факты нашей истории, победа в Великой Отечественной войне — подвиг и слава всего нашего народа. Подвиг выдающихся Советских полководцев и военачальников, подвиг простых солдат, сражавшихся на передовой, подвиг партизан и тружеников тыла. Но сегодня  мы вспомним об ученых-физиках, талантливых конструкторах, исследователях, деятелях техники. Ведь благодаря их труду, знаниям, практическому опыту и полету творческой мысли рождались в небывало короткие сроки проекты новой боевой техники, призванной громить врага, создавались новые образцы вооружения. Итак, тема нашего урока «Наука ковала победу».  А начать наш сегодняшнее мероприятие  я хочу словами Президента Академии наук в годы войны Владимира Леонтьевича Комарова: "Участие в разгроме фашизма – самая благородная и великая задача, которая когда-либо стояла перед наукой …".И с этой задачей советские ученые достойно справились. Ведь если к началу Великой Отечественной войны промышленная база фашистской Германии вместе с базой её союзников и порабощённых стран превышала советскую в 3 – 4 раза, то уже к концу 1943 г. была одержана экономическая победа над Германией. Военная промышленность в 1943 г. дала фронту 29,9 тыс. самолетов, 24,1 тыс. танков, 130,3 тыс. орудий всех видов. Советский Союз в 1943 г. превосходил Германию по производству основных видов боевой техники, оружия. Наш классный час «Наука ковала Победу» посвящается не только знаменательной дате, но и  ученым-физикам, конструкторам, инженерам, которые, совершив научный подвиг, помогли  своему народу, своей стране.

    Ведущий1 

    1.  72 года  назад, на рассвете 22 июня 1941 года фашистская Германия

          вторглась на территорию Советского Союза. Над Родиной нависла смертельная    опасность.

    1.           Самый светлый, самый летний день в году,
               Самый длинный день Земли - двадцать второго.
               Спали дети, зрели яблоки в саду…
               Вспоминаем, вспоминаем это снова.

          Вспоминаем эту ночь и  этот  взрыв,
    Что солнце погасил в кромешном гуле,

          Сквозь повязки неумелые сочась,

          Кровь народа заалела в том июне.

          Шаг за шагом вспоминаем,
         День за днем, взрыв за взрывом,
         Смерть за смертью, боль за болью,

          Год за годом, опаленные огнем,

          Год за годом, истекающие кровью.

     Звучит песня «Священная война».

    Демонстрируется  плакат «Родина – мать зовет!»

    Ведущий2  

     22 июня 1941 года Академия наук СССР обратилась к ученым   всех стран с призывом сплотить силы для защиты нашего народа  от фашизма. Выдающийся физик С.И. Вавилов писал: «Научная громада – от академика до лаборанта и механика направила …все усилия, свои знания на помощь фронту». Ученые всего Советского Союза встали на защиту Родины.

    Ведущий1
         В разное время учёными были отрыты   порох,  взрывчатка. Наука способствовала усовершенствованию всех видов вооружения, оснащения и усовершенствованию военной техники. Сергей Иванович Мосин изобрел магазинные(не одно-выстрельные) винтовки, модефицированая версия которых прошла всю войну в руках советских солдат. Изобрели ППШ – пистолет-пулемет Г.С.Шпагина (советский ручной пулемет). Использовано химическое свойство углерода связывать токсины (яды) для изготовления противогазов. Во время Великой Отечественной войны академик  С.И. Вавилов, не отличавшийся здоровьем, руководил одновременно двумя  большими научными коллективами – оптическим и физическим институтами, которые работали над решением проблем, важных для фронта. Он совершал частые поездки из Казани, где находился физический институт, в Йошкар-Олу, где был оптический институт. Его ничто не могло остановить: ни вагоны, где приходилось следовать до места назначения стоя, ни томительное ожидание поезда, редко  ходившего по расписанию и опаздывавшего на несколько суток. Удивительно было видеть в этом человеке, таком хрупком на вид, такую волю, любовь к Родине, чувство долга,  роднивших  его с воинами, насмерть стоявшими на фронте перед  врагом, защищая свою страну.

    Плакат «Все для фронта! Все для Победы!»

    Ведущий3

    Советские ученые-физики, конструкторы, инженеры с первых дней войны были  полны решимости отдать свои знания и силы, свой труд и опыт великому  делу разгрома фашизма. «Все для фронта! Все для Победы!» - эти слова стали девизом для миллионов людей.

    Ведущий1

    Участниками Великой Отечественной войны были авторы учебников физики, ученые, учителя. Вот что вспоминал академик  И. К. Кикоин:  «Война застала меня в Свердловске. Я занимался физикой металлов. С начала войны деятельность моей лаборатории была перестроена на оборону. К нам обратились военные, поставив цель – разработать противотранспортную мину. В декабре 1941 года испытания этой мины прошли успешно. Мина оказалась универсальной, пригодной почти для всех военно-транспортных средств. Она не обнаруживалась обычным миноискателем»

    Ведущий2

    И вот в свои 17 лет

    Я встал в солдатский строй…

    У всех шинелей серый цвет,

    У всех – один покрой.

    У всех товарищей – солдат

    И в роте и в полку –

    Противогаз, да автомат,

    Да фляга на боку.

    Я думал, что не устою,

    Что не перенесу,

    Что затеряюсь я в строю,

    Как дерево в лесу.

    Льют бесконечные дожди.

    И вся земля -в грязи,

    А ты, солдат, вставай, иди,

    На животе ползи!

    Иди в жару, иди в пургу.

    Ну, что не по плечу?...

    Здесь нету слова «не могу»,

    А пуще – «не хочу»

    Ведущий1

     Автор современного учебника физики  Б.Б. Буховцев в июне 1941 года, сдав экзамены, перешел в 9 класс. После начала войны, он пошел на завод «Красный пролетарий», где стал токарем. В 1943 году ему исполнилось 18 лет и он был призван в ряды Советской армии. Всю оставшуюся войну он прошел в гвардейском минометном полку, участвовал в Курской битве.  В этом году наша земля отмечает знаменательное событие – 70 лет Победы на Курской дуга (читается стихотворение нашего земляка - обоянского поэта Сергея Коновалова «Не дай нам, Бог, забыть всё это»)

    Ведущий2

    А враг продолжал рваться все дальше и дальше, к сердцу нашей Родины – городу Москве.

    Завидуя бессмертной нашей славе,

    Найдут потомки нужные слова,

    Но будет трудно им представить,

    Какой же в эти дни была Москва.

    Так, в будущем, им словно все присниться:

    Колючий снег в ночи прифронтовой,

    Открытые обветренные лица

    В сверкании зениток под Москвой.

    Военные плакаты в коридорах,

    В походных книжках адреса друзей,

    Разгромленные танки, у которых

    На гусеницах пыль Европы всей!

    Ведущий3

     Ученые трудились сутками, создавая новое вооружение. К началу войны было создано всего несколько штук совершенно нового грозного оружия. (Фрагмент фотохроники залпа «Катюш»).

    Это гвардейский миномет БМ – 13, любовно прозванный в народе «Катюша».

         «Говорит пехота: Чистая работа!

    Где ударит «Катя», фрицу не пролезть.

    Воевать охота, - говорит пехота, -

    Раз у нас такая пушка есть!

    Влево и направо, бьет врагов на славу.

    Впереди – горячий бой.

    Огненную лаву на врагов ораву

    Сыплет наша «Катя» щедрою рукой.

    Автором этих стихов стал военврач С.Семин  в 1942 году. Изначально «Катюша» монтировалась на грузовых автомобилях ЗИС – 6. Установка заряжалась шестнадцатью реактивными снарядами, которые своим ураганным огнем поражали противника на расстоянии 8 км. Впервые в бой «Катюша» вступила 14 июля под г. Орша.  Сегодня там установлен памятник, на котором застыла могучая «Катюша», как символ постоянной готовности к подвигу, как страж мира и покоя нашей России. «Катюшу» создавали конструкторы и ученые: Н.И. Тихомиров, В.А.Артемьев, Г.Э. Лангемак, И.Т. Клейменов. Именно «Катюши» участвовали в первом наступлении СССР под Москвой 5 декабря 1941 года.

    Проект группы №1, сопровождаемый презентацией

        А война все шла и шла по территории Советского Союза.  Еще одна трагическая страница  нашей истории – оборона Ленинграда.

     900 дней и ночей сражался город в блокаде. Немцы холодом, голодом, бомбежками хотели заставить жителей принести ключи от города. И лишь крохотная полоска связывала Ленинград с Большой землей. «Дорогой жизни»   назвали ее ленинградцы. Эта дорога пролегала по льду замерзшего Ладожского озера: была проложена автотрасса, связывающая окруженный врагом город с Большой землей. От нее зависела жизнь. Вскоре выяснилось, на первый взгляд, совершенно необъяснимое обстоятельство: когда грузовики шли в Ленинград максимально нагруженные, лед выдерживал, а на обратном пути, когда они вывозили больных и голодных людей, т.е. имели значительно меньший груз, лед часто ломался и машины проваливались под лед. Руководство города поставило перед учеными-физиками задачу: выяснить, в чем дело, и дать рекомендации, избавляющие от этой опасности. Ученые провели исследования и выяснили причины. Пригодились опыт исследовательской работы гидрохимиков, изучение физико-химических свойств различных материалов, режимов замерзания озёрной воды. Исследованием свойств льда занималась группа учёных физико-технического института АН СССР под руководства член-корреспондента П.П. Кобеко, а в лаборатории холодильных машин Ленинградского холодильного института занимались изучением условий замерзания льда и металла (важно было выяснить, как “ремонтировать” дорогу при нарушении ледяного покрова). Установили: главную роль играет деформация льда. Эта деформация и распространяющиеся от нее по льду упругие волны зависят от скорости движения транспорта. Критическая скорость 35 км/ч: если транспорт шел со скоростью, близкой к скорости распространения ледовой волны, то даже одна машина могла вызвать гибельный резонанс и пролом льда. Большую роль играла интерференция волн, сотрясений, возникающих при встрече машин или обгоне; сложение амплитуд колебания вызывало разрушение льда. И вот в конце ноября 1941г. сначала на лед опустился конно-санный обоз, а затем 350 саней. В Кобону за продовольствием ушла колонна из 60автомашин ГАЗ-АА. Всего за зиму 1941/42гг. по ледовой трассе было доставлено Ленинграду 361 109 тонн различных грузов, в том числе 262 419 тонн продовольствия. За этот же период было эвакуировано более 550 тысяч ленинградцев. И город выдержал блокаду.

    Ведущий1

    Всегда будет помнить наша страна   Сталинградскую  битву.   250 дней  шли бои за город.  В 1942 году СССР по вооружению  почти догнал Германию, на которую работала почти вся Европа. Это была война «моторов».

    Проект группы №2, сопровождаемый презентацией.

    После Сталинграда немцы терпят одно поражение за другим. В битве под Курском в 1943 году немцы  делают ставку на новые виды танков – тигры и пантеры. Но у советских инженеров кроме знаменитого танка Т–34 был передан на вооружение тяжелый танк ИС–2. Эта машина была признана  одной из самых удачных в истории научной военной техники. Танк имел мощное вооружение: пушку 122 мм калибра и 4 пулемета. В сражении под деревней Прохоровка в июле 1943 года танки Т–34 и ИС –2 похоронили навсегда надежды немецкого командования на превосходство немецкого оружия. Т-60– советский лёгкий танк периода войны. Разработан он в августе 1941 года под руководством учёного Н.А.Астрова, ведущего разработчика всей отечественной линейки лёгких танков того периода. Всего было выпущено 5920 лёгких танков Т-60. Небольшое число уцелело в боях.  Т-60 использовалось как танки-разведчики, тягачи, учебные машины вплоть до конца войны. Т-37А – советский малый плавающий танк, первый танк в мире с технологией “амфибия”. Они предназначались для выполнения задач связи, разведки и боевого охранения частей на марше, а также непосредственной поддержки пехоты на поле боя. Огнеметный танк ОТ-130 – создан в 1937 г. конструкторским коллективом завода им. К.Е. Ворошилова (Ленинград). В башне вместо пушки установлен огнемет и один пулемет. Дальность огнеметания 35-50 метров. Огнеметное оборудование установлено в боевом отделении (два резервуара для огнесмеси общей емкостью 400 литров). Запаса огнесмеси хватало на 40 выстрелов. Использовались как танки для непосредственной поддержки пехоты при прорыве позиций противника. Огнеметные танки ОТ-130 использовались в боях на реке Халхин-Гол. T-34 – самый массовый средний танк Второй мировой войны. Т-34 является до сих пор легендарной, наводящей страх на врагов, машиной. Эти танки принимали самое прямое участие в боевых действиях ВОВ и сыграли огромную роль в войне. При его создании советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между основными боевыми, эксплуатационными и технологическими характеристиками. И в этом году наша страна празднует 70-летие победы на Курской дуге. Творческая группа 9 класса представляет проект «Заря Победы – Курская дуга», ребята расскажут о Курской битве, о сражении под Прохоровкой, об освобождении Обояни в январе 1943 года.

    Проект группы №3, сопровождаемый презентацией

    Советские конструкторы разработали истребитель Ла – 5. В 1942 году он начал поступать на фронт. Главный конструктор самолета С.А. Лавочкин вспоминает: « Я не вижу моего врага – немца-конструктора., но я знаю, что бы не придумал немец, я обязан придумать лучше. Я собрал всю мою волю и фантазию, все мои знания и опыт…, чтобы в день, когда два новых самолета – наш и вражеский – столкнуться в военном небе, наш оказался победителем». Первый воздушный бой самолет принял 5 июля 1942 года. Четыре «Лавочкиных» против 6 «фоке-фульт». Фашистские самолеты были рассеяны, 2 из них расстреляны в упор. Никакими маневрами немцам не удалось ускользнуть. Наши истребители превосходили немецкие в скорости, маневренности, вооружении. Много героических подвигов было совершено летчиками на этих машинах! Среди них – Герой  Советского Союза, Алексей Маресьев, летчик  без обеих ног, именно о нем была написана книга «Повесть о настоящем человеке». За годы войны советские конструкторы разработали и внедрили в производство модели самолетов, которые по качеству превосходили немецкую авиацию. В 1943 конструкторское бюро А.С.Яковлева разработало самолет Як-3 – самый легкий (всего 2650 кг) и маневренный истребитель Второй мировой войны. Достоинство Як-3 – сочетание простоты пилотирования с мощным вооружением. Позднее был сконструирован истребитель Як-9,способный развивать скорость до 605 км/ч. Скорость быстроходного, маневренного, хорошо вооруженного истребителя  Ла-5  551 км/ч. Боевая нагрузка: до 600 кг различного вооружения. Конструктором Туполевым А.Н. в 1943 годы был создан пикирующий бомбардировщик Ту-2 поднимавший 3000 кг бомб и развивавший скорость до 547 км/ч. С.В.Ильюшин в 1944 году сконструировал штурмовик Ил-10 с мощным двигателем, усиленной броней и вооружением.

    Ведущий1

    Сквозь все сражения и беды,

    Не зная сна и тишины,         

    Солдат ты смело шел путем победы

    За честь своей родной страны.

    Во имя разума и света

    Ты защитил от черных сил

    Не только родину Советов,

    Ты всю планету защитил.

    Преподаватель.

    В годы второй мировой войны исключительно активное и широкое применение нашло минное оружие. Фашистская Германия использовала на морских театрах около 247 тысяч мин. В одном Финском заливе и на подходах к нему лишь за 1941-1942 гг. гитлеровцы поставили свыше 20 тысяч мин и минных защитников. В ходе войны минное оружие постоянно совершенствовалось, повышалась его боевая эффективность. Появились магнитные, акустические и магнитно-акустические мины. Траление магнитных мин сначала проводилось деревянными катерами-тральщиками. Для уничтожения акустических и магнитно-акустических мин применялись катера-охотники, которые, маневрируя на средних ходах, сбрасывали глубинные бомбы. Однако эти методы борьбы с минной опасностью были примитивными и недостаточно эффективными. Дело в том, что на деревянных катерах было немало металлических предметов. Корпуса катеров-тральщиков и морских охотников нуждались в размагничивании. В начале августа 1941 группа ученых в составе А. П. Александрова, И. В. Курчатова, Ю. С. Лазуркина, С. Е. Лысенко, П. Г. Степанова, К. К. Щербо предложили эффективные методы и средства борьбы с вражеским минным оружием. Был осуществлен, разработанный ранее советскими учеными, способ защиты кораблей от магнитных мин путем нейтрализации магнитного поля, создаваемого корабельными корпусами. Прежде всего размагничиванию подверглись подводные лодки, а после них — тральщики (морское судно для обезвреживания морских мин). Размагничивание корабля позволило плавать куда увереннее. В 1943 году Игорю Курчатову было поручено руководство мероприятиями по преодолению монополии США в военной области. Работы по созданию атомного оружия проводились в так называемой Лаборатории № 2 АН СССР (ЛИПАН), ставшей впоследствии Институтом атомной энергии, и в научном центре под условным названием КБ-11, известном ныне как Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики (Арзамас-16). За рекордно короткий срок цель была достигнута и в 1949 году состоялись испытания советской атомной бомбы, а в 1953 году — водородной. В 1950-е годы Игорь Васильевич полностью посвятил себя работе над проектом первой в мире атомной электростанции, которая была успешно введена в строй 27 июля 1954 года. В честь этого учёного назван город в нашей Курской области – город Курчатов, в котором сейчас функционирует Курская атомная электростанция. Немалый вклад внес в годы войны  академик А.Ф. Иоффе. Специально для партизанских отрядов им был разработан термоэлектрогенератор, служивший источником питания для радиоприемников и передатчиков. Подобный термогенератор был прост по конструкторскому оформлению, удобен в эксплуатации, а главное – готов к действию в любое время. Сегодня хотелось бы вспомнить учёного, который сделал открытия в области  освещения и плавления металлов задолго до начала Великой отечественной войны. Он открыл явление свечения, возникающего между угольными электродами, по которым проходит электрический ток, которое впоследствии было использовано в электрометаллургии и в электросварке, так необходимой в годы войны для изготовления снарядов и военной техники. Имя этого учёного – Василий Владимирович Петров, первый русский электротехник, уроженец нашего города Обоянь, именем которого названа главная площадь города.

     Ведущий2

    Роль ученых Советского Союза в годы войны трудно переоценить. Ведь благодаря самоотверженному труду всех граждан нашей страны  сегодня мы с вами отмечаем 9 мая Великий Праздник -  День Победы. И сегодня мы поговорили о танках, самолётах, другой военной технике, которую создавали учёные, инженеры и конструкторы, совершая свой подвиг для страны и во благо людей.

    Заключительное слово преподавателя

    Мы всегда должны помнит вот эти цифры: «1418 дней, 34 тысячи часов, 27 миллионов погибших»

         4 года шла война – это 1418 дней! 34 тысячи часов и 27 миллионов

    погибших людей. Такую страшную цену заплатил народ за то, чтобы мы с вами  сегодня были счастливы и жили мирной жизнью. И мы почтим сейчас минутой молчания память тех, кто отдал жизнь за наш покой, счастье и любовь, за мирное небо над головой. Минута молчания………Звучит метроном

    Неугасима память поколений

    О тех, кого так свято чтим.

    Давайте, люди, встанем на мгновенье

    И в скорби постоим и помолчим.

     Помянем всех погибших на войне,

    Кто голову  сложил в годину злую,

    Но не отдал свою страну родную

    На поруганье вражьей стороне.

    Давайте тихо тосты возгласим,

    Чтоб память их не осквернить словами.

    Давайте мы минуту помолчим,

    Погибшие, мы все в долгу пред вами!

    Звучит музыка из кинофильма «Журавли».

    Шли годы, восстанавливалось народное хозяйство, а благодаря учёным-физикам совершенствовалось оборудование на заводах и фабриках, строились новые электростанции. И сегодня мы с гордостью можем сказать, что учёные-физики – настоящие патриоты своей страны, которые, совершив свой научный подвиг, помогли победить нашему народу в этой Великой войне. В заключении нашего мероприятия мы проведем небольшую викторину.

         Вопросы викторины

    1. Назовите дату начала  Великой Отечественной войны
    2. Сколько дней длилась война.
    3. Главный лозунг советского народа в период войны Песня, ставшая девизом в период ВОВ. Как называли в народе миномет БМ – 13? Где и когда «Катюша «впервые вступила в бой?
    4. Назовите имена конструкторов «Катюши»
    5. Авторы каких учебников физики участвовали в ВОВ?
    6. Назовите марку самолета, впервые принявшего бой под Сталинградом?  
    7.  Чем Ла -5 превосходил немецкие самолеты?
    8.  Какой легендарный летчик  летал на Ла – 5?
    9. Сколько длилась блокада Ленинграда?
    10. Как называлась единственная дорога, связывавшая Ленинград с большой землей?
    11. Почему пустые грузовики тонули на льду Ладожского озера?  Назовите физическое явление.
    12. Какой советский танк оказался лучшим в  Курской  битве?
    13. Видеовопрос «Что изображено на фотографии? (Танк ИС).
    14. Видеовопрос «Где установлен  этот памятник и какому событию посвящен?» (Памятник «Катюше», в г. Орша, посвящен первому бою.)

    Подведение итогов и награждение победителя.

    Преподаватель:  В рамках нашего мероприятия невозможно назвать все имена учёных, инженеров и конструкторов, но их вклад в дело Победы в Великой отечественной войне оценен по достоинству. За научные исследования, способствующие укреплению военной и хозяйственной мощи нашей Родины, выполненные в период Великой Отечественной войны, свыше 500 ученых награждены Государственными премиями. Завершим наше сегодняшнее занятие  словами академика С.И. Вавилова: "Советская техническая физика ... с честью выдержала суровые испытания войны. Следы этой физики всюду: на самолете, танке, на подводной лодке и линкоре, в артиллерии, в руках нашего радиста, дальномерщика, в ухищрениях маскировки. Дальновидное объединение теоретических высот с конкретными техническими заданиями, неуклонно проводившееся в советских физических институтах, в полной мере оправдало себя в пережитые грозные годы".

    Рефлексия

    - У вас на столах 3 цветных кружка: белый, синий и красный. Что символизируют эти цвета? (цвета Российского флага). Кому понравилось данное мероприятие, попрошу поднять красный кружок, кому что-то было не понятно или было не особо интересно, поднимите синий кружок. Кто остался безразличен к тому, о чём мы сегодня говорили, поднимите белый кружок. Итак, подведём итог нашего занятия: вы сегодня поняли, что при ознакомлении с научной деятельностью и творчеством ученых-физиков, можно увидеть их стремление применять полученные результаты своих научных трудов и открытий для практических нужд людей. Можно ли это назвать подвигом? А что такое подвиг? Как вы понимаете «научный подвиг»?  Спасибо за ваши содержательные ответы. Я думаю, что вы должны всегда помнить и гордиться тем, что наши ученые внесли огромный вклад в дело Великой Победы.

    -Спасибо всем за работу.

    Список литературы

    1. Военно – исторический журнал № 5 2002 г., с. 24-31. Статья А.И. Миренков «Обеспечение действующей армии вооружением, боевой техникой, материальными средствами в 1941-1943 гг.».
    2. Военно – исторический журнал № 6 2001 г., с.28-35 Статья М.И. Науменко «Фашисты охотились за «Катюшами» капитана Флерова».
    3. Детская энциклопедия  издательство «Аванта +», «История России», т.3, 2007 г.
    4. Журнал «Физика в школе», №5, 1995 г.
    5. Кикоин И.К. «Физики – фронту», журнал «Физика в школе» № 3,

    1995 г

    1. Строка, оборванная пулей. Стихи. Рассказы. Дневники. Письма Память народа: Памятники Великой Отечественной Войны,1941-1945 /Сост. и общ. ред. В.А.Голикова.- М.:Политиздат,1984

    Очерки. Статьи. Воспоминания /Ред.-сост. :А.Г. Коган, З.П.Корзинкина. М.-: Наст.рабочий,1985.

    1. Сергей Коновалов «Не дай нам, Бог, забыть всё это», сборник стихотворений, 2006г
    2. Сайт:  festival.1september.ru›Вклад ученых-физиков в дело великой Победы



    Предварительный просмотр:

    Урок в 11 классе «Использование электроэнергии. Решение задач»

    (учитель – Н.В. Мазуркевич)

    Образовательные цели: организовать деятельность учащихся по усвоению общих представлений о производстве электроэнергии, закрепить навыки решения задач по теме «Переменный электрический ток», продолжить формирование познавательных мотивов, умений  выделять физические явления и их описывать.

    Развивающие цели: Развивать коммуникативные возможности, умение делать выводы, анализировать, способность развитию познавательных интересов.

    Воспитательные цели: Воспитывать самостоятельность, любовь к предмету, чувство ответственности, коллективизма.

    Знать: основные формулы и законы по теме «Переменный электрический ток»,  применение этих законов на практике ( в работе ТЭС, АЭС)

    Уметь: записывать уравнения зависимости напряжения, силы тока, заряда от времени и решать их, составлять условие задачи по имеющимся данным, применять законы переменного тока при решении физических задач, на практике.

    Оборудование урока: карточки для самостоятельной работы, компьютеры, интерактивная доска, мультимедийный проектор.

    Технология: информационно-коммуникационная, проектной деятельности

    Ход урока

    1.  Актуализация знаний.

    А) Индивидуальный опрос (2 учащихся у доски выполняют работу на повторение формул:

    Записать правильный код ответа (у доски)

    1.Амплитуда силы тока в катушке                                                    1. I2R

    2.Ёмкостное сопротивление                                                              2. 4π2LC

    3. Активная мощность в цепи переменного тока                            3. 1/(wC)

    4. Изменение заряда конденсатора                                                           4. Um/(wL)

    переменного тока

    5. Квадрат периода собственных колебаний в контуре               5. CUmcoswt

    (Коды ответов:1-4, 2-3, 3-1, 4-5, 5-2)

    Б) Фронтальный опрос

    1.) Презентация на тему «Переменный электрический ток»

    Вопросы:

    1. Какой электрический ток называется переменным?
    2. Где используется переменный ток?
    3. Какие устройства используют для получения переменного тока?
    4. На каком явлении основано действие генератора переменного тока?
    5. Какова стандартная частота промышленного тока в России и многих других странах?
    6. Для чего необходимы трансформаторы?
    7. На чём основана работа ТЭС?

    ПОКАЗ ВИДЕОФРАГМЕНТА «Использование электроэнергии в промышленности»

    2) Задание «Вспомним ученых-физиков» (дидактическая игра «Ленточка»: в клетке записать букву из угаданного слова, где номер буквы указан под клеткой)

    1. Учёный, открывший явление электромагнитной индукции? (Фарадей)

    2. Имя знаменитого учёного-физика Ньютона? (Исаак)

    3. Кто предложил ядерную (планетарную) модель атома? (Резерфорд)

    4. Имя первого электротехника, нашего земляка, в честь которого названа площадь города – площадь Петрова (Василий)

    5.Кто из ученых определил, что электромагнитные волны должны распространяться в вакууме со скоростью света? (Максвелл)

    6. Фамилия ученого, под руководством которого был создан первый европейский ядерный реактор в 1946г. (Курчатов)

    В результате получилось слово «физика»

    ф

    и

    з

    и

    к

    а

             1              1              3                4              3              5

    В) Решение задач:

    1)У доски (индивидуальный опрос)

    Каково значение напряжения через 10мс, если амплитуда напряжения 200В и период 60мс (считать, что напряжение изменяется в зависимости от времени по закону косинуса, начальная фаза равна 0). (Ответ 100В)

    2) Самостоятельная работа

    1 вариант: Найти ошибку в решении задачи, исправить её, решив задачу правильно.

    Написать уравнения U=U(t), I=I(t) в цепи электроплитки сопротивлением 50 Ом, включенной в сеть переменного тока с частотой 50 Гц, если Um=310 В.

    Дано:                  U(t)= Um cos wt                   w= 2πν= 2π*50 Гц=100 π  с-1                 

    R=50 Ом             w= 2πν                      

    ν=50 Гц               I(t)=R/ Um  cos wt               U(t)= 310 cos 100 π t        

    Um=310 В                                                       I(t)= 50 Ом/310В cos 100 π t =0,16  cos 100 π t  

    U(t)-? I(t)-?  

                                Ответ:  U(t)= 310 cos 100 π t         I(t)= 0,16  cos 100 π t  

    2 вариант: Решить ряд задач из цикла «ЕГЭ по физике»

    1. Колебания электрического поля в электромагнитной волне описываются уравнением Е=10cos(10-12t+П/2). Определите циклическую частоту w колебаний.

    1) 10 с-1                                               3) П/2 с

    2) 10-12 с-1                                          4) cos(10-12t+П/2)

    2.   При развитии теле- и радиосвязи неизбежно возникает экологическая проблема в связи с:

    1) строительством высотных башен;

    2) разработкой высокочастотных радиопередатчиков;

    3) обеспечением чистоты приёма радиосигнала;

    4) защитой живых организмов от электромагнитных излучений.

    3. Чему равна амплитуда силы тока, если изменение силы тока в зависимости от времени задано уравнением I(t) =7cos200Пt

    1) 200А                            3)πt А

    2) 1200 А                         4) 7 А

    4. Каково сопротивление конденсатора ёмкостью 4мкФ в сети с частотой переменного тока 50 Гц?

    1) 0,8 к.Ом                       3) 200 Ом

    2)  1, 2 МОм                     4) 80 Ом

    3 вариант: Составить текст задачи по имеющимся данным, определить, что в задаче надо найти и решить задачу

    Индуктивность=0,2 Гн.

    Частота тока=50 Гц ,частота тока = 400 Гц.

    4 вариант.  Решить задачу и представить ответ задачи в виде диаграммы на компьютере с использованием программы Excel.

    Изменение напряжения в зависимости от времени задано уравнением U=100cos wt.

    Найдите значение напряжения при фазе π/3, π/4 .

    Ответ:

    1. Совершенствование и систематизация знаний.

    1)Защита проекта творческой группой учащихся на тему «Атомная энергетика» (с использованием электронных презентаций, выполненных с помощью  программы Power Point)

    1.Атомная энергетика сегодня. Преимущества АЭС перед ТЭС. Проблемы атомной энергетики и их решение.

    1.  Курская   АЭС.
    2.  Жизнь и деятельность И. В. Курчатова

    (в процессе защиты проекта учащиеся класса помечают главные моменты  в рабочих тетрадях)

    2)Отработка знаний

    Вопросы:

    1. Назовите 2 преимущества АЭС перед ТЭС.
    2. Назовите 3 проблемы современной атомной энергетики.
    3. Приведите примеры путей решения проблем атомной энергетики.

    3. Выводы. Домашнее задание. (На дом: п.39, упр.5 №4; 5)

    Итак, электроэнергия – самая универсальная и удобная для использования форма энергии. Главными потребителями электроэнергии являются: промышленность(70% всей производимой энергии).Крупные потребители – транспорт, сельское хозяйство. О применении электроэнергии для освящения жилищ и в бытовых электроприборах знает каждый. Современная цивилизация немыслима без широкого использования электроэнергии. А сама электроэнергия вошла в нашу жизнь благодаря  прекрасной науке – физике. Закончить урок хочется фрагментом из стихотворения о русских учёных-физиках, которые стояли у истоков науки об электричестве

    Всегда сказать в науке слово

    Наука русская готова:

    Якоби, Ленц ,  Петров, Столетов

     Внесли в науку свою лепту.

    Ладыгин, Яблочков, Курчатов-

    Ушли в науку без возврата.

    Гордится ими вся страна,

    Весь мир в лицо их знает.

    Науке  отдано сполна,

    Наука процветает.

    Кто знает, через много лет

    Вдруг ты учёным станешь

    И дашь на всё лишь свой ответ,

    В глаза природе глянешь.

    Каким бы долгим не был век

    И кем бы не был ты,

    Тебе, о русский человек,

    Надежды и мечты!

    Ищи,  исследуй, наблюдай,

    Ведь физика зовёт.

    Трудись, упорствуй, побеждай!

    Иди всегда вперёд! (стихотворение собственного сочинения)

    Рефлексия

    (на вопросы резюме отвечает каждый ученик в конце урока, заполняя карточку с вопросами)

    Резюме к уроку

    1. Что тебе понравилось на уроке?__________________________________________________________

    ________________________________________________________________

    1. Какой материал урока воспринимался тобой с трудом?______________________________________________________

    ________________________________________________________________

    1. Поставь за работу на уроке отметку себе по 10-бальной системе. Обоснуй её.___________________________________________________

    _________________________________________________________________________

    1. Твоё настроение после открытого урока: хорошее, среднее, не очень хорошее (нужное подчеркнуть)


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Духовно-нравственное воспитание на уроках физики (фотоматериал)

    Слайд 2

    Презентация о проблемах атомной энергетики

    Слайд 3

    Проект «Курская АЭС»

    Слайд 4

    О жизни и деятельности И.В. Курчатова

    Слайд 5

    Научно-практическая конференция « Старт в науку» (Проект о физиках-исследователях Арнаутова Виталия, 11 класс)

    Слайд 6

    Проект «Физики-юбиляры» (М.В. Ломоносов, В.В. Петров)

    Слайд 7

    ФИЗИЧЕСКИЙ ВЕЧЕР «Физика вокруг нас». (У истоков науки об электричестве…)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Духовно- нравственное воспитание на уроках физики

    Одним из главнейших направлений педагогической деятельности учителя является воспитание нравственного, духовно богатого человека....

    План по духовно-нравственному воспитанию на уроках физики

    Данный план  по духовно-нравственному воспитанию на уроках физики составлен на 2013-2014 год....

    Духовно-нравственное воспитание на уроках физики

    Данная статья предназначена для преподавателей физики, работающих по ФГОС (Федеральным Государственным общеобразовательным стандартам) второго поколения. Для учителей приводятся в качестве примера нек...

    Доклад по теме «Духовно-нравственное воспитание на уроках физики»

    Духовно – нравственное воспитание является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу невозвратимый невосполнимый урон. Дух...

    Духовно-нравственное воспитание на уроках физики

    Духовно-нравственное воспитание в преподавании физики (из опыта работы)...