Тема: Перемещение при прямолинейном равномерном движении Тип урока: Изучение нового материала Класс: 9
методическая разработка по физике (9 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИКИ
Тема: Перемещение при прямолинейном равномерном движении
Тип урока: Изучение нового материала
Класс: 9
Цели урока:
- Образовательные. Познакомить учащихся с характерными особенностями прямолинейного равномерного движения. Сформулировать понятие скорости как одной из характеристик равномерного движения тела.
- Научить учащихся вычислять перемещение при равномерном прямолинейном движении.
- Научить учащихся строить и читать графики зависимости скорости и координаты от времени.
- Развивающие. Развивать интеллектуальных умений учащихся (наблюдать, сравнивать, применять ранее усвоенные знания в новой ситуации, размышлять, анализировать, делать выводы)
- Воспитательные. Формировать коммуникативных умений учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_fizika_beru.docx | 30.47 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИКИ
Тема: Перемещение при прямолинейном равномерном движении
Тип урока: Изучение нового материала
Класс: 9
Цели урока:
- Образовательные. Познакомить учащихся с характерными особенностями прямолинейного равномерного движения. Сформулировать понятие скорости как одной из характеристик равномерного движения тела.
- Научить учащихся вычислять перемещение при равномерном прямолинейном движении.
- Научить учащихся строить и читать графики зависимости скорости и координаты от времени.
- Развивающие. Развивать интеллектуальных умений учащихся (наблюдать, сравнивать, применять ранее усвоенные знания в новой ситуации, размышлять, анализировать, делать выводы)
- Воспитательные. Формировать коммуникативных умений учащихся.
ПЛАН УРОКА
Этапы урока | Время | Действие |
1. Орг.момент | (2 мин.) | Готовность класса к уроку |
2.Повторение предыдущего материала | (10 мин.) | Повторение предыдущего материала |
3.Изучение нового материала | (15 мин) | Изучение нового материала |
4.Закрепление материала | (10 мин) | Закрепление материала |
5.Домашнее задание | (3 мин) | Домашнее задание |
Ход урока
- Орг.момент
(Приветствие учеников)
2. Повторение предыдущего материала и проверка домашнего задания
В начале урока проверяется у учащихся знания: написание проверочной работы по теории изученного материала:
I вариант
- Что называется материальной точкой?
- В каких случаях поезд можно считать материальной точкой? Объясните, почему.
- поезд движется из Барнаула в Бийск;
- осуществляется посадка пассажиров.
- Какую систему координат вы выберите при решении следующих задач:
- самолет совершает перелет;
- человек движется в лифте;
- футболист на поле.
- Что такое траектория, путь, перемещение?
- В каких случаях проекция перемещения на ось положительная, в каких отрицательна?
- Какое движение называют равномерным?
II вариант
- Что такое система отчета?
- В каких случаях человека автомобиль можно считать материальной точкой? Объясните, почему.
- производится ремонт двигателя;
- автомобиль совершает переезд.
- Какую систему координат вы выберите при решении следующих задач:
- движение трамвая;
- подводная лодка в океане;
- автомобильные гонки.
- В чем отличие пути от перемещения?
- Дайте определение скорости равномерного прямолинейного движения.
- В каких случаях проекция скорости равномерного движения на ось положительна, в каких отрицательна?
- Изучение нового материала
Равномерным прямолинейным движением называют такое происходящее по прямолинейной траектории движение, при котором тело (материальная точка) за любые равные промежутки времени совершает одинаковые перемещения.
Перемещение тела в прямолинейном движении обычно обозначают s. Если тело движется по прямой только в одном направлении, модуль его перемещения равен пройденному пути, т.е. |s|=s. Для того, чтобы найти перемещение тела s за промежуток времени t, необходимо знать его перемещение за единичное время. С этой целью вводят понятие скорости v данного движения.
Скоростью равномерного прямолинейного движения называют постоянную векторную величину, равную отношению перемещения тела к промежутку времени, в течение которого было совершено это перемещение:
v=s/t. (1)
Направление скорости в прямолинейном движении совпадает с направлением перемещения.
Поскольку в равномерном прямолинейном движении за любые равные промежутки времени тело совершает равные перемещения, скорость такого движения является величиной постоянной (v=const). По модулю
v=s/t. (2)
Из формулы (2) устанавливают единицу скорости.
Единицей скорости в СИ является 1 м/с (метр в секунду); 1 м/с есть скорость такого равномерного прямолинейного движения, при котором материальная точка за 1 с совершает перемещение 1 м.
Пусть ось Ох системы координат, связанной с телом отсчета, совпадает с прямой, вдоль которой движется тело, а x0 является координатой начальной точки движения тела. Вдоль оси Ох направлены и перемещение s, и скорость v движущегося тела. Из формулы (1.1) следует, что s=vt. Согласно этой формуле, векторы s и v*t равны, поэтому равны и их проекции на ось Ох:
sx=vx·t. (3)
Теперь можно установить кинематический закон равномерного прямолинейного движения, т. е. найти выражение для координаты движущегося тела в любой момент времени. Поскольку х=x0+sx, с учетом (3) имеем
х=x0+ vx·t. (4)
По формуле (4), зная координату x0 начальной точки движения тела и скорость тела v (ее проекцию vx на ось Ох), в любой момент времени можно определить положение движущегося тела. Правая часть формулы (4) является алгебраической суммой, так как и х0, и vx могут быть и положительными, и отрицательными.
Графическое представление проекции скорости:
Графическое представление уравнения движения:
- Закрепление материала.
Построить графики зависимости проекции векторов скорости от времени для двух автомобилей, движущиеся прямолинейно и равномерно, ели один движется со скоростью 50 км/ч, а другой движется в противоположную сторону со скоростью 70 км/ч.
Вопросы по закреплению материала:
- Какое движение называется равномерным?
- Как найти проекцию вектора перемещения тела, если известна проекция скорости движения?
- Какой знак может иметь проекция вектора скорости, и от чего этот знак зависит?
5. Домашнее задание. Прочитать §4 (стр16-19), упражнения 4 (стр20)
План-конспект урока по физике по теме: Равномерное прямолинейное движение тела
Цель урока: выяснить, какой вид движения принимают за прямолинейное равномерное; что понимают под скоростью прямолинейного равномерного движения; учимся решению задач.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания в виде фронтального опроса
А) Что понимают под траекторией движения?
Б) В зависимости от формы траектории движения могут быть…?
В) Какой графически вы представляете траекторию движения:
- центра колеса автомобиля относительно шоссе?
- точки на покрышке колеса относительно центра колеса и относительно шоссе при движении автомобиля?
Г) Как можно описать движение материальной точки?
Д) Запишите уравнения движения материальной точки в координатной форме.
Е) Что представляет собой система отсчета?
Ж) Что называется вектором перемещения?
З) Чему равен модуль перемещения:
- если направление оси координат совпадает с направлением вектора?
- если вектор направлен под углом α к направлению оси координат?
2. Изучение нового материала методом эвристической беседы:
А) Опишите подробно движение автомобиля по шоссе. Всегда ли он движется равномерно?
Б) В каких случаях движение тела можно считать равномерным?
В) Что называется прямолинейным равномерным движением?
Г) Что называется скоростью прямолинейного равномерного движения?
Д) Какой вид имеет формула скорости прямолинейного равномерного движения? (V=S/t)
Е) Чему равен модуль скорости? ( V=ΔS/ Δt)
Уравнение движения материальной точки для прямолинейного равномерного движения в векторной форме записываются, таким образом: r=r0+Vt
В координатной форме, только без знака – вектор. x=x0+Vxt; y= y0+Vyt; z=z0+Vzt
На графике равномерное прямолинейное движение изображается в виде – площади прямоугольника которая равна: S=Vxt из этого уравнения следует: x- x0= Vxt . Значит изменение координаты тела численно равно площади прямоугольника.
V
Решение задач, для закрепления, полученных знаний
1. Точка движется равномерно и прямолинейно в положительном направлении оси Ох. В начальный момент времени точка имела координату x0=-10м. Найти координату точки через 5с от начала отсчета времени, если модуль её скорости равен V=2м/с. Чему равен путь , пройденный точкой за это время?
Дано: Координату точки, движущейся равномерно и прямолинейно, найдем по x0=-10мформуле: x=x0+ VXt
T=5cТак как направление вектора скорости совпадает с направлением оси
V=2м/скоординат, проекция вектора скорости Vx=V; тогда находим
Х=-10+2· 5= 0(м) Пройденный путь найдем S=Vt; S=2·5= 10(м)
S – ?, х – ?
Подвести итоги урока
Домашнее задание: § 9, 10, № 21,22
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок изучения нового материала по теме "Броуновское движение"
Урок изучения нового материала, представлен, чтобы углубить знания о молекулярном строении вещества, рассмотреть причины броуновского движения, познакомить с молекулярными силами взаимодействия и их п...
урок решения задач по теме "Графическое представление прямолинейного равномерного движения"
Урок разработан, как урок тренинг, с использованием КСО....
Урок изучения нового материала по теме "Прямолинейное и криволинейное движение. Движение по окружности." 9 класс
Урок изучения новой темы с использованием призентации, видеоролики....
Урок изучения нового материала "Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Движение молекул"
Материал урока способствует развитию познавательного интереса к физике. В изложении нового материала применяется ранее изученный материал, используются межпредметные связи –...
Конспект урока Тема: «Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении».
Конспект урока Тема: «Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении»....
перемещение при прямолинейном равномерном движении
перемещение при прямолинейном равномерном движении...
Конспект урока географии в 11 классе. Тема: «Общая характеристика хозяйства Зарубежной Европы». Тип урока: изучение нового материала.
Материал адресован практикующим учителям географии ОУ. На уроке изучаются типичные черты хозяйства развитых стран Зарубежной Европы, основные промышленные районы региона и их структура; предполагается...