Электрические цепи.
методическая разработка по физике (8 класс) по теме

Бойтунова Альбина Васильевна

Урок по физике. 8-й класс "Электрические цепи". Урок с применением ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_fizike.docx22.34 КБ
Office presentation icon prezentaciya.ppt428 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по физике. 8-й класс "Электрические цепи".

Урок с применением ИКТ

Цели: изучение составных частей электрической цепи, условных обозначений, применяемых на схемах.

Задачи:

Образовательная:  введение понятия электрической цепи, собирать простейшую и изображать на схеме электрическую цепь.

Воспитательная  ознакомление с правилами техники безопасности при сборке цепи, воспитание аккуратности при работе с приборами, умению работать в парах.

Развивающая: развитие практических умений и навыков.

План урока.

1. Актуализация знаний.

2. Изучение нового материала.

3. Закрепление знаний – фронтальная лабораторная работа.

4. Этап контроля – диктант, дифференцированные задания.

5. Д/з.

6. Итоги урока.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний. Тест ПК (презентация)

(Сл  4) Возникнет ли электрический ток в резиновом шнуре, подсоединенном к источнику тока? А в мотке проволоки, который лежит на столе? Для какой цели нужно получать электрический ток?

2. Изучение нового материала (беседа).

(Сл 5) В связи с широким использование электричества возникает необходимость более тщательного изучения электрического тока.

(Сл  6) Совокупность устройств, по которым течет электрический ток, называется электрической цепью. Электрическими цепями занимается электротехника. Цепи бывают простые (как при демонстрации) и сложные (электропроводка), но во всех можно выделить составные части.

(Сл 7) Устройства, которые используют электрическую энергию, называются потребителями. Это первая составная часть цепи. Приведите примеры потребителей… в классе… дома… на столе…(для л. р. лампочка и резистор). Вторая составная часть цепи – источник тока.

(Сл 8-10) Перечислите известные вам виды источников тока. Для л. р. – выпрямитель, рассмотрите, найдите плюсы и минусы. Источник тока подсоединяют в цепь в последнюю очередь с помощью соединительных проводов – это третья составная часть цепи. Есть еще одна важная часть электрической цепи. В Париже в 1881 году на электротехнической выставке все были в восторге от этого изобретение. Это – выключатель. Роль его – замыкать и размыкать электрическую цепь. В технике используют разные виды замыкающих и размыкающих устройств.

На рабочих столах демонстрация переключателя, кнопки, рубильника. Найдите ключ к л. р., замкните, разомкните.

Обратите внимание: цепь собирают при разомкнутом выключателе; выключатель выполнен из проводников электричества, а прикасаться надо к изолирующей ручке.

В квартирной проводке и некоторых приборах есть элементы защиты – предохранители, которые выключают цепь в опасных ситуациях. (Сл 11) Итак, из каких составных частей состоит электрическая цепь – потребитель:

  1. источник тока;
  2. соединительные провода;
  3. замыкающие и размыкающие устройства;
  4. элементы защиты.

(Сл 12) (Работа с учебником) Электрические цепи могут быть сложными. Вышел из строя телевизор, и вам нужна информация, из чего состоит электрическая цепь. Поэтому придумали элементы цепи изображать с помощью условных обозначений. Чтобы не было путаницы, пользуются стандартным набором символов.

Работа с учебником (рисунок 48), занесение условных обозначений в тетрадь. Эти обозначения нужно хорошо знать, чтобы составлять электрические схемы.

(Сл 13) Электрические схемы – это чертежи, на которых изображены способы соединения элементов электрической цепи.

Изобразим схему этой цепи. Схема должна быть аккуратной и точной. Проверим по рисунку 49 учебника.

3. Фронтальная лабораторная работа. Цель: собрать электрическую цепь так, чтобы лампочка загорелась, последовательно с лампочкой включите резистор, он нужен, чтобы лампочка не так сильно горела. Зачитываются правила по технике безопасности, которые лежат на каждой парте. Выполнение работы. Составление схемы. Учитель проверяет у каждого.

4. Этап контроля.

С какими новыми знаниями мы познакомились? Возникли ли трудности при сборке электрической цепи? Посмотрите на табличку с условными обозначениями, закройте ее, подготовимся к диктанту. Два – три человека получают дифференцирование задание.

(Сл 18–19)

5. Домашнее задание: § 33, упр.13.

6. Итоги урока. Обсуждается выполнение дифференцированного задания, ответы детей. Этот выключатель довольно простой, он может быть легко сделан в домашних условиях, но он имеет маленький недостаток, т. к. состоит из неизолированного проводника. Чтобы им пользоваться, надо передвигать его диэлектриком, например, пластмассовой палочкой, чтобы не ударило током.

Технологическая карта конструирования урока с применением ИКТ.

               

Предмет, класс

Физика 8 класс

Тема урока,

№ урока по теме

Электрические цепи

1 урок

Актуальность использования средств ИКТ

Разнообразить наглядность на уроке.

Цель урока

  1. изучение составных частей электрической цепи, условных обозначений, применяемых на схемах.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

сформулировать понятие  электрической цепи, научить учащихся,  собирать простейшие эл. цепи изображать их  на схеме

научить учащихся, самостоятельно собирать эл. цепи

 развитие логическое мышление

ознакомиться с правилами техники безопасности при сборке цепи,

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ЦОР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)

 Презентация. тест ПК ,

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

(локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

Мультимедийный компьютер, проектор,

Образовательные ресурсы Интернет

Интернет ресурс личный сайт учителя (материалы сайта)

Методическое описание использования  материалов сайта на уроке

Использование интернет сайта   по данной теме способствует повышению уровня наглядности изучаемого материала (активизации эмоционально-эстетического мотива усвоения материала), поможет организовать тестирования учащихся, позволит активизировать игровой мотив изучения материала (подобная форма работы мне интересна и увлекательна).

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1

Этап подготовки учащихся к усвоению нового материала

Цель

Привлечение внимания учащихся

Длительность этапа

Актуализация опорных знаний

3 мин

7 мин

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Тест ПК-электричество

Форма организации деятельности учащихся

индивидуальная

Функции преподавателя на данном этапе

Координатор

Основные виды деятельности преподавателя

Мотивация на изучение нового материала, проверка присутствующих

Промежуточный контроль

3 мин

ЭТАП 2

Знакомство с новым  материалом

Цель

Формирование опорных знаний

Длительность этапа

10 мин

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Демонстрация презентации

Форма организации деятельности учащихся

Коллективная

Функции преподавателя на данном этапе

Лектор

Основные виды деятельности преподавателя

Демонстрация слайдов, объяснение нового материала

Промежуточный контроль

Ответы на вопросы учителя

ЭТАП 3

Практическая работа учащихся

Цель

Формирование практических навыков  по сборке электрических цепей

Длительность этапа

15 мин

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Показ слайдов

Форма организации деятельности учащихся

Индивидуальная

Функции преподавателя на данном этапе

Организация и координирование индивидуальной работы учащихся

Основные виды деятельности преподавателя

Показ на слайде  сборки электрической цепи и параллельно идёт сборка  цепи учащимися, контроль за выполнением практического задания

ЭТАП 4

Закрепление

Цель

Контроль усвоения полученных знаний

Длительность этапа

10 мин

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Презентация с заданиями по закреплению

Форма организации деятельности учащихся

Фронтальная

Функции преподавателя на данном этапе

Контроль

Основные виды деятельности преподавателя

ЭТАП 5

Заключительный

Цель

Подведение итогов

Длительность этапа

5 мин

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

рефлексия

Форма организации деятельности учащихся

индивидуальная

Функции преподавателя на данном этапе

Оценивание полученных знаний и умений

Основные виды деятельности преподавателя

Подведение итогов, заполнение классного журнала


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка учебного кейса по теме: «Источники и потребители электрической энергии. Электрические цепи»

Данный кейс поможет повторить пройденный материал, самостоятельно освоить темы пропущенных занятий, закрепить изученный материал...

Электрический ток. Источники тока. Электрическая цепь

Разработка урока физики в 8 классе по теме "Электричество. Источники тока. Электрическая цепь". Содержит стихи-загадки по теме "электричество" и тематический кроссворд....

Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. (Физика, 8 класс)

Урок физики в 8 классеТема: Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи.В архиве: сценарий медиаурока и презентация к нему....

«Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь».

Презентация содержит тематические тестовые задания по теме «Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь» и кодификатор ответов....

Технологическая карта открытого урока по физике в 8 классе по теме « Электрическая цепь. Закон Ома для участка цепи. Соединение проводников»

Цель урока – это поделиться своим опытом, показать, как эффективно можно использовать возможности интерактивной доски SMART  Notebook  на уроках физики....

Методическая разработка "Электрическая цепь. Электрическая схема. условные обозначения элементов электрической цепи"

Методическая разработка ориентирована на изучение электротехники в 5-х классах и содержит основные знания по устройству электрической цепи....

Электрическая цепь. Электрическая схема.

Данная презентация раскрывает устройство электрической цепи, показывает, как она работает....