вопросы к зачёту по физике 11 класс
методическая разработка по физике (11 класс) по теме

Ялыгина Наталья Викторовна

вопросы к зачёту по физике 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voprosy_k_zachetu11kl.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

Зачетное занятие по теме: «Электромагнитная индукция»

Вопросы к зачету

  1. В чем заключается явление электромагнитной индукции? Когда и кем оно была открыто? Сформулируйте правило Ленца.
  2. Определите направление индукционного тока в замкнутой катушке в случае:

а) к ней приближают северный (N) полюс магнита;

б) к ней приближают южный (S) полюс магнита;

в) удаляют южный (S) полюс магнита.

  1. Сформулируйте закон электромагнитной индукции. Получите выражение для определения модуля заряда, перенесенного индукционным электрическим полем по замкнутому проводящему контуру при изменении магнитного потока, пронизывающего контур.
  2. Перечислите свойства вихревого электрического поля. Чему равно численное значение э.д.с εi  индукции?
  3. Какие токи называют токами Фуко? В чем причина их возникновения? Как уменьшают токи Фуко?
  4. Почему в проводнике, движущемся в постоянном магнитном поле, возникает  э.д.с εi  индукции? Как определить ее направлеление?
  5. Получите выражение для расчета э.д.с εi  индукции в движущемся в магнитном поле проводнике.
  6. Почему результирующая работа силы Лоренца в движущемся в магнитном поле проводнике равна нулю? За счет какого источника энергии происходит выделение в проводящем контуре энергии индукционного тока?
  7. Получите выражение для э.д.с εi  индукции при движении  проводника в магнитном поле, исходя из закона электромагнитной индукции. Будет ли возникать э.д.с εi  индукции в проводящем контуре, если весь контур будет двигаться поступательно в однородном магнитном поле? Почему?
  8. В чем заключается явление самоиндукции? Получите выражения для получения э.д.с εsi  самоиндукции.
  9. Получите выражение для определения единицы индуктивности. Когда индуктивность проводящего контура равна 1 Гн? Нарисуйте графики зависимости I=I(t) в случае замыкания и размыкания цепи, обладающей заметной индуктивностью.
  10. Напишите и проанализируйте выражение для расчета энергии магнитного поля тока. На что расходуется энергия источника тока при замыкании цепи? Какие превращения энергии в электрической цепи наблюдаются при ее размыкании?
  11. Расскажите о гипотезе Д.К. Максвелла. Каковы свойства магнитного поля, возникающего при изменении во времени электрического поля? Опишите процесс зарядки и разрядки конденсатора, исходя из гипотезы Максвелла.
  12. Что понимают под электромагнитным полем? В каких случаях можно утверждать, что в данной точке пространства существует только электрическое или магнитное поле? Приведите примеры.

Зачетное занятие по теме: «Механические колебания»

Вопросы к зачету

  1. Какие движения или процессы называются колебаниями? Какие колебания называются свободными? Какие два условия необходимы, чтобы система могла совершать свободные колебания? Приведите примеры колебательных систем.
  2. Перечислите параметры, описывающие колебательное движение системы. Назовите их единицы. Какие колебания называются вынужденными?
  3. Дайте определение математического маятника. Под действием каких сил происходит движение маятника? Изобразите эти силы на пояснительном рисунке.
  4. Получите дифференциальное уравнение колебательного движения математического маятника.
  5. Каков вид функции, которая является решением дифференциального уравнения колебательного движения математического маятника? Получите, используя дифференцирование функции S=S(t) по времени, уравнения зависимости v=v(t) и a=a(t).
  6. Какие силы действуют на маятник вдоль нити? Получите выражение для расчета силы натяжения нити в какой-либо момент времени. Какая сила, действующая на маятник, изменяет его скорость по модулю? По направлению?
  7. Получите формулы для расчета периода колебаний Т математического маятника и его кинетической энергии Wk. От чего зависит период колебаний математического маятника? От чего не зависит?
  8. Проведите расчет потенциальной энергии Wp математического маятника.
  9. Получите выражение для расчета полной механической энергии W математического маятника. Какая система называется пружинным маятником? Какие силы действуют на тело, прикрепленное к пружине? Сделайте пояснительный рисунок.
  10. Получите дифференциальное уравнение колебаний тела на пружине. Напишите функцию, являющуюся решением этого уравнения.
  11. Получите, используя дифференцирование по времени функции х=х(t), уравнение зависимости v=v(t) и a=a(t) для пружинного маятника. Получите выражение для расчета периода Т колебаний пружинного маятника. От чего он зависит?
  12. Проведите расчет кинетической Wk, потенциальной Wp и полной механической энергии W пружинного маятника.
  13. Почему колебания реальных систем всегда являются затухающими? Как можно сделать такие колебания незатухающими? Что называют резонансом? Когда он может наступить? Какова при этом роль сил трения? Как можно не допустить в системе резонанс или ослабить его действие?
  14. Расскажите о положительной и отрицательной роли резонанса в технике.


Зачетное занятие по теме: «Электромагнитные колебания»

Вопросы к зачету

  1. Что называют электромагнитными колебаниями? Что представляет собой колебательный контур? Опишите превращения энергии в колебательном контуре после зарядки конденсатора С от источника тока и соединения его с катушкой индуктивности L.
  2. Получите дифференциальное уравнение, описывающее свободные колебания в контуре. Каково его решение? Запишите зависимости от времени: 1) силы тока в контуре (i=i(t)); 2) заряда на пластинах конденсатора (q=q(t)); 3) напряжения между пластинами конденсатора (u=u(t)).
  3. Какие электромагнитные колебания называют вынужденными? Что представляет собой переменный электрический ток? Как устроен простейший генератор переменного электрического тока? Опишите его работу и получите зависимость мгновенной э.д.с. е, вырабатываемой генератором, от времени t.
  4. Какие проводники называют активными? Чему равен сдвиг фаз  между силой тока i и напряжением и для активного проводника? Запишите закон Ома для активного проводника.
  5. Получите выражение, связывающее действующее (эффективное) значение силы тока (напряжения, э.д.с.) с его амплитудным (максимальным) значением. Дайте определение действующего значения переменного тока.
  6. Получите зависимость u=u(t) напряжения на концах катушки с индуктивностью L, подключенной к источнику переменного напряжения, от времени. Как вычислить индуктивное сопротивление XL катушки? Чему равен сдвиг фаз  между током и напряжением в этом случае?
  7. Получите зависимость i=i(t) силы тока в цепи, содержащей конденсатор электроемкостью С, подключенной к источнику переменного напряжения и=Umsin(t), от времени. Как вычислить емкостное сопротивление Хс конденсатора?. Чему равен сдвиг фаз  между силой тока и напряжением в этом случае?
  8. Постройте векторную диаграмму напряжений в случае последовательного соединения катушки с индуктивностью L, конденсатора электроемкостью С и активного сопротивления R. Напишите выражение для расчета полного сопротивления Z цепи переменному току. Сформулируйте закон Ома для цепи переменного тока.
  9. Определите сдвиг фаз  между силой тока и напряжением в цепи переменного тока, состоящей из последовательно соединенных R, L и С. Получите векторную диаграмму сопротивлений (треугольник сопротивлений) для цепи переменного тока в этом случае.
  10. Получите (из треугольника напряжений) векторную диаграмму мощности (треугольник мощностей) переменного тока в случае последовательно соединенных R, L и С. Получите выражения для расчета полной S, реактивной Q и активной Р мощности переменного тока. Какую величину называют коэффициентом мощности? Что показывает коэффициент мощности? Почему на практике значения cos стараются увеличить?
  11. Назовите единицы активной Р, реактивной Q и полной S мощности. Расскажите о резонансе напряжений в цепи переменного тока с последовательно соединенными активным сопротивлением R, индуктивностью L и емкостью С. Почему резонанс напряжений в цепи переменного тока является аварийным режимом?
  12. Получите выражение для расчета резонансной частоты  в цепи переменного тока. Как уменьшить опасность возникновения резонанса напряжений? Расскажите о положительной роли электрического резонанса в радиотехнике.
  13. Дайте определение автоколебательной системы, автоколебаний. Назовите основные элементы автоколебательной системы и нарисуйте ее блок-схему. В чем состоит отличие автоколебаний от вынужденных колебаний?
  14. Нарисуйте электрическую схему генератора на транзисторе и расскажите о его работе. Где используется генератор на транзисторе? Перечислите автоколебательные системы, встречающиеся в технике и в быту.

Зачетное занятие по теме: «Электромагнитные колебания»

Вопросы к зачету

  1. Какое устройство называют трансформатором? Из каких основных частей состоит трансформатор? Какую обмотку называют первичной? Вторичной? Как изображается трансформатор на электрических схемах? Почему стальной сердечник трансформатора набирают из отдельных пластин?
  2. Какой режим работы трансформатора называют режимом холостого хода? Как создается переменный магнитный поток в стальном сердечнике? Что является причиной возникновения э.д.с. индукции в витках первичной и вторичной обмоток трансформатора? Вычислите э.д.с. индукции в одном витке первичной и вторичной обмотки.
  3. Чему равны мгновенные значения э.д.с. индукции в первичной (с числом витков N1) и вторичной (с числом витков N2) обмотке? Чему равно их отношение? Почему э.д с. индукции в первичной и вторичной обмотках синфазны? Проведите вывод соотношения: . Чему равен коэффициент трансформации повышающего трансформатора? Понижающего трансформатора?
  4. Какой режим работы трансформатора называют режимом нагрузки? Как направлен переменный электрический ток во вторичной обмотке? Почему с замыканием вторичной обмотки на нагрузку (потребитель) сила тока в первичной обмотке увеличивается?
  5. Какие потери энергии происходят в трансформаторе? Чему равен кпд крупных трансформаторов? Трансформаторов малой мощности? Как связаны напряжения и токи в первичной и вторичной обмотках трансформатора? Когда и кем был изобретен трансформатор?

 Зачетное занятие по теме: «Механические волны»

Вопросы к зачету

  1. Какую среду называют упругой? Какие деформации могут возникать в газах, жидкостях и твердых телах? Опишите механизм возникновения вынужденных колебаний частиц среды.
  2. Что называют волной? Источником волны? Волновой поверхностью? Лучом? Дайте определение плоской и сферической волны. Изобразите волновые поверхности и лучи этих типов волн.
  3. Какие механические волны называют продольными? Поперечными? В каких средах могут распространяться продольные волны? Поперечные волны? Почему? Что понимают под скоростью распространения волны? Как направлен вектор скорости V волны? Каково максимальное значение скорости переноса энергии волной?
  4. Что называют длиной волны? Нарисуйте график зависимости смещения S колеблющейся точки от расстояния х от источника волны до данной колеблющейся точки среды. Запишите соотношение между длиной волны, скоростью ее распространения и периодом (частотой). Получите выражение для нахождения разности фаз  колебаний двух точек среды, отстоящих друг от друга на расстояние .
  5. Получите уравнение плоской синусоидальной волны, распространяющейся вдоль оси х. Что показывает волновое число k? Чем определяется частота v и колебаний частиц среды в волне? Скорость v и длина волны ?
  6. Получите выражение для средней энергии  единицы объема упругой среды плотностью , в которой частицы колеблются с частотой  и амплитудой А.
  7. Дайте определение интенсивности волны. Получите выражение для ее расчета.
  8. Получите уравнение сферической волны. Как изменяется интенсивность сферической волны с удалением от источника волны?
  9. Почему интенсивность плоской волны по мере ее распространения в упругой среде остается величиной постоянной? Почему интенсивность сферической волны по мере ее удаления от источника волны убывает даже в непоглощающей энергию среде?
  10. Дайте определение акустики. Каков диапазон частот, слышимых человеческим ухом? Каков характер звуковых волн в воздухе? Что является источником звука? Чем определяется высота и громкость звука? Назовите единицу громкости.
  11. Дайте определение: 1) чистого тона; 2) шума: 3) музыкального звука. Что называют обертонами? В каком случае два музыкальных звука одинаковой частоты различаются тембрами? Что называют инфразвуком? Ультразвуком?
  12. Каковы особенности инфра- и ультразвуковых волн? Где используется ультразвук?

Зачетное занятие по теме: «Электромагнитные волны и их свойства»

Вопросы к зачету

  1. Какая волна называется электромагнитной? Какие поля взаимосвязаны в электромагнитной волне? Какие векторы характеризуют эти поля? Опишите процесс распространения электромагнитных волн в пространстве.
  2. Раскройте физическую сущность определения электромагнитных волн как поперечных волн. Сделайте пояснительный рисунок. Что означает синфазность колебаний векторов  и  в электромагнитной волне?
  3. Напишите выражение для расчета интенсивности электромагнитной волны. Покажите квадратичную зависимость интенсивности электромагнитной волны от модуля вектора напряженности  электрического поля в волне. В каком направлении переносится энергия электромагнитною поля?
  4. Что является источником электромагнитных волн? Чему пропорциональна мощность Р излучения гармонически колеблющегося заряда q? Заряда, циркулирующего по окружности с неизменной скоростью? Почему обычный колебательный контур не может излучать электромагнитные волны?
  5. Опишите процесс получения открытого колебательного контура (вибратора Герца) из закрытого.
  6. Как возбуждают электромагнитные колебания в вибраторе Герца? Какие особенности имеет ток, протекающий в вибраторе? Почему колебания в вибраторе являются затухающими? Расскажите о приемном вибраторе Герца (резонаторе).
  7. Какое явление использовал А.С.Попов при конструировании своего приемника? Расскажите об устройстве когерера. Нарисуйте упрощенную электрическую схему приемника А.С Попова. Какова роль заземления в работе приемника?
  8. Когда А.С.Попов впервые продемонстрировал действие своего приемника? Какой принцип работы приемника, использованный А.С.Поповым, сохранился и в современной радиотехнике? Какой процесс называют радиотелефонной связью?
  9. Что называют модуляцией? Расскажите о трех видах модуляции. Почему электромагнитные колебания высокой частоты называют несущими? Нарисуйте графики электромагнитных колебаний: 1) несущей частоты; 2) звуковой частоты; 3) модулированных по амплитуде колебаний высокой (несущей) частоты.
  10. Нарисуйте блок-схему радиопередающего устройства (радиопередатчика или радиостанции). Расскажите по блок-схеме о принципе работы радиопередающего устройства
  11. Нарисуйте электрическую схему устройства, в котором происходит модулирование колебаний несущей частоты колебаниями низкой (звуковой) частоты. Расскажите о принципах его работы.
  12. Нарисуйте блок-схему радиоприемника. Какой процесс в радиотехнике называют детектированием (демодуляцией)? Как называют устройство, в котором осуществляется детектирование? Какой проводимостью должен обладать детектор? Какой радиотехнический элемент выполняет роль детектора?
  13. Проведите анализ работы детектора с полупроводниковым диодом. Нарисуйте график тока, текущего через нагрузку.
  14. С какой целью параллельно нагрузке включают конденсатор? Расскажите о работе такого фильтра. Нарисуйте график тока, текущего через нагрузку в этом случае. Что может выполнять роль нагрузки в детекторе с полупроводниковым диодом?
  15. Перечислите основные элементы детекторного приемника. Нарисуйте электрическую схему такого приемника. Расскажите о принципах его работы. Укажите источник энергии, обеспечивающий работу детекторного радиоприемника.
  16. Перечислите свойства электромагнитных волн. Какие факторы влияют на распространение электромагнитных волн? Укажите диапазоны длин волн широковещательных радиостанций? Укажите, какие диапазоны длин волн целесообразней использовать при налаживании радиосвязи между двумя удаленными пунктами на поверхности Земли вне прямой видимости? Для космической связи? Для связи с подводными лодками?
  17. Дайте определение радиолокации. Какое явление лежит в основе радиолокации? Расскажите о принципе действия радиолокатора (радара) Напишите формулу для расчета расстояния от радиолокатора до лоцируемого объекта. На какие вопросы может дать ответы радиолокационная астрономия?

Зачетное занятие по теме: «Геометрическая оптика»

Вопросы к зачету

  1. Дайте определение оптики. Какой диапазон длин волн занимает видимый свет? Что называют световым лучом? Какие четыре закона составляют основу геометрической оптики? Прочтите закон прямолинейного распространения света и закон независимости световых пучков.
  2. Прочтите и запишите законы отражения света. Сделайте пояснительный рисунок. Как отсчитываются углы в геометрической оптике? Какая поверхность называется зеркальной? Каков характер отражения такой поверхностью пучка параллельных световых лучей? Как называют такое отражение? В каком случае световые пучки отражаются от поверхности рассеянно (диффузно)?
  3. Прочтите и запишите законы преломления света. Сделайте пояснительный рисунок. Что показывает абсолютный показатель преломления среды? Раскройте сущность принципа обратимости световых лучей.
  4. Расскажите о сущности явления полного отражения света. Сделайте пояснительный рисунок. Проведите вычисления предельного угла  полного отражения в общем случае и в случае, если световой луч падает на границу раздела «среда-воздух»? Где используется явление полного отражения?
  5. Постройте ход светового луча, упавшего под произвольным углом на боковую грань стеклянной трехгранной линзы. Какой угол в линзе называется преломляющим углом? В каком направлении отклоняет световые лучи стеклянная призма в воздухе? Воздушная призма в воде? Покажите на пояснительном рисунке угол отклонения светового луча на выходе из призмы. Изобразите на пояснительном рисунке ход лучей в поворачивающей и оборачивающей призмах. Где используются такие призмы? В чем заключаются их преимущества по сравнению с зеркалами?
  6. Постройте на пояснительном рисунке ход луча света через плоскопараллельную стеклянную пластинку. Докажите параллельность падающего на пластинку луча и луча, вышедшего из нее.
  7. Дайте определение точечного источника света. Чем он считается в геометрической оптике? Что называется изображением точки в оптическом устройстве? Чем различаются действительное и мнимое изображения светящейся точки? Постройте изображение светящейся точки в плоском зеркале. Охарактеризуйте его.
  8. Постройте изображение прямого предмета в плоском зеркале. Расскажите о методах получения изображения такого протяженного источника в плоском зеркале. Дайте определение сферической линзы. Какая линза называется тонкой?
  9. Покажите на пояснительном рисунке центры кривизны поверхностей линзы; радиусы кривизны; вершины шаровых сегментов; главную оптическую ось; оптический центр линзы. Какая оптическая ось линзы называется побочной? Нарисуйте условное обозначение двояковыпуклой и двояковогнутой стеклянной линзы в воздухе.
  10. Какую точку называют главным фокусом линзы? Как ее обозначают? В чем заключается различие между главным фокусом собирающей и рассеивающей линзы? Каким свойством обладает оптический центр тонкой линзы? Дайте определение фокальной плоскости линзы и ее побочного фокуса. Сделайте пояснительный рисунок.
  11. Постройте ход пучка лучей, параллельных какой-либо побочной оси тонкой линзы, в случае, если линза: 1) собирающая, 2) рассеивающая. Расскажите о методике построения хода пучка параллельных лучей в тонкой линзе в общем случае.
  12. Получите изображение светящейся точки в собирающей и рассеивающей линзы в случае: 1) светящаяся точка находится за главным фокусом линзы, 2) светящаяся точка находится между главным фокусом линзы и ее оптическим центром. Какие лучи от точечного источника наиболее удобно использовать для построения изображения в линзе?
  13. Получите изображение точечного источника света в собирающей и рассеивающей линзе для случая, когда точечный источник находится на главной оптической оси линзы. Охарактеризуйте полученные изображения.
  14. Получите изображения прямого предмета, расположенного перпендикулярно главной оптической оси собирающей и рассеивающей линзы для двух случаев: 1) предмет находится за главным фокусом линзы; 2) предмет расположен между главным фокусом линзы и ее оптическим центром. Охарактеризуйте полученные изображения.
  15. Дайте определение линейного увеличения линзы, ее фокусного расстояния. Напишите выражения для расчета линейного увеличения линзы. Напишите формулу линзы и укажите правило выбора знаков величин d, F и f в ней. Постройте ход лучей в линзе для случая, когда точечный источник света (предмет) - мнимый.
  16. Напишите формулу линзы, в которой связаны ее фокусное расстояние F, абсолютный показатель преломления  вещества линзы, абсолютный показатель преломления  среды, в которой находится линза, и радиусы кривизны r1 и R2 ее поверхностей. Укажите правило выбора знаков радиусов кривизны R1 и R2 поверхностей линзы. В каком случае стеклянная двояковогнутая линза будет рассеивающей? Собирающей? Какие световые пучки называются параксиальными (приосевыми)? Что называют оптической силой линзы? Какова ее единица? Как определяется знак оптической силы линзы?
  17. Опишите основные недостатки (аберрации) линз: 1) сферическую аберрацию; 2) астигматизм; 3) хроматическую аберрацию, 4) аберрацию дисторсии. Укажите методы борьбы с аберрациями линз.
  18. Назовите основные части фотоаппарата. Как можно представить простейший объектив фотоаппарата? Как осуществляется наводка на резкость? Какую функцию выполняет фотографический затвор? Диафрагма?
  19. Расскажите об устройстве глаза. Какие элементы глаза производят наибольшее преломление лучей света? С какой оптической системой можно отождествить глаз? Что называют аккомодацией глаза? Расстоянием наилучшего зрения? Чему равно расстояние наилучшего зрения для нормального глаза?
  20. Укажите основные дефекты зрения человека. В чем состоит дефект зрения человека, который называют дальнозоркостью? Как исправить этот эффект, зрения? Сделайте пояснительный рисунок.
  21. В чем состоит дефект зрения человека, который называют близорукостью? Как исправить этот дефект зрения? Сделайте пояснительный рисунок.
  22. Какая оптическая система называется центрированной? Напишите формулу для расчета углового (и линейного) увеличения центрированной оптической системы. Как найти оптическую силу системы, состоящей из сложенных вплотную тонких линз и зеркал?

Зачетное занятие по теме: «Волновая оптика»

Вопросы к зачету

  1. Что изучает физическая (волновая) оптика? Расскажите о методах определения скорости снега Ремером. Физо и Майкельсоном. Назовите приблизительное значение скорости света в вакууме по современным данным.
  2. Почему интенсивность I бегущей волны во всех точках фронта одна и та же? Зависит ли интенсивность бегущей волны от фазы?
  3. Какое явление называют интерференцией волн? Чему равна максимальная и минимальная интенсивность результирующего колебания от двух когерентных источников, создающих в данной точке колебания одинаковой амплитуды? От двух некогерентных источников?
  4. Почему естественные источники света не когерентны? Каким методом получают когерентные световые полны? Выразите длину  снеговой волны в некоторой прозрачной среде через длину  световой длины в вакууме и абсолютный показатель преломления среды.
  5. Какую величину называют оптической длиной пути? Оптической разностью хода? Выразите разность фаз двух когерентных световых колебаний, пришедших в некоторую точку, через оптическую разность хода. Получите условие интерференционного максимума; интерференционного минимума.
  6. Расскажите о методе Юнга получения двух когерентных источников света от: одного источника.
  7. Расскажите о получении интерференционной картины методом зеркал Френеля.
  8. Расскажите о получении интерференционной картины с помощью бипризмы Френеля.
  9. Раскройте сущность метода получения интерференционной картины с использованием точечного источника света и зеркала (зеркало Ллойда).
  10. Опишите установку, с помощью которой И. Ньютон наблюдал интерференционную картину. Каков вид интерференционных максимумов и минимумов в данной установке, если на установку падают: а) лучи монохроматического света; б) лучи белого света? Какой современный прибор создает излучение с высокой степенью когерентности?
  11. Покажите на пояснительном рисунке ход лучей монохроматического света при его падении под углом  на поверхность тонкой пленки. Объясните (качественно) причину возникновения интерференционной картины в тонкой пленке при падении на неё: а) монохроматического света, б) белого света.
  12. Расскажите о применениях интерференции

1) просветление оптики,

2) контроль качества обработки поверхностей,

3) определение метра в длинах световых волн;

4) интерферометры.

  1. Какое явление называют дифракцией световых волн? Прочтите принципы Гюйгенса и Гюйгенса-Френеля. Сделайте пояснительный рисунок.
  2. Объясните на основе принципа Гюйгенса-Френеля прямолинейное распространение света в однородной среде.
  3. Что называют в оптике дифракционной решеткой? Как её изготавливают? Какие два типа дифракционных решеток вы знаете? Что называют периодом решетки?
  4. Объясните на основе принципа Гюйгенса-Френеля возникновение интерференционной картины на экране при падении на дифракционную решетку монохроматического света. Напишите условие наблюдения главных максимумов в интерференционной картине, полученной от дифракционной решетки. Почему целесообразно изготавливать дифракционные решетки с возможно меньшим периодом?
  5. Расскажите о спектральном разложении сложного (немонохроматического) света дифракционной решеткой. Чем различаются дифракционные спектры, полученные при падении на дифракционную решетку монохроматического и не монохроматического света? Почему главный максимум нулевого порядка в дифракционном спектре, полученном при падении на решетку белого света, не разлагается на цвета солнечного спектра?
  6. Какое явление называют дисперсией света? В каком случае дисперсия света называется нормальной? Аномальной? Какие основные выводы можно сделать из экспериментов по дисперсии света, проведенных И.Ньютоном?
  7. Чем объясняются разнообразные эффекты при освещении тел? Приведите примеры. В каком случае тело будет черным непрозрачным? Вполне прозрачным для света?
  8. Что называют поляризацией света? В каком случае электромагнитная световая волна называется естественной? Какой свет называют поляризованным? Какие устройства называют поляризаторами? Поляроидами? В чем состоит преимущество поляроидов? Укажите их недостатки.
  9. Расскажите о применении поляризованного света и о его ослаблении в тех случаях, когда он вреден.


Зачетное занятие по теме: «Световые кванты»

Вопросы к зачету

  1. Что изучает квантовая оптика? Как она рассматривает свет? Чему равна энергия и импульс фотона? Раскройте физическую сущность корпускулярно-волнового дуализма света.
  2. Какое явление называется фотоэффектом? Внутренним фотоэффектом? Сформулируйте законы внешнего фотоэффекта. Дайте определение красной границы фотоэффекта. Как вы понимаете безынерционность фотоэффекта? Дайте определение задерживающего напряжения .
  3. Расскажите о некоторых применениях фотоэффекта.
  4. В чем состоит эффект Комптона? Нарисуйте параллелограмм импульсов для взаимодействующих фотона и электрона. Какой угол в параллелограмме импульсов называют углом рассеяния? Напишите выражение для расчета разности длин волн падающего и рассеянного излучений.
  5. Дайте объяснение давлению света на поверхность тела с точки зрения волновой и квантовой теорий. Кто впервые экспериментально измерил давление света? Как вычислить давление света на поверхность?
  6. В чем заключается химическое действие света? Как оно проявляется? Какую роль в жизни растений и микроорганизмов играет фотосинтез? Расскажите о получении фотографии и ее применении.


Зачетное занятие по теме: «Атомная физика»

Вопросы к зачету

  1. Какие процессы, происходящие в атомах и молекулах, приводят к излучению ими электромагнитных волн? Какое излучение называют тепловым? Приведите примеры источников теплового излучения.
  2. Дайте определение люминесценции и перечислите ее различные виды.
  3. Дайте определение спектров испускания и спектров поглощения веществ. В каком случае спектр вещества является а) линейчатым; б) полосатым; в) сплошным? Какое соотношение существует между спектрами испускания и поглощения газов?
  4. Объясните причину возникновения линий Фраунгофера в спектре Солнца. На каких особенностях линейчатых спектров атомов основан спектральный анализ? Каковы его возможности?
  5. Расскажите о строении атома по модели Дж. Дж. Томсона и Э. Резерфорда
  6. Какие существенные недостатки имеет модель атома Э. Резерфорда. Прочтите и запишите постулаты Бора.
  7. Получите выражение для расчета радиуса  орбиты электрона в атом водорода и его скорости . Как вычислить значение терма?
  8. В чем несостоятельность теории Бора?
  9. Какое излучение называется вынужденным? Раскройте его механизм. Какие параметры электромагнитной волны остаются неизменными в процесс вынужденного излучения?
  10. Какую среду называют активной (средой с отрицательным поглощением)? Изобразите на пояснительном рисунке процессы, сопровождающие прохождение фотона через активную и поглощающую среду. Дайте понятие инверсной заселенности энергетических уровней атомов среды.
  11. Какой процесс называют накачкой? Расскажите о процессе накачки трехуровневой системы.
  12. Какую роль играет оптический резонатор? Как он устроен? Расскажите о процессах, протекающих в системе «активная среда - оптически резонатор», приводящих к созданию мощной фотонной лавины.
  13. Расскажите о свойствах лазерного излучения и областях использования лазера.


Зачетное занятие по теме: «Ядерная физика»

Вопросы к зачету

  1. Расскажите о протонно-нейтронной модели ядра. Кто ее авторы? Что называют массовым числом? Изотопами? Нуклонами?
  2. Расскажите о новом типе взаимодействия - ядерном (сильном) взаимодействии
  3. Что понимают под энергией связи ядра? Как ее вычислить? Дайте определение удельной энергии связи ядра.
  4. Дайте определение ядерной реакции. В каком случае ядерная реакция сопровождается выделением (поглощением) энергии?
  5. Какие нейтроны наиболее эффективны для захвата ядрами? Расскажите о процессе замедления нейтронов и эффективных замедлителях.
  6. Когда и кем была открыта реакция деления ядер урана нейтронами? Каковы продукты деления ядер урана? В каком виде выделяется энергия распада?
  7. Дайте определение цепной реакции деления ядер урана. Что называют коэффициентом размножения нейтронов? Активной зоной?
  8. Какие процессы уменьшают значение коэффициента размножения нейтронов?
  9. В результате каких процессов коэффициент размножения нейтронов увеличивается?
  10. Каково значение коэффициента размножения нейтронов при стационарном течении цепной реакции? Дайте определение критической массы и критических размеров активной зоны. Каково назначение отражателя нейтронов? Почему при захвате нейтронов ядрами, не участвующими в цепной реакции, может происходить воспроизводство ядерного горючего?
  11.  Назовите основные элементы ядерного реактора. Какие два типа ядерных реакторов вы знаете?
  12. Раскройте механизм воспроизводства ядерного горючего в реакторе на быстрых нейтронах. Как происходит управление реактором на быстрых нейтронах? Когда был запущен первый ядерный реактор в мире? В Европе?
  13. Какие ядерные реакции называют реакциями слияния (синтеза)? Приведите примеры таких реакций. Почему эти реакции протекают только при высоких температурах? В чем состоит проблема управляемой термоядерной реакции?
  14. Что называют естественным фоном радиации? Дайте определение поглощенной дозы излучения. Дайте определение 1 Гр и IP. Какая доза излучения является смертельной для человека?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы для зачёта по гимнастике для учащихся 7 – 8 классов

Вопросы для зачета по гимнастике для 7-8 классов...

Вопросы к зачёту История России 17 век 10 класс

Вопросы к зачёту по Истории России (17 век) для учащихся 10 класса. Вопросы охватывают все сферы жизни государства и общества в 17 веке. Вопросы помогут учащимся тщательно подготовиться к зачёту по ук...

Вопросы к зачёту по алгебре 10 класс (1 полугодие)

Вопросы к зачёту по алгебре    10  класс (1 полугодие)...

Вопросы к зачётам по геометрии 7-9 классы

Вопросы к зачётам по всем темам геометрии 7-9 классов (учебник Л.С.Атанасян)...

Вопросы к зачёту по русскому языку в 6 классе

Вопросы к зачету по русскому языку в 6 классе (к учебнику Рыбченковой Л.М.)...

Вопросы к зачёту по обществознанию 10 класс "Общество и человек"

зачёт поможет ученику подготовиться к ЕГЭ...

Вопросы к устному зачёту по физике за 7 класс

В документе представлены вопросы к устному зачёту по физике за курс 7 класса. Вопросы продублированы, расположены в два столбика для удобной печати....