рабочая программа по физике 9 класс (Перышкин)
рабочая программа (физика, 9 класс) по теме

Чащина Нина Вениаминовна

рабочая программа по физике 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_fizika-9.docx73.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

пгт Подосиновец Кировской области

«Утверждаю»

Директор школы________________А.И.Горадзе

Приказ №___________от_______________2013 г

Рассмотрено на заседании ШМО

Руководитель ШМО_____________________Т.Г.Чебыкина

Протокол №_________от______________2013 г

Рабочая программа

по физике

9а,б класс

на 2013 – 2014 учебный год

всего 68 часов

2 часа в неделю                         

                          Составила учитель физики

              Чащина Н.В.

Подосиновец – 2013

Пояснительная записка.

Рабочая программа по физике (9 класс – базовое изучение предмета) разработана в соответствии с  Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта  общего образования по физике(2004г), на основе  примерной программы основного общего образования «Физика.7-9» и авторской программы Е.М.Гутника, А.В.Перышкина «Физика.7-9».

Нормативно - правовая основа рабочей программы по физике.

  1. Закон РФ «Об образовании»
  2. Приказ МО и науки РФ от 05.03.2004г №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального, общего, основного и среднего (полного) общего образования »
  3. Базисный учебный план образовательных учреждений Кировской области, утвержденный приказом департамента образования Кировской области от 12.04.2006г №5-291.
  4. Учебный план МКОУ СОШ пгт Подосиновец 2013 – 2014 учебный год.
  5. Годовой календарный график МКОУ СОШ пгт Подосиновец 2013 – 2014 учебный год.

Образовательная деятельность осуществляется на основании лицензии.

Федеральный базисный учебный план для основного общего образования отводит на изучение физики 2 часа в неделю.

Всего 68 часов.

Количество контрольных работ – 6.

Количество лабораторных работ – 6.

КТП ориентировано на использование учебника:

А.В.Перышкин. Физика. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2009.

Цели:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса:

Учащиеся должны знать

  • смысл понятий:  электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, импульс,
  • смысл физических законов:  Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии,

Учащиеся должны уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение,  механические колебания и волны, , электромагнитную индукцию
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических,  электромагнитных и квантовых явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
  • контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
  • рационального применения простых механизмов;
  • оценки безопасности радиационного фона.

Учебно-тематический план:

Тема

Количество часов

Количество контрольных работ

Количество лабораторных работ

1

2

3

4

5

Законы взаимодействия и движения тел.

Механические колебания и волны. Звук.

Электромагнитное поле.

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер.

Повторение.

27

11

16

11

3

4

1

1

-

-

2

1

1

2

-

Всего

68

6

6

Содержание программы обучения физике в 9 классе (68 часов):

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Механическое движение. Система отсчета и относительность движения. Путь. Скорость. Ускорение. Движение по окружности. Инерция. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Свободное падение. Невесомость. Центр тяжести тела. Закон всемирного тяготения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Механические колебания. Период, частота, амплитуда колебаний. Механические волны. Длина волны. Звук. Громкость звука и высота тона.

ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Преобразования энергии в тепловых машинах. Паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель. КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора. Опыт Эрстеда.   Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Электрогенератор. Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Принципы радиосвязи и телевидения.

 Свет - электромагнитная волна. Дисперсия света. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

КВАНТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада.

Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.

Состав атомного ядра. Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции. Ядерная энергетика. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

  •          Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

Календарно-тематическое планирование.

Дидактические единицы ФГОС

Тема урока

Кол-во часов

Требования к уроку подготовки учащихся

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

Раздел Ι. Законы взаимодействия и движения тел (27 часов)

1

Механические явления.

Механическое движение. Система отсчета и относительность движения. Путь. Скорость. Ускорение. Движение по окружности.  Первый закон Ньютона.Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Свободное падение.  Невесомость. Центр тяжести тела. Закон всемирного тяготения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

Материальная точка. Система отсчета.

1

Знать: понятия механического движения, материальной точки, системы отсчета.

Уметь: приводить примеры механического движения.

§1

Упр 1 на стр9

2

Перемещение.

Определение координаты движущегося тела.

1

Знать: понятия траектории, пути, перемещения.

Уметь: объяснять их физический смысл.

Знать: зависимость знаков проекций векторов перемещения, формулы нахождения координаты тела

Уметь: решать задачи на нахождение координаты тела

§2

§3

3

Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

1

Знать: понятие прямолинейного равномерного движения.

Уметь: описать и объяснить это движение, строить графики Х(t), У(t).

§4

Стр 241 (3)

4

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

1

Знать: понятия прямолинейного равноускоренного движения, ускорения, формулу

Уметь: описать и объяснить это движение, применять формулу при решении задач.

§5

Упр 5 (2,3)

5

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

1

Знать: формулу проекции вектора мгновенной скорости, что представляет собой график проекции вектора скорости.

Уметь: применять формулу при решении задач, читать графики.

§6

Упр 6 (1-3)

Составить вопросы для взаимо-

контроля  по §6

6

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

1

Знать: понятие перемещения при равноускоренном движении, формулу

Уметь: объяснять физический смысл, применять формулу при решении задач

Знать: по каким формулам рассчитываются проекция и модуль вектора перемещения тела при его равноускоренном движении из состояния покоя.

Уметь: решать задачи по теме.

§7

§8

7

Лабораторная работа№1 «Исследование равноуск. движения без начальной скорости»

1

Уметь: работать с оборудованием (секундомер, измерительная лента)

8

Решение задач по теме «Прямолинейное равноускоренное движение»

1

Знать: формулы по теме.

Уметь: решать задачи по данной теме.

9

Контрольная работа №1 «Прямолинейное равноускоренное движение»

1

Уметь: решать задачи по данной теме.

10

Относительность  движения

1

Знать: что означает относительность движения.

Уметь: объяснять относительность перемещения и скорости.

§9

Упр 9 (1-4)

11

Инерциальные системы отсчета.   Ι закон Ньютона.

1

Знать: понятие инерциальной системы отсчета, содержание Ι закона Ньютона.

§10

12

ΙΙ закон Ньютона.

1

Знать: содержание  ΙΙ закона Ньютона, формулу   , единицы измерения физических величин в СИ.

§11

Упр 11(1,2)

13

ΙΙΙ закон Ньютона.

1

Знать: содержание ΙΙΙ закона Ньютона, формулу

Уметь: решать задачи на применение законов Ньютона.

§12

Упр 12 (1-3)

14

Свободное падение тел.

1

Знать: понятие свободного падения тел, ускорение свободного падения.

Уметь: объяснять физический смысл.

§13

Упр 13(3)

15

Движение тела, брошен- ного вертикально вверх. Невесомость.

1

Уметь: объяснять данное движение.

§14

16

Лабораторная работа №2 «Исследование свободного падения».

Решение задач.

1

Уметь: пользоваться оборудованием.

17

Контрольная работа №2 «Законы Ньютона»

1

Уметь: решать задачи по данной теме.

18

Закон всемирного тяготения.

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

1

Знать: понятие всемирного тяготения, гравитационные силы, формулу

гравитационную постоянную, условия применения данной формулы

Уметь: решать задачи на применение этой формулы.

Знать: зависимость ускорения  свободного падения от широты и высоты над Землей

§15

Упр 15(4,5)

§16

Упр 16(3,4)

19

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

1

Знать: природу и определение криволинейного движения, понятия центростремительного ускорения и центростремительной силы, формулы  

Уметь: применять формулы при решении задач.

§18,19

Упр 18 (1)

20

Искусственные спутники Земли.

1

Знать: понятие первой космической скорости.

Уметь: объяснить, что нужно сделать с телом, чтобы оно стало искусственным спутником Земли.

§20

21

Решение задач по теме «Движение по окружности».

1

Уметь: применять знания при решении соответствующих задач

22

Контрольная работа №3 «Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Искусственные спутники Земли»

1

Уметь: применять знания при решении задач по данной теме.

23

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

1

Знать: понятие импульса тела, единицы его измерения, формулу  , закон сохранения импульса.

§21,

Упр 20(1)

24

Реактивное движение. Ракеты.

1

Знать: практическое использование закона сохранения импульса, основные части любой космической ракеты, принцип действия ракеты.

Уметь: приводить примеры реактивного движения.

§22

Упр 21(2)

25

Вывод закона сохранения полной механической энергии

1

§23

26

Решение задач по теме «Законы Ньютона»

1

Знать: формулы по теме.

Уметь: решать задачи по данной теме.

27

Контрольная работа №4 «Закон сохранения импульса»

1

Уметь: применять знания при решении задач по данной теме.

Раздел ΙΙ. Механические колебания и волны. Звук (11 часов)

28

Механические явления.

Механические колебания. Период, частота, амплитуда колебаний. Механические волны. Длина волны. Звук. Громкость звука и высота тона.

Колебательные движения. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник.

1

Знать: понятия свободных колебаний, колебательных систем, маятника, условия существования свободных колебаний.

Уметь: приводить примеры свободных колебаний.

§24, 25

29

Величины, характеризующие колебательное движение.

1

Знать:  понятия амплитуда, период, частота, формулу

§26

Упр 24 (2,3,4,6,7)

30

Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника то его длины»

1

Уметь: пользоваться оборудованием.

31

 Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

1

Знать: понятия затухающих и вынужденных колебаний.

Уметь: объяснять и применять закон сохранения энергии для определения полной энергии колеблющегося тела.

§28, 29, 30

§27, -дополнит.

32

Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны.

1

Знать: определение механических волн, понятия упругой волны, продольных и поперечных волн.

§31, 32

33

Длина волны. Скорость распространения волн.

1

Знать: понятие длины волны, ее обозначение, формулы

Уметь: применять формулы при решении задач.

§33

Упр 28

34

Источники звука. Звуковые колебания.

1

Знать: что может являться источником звука, какие колебания называются звуковыми.

Уметь: приводить примеры.

§34

35

Высота и тембр звука. Громкость звука. Распространение звука.

1

Знать: физические характеристики звука: высота, тембр, громкость.

§35, 36,37

36

Звуковые волны. Скорость звука.

1

Знать: понятие звуковой волны, скорости звука, условия распространения звуковых волн.

Уметь: объяснять особенности распространения звука в различных средах.

§ 38

37

Отражение звука. Эхо.  Звуковой резонанс.

1

Знать: особенности поведения звуковых волн на границе раздела двух сред, условия образования эха.

Уметь: объяснить эти явления.

§39, 40

§41-42 доп.

Упр 32(1-3)

38

Контрольная работа №5 «Механические колебания и волны»

1

Уметь: применять знания по данной теме при решении задач.

Раздел ΙΙΙ. Электромагнитное поле(16 часов)

39

Электромагнитные явления.

Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Электрогенератор. Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Свет - электромагнитная волна.Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.Принципы радиосвязи и телевидения.

Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля.

1

Знать:  понятия магнитного поля, однородного и неоднородного магнитных полей, условные обозначения.

Уметь: изображать магнитные линии однородного и неоднородного магнитных полей.

§42, 43

§44

Упр 35 (2,3)

40

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

1

Знать: правило буравчика, правило правой руки для соленоида.

Уметь: применять их на практике.

Знать: о существовании силы, действующей на проводник с током в магнитном поле, от чего зависит направление этой силы, правило левой руки.

Уметь: применять правило правой руки на практике.

§45

Упр 36(3,4)

41

Индукция магнитного поля.

Магнитный поток.

1

Знать: силовую характеристику магнитного поля – индукцию, ее обозначение, единицы ее измерения в СИ, формулу

Уметь: применять формулу при решении задач.

Знать: понятие магнитного потока, от чего зависит магнитный  поток.

Уметь: объяснять зависимость магнитного пото

§46

Упр 37

§47

42

Явление электромагнитной индукции.

1

Знать: понятие электромагнитной индукции, суть явления электромагнитной индукции.

Уметь: объяснять на опыте.

§48

Упр 39(2)

43

Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

1

Уметь:  работать с оборудованием.

44

Направление индукционного тока. Правило Ленца.

Явление самоиндукции

1

§49

§50

45

Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор.

1

§51

46

Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

1

Уметь:  работать с оборудованием.

47

Электромагнитное поле.

Электромагнитные волны.

1

Знать: понятие электромагнитного поля, условия его существования.

Знать: механизм появления электромагнитных волн, физические величины, характеризующие эти волны, зависимость свойств излучений от их длины.

Уметь: приводить примеры диапазонов электромагнит. волн, а также их применение.

§52

Упр 41

§53

48

Конденсатор

1

§54

49

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.

Принципы радиосвязи и телевидения.

1

§55

§56

50

Электромагнитная природа света.

1

Знать:  историческое развитие взглядов на природу света.

§58

51

Контрольная работа №6 «Электромагнитное поле»

1

Уметь: применять знания по данной теме при решении задач.

52

Преломление света. Физический смысл показателя преломления.

1

§59

53

Дисперсия света. Цвета тел. Спектрограф и спектроскоп.

1

§60,61

54

Типы оптических спектров. Спектральный анализ.

Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

1

§62,63,

§64

Раздел ΙV. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (11 часов)

55

Квантовые явления.

Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада.

Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.

Состав атомного ядра. Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов.

1

Знать: α-, β-, γ- лучи, их природу.

§65

56

Модели атомов. Опыт Резерфорда.

1

Знать: различные модели атомов (по Томсону и Резерфорду)

Уметь: объяснить, как Резерфорд пришел к данной модели атомов.

§66

57

Радиоактивные превращения атомных ядер.

1

Знать:  природу радиоактивного распада и его закономерности, понятие радиоактивности, понятия массового числа, зарядового числа, что они означают.

Уметь: определять массовое и зарядовое число химического элемента и определять, что это за элемент, записывать уравнение  α – распада.

§67

58

Экспериментальные методы  исследования частиц.

Открытие протона. Открытие нейтрона.

1

Знать:  методы обнаружения и исследования заряженных частиц и ядерных превращений.

 Историю открытия протона и нейтрона.

§68

§69, 70

59

Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Ядерные силы.

1

Знать: строение ядра атома, понятие ядерных сил.

§71, 72

§62,63-доп

60

Энергия связи. Дефект масс.

1

Знать: понятия энергия связи, дефект масс.

Уметь: решать задачи на нахождение энергии связи и дефекта масс.

§73

61

Деление ядер урана. Цепная реакция.

1

Знать: понятия критическая масса, цепная реакция.

Уметь: объяснить механизм деления ядер урана.

§74, 75

62

Лабораторные работы №5 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков»,  №6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

1

Уметь: работать с оборудованием.

63

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии ядер в электрическую энергию.

1

Знать: понятие атомного реактора, в чем заключается управление ядерной реакцией, основные части реактора.

Уметь: объяснить принцип работы ядерного реактора.

§76

Подготовить сообщения

64

Атомная энергетика.

Биологическое действие радиации.

1

Знать: преимущества и недостатки атомных электростанций. Правила защиты от радиоактивных излучений.

§77, 78

65

Термоядерные реакции

1

Знать: понятие термоядерной реакции, условия их протекания, их роль в существовании жизни на Земле.

Уметь: приводить примеры термоядерной реакции

§79

Повторение (3 часа)

66

Законы взаимодействия и движения тел

1

67

Электромагнитное поле

1

68

Строение атома и атомного ядра.

1

Учебно-методическая литература для учителя и учащихся:

  1. Перышкин А.В. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.- 14-е изд.- М.: Дрофа, 2010
  2. Сборник задач по физике. 7-9 кл./ Составитель В.И.Лукашик.- 20-е изд.- М.: Просвещение, 2006
  3. Дидактические материалы. Физика 9 кл./ Составитель А.Е.Марон.-  М.: Дрофа, 2002
  4. Поурочные  разработки по физике. 9 кл./ Составитель В.А.Волков –М.- ВАКО, 2005
  5. Поурочные планы по учебнику А.В.Перышкина. Физика 9 кл.  Ι и ΙΙ ч./ Составитель И.И.Мокрова.-Волгоград- Корифей, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике. УМК Перышкин А.В

Пояснительная записка и тематическое планирование по физике...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ по учебнику А.В. Перышкина "Физика. 8 класс"

Настоящая программа составлена на основе авторской программы: «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина.При реализации рабочей программы используется УМК Перышкина А. В, Гутник ...

Рабочая программа по физике для 7 класса (ФГОС), составлена на основе авторской программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы

Рабочая программа по физике для 7 класса (ФГОС),  составлена на основе авторской программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы + КТП...

Учебная рабочая программа по физике к учебнику А.В.Перышкина "Физика. 8 класс", ФГОС, рассчитанная на два часа в неделю.

Рабочая программа по физике 8 класса к учебнику А.В.Перышкина, ФГОС. " часа в неделю...

Рабочая программа по физике. Физика 7 класс. А.В.Перышкин

Учебная программа 7 класса рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю.                    ...

Рабочая программа по физике. Физика 9 класс. А.В.Перышкин

Учебная программа 9 класса рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю....

Рабочая программа по физике. Физика 9 класс. А.В.Перышкин

Учебная программа 9 класса рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю....