Духовно-нравственное воспитание на уроках физики
статья по теме

Харченко Наталья Ивановна

Данная статья предназначена для преподавателей физики, работающих по ФГОС (Федеральным Государственным общеобразовательным стандартам) второго поколения. Для учителей приводятся в качестве примера некоторые темы различных форм внеклассной работы, которые могут быть задействованы и на уроках физики. Одним из важнейших принципов духовно-нравственного воспитания является принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno-nravstvennoe_vospitanie.doc51.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt.ppt71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Харченко Наталья Ивановна

100-429-457

Духовно-нравственное воспитание на уроках физики

Харченко Н.И., учитель физики, зам.директора по УВР,

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Больше – Желтоуховская средняя общеобразовательная школа»,

г.Киров Калужской области

Каждый день, переступая порог школы, мы стремимся воспитать из наших учеников настоящих патриотов своего Отечества, достойных граждан России, полезных для государства и семьи. Хочется, чтобы душа каждого ребенка вобрала в себя лучшие качества человека – созидателя и творца, носителя нравственной чистоты, красоты, добра, справедливости, трудолюбия.

Духовно-нравственное воспитание на уроках физики включает в себя аспекты:

  • Нравственный – предполагает не только видеть, понимать, чувствовать красоту науки, но и понимать необходимость разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества и охраны окружающей среды.
  • Гражданственный – формирование творческой личности с активной жизненной позицией, испытывающей уважение к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники, готовой к морально-этической оценке использования научных достижений.
  • Политехнический - предполагает политехническую подготовку учащихся, использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования, а также: воспитание культуры труда, уважения к труду, чувства ответственности и долга, способствует профориентации учащихся.
  • Патриотический – региональный компонент, который предполагает изучение сведений о малой родине, ее богатстве и культурных традициях, что способствует любви к своему городу, селу, поселку, воспитывает гражданина своей Родины.
  • Здоровьесберегающий – предполагает формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества.

Формировать у школьников чувства патриотизма можно, ознакомив учащихся с жизнью и творчеством ученых; показав, что у многих российских ученых были замечательные качества: преданность Отчизне, стремление развить науку своей Родины, поднять ее престиж на более высокий уровень.

Отмечу некоторые условия, обеспечивающие эффективность использования биографического материала при обучении физике.

*Во-первых – эти сведения должны быть минимальными по объему содержания и затратам учебного времени. Необходимо выделить выдающихся ученых-физиков, жизнь и деятельность которых должна быть изучена школьниками более или менее основательно. Например:

• М.В. Ломоносов – в связи с изучением молекулярно-кинетической теории строения вещества;

• П.Н. Лебедев – при изучении давлении сета;

• К.Э. Циолковский и С.П. Королев – при изучении вопроса о достижениях нашей страны в освоении космического пространства;

Харченко Наталья Ивановна

100-429-457

• И.В. Курчатов – при изучении ядерного реактора и применении ядерной энергии;

• А.С. Попов – в связи с изучением принципов радиосвязи.

*Во-вторых – необходимо учитывать, что сила воспитательного воздействия на учащихся биографического материала неизменно возрастает, если фигуры ученых предстают со своими конкретными чертами личности, увлечениями. Например: М.В. Ломоносов, благодаря природному таланту, трудолюбию, целеустремленности и силе творческого духа смог подняться до уровня величайших представителей науки и, вместе с тем, демонстрировал талант стихосложения, сочиняя оды.

*В-третьих – обеспечивая включение воспитательных задач, биографический материал должен быть одновременно связан с конкретным материалом, включаться в логику изложения учителем текущего материала.

*В-четвертых – биографический материал стимулирует овладение учащимися сложного учебного материала. В этом случае обеспечение нового материала должно начинаться с яркого, эмоционального насыщенного примера, показывающего изобретательность ученого, его огромное трудолюбие и упорство в достижении цели и т.д.

*В-пятых – важно познакомить учащихся со стилем мышления ученого. При ознакомлении с творчеством ученых учащиеся должны увидеть их стремление применять полученные результаты для практических нужд людей. Высокая гражданственность великих людей может быть показана через высказывания выдающихся представителей науки и техники, через сочинения самих ребят.

Отражение колоссальных успехов нашей страны в области физики и техники в школьном курсе физики позволяет формировать у учащихся чувство гордости за свою Родину.

Использование культурного наследия русского народа (пословицы, поговорки, приметы, сказки и сказания, былины, песни и стихи) позволяет формировать умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию.

Анализ ценностных аспектов современной физики на базе современного и исторического материала (использование атомной энергии в военных и мирных целях, загрязнение атмосферы и решение экологических проблем с помощью физики и т.д.) способствует воспитанию гражданина, гуманиста и борца за мир.

Практическая направленность уроков физики формирует умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

Арсенал средств духовно-нравственного воспитания школьников на уроках физики необычайно богат. Его можно условно классифицировать:

  • Наглядно-декоративные – оформление кабинета физики, портретные галереи ученых, выставки и стенды.
  • Видео - акустические – использование литературных, исторических примеров на уроке, использование звукозаписи высказываний ученых, видеофильмов.
  • Структурно-логические – значимость физических теорий, законов, формул, таблицы и схемы.

Один из самых верных путей духовно-нравственного воспитания: установление тесной связи между классными и внеклассными занятиями. 

Предлагаю некоторые темы различных форм внеклассной работы, которые могут быть задействованы и на уроках физики:

Харченко Наталья Ивановна

100-429-457

Недели:

«Проблемы энергетики и охрана окружающей среды»; «50 лет полетам в космос»; «Оружие Победы»

Научные викторины:

«Наши соотечественники – лауреаты Нобелевской премии»; «Из истории открытия», «Семейные династии ученых-физиков», «Физики о патриотизме»

Фольклорные викторины:

«Пословица недаром молвится», «Загадаю – угадай», «Что за прелесть, эти сказки!»

Заседание ученого совета:

«Электромагнитное поле и жизнь», «Ядерная энергетика: за и против»

Физические вечера:

Вечер, посвященный научной деятельности А.С.Попова. Вечер, посвященный жизни и творчеству М.В. Ломоносова.

Кружок (или элективный курс):

«Экология Калужской области» - решение задач по физике с элементами экологии; «Малахитовая шкатулка» - межпредметный курс профориентационного значения.

Выставки:

«Физика у нас дома» (соблюдение правил безопасного обращения с бытовыми приборами), «Метеорологический уголок»

Экскурсии:

«Нефтепромышленный комплекс», «Водоканал», «Строительные площадки города», «Цех завода», «Физиотерапевтический кабинет поликлиники», «Телецентр», «Электростанция», «Телефонная станция».

Диспуты:

«Возникновение и развитие науки о природе», «Физическая картина мира и альтернативные взгляды на мир»

Одним из важнейших принципов духовно-нравственного воспитания является принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Работа по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения должна идти как непрерывный процесс и носить не эпизодический, а систематический характер.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Харченко Наталья Ивановна, учитель физики, зам.директора по УВР Духовно- нравственное воспитание на уроках физики

Слайд 2

Аспекты Нравственный; Гражданственный; Политехнический; Патриотическмй; Здоровьесберегающий.

Слайд 3

Условия Сведения должны быть минимальными по объёму содержания и затратам учебного времени; Сила воспитательного воздействия на учащихся биографического материала неизменно возрастает; Биографический материал должен быть связан с конкретным материалом; Биографический материал стимулирует овладение учащимися сложного учебного материала; Важно познакомить учащихся со стилем мышления учёного.

Слайд 4

Классификация средств духовно-нравственного воспитания наглядно-декоративные; видео-акустические; структурно-логические.

Слайд 5

Путь духовно-нравственного воспитания УСТАНОВЛЕНИЕ ТЕСНОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ КЛАССНЫМИ И ВНЕКЛАССНЫМИ ЗАНЯТИЯМИ

Слайд 6

Внеклассная работа

Слайд 7

Недели «Проблема энергетики и охрана окружающей среды»; «50 лет полётам в космос»; «Оружие Победы».

Слайд 8

Научные викторины «Наши соотечественники – лауреаты Нобелевской премии»; «Из истории открытия»; «Семейные династии ученых-физиков»; «Физики о патриотизме».

Слайд 9

Фольклорные викторины «Пословица недаром молвится»; «Загадаю – угадай»; «Что за прелесть, эти сказки!»

Слайд 10

Заседание учёного совета «Электромагнитное поле и жизнь»; «Ядерная энергетика: за и против»

Слайд 11

Физические вечера Вечер, посвященный научной деятельности А.С.Попова; Вечер, посвященный жизни и творчеству М.В. Ломоносова.

Слайд 12

Кружок (элективный курс) «Экология Калужской области» - решение задач по физике с элементами экологии; «Малахитовая шкатулка» - межпредметный курс профориентационного значения.

Слайд 13

Выставки «Физика у нас дома» (соблюдение правил безопасного обращения с бытовыми приборами); «Метеорологический уголок»

Слайд 14

Экскурсии «Нефтепромышленный комплекс»; «Водоканал»; «Строительные площадки города»; «Цех завода»; «Физиотерапевтический кабинет поликлиники»; «Телецентр»; «Электростанция»; «Телефонная станция».

Слайд 15

Диспуты «Возникновение и развитие науки о природе»; «Физическая картина мира и альтернативные взгляды на мир»

Слайд 16

Принцип духовно-нравственного воспитания непрерывность – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Духовно-нравственное воспитание на уроках физики (педагогическое исследование, включающее разработки внеклассного мероприятия "Наука ковала победу"и урока физики"Использование электроэнергии" )

В работе «Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках физики» обозначены некоторые пути решения проблемы духовно-нравственного воспитания школьников на уроках физики, показано,как...

Духовно- нравственное воспитание на уроках физики

Одним из главнейших направлений педагогической деятельности учителя является воспитание нравственного, духовно богатого человека....

План по духовно-нравственному воспитанию на уроках физики

Данный план  по духовно-нравственному воспитанию на уроках физики составлен на 2013-2014 год....

«Аспекты духовно-нравственного и патриотического воспитания на уроках физики в основной и средней школе

В соответствии  с традициями отечественного  образования, как заявлено в  ФГОС, есть категория «духовно-нравственного воспитания и развития личности». Целью современного образования ста...

О духовно-нравственных аспектах обучения и воспитания на уроках физики

Учебно-методические материалы для использования на уроках физики и ОПК или интегрированных уроков...