Педагогический диалог – основной путь повышения эффективности процесса обучения.
статья по физике по теме

Статья посвящена диалогическому подходу к процессу обучения в средней школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_dialog.docx17.55 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический диалог – основной путь повышения эффективности процесса обучения.

Г.Л. Абрамова

Педагог, работающий в современной школе должен обладать, прежде всего, способностью к педагогическому общению.

 Именно посредством педагогического общения осуществляется главное в педагогической работе: воздействие личности учителя на личность ученика.

Традиционная школа была ориентирована, в основном, на монологическое общение.   Задача учителя сводилась к передаче информации и умению «держать класс в руках». Сегодня, если передаваемая информация мало интересует ученика, то оценка превращается в самоцель и, общаясь с учителем, ученик говорит примерно следующее: «Мне нужно получить хорошую оценку, давайте я Вам сделаю вот это упражнение (решу задачу и т.д.)».

Но ведь изначально потребность в познании заложена в каждом человеке. Как отмечал Л.Н. Гумилев: «Потребность в познании и понимании не менее сильна, чем потребность в пище. Она более вариабельна и проявляется у разных людей, то как тяга к творчеству, то как жажда слепой веры, но она всегда прямо пропорциональна пассионарному напряжению, а вектор ее определяется наличием актуальных проблем» (1).

Возникает закономерный вопрос – как сделать общение ученика и учителя максимально плодотворным, как актуализировать процесс обучения?

Работающие в сегодняшней школе учителя (причем независимо от возраста), сформированы, в основном, авторитарно-монологической урочной системой. Именно поэтому все чаще приходится слышать, что учитель может быть успешно заменен  техническими средствами обучения: они, мол, не травмируют ученика, не повышают уровень его тревожности, не подавляют активности и не мешают проявлению индивидуальности. Но ведь давно известно, что никакая техника не может заменить человеческого общения старшего и младшего: учителя и ученика. Каков же выход? Он видится в диалогическом подходе к воспитанию и обучению. Для этого надо научиться видеть в ученике Собеседника (по А. А. Ухтомскому), избегая при этом попыток тянуть ученика насильно вперед, только помогая ему действовать в его «зоне ближайшего развития», по замечанию Л.С. Выготского. Не поучать с неприступным видом, а говорить на уровне понимания Собеседника, не допуская при этом панибратства. «Не чувство превосходства над учениками, а реальное превосходство знания и опыта необходимо личности, чтобы действительно стать Учителем»(2).

Только доверительная, доброжелательная атмосфера, созданная учителем на уроке, дает возможность для искренних высказываний учащихся, порой пусть даже наивных. Интересно и уважаемо должно быть мнение каждого, это располагает к свободе высказываний, спору, рождению новых открытий. Перенести центр внимания на ученика, вот цель каждого учителя. «Увидеть неповторимое, индивидуальное лицо каждого ученика, его неповторимую личность. Тогда ученики из однородной массы превращаются в значимых и ответственных лиц, связанных с Учителем живым, непосредственным, естественным человеком, но старшим, опытным, знающим и умным. Знания, полученные и добытые диалогически в собеседовании или споре, становятся личными убеждениями: они не нуждаются в заучивании. Задача Учителя не в том, чтобы победило его мнение, а в том, чтобы рождалась в человеке истина» (2).

Конечно, работа в таком режиме, требует от учителя достаточно больших душевных затрат, но и отдача получается ощутимая. На это указывал А.А. Ухтомский, подчеркивая что «надо работать в полную силу, тогда появляется второе дыхание – силы к нам приходят». Надо работать с полной силой, с полной самоотдачей. Это ни в коем случае не особая одаренность, а просто особая установка. Она создается систематической работой педагога над собой. Это трудно, но это доступно каждому.

Рассмотрим как следует строить диалогическое общение с учениками в конкретном случае.

 Например, учащимся дается задание самостоятельно разобраться с алгоритмом решения задач по новой теме. Для этого требуется рассмотреть несколько наиболее типичных задач, имеющих готовое решение. Обычно такое задание дается на дом. Затем, на уроке, задание проверяется следующим образом: учащимся предлагается дать объяснение как решается та или иная задача и почему предлагается такое решение. Выясняется - может кто – нибудь нашел другое решение, отличное от того, что предлагается в учебнике или решебнике из Интернета. Некоторые, наиболее сложные задачи, можно разобрать несколько раз, предложив объяснить их разным ученикам. В этом случае достигнутое взаимопонимание позволяет молодым людям обрести заметную уверенность в себе, как личности, имеющей право в том числе и на ошибку, создает в классе доброжелательную атмосферу совместной работы.

Можно привести еще более конкретный пример: 11 класс, задача по теме «Ход лучей в треугольной призме». По условию задачи, надо определить под каким углом луч выйдет из призмы. Ученики определяют угол под которым луч входит в призму, а затем угол, под которым луч будет падать на грань, через которую он должен выйти из призмы. Теперь остается определить угол под которым луч выйдет из призмы. И вдруг оказывается, что значение синуса этого угла больше единицы. Минутное недоумение сменяется азартом. В чем дело? Пересчитываем еще раз – арифметической ошибки нет! Небольшое совещание и ответ найден: луч не выйдет из призмы, он отразится от второй боковой грани! Учителю остается пояснить, что мы столкнулись с явлением полного внутреннего отражения, и чтобы подобных недоразумений с синусами больше не случалось надо всегда определять значение критического угла (тут же дается объяснение как это делать).  Ученикам предлагается самостоятельно найти ответ на вопрос: «Где применяется явление полного внутреннего отражения».  На следующем уроке этот вопрос очень живо и заинтересовано обсуждается: к всеобщему удивлению выясняется, что явление имеет очень широкое применение.

Ученики не должны бояться высказывать свое мнение, так как только открыто и активно высказывая свои суждения о ситуациях, которые возникают в процессе выполнения той или иной задачи,  только делясь своими представлениями о том или ином вопросе можно узнать свои плюсы и минусы, скорректировать эти представления.

Таким образом, позиция Собеседника превращает  учителя из источника информации и оценивающего контролера в ведущего участника творческого процесса. Авторитет учителя определяется не его должностью, а способностью воодушевить, пробудить каждого участника, умением оценить достижения, способствовать их возрастанию, актуализировать «зону ближайшего развития» каждого ученика. В результате получается интересный эффект: чем меньше учитель оказывает давление на ученика, чем меньше он стремится влиять на ребенка, тем сильнее его влияние.

Наш опыт показывает, что диалогический подход к обучению повышает результативность обучения примерно в два раза, что подтверждается результатами проверочных работ.

Библиографический список.

  1. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М, 1997.
  2. Флоренская Т.А.. Мир дома твоего. Человек в решении жизненных проблем. М, Русскiй Хронографъ , 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль мультимедиа технологии в повышении эффективности процесса обучения

Принципиальным вопросом в построении и практическом применении мультимедиа-ресурсов для системы образования, является нацеленность соответствующей методики на формирование позитивных мотивов, основанн...

Статья на тему "ЭОР НП как способ повышения эффективности процесса обучения на уроках истории, реализация деятельностного подхода"

В настоящее время актуальны вопросы применения в педагогической деятельности электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Из опыта работы....

Использование современных образовательных технологий на уроках обществознания как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания

В статье рассматривается значение и применение современных образоательных технологий на уроках обществознания...

Доклад на форуме. ТЕМА: Личностно-ориентированные технологии как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания.

Что может помочь учителю на уроках русского языка, если материально-техническая база школы оставляет желать лучшего?...

доклад на тему "Повышение эффективности процесса обучения математики на основе использования информационных технологий"

Использование информационных технологий является одной из новых форм организации образовательного процесса. Это реализация той или иной учебной программы, ориентированной главным образом на самостояте...

Современные педагогические технологии как средство повышения эффективности процессов обучения и воспитания на уроках математики в 5-6 классах по обновлённым ФГОС

В настоящее время для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому....