Изучение равномерного движения
статья по физике (9 класс) по теме

Некрасов Александр Григорьевич

Предложена компьютерная модель равномерного движения тела на языке Visual Basic. Может быть использована как киртуальная лабораторная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx132.96 КБ

Предварительный просмотр:

                                           

                 

ИЗУЧЕНИЕ РАВНОМЕРНОГО ДВИЖЕНИЯ

Некрасов Александр Григорьевич, учитель физики

Статья относится к разделу : преподавание физики



Цели:

  1. Организационные:  Создать условия для работы на компьютере и создание ситуаций успеха, востребованности функций личности учащихся и их самоконтроль.
  2. Обучающие:  Познакомить с уравнениями равномерного движения. Приемами познавательной деятельности, умению работать с физической моделью. Показать значимость этой темы для последующей познавательной деятельности.
  3. Развивающие: Развитие мышления, умение делать выводы. Развитие сенсорной сферы: видеть в физической модели процессы движения тела как в пространстве, так и во времени (развитие глазомера, ориентированности и т.п.). Развитие логического мышления учащихся на основе работы на компьютере.
  4.  Воспитывающие: Прививать культуру работы на компьютере. Развитие познавательных интересов учащихся, умению работать самостоятельно и в коллективе. Воспитывать уверенность в своих силах и возможностях, правильно переживать успех и неудачу, похвалу. Воспитывать стремление к к самостоятельности в решении задач физического моделирования.

Вид урока: изучение физической модели на компьютере.

     Цель работы: изучить равномерное движение и определить скорость тела, его координату и путь за заданное время t.

     Оборудование, средства измерения: Компьютер, программа Microsoft Visual Basic 6.0.

(Компьютерная программа авторская)

     Теоретическое обоснование

      Равномерным называется движение, при котором тело за равные промежутки времени проходит одинаковые расстояния. Скорость тела при этом постоянная. Уравнение движения для координат имеет вид

   

где v – скорость тела, t – время. Вектор перемещения

а путь равен

 

 

      Порядок выполнения работы.

 

  1. Кликнуть по ярлыку                                                                                                                                                                                                                                                        

Откроется окно программы

  1. Выделить Standard EXE и нажать на кнопку «Открыть». Если данная программа уже установлена, то ее надо просто открыть. Если нет, то ее можно установить. Для чего на форме необходимо поместить соответствующие кнопки и поля. Ниже на рисунке приведен интерфейс данной работы.

  1. Запуск программы осуществляется кнопкой со значком

На этой форме необходимо ввести значение начальной скорости , начальной координаты , время , через которое мы хотим узнать положение тела. После введения начальных параметров движения, нажимаем кнопку «Старт». Наблюдаем за движением тела, построение графика зависимости , а также значения параметров положения тела в момент времени   ( и путь

  1. Окончательно окно будет выглядеть следующим образом:

  1. Сделать выводы.
  2. Вопросы:
  1. Что такое начальная скорость и начальная координата точки?
  2. Как по графику скорости определить путь?
  3. Как угол наклона графика координаты точки зависит от скорости?

В заключение отметим, что программирование на языке Visual Basic изучается в школе.

     Литература:

  1. Касьянов В. А. Физика. 10 кл. – М.: Дрофа, 2002. – 416 с.
  2. Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 511 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Приведем саму программу (без комментариев).

Option Explicit

Private Sub Command1_Click()

Dim Vo, T1, T, Q, s As Double, I As Integer, z, Xo, X, Y, X1, Y1, r1 As Byte

Form1.BackColor = RGB(20, 30, 120)

Vo = Val(TxtVo.Text)

T1 = Val(txtT1.Text)

Xo = Val(TxtXo.Text)

Pic1.Scale (0, 50)-(50, -10)

Pic1.Line (0, 0)-(50, 0)

For I = 0 To 50 Step 5

Pic1.PSet (I, 0)

Pic1.Print I

Next I

Pic1.Line (0, -5)-(0, 45)

For I = -10 To 50 Step 5

Pic1.PSet (0, I)

Pic1.Print I

Next I

For T = 0 To 30 Step 1

X = Xo + Vo * T

Y = 20

txtX.SelText = X

txtT.SelText = T

Pic2.Scale (0, 30)-(30, 0)

For s = 1 To 50 Step 2

Pic2.Line (s, 0)-(s, 50)

Pic2.Line (0, 1.5 * s)-(50, 1.5 * s)

Next s

Pic2.Circle (T, X), 0.2, vbRed

Pic2.Circle (T, Y), 0.2, vbBlue

For Q = 0 To 1 Step 0.2

Pic1.Circle (X, Y), Q, vbRed

For z = 0 To 2000000

Next z

Next Q

For Q = 0 To 1 Step 0.2

 Pic1.Circle (X, Y), Q, RGB(250, 250, 250)

 Next Q

Next T

Pic1.Circle (X1, Y1), 1, vbYellow

r1 = Vo * T1

s = r1

X1 = Xo + Vo * T1

Y1 = Y

Pic1.Circle (X1, Y1), 1, vbBlue

TxtX1.Text = X1

TxtY1.Text = Y1

txtr1.Text = r1

Txts.Text = s

End Sub

Private Sub Command2_Click()

End

End Sub


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачет по физике для 10-11 классов по теме "Общие сведения о движении Прямолинейное равномерное движение"

Одной из форм обобщённого контроля знания учащихся является проведение зачётов по пройденным темам. В данной публикации предлагается разработанный мною зачёт для учащихся 10-11 классов по теме "Общие ...

Лабораторная работа "Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении"

Лабораторная работа № 3.Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости.Цель работы: определить зависимость пути от времени при равномерном движени...

лабораторная работа" Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости"

Цель работы: определить зависимость пути от времени при равномерном движении. Измерить скорость.          Приборы и материалы: трубка стеклянная...

Равномерное движение тел. Скорость. Уравнение равномерного движения. Решение задач.

Равномерное движение тел. Скорость. Уравнение равномерного движения. Решение задач....

Тема: Перемещение при прямолинейном равномерном движении Тип урока: Изучение нового материала Класс: 9

КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИКИ Тема: Перемещение при прямолинейном равномерном движенииТип урока: Изучение нового материалаКласс: 9Цели урока:Образовательные. Познакомить учащихся с характерными особеннос...