Рабочая программа по физике 7 класса
календарно-тематическое планирование по физике (7 класс) по теме

Мухарлямова Гульнур Азалевна

 

Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной программы по учебным предметам, утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями  федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Рассчитана на 70 часов, в том числе 10 часов для проведения контрольных работ и 15 часов для проведения лабораторных работ.

Учебно – методический комплект:

-учебник физики,  7 класс, Пурышева Н.С. Важеевская Н.Е. Допущено МО РФ. 2008 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass_plan_2013docx.docx69.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большеатнинская СОШ» Атнинского муниципального района РТ

«Рассмотрено»        «Согласовано»                                                                     «Утверждено»

Руководитель МО                                                        Заместитель директора школы                                           Директор школы

______С.М. Хасбиуллина                                                         по УВР

                                                                                     ______Ф.И.Исмагилова                                                          ______Л.С.Хакимова

                                                                                                                                                                                       Приказ  №  - --- от

Протокол №    от

«    » _______ 2012                                                                    «    » _______ 2012                                                                                  «    » _______ 2012  

Рабочая программа

учебного материала физики 7 класса

Составлена учителем физики высшей квалификационной категории

Мухарлямовой Гульнур Азалевной

на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной программы по учебным предметам, утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями  федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Рассчитана на 70 часов, в том числе 10 часов для проведения контрольных работ и 15 часов для проведения лабораторных работ.

Учебно – методический комплект:

-учебник физики,  7 класс, Пурышева Н.С. Важеевская Н.Е. Допущено МО РФ. 2008 год.

1. Л.И.Кирик. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы по физике 7 класса.

2. В. И. Лукашик, Е. В. Иванова. Сборник задач по физике 7-9 классы.

3. А. В. Перышкин. Физика 7 класс. Физика 8 класс.

4. О. Ф. Кабардин. В. А. Орлов. Тесты. Физика 7-9 классы.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:  развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды деятельности: учеба, познания, профессионально-трудовой выбор, саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения физике, как построение последовательного курса изучения физики, создающего представление об окружающем мире на основе современных научных знаний. 
На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании рабочей программы  предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют
 задачи обучения:

  1. Приобретение знаний об основных механических явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления, основных законах, их применении в технике и повседневной жизни, методах научного познания природы;
  2. Овладение способами деятельности по применению полученных знаний для объяснения физических явлений и процессов, принципов действия технических устройств; решения задач, а также по применению естественнонаучных методов познания, в том числе в экспериментальной деятельности;
  3. Освоение ключевых, общепредметных и предметных компетенций: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой.

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ:

*ОСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ О МЕХАНИЧЕСКИХ, СВЕТОВЫХ, ЗВУКОВЫХ ЯВЛЕНИЯХ; ВЕЛИЧИНАХ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЭТИ ЯВЛЕНИЯ; ЗАКОНАХ, КОТОРЫМ ОНИ ПОДЧИНЯЮТСЯ; МЕТОДАХ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ПРИРОДЫ И ФОРМИРОВАНИЕ НА ЭТОЙ ОСНОВЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФИЗИЧЕСКОЙ КАРТИНЕ МИРА;

*ОВЛАДЕНИЕ УМЕНИЯМИ ПРОВОДИТЬ НАБЛЮДЕНИЯ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ, ОПИСЫВАТЬ И ОБОБЩАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ НАБЛЮДЕНИЙ, ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРОСТЫЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ; ПРЕДСТАВЛЯТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ НАБЛЮДЕНИЙ ИЛИ ИЗМЕРЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ ТАБЛИЦ, ГРАФИКОВ И ВЫЯВЛЯТЬ НА ЭТОЙ ОСНОВЕ ЭМПИРИЧЕСКИЕ ЗАВИСИМОСТИ; ПРИМЕНЯТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ ДЛЯ ОБЪЯСНЕНИЯ РАЗНООБРАЗНЫХ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ,ПРИНЦИПОВ ДЕЙСТВИЯ ВАЖНЕЙШИХ ТЕХНИЧЕСКИХ ЗАДАЧ;

*РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ПРИОБРЕТЕНИИ НОВЫХ ЗНАНИЙ, ПРИ РЕШЕНИИ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ И ВЫПОЛНЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИИ;

*ВОСПИТАНИЕ УБЕЖДЁННОСТИ В ВОЗМОЖНОСТИ ПОЗНАНИЯ ЗАКОНОВ ПРИРОДЫ, В НЕОБХОДИМОСТИ РАЗУМНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА, УВАЖЕНИЯ К ТВОРЦАМ НАУКИ И ТЕХНИКИ; ОТНОШЕНИЯ К ФИЗИКЕ КАК К ЭЛЕМЕНТУ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ;

*ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПОВСЕДНЕВНЕЙ ЖИЗНИ, ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СВОЕЙ ЖИЗНИ, РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.

В 7-м классе особое внимание необходимо уделить формированию у учащихся основ научного подхода к изучению природы, рассмотрению примеров проявления закономерностей в явлениях природы и пониманию сущности законов природы как наиболее общих из этих закономерностей. Полезно в максимально возможной степени — особенно на начальном этапе — связывать изучение физики с пониманием окружающего мира, в том числе с «чудесами» техники, которыми учащиеся пользуются каждый день. В начале изучения физики целесообразно рассматривать явления и факты, которые не только удивляют учеников, но и находят убедительное объяснение с помощью открытых законов природы.

При решении задач надо обращать внимание учащихся, прежде всего, на понимание сути физических явлений и примеров построения математических моделей, принципа записи физических закономерностей в виде формул, в частности, на то, что любая буква в формуле может рассматриваться как неизвестная величина, если известны остальные входящие в эту формулу величины. Очень важно начинать изложение каждой новой темы с конкретных наглядных и понятных ученикам примеров, и только после их рассмотрения формулировать определения и закономерности — лучше всего совместно с учащимися.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения физики ученик должен знать

-смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, волна,

-смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, фокусное расстояние линзы;

          - смысл физических законов:  Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии,

         уметь

-описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, отражение, преломление и дисперсию света;

-использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления/

 -представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

-выражать в единицах Международной системы результаты измерений и расчетов;

-приводить примеры практического использования физических знаний о механических, звуковых, световых явлениях

-решать задачи на применение изученных физических законов;

-проводить самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

         -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-обеспечения безопасности своей жизни при использовании бытовой техники;

-сознательного выполнения правил безопасного движения транспортных средств и пешеходов;

                                                                                                 СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Название темы

Всего

Число л.р.

Часы на к.р.

1

 Физика и физические методы изучения природы.

6

-

-

2

Механические явления

42

11

7

3

Звуковые явления

6

1

4

Световые явления

16

4

2

По программе

70

15

10

                                             

Календарно - тематическое планирование учебного материала

Тема урока

Элементы содержания

(основной материал по стандарту)

Тип урока

Демонстрации

Вид контроля

Дата

Примечание

Ка

лен

дар

ная

Фак

ти

чес

кая

Введение. Физика и физические методы изучения природы

Содержание программы

(Обязательный минимум содержания основных образовательных программ)

Физика - наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы. Измерение физических величин. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физические законы. Роль физики в формировании научной картины мира

                                                                 Планируемые результаты к уровню подготовки обучающихся

(Требования к уровню подготовки)

Цель изучения введения – формирование у учащихся представлений о том, что изучает физика и астрономия и какие методы они используют при этом. В итоге у учащихся должны сформироваться представления о том, что физика изучает физические явления, происходящие в микро -, макро -, мегамире, используя при этом экспериментальные и теоретические методы познания. Они также должны понимать, что познание начинается с наблюдений, в результате которых устанавливаются экспериментальные факты, для их объяснения выдвигаются гипотезы, выполняется эксперимент, который подтверждает или опровергает гипотезы, даётся теоретическое пояснение.

Учащиеся должны запомнить: 

- условные обозначения физических величин: длина, температура, время, масса;

- единицы физических величин;

- физические приборы: линейка, секундомер, термометр, рычажные весы;

- методы изучения физических явлений: наблюдение, эксперимент, теория;

Учащиеся должны уметь: 

- измерять длину, время, температуру;

- вычислять погрешность прямых измерений длины, температуры, времени;

- записывать результат измерений с учётом погрешности;

1.

Что изучает физика и астрономия. Как изучают явления природы. Наблюдения и эксперимент. Научная гипотеза. Логика научного познания. Физические приборы.

Вводный инструктаж по ТБ. Природа. Явления природы. Физические явления. Тело и вещество. Физика-наука о природе и свойства вещества. Астрономия - одна из древнейших наук о природе. Связь физики и астрономии. Роль наблюдений в изучении астрономич. объектов.

Урок изучения нового материала.

Примеры физических явлений: механическое движение, разряд между кондукторами электрофорной машины, разложение света в спектр. Различные физические приборы: метр, термометр, секундомер, амперметр, барометр и др.

Беседа

2.

Физические величины. Единицы физических величин.

Физическая величина - количественная характеристика физических явлений,  свойств тел и веществ. Значение физической величины. Числовое значение и единица физической величины.

Урок изучения нового материала

Устный опрос

3.

Измерение физических величин. Точность измерений.

Измерение физических величин. Шкала измерительного прибора. Цена деления шкалы измерительного прибора. Определение значения физической величины по шкале прибора. Погрешность измерений. Точность измерений. Запись результата измерений с учётом погрешности.

-       Урок обобщения и систематизации знаний

Метр, термометр, секундомер.

Физический диктант

4.

Лабораторная работа № 1. Измерение длины, объёма и температуры тела.

Инструктаж№1. Правила пользования линейкой, мензуркой, термометром. Запись результата измерений.  Определение погрешности измерения. Инструктаж №2.

-       Урок закрепления изученного

Мензурка, линейка, термометр.

Лабораторная работа

5.

Лабораторная работа №3. Измерение времени.

Инструктаж№3. Измерение времени движения тела с помощью секундомера.

-       Урок закрепления изученного

Секундомер, шарик на нити.

Лабораторная работа

6.

Связи между физическими величинами. Физические теории. Физика и техника. Физика и окружающий мир.

Физические теории. Физика и техника. Физика и окружающий мир. Физический закон. Обобщение знаний по теме «Введение».

-       Урок обобщения и систематизации знаний

Таблица СИ.

Тест

Механические явления

Содержание программы

     (Обязательный минимум содержания основных образовательных программ)

Механическое движение. Система отсчёта и относительность движения. Путь. Скорость. Ускорение. Траектория. Равномерное и неравномерное движения. Средняя скорость. Движение по окружности. Инерция. Законы Ньютона. Взаимодействие тел. Масса. Плотность. Сила. Сложение сил. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Свободное падение. Вес тела. Невесомость. Центр тяжести тела. Закон всемирного тяготения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Работа. Энергия. Мощность. Закон сохранения механической энергии. Условие равновесия тел. Простые механизмы. КПД. Давление.

Наблюдение и описание различных видов механического движения, взаимодействия тел, передачи давления жидкостями и газами, плавания тел, механических колебаний и волн; объяснение этих явлений на основе законов динамики Ньютона, законов сохранения импульса и энергии, закона всемирного тяготения, законов Паскаля и Архимеда.

Измерение физических величин: времени, расстояния, скорости, массы, плотности вещества, силы, давления, работы, мощности, периода колебаний маятника.

Проведение простых опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: пути от времени при равномерном и равноускоренном движении, силы упругости от удлинения пружины, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, силы трения от силы нормального давления, условий равновесия рычага.

Практическое применение физических знаний для выявления зависимости тормозного пути автомобиля от его скорости; использования простых механизмов в повседневной жизни.

Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: весов, динамометра, барометра, простых механизмов.

Планируемые результаты к уровню подготовки обучающихся

(Требования к уровню подготовки)

В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать

  1. смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие,
  2. смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия,
  3. смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии,

уметь

  1. описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение,
  2. использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления,
  3. представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления,
  4. выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  5. приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
  6. решать задачи на применение изученных физических законов;
  7. осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств

Цель изучения темы - формирование знаний об основных понятиях и законах механики, изучение которых составляет основу для дальнейшего освоения курса физики основной школы. 

Учащиеся должны запомнить: 

- условные обозначения физических величин;

- единицы их измерения;

- физические приборы;

- определения понятий: механическое движение, равномерное и неравномерное движения, тело отсчёта, траектория, путь, скорость, ускорение, масса, сила, плотность, сила тяжести, сила трения, сила упругости, вес, невесомость, давление, работа, мощность, энергия, КПД, простые механизмы;

- формулы;

- графики зависимости физических величин;

- законы.

Учащиеся должны уметь: 

- определять неизвестные величины, входящие в формулы;

- строить графики;

- по графикам определять значения величин;

- применять знания по механике к анализу и объяснению явлений природы;

7.

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения.

Мех.движение. Поступательное, вращательное, колебательное движение. Относит.  движения. Тело отсчёта.

Урок изучения нового материала

Относительность движения

 (с помощью тележки). Видеофрагмент.

Беседа

8.

Траектория. Путь. Равномерное движение.

Траектория движения. Путь. Единицы пути. Равномерное движение. Скорость равномерного движения. Скалярные и векторные величины.

Урок изучения нового материала

Траектории движения шарика на шнуре, мела на классной доске.

Опрос

9.

Скорость равномерного движения Решение задач.

Скорость равномерного движения Решение задач.

Урок изучения нового материала

Решение задач

10.

Лабораторная работа №4. Изучение равномерного движения.

Инструктаж №4. Вычисление скорости движения тела.

-       Урок закрепления изученного

Движение шарика по наклонному жёлобу.

Лабораторная работа

11.

Неравномерное движение. Средняя скорость.

Неравномерное движение. Средняя скорость. Урок изучения нового материала

Урок изучения нового материала

Неравномерное движение тележки. Видеофрагмент.

Опрос

12.

Равноускоренное движение. Ускорение.

Равноускоренное движение. Ускорение. Формула для вычисления ускорения. Единицы ускорения. Расчёт скорости равноускоренного движения.

Урок изучения нового материала

Видеофрагмент. Движение тележки по наклонной плоскости.

Решение задач

13.

Решение задач. Путь,  пройденный телом при равноускоренном движении.*

Расчёт скорости при равноускоренном движении. Построение и чтение графиков зависимости скорости равноускоренного движения от времени.

-       Урок закрепления изученного

Решение задач

14.

Контрольная работа №1.

Кинематика.

-      УПК

Контрольная работа

15.

Инерция. Закон инерции.

Анализ типичных ошибок. Причина изменения скорости. Явление инерции.

Урок изучения нового материала

Изменение скорости движения тела при действии на него другого тела.

Беседа

16.

Масса.

Взаимодействие тел. Масса. Инертность. Масса как мера инертности тела.

Урок изучения нового материала

Взаимодействие тележек, нагруженных различными грузами.

Тест

17.

Измерение массы. Лабораторная работа№5.

Инструктаж№5. Измерение массы на рычажных весах. Единицы массы. Рычажные весы.

-       Урок закрепления изученного

Измерение массы на рычажных весах.

Лабораторная работа

18.

Плотность вещества.

Плотность вещества. Формула плотности. Единицы плотности. Плотности твёрдых тел, жидкостей, газов.

Урок изучения нового материала

Сравнение плотностей различных веществ.

Решение задач

19.

Лабораторная работа №6. Измерение плотности вещества твёрдого тела.

Инструктаж №6. Измерение плотности вещества твёрдого тела. Решение задач.

-       Урок закрепления изученного

Лабораторная работа

20.

Решение задач.

Плотность. Масса. Объём.

-          УЗИ

Решение задач

21.

Контрольная работа №2.

Плотность. Масса. Объём.

УПК

Контрольная работа

22.

Сила. Сила – физическая величина. Единицы силы. Сила как мера взаимодействия тел.

Анализ типичных ошибок.  Зависимость ускорения тела от его массы и действующей на него силы.

Урок изучения нового материала

Опыты по рисункам 54,45. Видеофрагмент.

Беседа

23.

Измерение силы. Международная система единиц. Измерение сил с помощью дин.

Деформация-результат взаимодействия тел. Упругая деформация. Динамометр, его устройство.

-       Урок закрепления изученного

Опыты, демонстрирующие упругую деформацию. Динамометр. Видеоф

Физический диктант

24.

Сложение сил.

Сложение сил. Равнодействующая и составляющие силы.

-       Урок закрепления изученного

Сложение сил, действующих по одной прямой.

Решение задач

25.

Сила упругости. Закон Гука.

Зависимость силы упругости от удлинения тела. Жёсткость пружины.

Урок изучения нового материала

Упругие свойства пружины.

Опрос

26.

Сила тяжести.

Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы тела. Ускорение свободного падения.

Урок изучения нового материала

Видеофрагмент.

Физический диктант

27.

Закон всемирного тяготения.

Сила всемирного тяготения. Гравитационная постоянная.  

Урок изучения нового материала

Решение задач

28.

Вес тела. Невесомость.

Вес тела. Невесомость.

Урок изучения нового материала

Падение тела, прикреплённого к упругой пружине.

Решение задач

29.

Лабораторная работа №7. Градуировка динамометра и измерение сил.

Инструктаж №7. Градуировка динамометра и измерение сил.

-       Урок закрепления изученного

Лабораторная работа

30.

Контрольная работа №3.

Сила.

-       УПК

Контрольная работа

31.

Давление.

Анализ типичных ошибок. Формула давления. Единицы давления. Давление в природе и технике.

Урок изучения нового материала

Давление твёрдого тела на опору. Видеофрагмент.

Беседа

32.

Решение задач.

Давление.

-       Урок закрепления изученного.

Решение задач

33.

Сила трения.

Сила трения. Виды трения. Сила нормального давления. Коэффициент трения скольжения.

Урок изучения нового материала

Измерение трения. Сравнение сил трения качения и скольжения. Видеофрагмент.

Решение задач

34.

Лабораторная работа№8, 9. Измерение силы трения скольжения.

Инструктаж №8, 9. Измерение силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения.

-       Урок закрепления изученного

Измерение силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения

Лабораторная работа

35.

Законы Ньютона*.

Решение задач. Кратковременная контрольная работа №4 по теме «Давление. Сила трения».

-       Урок проверки и коррекции знаний и умений

Физический диктант

36.

Механическая работа.

Анализ типичных ошибок. Формула работы. Единицы работы.

Урок изучения нового материала

Видеофрагмент.

Решение задач

37.

Мощность.

Мощность. Формула мощности. Единицы мощности.

Урок изучения нового материала

Тест

38.

Решение задач.

Решение задач. Кратковременная контрольная работа №5 по теме «Мощность. Работа».

-       Урок проверки и коррекции знаний и умений

Решение задач

39.

Простые механизмы.

Правило равновесия рычага.

Анализ типичных ошибок. Простые механизмы. Виды простых механизмов.

Урок изучения нового материала

Видеофрагмент. Различные простые механизмы.

Тест

40.

Лабораторная работа№10. Изучение условия равновесия рычага.

Инструктаж №10. Изучение условия равновесия рычага.

-       Урок обобщения и систематизации знаний

Изучение условия равновесия рычага.

Лабораторная работа

41.

Применение правила равновесия рычага к блоку.

Блок. Виды блоков. «Золотое правило» механики.

Урок изучения нового материала

Изменение направления действия силы .

Решение задач

42.

Коэффициент полезного действия.

Полезная работа. Полная работа. КПД.

Урок изучения нового материала

Решение задач

43.

Лабораторная работа №11. Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости.

Инструктаж №11. Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости.

-       Урок закрепления изученного

Измерение КПД наклонной плоскости.

Лабораторная работа

44.

Энергия. Кратковременная контрольная работа №6.

Энергия. Единицы энергии. Кратковременная контрольная работа .

-       УОС

Опыты по рисункам 118,120 учебника. Видеофрагмент.

Контрольная работа

45.

Кинетическая и потенциальная энергия.

Анализ типичных ошибок. Кинетическая и потенциальная энергия.

Урок изучения нового материала

Видеофрагмент.

Физический диктант

46.

Закон сохранения энергии в механике.

Закон сохранения энергии в механике. Превращение энергии.

Урок изучения нового материала

Видеофрагмент. Превращение энергии.

Решение задач

47.

Повторение и обобщение темы.

Основные законы, понятия, физические величины, эксперименты.

-       УОС

Решение задач

48.

Контрольная работа №7.

Механика. Энергия.

-       Урок проверки  знаний  

Контрольная работа

       Звуковые явления

Содержание программы

(Обязательный минимум содержания основных образовательных программ)

         Механические колебания. Период, частота, амплитуда колебаний. Механические волны. Длина волны. Звук. Громкость звука. Высота тона.

Наблюдение и описание механических колебаний и волн;

Измерение физических величин: периода колебаний маятника.

Проведение простых опытов и экспериментальных исследований периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, 

Практическое применение физических знаний 

Планируемые результаты к уровню подготовки обучающихся

(Требования к уровню подготовки)

В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать

  1. смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, волна

уметь

  1. описывать и объяснять физические явления: механические колебания и волны
  2. использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени,
  3. представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины,
  4. выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  5. приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
  6. решать задачи на применение изученных физических законов;
  7. осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

 Основная цель: сформировать представления об источниках и условиях распространения звуковых колебаний.

         Учащиеся должны запомнить условные обозначения физических величин, единиц измерения, диапазон частот звуковых колебаний, определения понятий, формулы.

         Учащиеся должны уметь:

- объяснять процессы  образования поперечной и продольной волн, распространения звука в среде, происхождения эха, превращения энергии при колебательном движении;

- вычислять частоту колебаний маятника по известному периоду и наоборот;

- определять неизвестные величины, входящие в формулы;

        Учащиеся должны понимать:

- характер зависимости периода колебаний груза, подвешенного на нити, от длины нити;

- характер зависимости длины волны в среде от частоты колебаний частиц среды и скорости распространения волны;

- характер зависимости скорости звука от свойств  среды и температуры;

- зависимость громкости звука от амплитуды колебаний, высоты звука, от частоты колебаний.

49.

Колебательное движение. Период колебаний математического маятника*.

Анализ типичных ошибок. Маятник.  Характеристики колебательного движения. Единицы этих величин.

Урок изучения нового материала

Колебательное движение. Видеофрагмент.

Беседа

50.

Звук. Источники звука.

Камертон.

Голосовой аппарат человека. Частота звуковых колебаний.

Урок изучения нового материала

Звучание струны, камертона, металлической линейки.

Физический

диктант

51.

Волновое движение. Длина волны. Скорость волны.

Условия возникновения и распространения волн. Поперечные и продольные волны.

Урок изучения нового материала

Образование волн. Видеофрагмент.

Защита проектной работы

52.

Звуковые волны. Распространение звука.  Скорость звука.

Звуковые волны. Распространение звука.  Скорость звука. Проводники звука.

Урок изучения нового материала

Электрический звонок под колоколом воздушного насоса.

Опрос

53.

Громкость и высота звука. Отражение звука.

Громкость и высота звука. Отражение звука.

Урок изучения нового материала

Зависимость громкости звучания камертона от амплитуды его колебаний.

Решение задач

54.

Повторение и обобщение темы. Контрольная работа №8.

Звуковые явления.

-       Урок проверки и коррекции знаний и умений

Контрольная работа

Световые явления

Содержание программы

(Обязательный минимум содержания основных образовательных программ)

Элементы геометрической оптики. Закон прямолинейного распространения света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Свет - электромагнитная волна. Дисперсия света. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

 Наблюдение и описание отражения, преломления и дисперсии света; объяснение этих явлений.

Измерение физических величин: фокусного расстояния собирающей линзы.

Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по изучению: угла отражения света от угла падения, угла преломления света от угла падения.

Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: очков, фотоаппарата, проекционного аппарата.

Планируемые результаты к уровню подготовки обучающихся

(Требования к уровню подготовки)

Основная цель-знакомство учащихся со световыми явлениями, формирование у них системы знаний по геометрической оптике – основных понятий (световой пучок, световой луч, углы падения, отражения, преломления), основных законов (прямолинейного распространения света, отражения, преломления, независимости световых пучков), применений зеркала, линзы, оптических приборов.

В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать

  1. смысл физических величин: фокусное расстояние линзы;
  2. смысл физических законов: прямолинейного распространения света, отражения света.

уметь

  1. описывать и объяснять физические явления: отражение, преломление и дисперсию света;
  2. представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
  3. выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  4. приводить примеры практического использования физических знаний об  электромагнитных и квантовых явлениях;
  5. решать задачи на применение изученных физических законов;
  6. осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Учащиеся должны запомнить:

- условные обозначения физических величин

- единицы этих физических величин

- основные точки и линии линзы

- оптические приборы: зеркало, линза, фотоаппарат, проекционный аппарат, лупа, очки.

- недостатки зрения: близорукость и дальнозоркость

- состав белого света

- дополнительные и основные цвета

- условия применимости закона прямолинейного распространения света

Распознавать: 

- естественные и искусственные источники света

- лучи падающий, отражённый, преломлённый

- углы падения, отражения, преломления

- зеркальное и диффузное отражение

- сложение цветов и смешение красок

Понимать и уметь объяснять:

- физические явления: образование тени и полутени, солнечные и лунные затмения

- ход лучей в призме

- оптическую систему глаза

- зависимость размеров изображения от угла зрения

- происхождение радуги

- причину разложения белого света в спектр

- границы применимости закона прямолинейного распространения света

- зависимость числа изображений от угла между зеркалами

- причины близорукости и дальнозоркости и роль очков в их коррекции

Уметь:

- применять знания законов прямолинейного распространения света,

отражения и преломления к объяснению явлений

- изображать на чертеже световые пучки с помощью световых лучей

- строить: изображение предмета в плоском зеркале, ход лучей в призме, изображение предметов, даваемых линзой

- вычислять оптическую силу линзы по известному фокусному расстоянию и наоборот

- определять неизвестные величины, входящие в формулу тонкой линзы

55.

Источники света. Прямолинейное распространение света. Лабораторная работа №12. Лампа накаливания.

    Анализ

    типичных ошибок. Источники отражённого света. Тепловые и люминесцирующие источники. Инструктаж №12. Наблюдение прямолинейного распространения света.

Урок изучения нового материала

Различные источники света. Наблюдение прямолинейного распространения света. Видеофрагмент.

Лабораторная работа

56.

Световой пучок и световой луч. Образование тени и полутени.

Образование тени и полутени. Свойство независимости световых пучков. Точечный источник света. Тень и полутень. Солнечное и лунное затмения.

Урок изучения нового материала

Световые пучки разной формы. Независимость световых пучков. Образование тени и полутени. Видеофрагмент.

Защита проектной

работы

57.

Отражение света. Лабораторная работа №13.

Инструктаж №13. Изучение явления отражения света. Закон отражения света. Обратимость световых лучей. Зеркальное и рассеянное отражение света.

Урок изучения нового материала

Отражение света. Видеофрагмент.

Лабораторная работа

58.

Изображение предмета в плоском зеркале. Вогнутое зеркало*.

Получение изображения в плоском зеркале. Мнимое изображение. Перископ.

-       Урок закрепления изученного

Получение изображения свечи.

Видеофрагмент.

Решение задач

59.

Решение задач.

Повторение и обобщение темы.

-       УЗИ

Решение задач

60.

Преломление света. Лабораторная работа №14.

Инструктаж №14. Изучение явления преломления света. Оптическая плотность. Закон преломления света*.

-       Урок закрепления изученного

Преломление света. Видеофрагмент.

Лабораторная работа

61.

Полное внутреннее отражение.

Полное внутреннее отражение. Предельный угол полного внутреннего отражения. Волоконная оптика*.

Урок изучения нового материала

Видеофрагмент.

Самосто

ятельная работа

62.

Линза. Ход лучей в линзах. Лабораторная работа №15. Изучение изображения, даваемого линзой.

Виды линз. Главная оптическая ось линзы. Оптический центр линзы. Главный фокус линзы. Фокусное расстояние. Инструктаж №15.

-       Урок закрепления изученного

Различные виды линз. Получение изображений с помощью линзы.

Лабораторная работа

63.

Решение задач. Формула линзы*.

Световые явления.

-       УОС

Решение задач

64.

Контрольная работа №9.

Световые явления.

-       Урок проверки и коррекции знаний и умений

Контрольная работа

65.

Фотоаппарат. Проекционный аппарат. Глаз.

Устройство фотоаппарата и ход лучей в нём. Устройство проекционного аппарата и ход лучей в нём. Глаз.

Урок изучения нового материала

Модели фотоаппарата.

Защита проектной

работы

66.

Очки. Лупа. Разложение белого света в спектр.

Недостатки зрения. Очки. Лупа. Спектр белого света. Радуга.

Урок изучения нового материала

Получение изображений с помощью линзы. Разложение белого света в спектр.

Опрос

67.

Сложение спектральных цветов.

Сложение спектральных цветов. Цвета тел.

-       Урок закрепления изученного

Разложение белого света в спектр.

Защита проектной

работы

68.

Решение задач.

Обобщение и повторение материала.

-       Урок закрепления изученного

Решение задач

69.

Контрольная работа №10.

Итоговая.

-       Урок проверки и коррекции знаний и умений

Контрольная работа

70.

Заключительный урок.

Анализ типичных ошибок.

-       Урок обобщения и систематизации

Литература:

-учебник физики,  7 класс, Пурышева Н.С. Важеевская Н.Е. Допущено МО РФ. 2008 год.

-дополнительный материал:

1. Л.И.Кирик. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы по физике 7 класса.

2. В. И. Лукашик, Е. В. Иванова. Сборник задач по физике 7-9 классы.

3. А. В. Перышкин. Физика 7 класс. Физика 8 класс.

4. О. Ф. Кабардин. В. А. Орлов. Тесты. Физика 7-9 классы.

Перечень учебно-методического обеспечения:

  1. http://www.afportal.ru/catalogue/phys/1

Порталы и крупные сайты

1.Физическая энциклопедия школьников.
От объединения учителей и методистов Санкт-Петербурга.

2.Открытая Физика
Один из
 лучших ресурсов по физике, является частью проекта "Открытый Колледж". Здесь есть on-line учебник по всем разделам школьной физики и задачи олимпиад. Зарегистрировавшись, каждый желающий сможет пройти тесты разного уровня сложности по любым темам программы в Системе Дистанционного Обучения (СДО). Можно поработать с интерактивными Java-апплетами по физике (МОДЕЛИ). Имеется качественная подборка ссылок на интернет-ресурсы по физике и полезная информация для учителей. Опубликованы стандарты образования и учебные планы для многопрофильных школ, разноуровневых и профильных классов.

3.Физика.ru
Сайт является некоммерческим частным проектом Кривченко И. В. (Москва). На сайте размещены
 учебники физики для 7, 8 и 9 классов, сборники вопросов и задач, тесты, описания лабораторных работ. Эти материалы — для учащихся. Учителя здесь найдут тематические и поурочные планы, методические разработки. Система "Проверялкин" служит для организации интерактивной работы обучаемого с текстами учебника и многоуровневыми заданиями для самоконтроля к ним. К сожалению, с октября 2005 года сайт не обновляется, поэтому заполнены не все разделы.

4.Учебно-методическая газета "Физика" издательского дома "Первое сентября"
Материалы по физике и астрономии
 для учителей за 2000-2007 годы. Полнотекстовая версия номера газеты появляется на сайте через год со дня выхода в бумажном виде (выходит 2 раза в месяц).

5.Кабинет физики Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования
Непрофессионально сделанный сайт, предназначенный
 для учителей и учеников, родителей и методистов. Размещенные здесь материалы способствуют улучшению качества преподавания физики, разрешению некоторых вопросов методики. Среди рубрик: стандарты, программы и учебники, конспекты, тесты и задачи, олимпиады, коллекция полезных ссылок. Есть библиотека книг по истории физики, доступных для скачивания (формат djvu).

6.Вся ФИЗИКА
Сайт содержит Фейнмановские лекции по физике, физический энциклопедический словарь, различную справочную информацию и ЕГЭ-онлайн.

Небольшие сайты по физике

Полевая природа материи - Для всех, кто интересуется природой элементарных частиц и полей.

www.zero-gravity.ru - Квантовая гравитация и космология. Математическая логика квантовой теории тяготения. Новый подход, оригинальные решения.

abitura.com - сайт по физике и не только по физике для школьников, абитуриентов, студентов и их родителей.

rizfiz.narod.ru — семинары по физике, выложенные в формате doc. Ссылки на книги в формате djvu.

Клуб "Константа" — размещен ряд научных статей из разных областей физики и астрономии. Статьи часто носят дискуссионный характер, но могут быть полезны тем, кто углубленно изучает физику.

e-Shablon - Электронный шаблон примеров и задач.

Российские и белорусские сайты учителей физики

Российские сайты:

Популярный сайт заслуженного учителя РФ Виктора Елькина (Кировская область, школа № 5). Вопросы и ответы, сказки, хитроумные задачи, загадки — в общем, занимательная физика для школьников.

Обучающие трехуровневые тесты по физике для средних и старших классов школы на сайте учителя Виталия Регельмана. Готовых ответов на сайте нет. Решите хотя бы один тест и отправьте свои ответы автору по e-mail. Если вы правильно ответили хотя бы на половину вопросов, учитель пришлет свои ответы с комментариями. Все бесплатно.

«Класс!ная физика» для любознательных — сайт учителя гимназии № 42 Санкт-Петербурга Елены Балдиной. Красочный сайт с интересными вопросами по физике и занимательными опытами для всех классов школы. Есть советы выпускникам.

«Физика для всех» — cделанный на любительском уровне сайт учителя Сергея Ловягина с не совсем удобной навигацией.
Для учащихся: описания самодельных приборов, интересные рассказы о физиках и физике, рисунки учеников и их размышления, а также юмор.
Для учителей: концепция преподавания физики в классах гуманитарной ориентации, описания простых и наглядных экспериментов, идеи для проведения уроков и проектов.

center.fio.ru — сетевое методическое объединение учителей физики. В разделе "физика" находится много полезных разработок к урокам. 

Белорусские сайты:

Подготовка к тестированию - сайт репетитора по математике и физике Евгения Ливянта.

www.alsak.ru — сайт учителя физики Могилевского государственного областного лицея №1 Саковича Александра. Размещена авторская дидактическая система. Есть материалы журнала ФПВ. Большое количество ссылок на библиотеки.

schoolfizik.na.by — сайт ведет учитель Цвыр Андрей Васильевич. Есть задачи по физике с ответами без решений для школьников и методические рекомендации для учителей. Раздел по математике.

Сайты олимпиад по физике

phys.rusolymp.ru — cайт Российских олимпиад. Много статистики, новостей. Сами условия задач и решения находятся в виде документов Word, упакованных в zip-архивы, что не совсем удобно.

physolymp.spb.ru — олимпиады по физике Санкт-Петербурга. Условия задач, решения. Статистика, форум.

olympiads.mccme.ru/mfo/ — Московская городская олимпиада школьников по физике. Условия задач.

belpho.org — Белорусские олимпиады школьников по физике.

belastro.org — Белорусские олимпиады школьников по астрономии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...