Духовно- нравственное воспитание на уроках физики
статья по физике по теме

Устинова Екатерина николаевна

Одним из главнейших направлений педагогической деятельности учителя является воспитание нравственного, духовно богатого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dukhovno-nravstvennoe.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                               ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

НА УРОКАХ ФИЗИКИ.

     

     

История физики богата примерами, которые доказывают, какую большую роль в творческом процессе ученых играли чувства, вызванные произведениями искусства. Искусство будит фантазию, питает воображение человека. Известны случаи, когда произведения искусства предсказывали исследователям новые темы. Например, рассказ И. Ефремова "Тень минувшего" натолкнул инженера Ю. Денисюка на мысль о получении объемных изображений – голографии.

Как и в искусстве, в науке существует понятие красоты. «Красота — сияние истины», - говорит Платон. Физика  ищет внутреннюю красоту мироздания. Стройная и многообразная гармония природы гораздо доступнее эстетически развитому человеку. Поражающие  правильностью очертания кристаллов вызывали у древних людей суеверные чувства. «Такое могли сотворить только боги», утверждали они. Люди долго не понимали, что кристаллы растут без всякого магического вмешательства из растворов, расплавов, паров и в твердых каменных породах. Симметрия формы кристалла и его физические свойства обусловлены симметрией его внутренней структуры. Но симметрия царит не только в мире кристаллов. Симметрична форма бабочки, жука, цветка. Большое значение имеет симметрия в искусстве ( живописи, музыке, литературе, архитектуре), в науке и технике. Говоря об этом на уроках физики, отмечаем, что своим развитием учение о симметрии обязано в первую очередь естествоиспытателям И. Кеплеру, О. Браге, Е.С.Федорову П.Кюри и др.

В технике красота машин и механизмов часто бывает связана с их надежностью, устойчивостью в работе. Существует своего рода постулат: наиболее целесообразные и функционально совершенные изделия являются наиболее красивыми. В подтверждение приведу слова известного авиаконструктора О.К.Антонова: «Мы прекрасно знаем, что красивый самолет летает хорошо, а некрасивый плохо, а то и вообще не будет летать... Конструктор может идти от красоты к технике, от решений эстетических к решениям техническим». (2, с.4) Чувство  прекрасного содействует решению познавательных и технических проблем. И хотя эстетический критерий в исследованиях носит относительный характер, в современной науке и технике его роль велика.

Овладевая основами физики, учащиеся приобщаются к таким компонентам культуры, как наука, научное знание, мышление и деятельность и этот социокультурный материал принимают, как духовное приобретение, как жизненно необходимый и важный элемент собственной культуры.

На уроках я стараюсь раскрыть ценностные аспекты физики как науки, проявляющиеся при взаимодействии с другими областями человеческой деятельности, анализирую  ценности самой жизни и проблемы самореализации личности человека на примерах творчества выдающихся учёных - физиков и физиков - инженеров. Изучая на уроках опыты Шарля Огюстена Кулона, Майкла Фарадея, Генриха Герца, Петра  Лебедева, Николы Тесла  и др. обращаю внимание учащихся  как на научную значимость этих экспериментов, так и на то, что они по-своему красивы.

Освещая на уроках крупнейшие технические изобретения, знакомя с образцами решения технических задач, я даю  представление о плодотворности союза учёного и инженера. Обращаюсь на уроках физики к основным вопросам глобальной экологии на примерах крупнейших экологических кризисов в природе. Все это  позволяет объяснить учащимся губительное последствие для всего человечества нарушение условий внедрения и применения технических разработок. На конкретных примерах показываю учащимся,  что может физика как наука и учебный предмет дать им лично (знания, методы, подходы, оборудование) для ответственного и эффективного участия в решении проблем экологии.

При изучении фундаментальных физических теорий и экспериментов, основных методов физических исследований показываю, как добываются, обосновываются и строятся научные знания, формируются мировоззренческие взгляды и убеждения относительно научной картины мира и её значимости для человека.

Обращаясь на уроках физики к материалам, связанным с биографиями ученых, анализируя их, учащиеся приобщаются к ценностям творческой деятельности, знакомятся с алгоритмами успешной работы в своей профессии и в итоге вырабатывают свои суждения о научной деятельности, научном знании и науке в целом.

Например, когда было подмечено биологическое действие лучей радия, Пьер Кюри, будучи увлечённым исследованиями, подверг свою руку облучению для того, чтобы непосредственно наблюдать и изучать это действие. В результате он получил рану, похожую на ожог и постепенно увеличивающуюся; залечить её удалось лишь через несколько лет. В моральном кодексе П.Кюри первой заповедью было: “людям, а не себе”. Нобелевскую премию он и его жена потратили на «Организацию лечения радием». П.Л.Капица - лауреат Нобелевской премии, гордость отечественной науки. Учёный обладал незаурядным научным талантом, удивительным чувством нового, умел видеть новое во множестве разных ситуаций. Много внимания уделял академик П.Л.Капица проблемам экологии. Одной из них он считал сохранение озера Байкал. Ведь проблема Байкала – одновременно и проблема сохранения жизни на Земле.

Гуманитаризация точных наук и математизация гуманитарных знаний - веление сегодняшнего времени. Сбываются слова Г. Флобера, который предсказывал: "Чем дальше, тем Искусство становится более научным, а Наука более художественной; расставшись у основания, они встретятся когда-нибудь на вершине" (2, с.5).  Физика, как наука о природе, связана со многими областями знаний, и процесс творческого поиска занимает при изучении физических законов центральное место. Таким образом, именно при изучении физики учащиеся получают навыки творческого самовыражения посредством решения творческих заданий.

На своих уроках я использую занимательные рассказы - это сведения из жизни ученых, рассказы о том, в каких условиях проходило развитие физики, как непросто первооткрывателям доказывать свою правоту, преодолевать установившиеся взгляды. Приводя исторические сведения об истории открытий, а так же биографические данные ученых, относящиеся к периоду их работы над изучением тех или иных явлений и процессов, я тем самым формирую нравственные качества личности. Ярким примером является жизнь М.В.Ломоносова – великого нашего соотечественника. Главным в воспитании он считал формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России.

«Всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечества, — утверждал М.В.Ломоносов, — должно быть мерилом жизненного смысла».
2011 год проходил под эгидой празднования 300-летия со дня рождения М.В. Ломоносова, великого новатора прошлого.

Для раскрытия материальной природы изучаемых физических явлений на протяжении всего курса рассматриваются виды материи: вещество и поле. Моя задача как  учителя физики состоит ещё и в том, чтобы постепенно, в процессе изучения разнообразных видов материи подвести учащихся к пониманию движения как неотъемлемого свойства материи.

Приобщение обучающихся к духовно-нравственным  ценностям проходит в различных формах: это и уроки, и внеклассные мероприятия, викторины и конкурсы, предметные недели.

Resource id #950

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание на уроках физики (педагогическое исследование, включающее разработки внеклассного мероприятия "Наука ковала победу"и урока физики"Использование электроэнергии" )

В работе «Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках физики» обозначены некоторые пути решения проблемы духовно-нравственного воспитания школьников на уроках физики, показано,как...

План по духовно-нравственному воспитанию на уроках физики

Данный план  по духовно-нравственному воспитанию на уроках физики составлен на 2013-2014 год....

Духовно-нравственное воспитание на уроках физики

Данная статья предназначена для преподавателей физики, работающих по ФГОС (Федеральным Государственным общеобразовательным стандартам) второго поколения. Для учителей приводятся в качестве примера нек...

Доклад по теме «Духовно-нравственное воспитание на уроках физики»

Духовно – нравственное воспитание является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу невозвратимый невосполнимый урон. Дух...

Духовно-нравственное воспитание на уроках физики

Духовно-нравственное воспитание в преподавании физики (из опыта работы)...

Духовно-нравственное воспитание на уроках физики.

Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Не является секретом факт искажения нравственных ориент...