рабочая программа по физике 7 класс
рабочая программа по физике (7 класс) по теме

рабочая программа разработана по учебнику физики Пурышевой Н.С.,Важеевской Н.Е.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_fizike_7_klass.doc328 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Калининская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена

на заседании ШМО

________ _________

Протокол №1

от 29.08.2012 г.

 

Согласована

с зам. директора по УР

___________ В.Г.Козина

___. ____.2012 г

 

 

Утверждена

приказом  МБОУ «Калининская СОШ»

от 31.08.2012 г № __

________________   А.Н.Евстратов


 


     

 

Рабочая программа учебного предмета

физика

7  класс

 

                                                                                                Разработана

                                                                                                Чупковым Геннадием Ивановичем

                                                                                                 учителем физики

                                                                                                 

х. Калининский

2012 г

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе:

- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089)

 - программы основного общего образования по физике 7 класс. Авторы Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская, М.:Дрофа, 2008;

- «Обязательного минимума содержания основного общего образования»

Основные цели  изучения курса физики в 7 классе:  

- освоение знаний о механических, магнитных, квантовых явлениях, электромагнитных колебаниях и волнах; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

- овладение умениями  проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

- воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды

В задачи обучения физике входят:

- развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

Характеристика особенностей  программы:

Курс начинается с введения, имеющего методологический характер. В нем дается представление о том, что изучает физика (физические явления, происходящие в микро-, макро- и мегамире), рассматриваются теоретический и экспериментальный методы изучения физических явлений, структура физического знания (понятия, законы, теории). Усвоение материала этой темы обеспечено предшествующей подготовкой учащихся по математике и природоведению.

Затем изучаются явления макромира, объяснение которых не требует привлечения знаний о строении вещества (темы «Движение и взаимодействие», «Звуковые явления», «Световые явления»). Тема «Первоначальные сведения о строении вещества» предшествует изучению явлений, которые объясняются на основе знаний о строении вещества. В ней рассматриваются основные положения молекулярно-кинетической теории, которые затем используются при объяснении тепловых явлений, механических и тепловых свойств газов, жидкостей и твердых тел.

В 7 классе учащиеся знакомятся с наиболее распространенными и доступными для их понимания физическими явлениями (звуковыми, световыми, механическими), свойствами тел и учатся объяснять их.

Рабочая программа учебного курса согласно годового календарного графика МБОУ «Калининская СОШ» спланирована на 35 учебных недель, конкретизирует содержание его предметных тем и определяет распределение учебных часов на их изучение из расчета два часа в неделю, на 70 уроков в год.  В связи с тем, что государственные праздники ( Майские праздники) выпадают на рабочие дни, уроки за год сокращаются на 2 часа. Объединяются темы:  «Линза» и «Ход лучей в линзах», «Построение изображений, даваемых линзами» и  «Лабораторная работа  № 15 «Изучение изображения, даваемого линзой».

 Итого за год: 68 часов, из них: контрольных работ – 4 часа, лабораторных работ – 15 часов.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект

- Физика 7 класс. Н.С.Пурышева, Н.Е.Важеевская, В.М.Чаругин – М. Дрофа, 2008 г.

Рабочая программа по физике 7 класс предусматривает:

- беседы;

- лекции;

- самостоятельный поиск информации и анализ их;

- урок-эксперимент;

- уроки-исследования;

- работа в малых группах.

Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится

систематически из урока в урок.  Основными методами проверки знаний и умений учащихся являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, проверочные, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Итоговая проверка проводится по завершении темы (раздела), школьного  курса. К итоговой проверке относятся контрольные работы.

Содержание тем учебного курса

№ п/п

Разделы учебного курса

Содержание тем учебного курса

Количество часов (на изучение раздела)

Требования к уровню подготовки учащихся. Компетенции.

1

Что и как изучают физика и астрономия.

Физические явления. Наблюдения и эксперимент. Гипотеза. Физические величины. Единицы величин. Измерение физических величин. Физические приборы. Понятие о точности измерений. Абсолютная погрешность. Запись результата прямого измерения с учетом абсолютной погрешности. Уменьшение погрешности измерений. Измерение малых величин.
Физические законы и границы их применимости. Физика и техника.
Относительная погрешность. Физическая теория.
Структурные уровни материи: микромир, макромир, мегамир.

Лабораторные работы  1. Измерение длины, объема и температуры тела.

2. Измерение размеров малых тел.

3. Измерение времени.

6

Называть:

-условные обозначения физических величин: длина (l), температура (t°), время (t), масса (m);

-единицы физических величин: м, °С, с, кг;

-физические приборы: линейка, секундомер, термометр, рычажные весы;

методы изучения физических явлений: наблюдение, эксперимент, теория.

Воспроизводить:

-определения понятий: измерение физической величины, цена деления, шкалы измерительного прибора;

-определения понятий: гипотеза, абсолютная погрешность измерения, относительная погрешность измерения;

-формулу относительной погрешности измерения.

Приводить примеры:

-физических и астрономических явлений, физических свойств тел и веществ, физических приборов, взаимосвязи физики и техники.

Объяснять:

-роль и место эксперимента в процессе познания, причины погрешностей измерений и способы их уменьшения.

Объяснять:

-существование связей и зависимостей между физическими величинами, роль физической теории в процессе познания, связь теории и эксперимента в процессе познания.

Уметь:

-измерять длину, время, температуру;

-вычислять погрешность прямых измерений длины, температуры, времени; погрешность измерения малых величин;

-записывать результат измерений с учетом погрешности.

-соотносить физические явления и физические теории, их объясняющие;

использовать логические операции при описании процесса изучения физических явлений.

Обобщать:

-полученные при изучении темы знания, представлять их в структурированном виде.

-на эмпирическом уровне наблюдаемые явления и процессы.

2

Механические явления

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Равномерное прямолинейное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения.

Неравномерное прямолинейное движение. Средняя скорость. Ускорение. Равноускоренное движение.  Явление инерции. Масса тела. Взаимодействие тел. Измерение массы при помощи весов. Плотность вещества. Сила. Графическое изображение сил. Измерение сил. Динамометр. Сложение сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сила. Международная система единиц.

Сила упругости. Закон Гука. Сила тяжести. Ускорение свободного падения. Центр тяжести. Закон всемирного тяготения. Вес тела. Невесомость. Давление. Сила трения. Виды трения.

Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Золотое правило механики. Применение простых механизмов. КПД механизмов. Энергия. Кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии. Потенциальная энергия. Энергия рек и ветра.

Лабораторные работы 

1. Изучение равномерного движения.

2. Изучение массы тела на рычажных весах.

3.Измерение плотности вещества твердого тела.

4.Градуировка динамометра и измерение сил.

5. Измерение силы трения скольжения.

6.Измерение коэффициента трения скольжения.

7. Изучение условия равновесия рычага.

8. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

38

Называть:

-условные обозначения физических величин: путь (s), время (t), скорость (v), ускорение (a), масса (m), плотность (#r), сила (F), давление (p), вес (P), энергия (E);

-единицы перечисленных выше физических величин;

физические приборы: спидометр, рычажные весы.

Воспроизводить:

-определения понятий: механическое движение, равномерное движение, равноускоренное движение, тело отсчета, траектория, путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, сила тяжести, сила упругости, сила трения, вес, давление, механическая работа, мощность, простые механизмы, КПД простых механизмов, энергия, потенциальная и кинетическая энергия;

-формулы: скорости и пути равномерного движения, средней скорости, скорости равноускоренного движения, плотности вещества, силы, силы трения, силы тяжести, силы упругости, давления, работы, мощности;

-графики зависимости: пути равномерного движения от времени, скорости равноускоренного движения от времени, силы упругости от деформации, силы трения скольжения от силы нормального давления;

- закон всемирного тяготения;

-законы: принцип относительности Галилея, закон сохранения энергии в механике.

Описывать:

наблюдаемые механические явления.

Объяснять:

-физические явления: взаимодействие тел, явление инерции;

-сложение сил, действующих на тело;

-превращение потенциальной и кинетической энергии из одного вида в другой;

-относительность механического движения;

применение законов механики в технике.

Понимать:

-существование различных видов механического движения;

-векторный характер физических величин: v, a, F;

возможность графической интерпретации механического движения;

-массу как меру инертности тела;

-силу как меру взаимодействия тела с другими телами;

-энергию как характеристику способности тела совершать работу;

-значение закона сохранения энергии в механике.

-роль гипотезы в процессе научного познания;

-роль опыта Кавендиша в становлении физического знания;

-существование границ применимости физических законов и теорий (на примере закона всемирного тяготения).

Уметь:

-определять неизвестные величины, входящие в формулы: скорости равномерного и равноускоренного движения, средней скорости, плотности вещества, силы, силы упругости (закона Гука), силы тяжести, силы трения, механической работы, мощности, КПД;

-строить графики зависимости: пути от времени при равномерном движении, скорости от времени при равноускоренном движении, силы упругости от деформации, силы трения от силы нормального давления;

по графикам определять значения соответствующих величин.

-записывать уравнения по графикам зависимости: пути равномерного движения от времени, скорости равноускоренного движения от времени, силы упругости от деформации, силы трения от силы нормального давления;

-видеть и формулировать проблему; планировать поиск решения проблемы; определять и формулировать рабочую гипотезу;

отыскивать способы проверки решения проблемы;

оценивать полученные результаты; использовать теоретические методы научного познания (идеализация, моделирование, индукция, дедукция).

Применять:

-изученные законы и уравнения к решению комбинированных задач по механике;

-знания по механике к анализу и объяснению явлений природы;

-методы естественно-научного познания при изучении механических явлений.

Классифицировать:

-различные виды механического движения.

Обобщать:

-знания о законах динамики.

Применять:

II уровень

Обобщать:

знания на теоретическом уровне.

Интерпретировать:

предполагаемые или полученные выводы.

3

Звуковые явления

Механические колебания и их характеристики: амплитуда, период, частота. Звуковые колебания. Источники звука. Механические волны. Длина волны. Звуковые волны. Скорость звука.

Громкость звука. Высота тона. Тембр.

Отражение звука. Эхо.

Математический и пружинный маятники. Период колебаний математического и пружинного маятников.

Наблюдение колебаний звучащих тел. Исследование зависимости периода колебаний груза, подвешенного на нити, от длины нити.

Наблюдение зависимости громкости звука от амплитуды колебаний.

Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от ускорения, обусловленного силой, действующей в вертикальной плоскости.

Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.

7

Называть:

-условные обозначения физических величин: смещение (x), амплитуда (A), период (T), частота (ν), длина волны (λ), скорость волны (v);

-единицы этих величин: м, с, Гц, м/с;

-диапазон частот звуковых колебаний.

Воспроизводить:

-определения понятий: механические колебания, смещение, амплитуда, период, частота, волновое движение, поперечная волна, продольная волна, длина волны;

-формулы связи частоты и периода колебаний, длины волны, скорости звука; закон отражения звука.

-формулы периода колебаний математического маятника, периода колебаний пружинного маятника.

Объяснять:

-процесс установления колебаний груза, подвешенного на нити, и пружинного маятника;

-процесс образования поперечной и продольной волн;

-процесс распространения звука в среде;

-происхождение эха;

-превращения энергии при колебательном движении.

Понимать:

-характер зависимости периода колебаний груза, подвешенного на нити, от длины нити;

-характер зависимости длины волны в среде от частоты колебаний частиц среды и скорости распространения волны;

-источником звука является колеблющееся тело;

-характер зависимости скорости звука от свойств среды и температуры;

-зависимость громкости звука от амплитуды колебаний, высоты звука от частоты колебаний;

-характер зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити и от ускорения свободного падения;

-характер зависимости периода колебаний пружинного маятника от жесткости пружины и массы груза;

-характер зависимости скорости волны от свойств среды, в которой она распространяется.

Уметь:

-вычислять частоту колебаний маятника по известному периоду, и наоборот;

-неизвестные величины, входящие в формулу длины волны;

-неизвестные величины, входящие в формулу скорости звука;

-определять экспериментально период колебаний груза, подвешенного на пружине.

-вычислять неизвестные величины, входящие в формулы периода колебаний математического и пружинного маятников.

Обобщать:

-знания о характеристиках колебательного движения;

знания о свойствах звука.

Сравнивать:

-механические и звуковые колебания;

-механические и звуковые волны.

4

Световые явления

Источники света. Закон прямолинейного распространения света. Световые пучки и световые лучи. Образование тени и полутени. Солнечное и лунное затмения.

Отражение света. Закон отражения света. Зеркальное и диффузное отражение. Построение изображений в плоском зеркале. Перископ.

Преломление света. Полное внутреннее отражение. Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Построение изображения, даваемого линзой. Увеличение линзы.

Оптические приборы: проекционный аппарат, фотоаппарат. Глаз как оптическая система. Нормальное зрение, близорукость, дальнозоркость. Очки. Лупа. Разложение белого света в спектр. Сложение спектральных цветов. Цвета тел. Многократное отражение. Вогнутое зеркало. Применение вогнутых зеркал.

Закон преломления света. Волоконная оптика. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. Наблюдение образования тени и полутени.

Получение и исследование изображения в плоском зеркале.

Изучение закона преломления света.

Лабораторные работы

1. Наблюдение прямолинейного распространения света.

2. Изучение явления отражения света.

3. Изучение явления преломления света.

4. Изучение изображения, даваемого линзой.


13

Называть:

-условные обозначения физических величин: фокусное расстояние линзы (F), оптическая сила линзы (D), увеличение лупы;

-единицы этих физических величин: м, дптр;

-естественные и искусственные источники света;

-основные точки и линии линзы;

-оптические приборы: зеркало, линза, фотоаппарат, проекционный аппарат, лупа, очки;

-недостатки зрения: близорукость и дальнозоркость;

-состав белого света;

-дополнительные и основные цвета;

-основные точки и линии вогнутого зеркала: полюс, оптический центр, главный фокус, радиус, главная оптическая ось;

-условия применимости закона прямолинейного распространения света.

Распознавать:

-естественные и искусственные источники света;

-лучи падающий, отраженный, преломленный;

углы падения, отражения, преломления;

-зеркальное и диффузное отражение;

-сложение цветов и смешение красок.

Воспроизводить:

-определения понятий: источник света» световой пучок, световой луч, точечный источник света, мнимое изображение, предельный угол полного внутреннего отражения, линза, аккомодация глаза, угол зрения, расстояние наилучшего видения, увеличение лупы;

формулу оптической силы линзы;

-законы прямолинейного распространения света, отражения, преломления света;

-принцип обратимости световых лучей.

-определения понятий: увеличение вогнутого зеркала, увеличение линзы;

формулу линзы.

Описывать:

особенности изображения в вогнутом зеркале;

-наблюдаемые световые явления;

-особенности изображения предмета в плоском зеркале и в линзе;

-строение глаза и его оптическую систему.

Объяснять:

-физические явления: образование тени и полутени, солнечные и лунные затмения;

-ход лучей в призме;

-ход лучей в фотоаппарате и проекционном аппарате и их устройство;

-оптическую систему глаза;

зависимость размеров изображения от угла зрения;

-причины близорукости и дальнозоркости и роль очков в их коррекции;

-увеличение угла зрения с помощью лупы;

-происхождение радуги;

-применения вогнутого зеркала;

-ход лучей в световоде.

Понимать:

-границы применимости закона прямолинейного распространения света;

-зависимость числа изображений в двух зеркалах от угла между ними;

-принцип устройства калейдоскопа;

-разницу между естественными и искусственными источниками света;

-разницу между световым пучком и световым лучом;

точечный источник света и световой луч — идеальные модели;

-причину разложения белого света в спектр.

Уметь:

-применять знания законов прямолинейного распространения света, отражения и преломления к объяснению явлений;

-изображать на чертеже световые пучки с помощью световых лучей;

-строить: изображение предмета в плоском зеркале, ход лучей в призме, ход лучей в линзе, изображение предметов, даваемых линзой, ход лучей в приборах, вооружающих глаз (очки, лупа);

-вычислять оптическую силу линзы по известному фокусному расстоянию, и наоборот.

-строить изображение предмета в вогнутом зеркале;

-определять неизвестные величины, входящие в формулу тонкой линзы.

Сравнивать:

оптические приборы и ход лучей в них.

Использовать:

методы научного познания при изучении явлений (прямолинейного распространения, отражения и преломления света).

Устанавливать аналогию:

-между вогнутым зеркалом и линзой и ходом лучей в них.

-между строением глаза и устройством фотоаппарата.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

№ урока по разделу

Дата


Тема урока


Содержание урока (основные понятия)


Компетенции учащихся (предметные)


Вид контроля за уровнем усвоенного


Домашнее задание

По плану

Факт.

Введение. Что и как изучают физика и астрономия. (7 часов)

1

1

04.09

Что изучает физика. Как изучают явления природы.

Что и как изучает физика и астрономия. Физические явления. Наблюдение и описание физических явлений

Смысл понятия «Физическое явление». Классифицировать физические явления, приводить примеры различных видов явлений


Беседа

№ 5,6,12   Л

(сборник задач Лукашика В.И.)

§ 1,2

№ 1

2

2

06.09

Физические величины.

Измерение физических величин.

Физические величины Единицы физических величин Международная система единиц (СИ)

Физические приборы

Определение физической величины, основные единицы СИ. Приводить примеры физических величин, единиц их измерения, пользоваться шкалой приборов, определять цену деления, пределы измерения, показания.

Л

№ 5, 31

§ 3, 4

№ 2,

№ 3

 (3-5)

3

3

11.09

Точность измерений.

Лабораторная работа  № 1  «Измерение длины, объема и температуры тела»

Инструктаж №1. Понятие о точности измерений. Абсолютная погрешность. Запись результата прямого измерения с учетом абсолютной погрешности.

Понимать смысл понятий «точность измерения, погрешность», измерять объем жидкости в сосуде при помощи мензурки, записывать результаты измерений с учетом погрешности, записывать результат в виде таблицы, делать вывод и анализировать полученные результаты

Л

№ 4

§ 5

№ 36


4

4

13.09

Лабораторная работа  № 2 «Измерение размеров малых тел»



Инструктаж №2. Измерение малых величин





Проводить измерение размеров малых тел способом рядов, записывать результаты измерений с учетом погрешности, записывать результат в виде таблицы, делать вывод о проделанной работе и анализировать полученные результаты. Измерять время при помощи секундомера, записывать результаты измерений с учетом погрешности, записывать результат в виде таблицы, делать вывод о проделанной работе и анализировать полученные результаты.







Л

№ 24



5

5

18.09

Лабораторная работа  № 3 «Измерение времени»

Инструктаж №3. Роль математики в развитии физики

Измерять время при помощи секундомера, записывать результаты измерений с учетом погрешности, записывать результат в виде таблицы, делать вывод о проделанной работе и анализировать полученные результаты.

§ 6 вопросы

6

6

20.09

Связь между физическими величинами. Физические теории.

Объяснение физических явлений и связей между величинами.

Систематизировать и обобщать полученные знания


7

7

25.09

Физика и техника.

Физика и окружающий нас мир.

Физика и техника Физика и развитие представлений о материальном мире

Осуществлять самостоятельный поиск информации о развитии техники с использованием различных источников

§ 7, 8 вопросы

Механические явления (38 часов)

8

1

27.09

Механическое движение, его виды и характеристики.

Механическое движение и его виды Относительность движения Траектория Путь

Определение механического движения, траектории, пути, единицы измерения пути, времени Смысл понятия относительность движения

Приводить примеры относительности движения, траектории в разных системах отсчета



§9 Л

№ 95, 98

9

2

02.10

Относительность движения. Траектория. Путь.

Траектория движения. Пройденный путь - физическая величина. Ее условное обозначение, основная единица пути, способы измерения.

Моделировать равномерное движение; распознавать равномерное движение по его признакам

§ 10-11

10

3

04.10

Равномерное движение. Скорость.

Прямолинейное равномерное движение Скорость прямолинейного равномерного движения.

Определение прямолинейного равномерного движения, скорости, единицы измерения скорости. Приводить примеры прямолинейного равномерного движения, уметь описывать равномерное движение, производить перевод единиц, рассчитывать скорости движения разных тел, читать графики зависимости пути от времени движения, скорости от времени

Л № 121,

№ 147

§12 Л

№ 117

11

4

09.10

Скорость равномерного движения.

Определение скорости (словесная формулировка и запись формулы). Единица скорости. Скорость - векторная величина. Решение задач на вычисление скорости, пройденного пути и времени движения.


Рассчитывать пройденный путь, время движения, по графику определять путь за конкретное время, сравнивать скорости тел, строить графики зависимости пути от времени движения и скорости от времени

Л

№ 128,

№ 130

Вопросы к  § 12

12

5

11.10

Лабораторная работа  № 4 «Изучение равномерного движения»

Инструктаж №4. Вычисление скорости движения тела. Построение и анализ графиков зависимости пути и скорости тела от времени.

Измерять скорость равномерного движения при помощи секундомера и линейки, записывать результаты измерений с учетом погрешности, записывать результат в виде таблицы, делать вывод о проделанной работе и анализировать полученные результаты.


13

6

16.10

Неравномерное движение.

Средняя скорость.

Неравномерное прямолинейное движение.

Средняя скорость

Понимать определение неравномерного движения, средней скорости

Приводить примеры неравномерного движения, находить среднюю скорость движения


Л

№ 135

§ 13 Л

№ 134,

14

7

18.10

Равноускоренное движение. Ускорение.

Равноускоренное движение. Ускорение

Понимать определение прямолинейного равноускоренного движения, ускорения, физический смысл единиц измерения ускорения

Приводить примеры прямолинейного равноускоренного движения, находить ускорение

Л

№ 158,

№ 156

§14 з 10 (2)

15

8

23.10

Путь, пройденный телами при равноускоренном движении.

Путь, пройденный телами при равноускоренном движении.

Знать по какой формуле определяется путь, пройденный телом при равноускоренном движении

Л

№ 159

§ 15

16

9

25.10

Инерция. Масса

Взаимодействие тел

Инерция. Масса

Понимать определение инерции, инертности, массы, способы определения массы. Описывать явление инерции, приводить примеры инерции, взаимодействия тел, сравнивать массы по взаимодействию тел, производить перевод единиц массы


Л

№ 195,

№ 210,

№ 222,


Вопросы к  § 17

17

10

06.11

Измерение массы.


Измерение массы и плотности

Приводить примеры тел различной массы, измерять массу тела с помощью весов

Вопросы к

 § 18

 § 18

18

11

08.11

Лабораторная работа № 5 «Изучение массы тела на рычажных весах»

Инструктаж №5. Работа в парах.

Сравнивать  массы тел из различных веществ одного объема, из одного вещества разного объема, делать вывод о проделанной работе

19

12

13.11

Плотность вещества.

Формула для вычисления плотности. Единицы плотности. Значения плотностей твердых, жидких и газообразных веществ.

Анализировать формулу

ρ = m/v , т.е. зависимость V(ρ) при m=const  и  m(ρ) при   V= const, решать задачи на нахождение массы и объема тела через его плотность

Л

№ 234,

№ 235,

№ 268


§ 19

20

13

15.11

Лабораторная работа № 6

«Измерение плотности вещества твердого тела»

Инструктаж №6. Измерение объема, массы, плотности

Находить плотность тел с помощью весов и мензурки, записывать результаты измерений с учетом погрешности, записывать результат в виде таблицы, делать вывод о проделанной работе и анализировать полученные результаты ,представлять графически зависимость массы тела от его объема для различных веществ

Л

№ 260,

№ 262

21

14

20.11

Контрольная работа    № 1 «Введение. Движение тел. Плотность»

Решение задач на расчет плотности твердых, жидких и газообразных веществ, их массы и объема.

Применять знания к решению задач

22

15

22.11

Сила.

Сила. Единицы силы. Зависимость ускорения тела от его массы и действующей на него силы. Сила -  физическая величина.

Понимать определение силы, признаки действия силы, единицы измерения силы, виды сил.  Приводить примеры действия силы, изображать силу графически

Вопросы к

 § 20

§ 20

23

16

27.11

Измерение силы. Международная система единиц.

Деформация-результат взаимодействия тел. Измерение сил с помощью динамометра. Упругая деформация. Динамометр, его устройство.

Сравнивать силы, измерять силу при помощи динамометра

Вопросы к

 § 21, 22

§ 21, 22

24

17

29.11

Сложение сил.

Сложение сил. Равнодействующая и составляющие силы.

Понимать определение равнодействующей.

Находить равнодействующую сил, действующих по одной прямой, изображать графически

Л

№ 354,

№ 360,

№ 365

№ 370

§ 23

25

18

04.12

Сила упругости.

Сила упругости. Зависимость силы упругости от удлинения тела. Жёсткость пружины. Закон Гука.

Понимать определение силы упругости. Формулировать закон Гука, рассчитывать силу упругости, изображать графически

Л

№ 328,

№ 350

§ 24

26

19

06.12

Сила тяжести.

Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы тела. Ускорение свободного падения.

Понимать определение силы тяжести. Рассчитывать силу тяжести, изображать графически, сравнивать силу тяжести, действующую на различные тела

Л

№ 309,

№ 311,

№ 336

§ 25

27

20

11.12

Закон всемирного тяготения.

Сила всемирного тяготения. Гравитационная постоянная.  Закон всемирного тяготения.

Описывать явление всемирного тяготения

Л

№ 285,

№ 291,

№ 293

§ 26

28

21

13.12

Вес тела. Невесомость.

Вес тела. Невесомость.

Описывать явление невесомости, рассчитывать вес тела, изображать его графически. Понимать определение веса тела

Л

№ 334,

№ 336

§ 27

29

22

18.12

Лабораторная работа  № 7

«Градуировка динамометра и измерение сил»

Инструктаж №7. Градуировка динамометра и измерение сил. Сила

Устройство и принцип действия динамометра. Измерять силу тяжести, силу упругости и вес с помощью динамометра, строить графики зависимости силы тяжести от массы, силы упругости от удлинения.

30

23

20.12

Давление.

Давление. Формула давления. Единицы давления. Давление в природе и технике.

Определение давления, единицы измерения давления, причину давления твердых тел, способы увеличения и уменьшения давления. Приводить примеры, в которых тела оказывают давление, сравнивать оказываемое давление, рассчитывать давление твердых тел, зная силу давления и площадь поверхности

Л

№ 438,

№ 447,

№ 452

№ 455

§ 28

31

24

25.12

Сила трения

Лабораторная работа  № 8 «Измерение силы трения скольжения»

Инструктаж №8,

Сила трения. Виды трения. Сила нормального давления.

Определение силы трения, виды трения, способы увеличения и уменьшения трения. Приводить примеры действия силы трения, измерять силу трения с помощью динамометра, устанавливать зависимость между силой трения и силой нормального давления

Л

№ 400,

№ 411,

№ 428

§ 29

32

25

27.12

Лабораторная работа  № 9 «Измерение коэффициента трения скольжения»

Инструктаж № 9 . Коэффициент трения скольжения.

Определять коэффициент трения скольжения при помощи динамометра, строить график зависимости между силой трения и силой нормального давления

33

26

15.01

Законы Ньютона

Первый, второй и третий законы Ньютона

Формулировки и смысл законов Ньютона

Вопросы к

 § 30

§ 30

34

27

17.01

Механическая работа.

 Механическая работа. Формула работы. Единицы работы.

Определение работы, единицы измерения. Приводить примеры совершённой силой работы, рассчитывать работу по формуле А=F*S

Л

№ 661,

№ 667,

№ 663

§ 31

35

28

22.01

Мощность.

Мощность.

 Формула мощности. Единицы мощности.

Определение мощности, единицы измерения. Приводить примеры совершённой  работы с различной мощностью, рассчитывать мощность по формуле N = A/ t

Л

№ 698,

№ 699,

№ 706

№ 714

§ 32

36

29

24.01

Простые механизмы. Правило равновесия рычага

Виды простых механизмов. Простые механизмы. Рычаг. Правило равновесия рычага.

Простые механизмы, их виды, назначение. Иметь представление о моменте силы

Решать задачи на условие равновесия рычага

Л

№ 728,

№ 744,

№ 734

§ 33, 34

37

30

29.01

Лабораторная работа  № 10

«Изучение условия равновесия рычага»

Инструктаж №10. Изучение условия равновесия рычага

Собирать установку по описанию, проводить эксперимент по проверке условия равновесия рычага, записывать результат в виде таблицы, делать вывод о проделанной работе и анализировать полученные результаты

38

31

31.01

Блок «Золотое правило механики»

Блок. Виды блоков. «Золотое правило» механики.

Выигрыш в силе, даваемый блоком. Формулировать « золотое правило» механики

Л

№ 758,

№ 773

§ 35

39

32

05.02

Коэффициент полезного действия

Полезная работа. Полная работа. КПД.

Определение КПД, причину нарушения «золотого правила» механики. Формулировать « золотое правило механики»

Л

№ 789,

№ 798

§ 36

40

33

07.02

Лабораторная работа  № 11

«Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

Инструктаж №11. Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости.

Собирать установку по описанию, проводить эксперимент по определению КПД при подъеме тела по наклонной плоскости, записывать результат в виде таблицы, делать вывод о проделанной работе и анализировать полученные результаты с учетом погрешности

41

34

12.02

Энергия

Энергия.

 Единицы энергии.

Определение механической энергии, потенциальной и кинетической энергии. Вычислять потенциальную и кинетическую энергию, приводить примеры тел, обладающих кинетической или потенциальной энергией, сравнивать энергии тел

Л

№ 803,

№ 809,

№ 807

№ 813

§ 37, 38

42

35

14.02

Закон сохранения энергии в механики

 Кинетическая и потенциальная энергия.

Закон сохранения энергии в механике. Превращение энергии.

Знать закон сохранения механической энергии. Описывать превращение энергии при падении тела и его движении вверх, приводить примеры превращения энергии

Л

№ 824

§ 39

43

36

19.02

Обобщающее повторение по теме

 «Движение и взаимодействие тел»

Основные законы, понятия, физические величины, эксперименты

Рассказывать основные законы, понятия, физические величины, выполнять эксперименты

Подготовиться к контр.раб.

44

37

21.02

Контрольная работа     № 2

«Сила. Работа. Энергия».

Индивидуальное задание

Применять знания к решению задач

Звуковые явления (7 часов)

45

38

26.02

Колебательное движение

Механические колебания и их характеристики: амплитуда, период, частота колебаний

Определение колебательного движения, его причины, параметры колебательного движения, единицы измерения

Л

№ 850,

№ 858

§ 40

46

1

28.02

Период колебаний маятника.

Период колебаний маятника.

Определять период и частоту колебаний

Л № 859, № 856

§ 41

47

2

05.03

Звук. Волновое движение.

Источники    звука. Механические волны.        

Определение волны, основные характеристики волн: скорость, длину,  частоту,  период и связь между ними

Л. № 903, 902

§ 42, 43

48

3

07.03

Основные характеристики волны.

Длина волны.    Звуковые волны

Определение волны, основные характеристики волн: скорость, длину,  частоту,  период и связь между ними

§ 44, 45

49

4

12.03

Характеристики звука.

Скорость      звука. Громкость    звука. Высота тона.  Отражение       звука. Эхо

Характеристики   звука  -громкость, высота; свойства звука - распространение  в  различных средах, отражение, поглощение

Л. № 898, 908, 900

§ 46,47, 48

50

5

14.03

Звуковые явления.

Основные характеристики звуковых явлений.

Знать формулы по данному разделу.


Подготовиться к контр.раб.

51

6

19.03

Контрольная

работа № 3

по теме «Механические волны. Звук»

Индивидуальное задание

Применять знания к решению задач

52

7

22.03

Решение задач


Определять длину, скорость, частоту, период волны

Л. № 905

Световые явления (16 часов)

53

1

02.04

Свет. Источники света. Распространение света

Закон      прямолинейного     распространения света.  Источники   света.

Понимать источники света, их виды, закон    прямолинейного    распространения света

Л.

№     1484, 1487, 1497, 1502

§ 49, 50

54

2

04.04

Световой луч. Тень и полутень.

Световые пучки и световые      лучи. Образование тени и  полутени.  Солнечные затмения

Рассказывать определение   светового луча и светового пучка. Объяснять  образование тени и полутени, явления солнечного и лунного затмения

Л. №1507

§ 51,52

55

3

09.04

Лабораторная работа № 12 «Наблюдение прямолинейного распространения света»

Инструктаж №12.

Описывать источники света, их виды, закон    прямолинейного    распространения света.

56

4

11.04

Отражение света

Отражение света. Закон    отражения света

Рассказывать закон отражения света.  Описывать явление отражения света, строить отраженные лучи

Л.

№     1524, 1536, 1537

§ 53

57

5

16.04

Лабораторная работа № 13 «Изучение явления

отражения света»

Инструктаж №13. Перископ

Закон отражения света.

Описывать явление отражения света, строить отраженные  лучи

58

6

18.04

Изображение

предмета в плоском зеркале

Построение    изображения предмета в плоском зеркале

Строить     изображение

точки в плоском зеркале

Л.

№1549,

1550

§ 54

59

7

23.04

Преломление

Света.

Преломление

Света.

Рассказывать закон преломления света

Л.

№1563,

1578

§ 57



60



8

25.04

Лабораторная работа №14 «Изучение явления преломления света»

Преломление

света

Описывать явление преломления света, строить преломленные лучи

61

9

30.04

Полное внутреннее отражение

Полное    внутреннее отражение

Описывать явление полного внутреннего отражения

Л.

№1568, 1581

§ 58

62


10

07.05

Линза. Ход лучей

в линзах




Линзы.    Фокусное

расстояние линзы.

Оптическая    сила

линзы


Определение линзы, виды

линз,  оптические  характеристики линзы. Измерять фокусное расстояние собирающей линзы,  вычислять оптическую силу линзы

Вопросы к

§60




§ 60





63

11

14.05

Построение изображений, даваемых линзами. Лабораторная работа  № 15  «Изучение изображения, даваемого линзой»

Построение    изображений,   даваемых линзой

Строить   изображение

точки в собирающей линзе. Собирать установку по описанию и проводить наблюдения изображений, получаемых при помощи линзы;  объяснять  полученные результаты.

Л. № 1598

64

12

16.05

Контрольная  

работа № 4 по теме «Световые явления»

Индивидуальное задание

Применять знания к решению задач

65

13

21.05

Формула линзы. Фотоаппарат.

Увеличение линзы

Пользоваться  формулой линзы для решения задач

Л.

№     1612,

1614

§ 62

66

14

23.05

Оптические приборы. Глаз и зрение

Оптические   приборы: проекционный аппарат, фотоаппарат.    Глаз как     оптическая система.      Нормальное   зрение, близорукость, дальнозоркость. Очки. Лупа

Разновидности  оптических приборов

Вопросы к § 62, 63, 64

§ 63, 64

67

15

28.05

Разложение белого света в спектр.

Разложение белого света в спектр. Сложение спектральных цветов.

Иметь представление     о сложной структуре света.

№56

§ 65, 66

68

16

30.05

Цвета тел.

Цвета тел.

Иметь представление     о сложной структуре света.

§ 67

Контрольные параметры оценки достижения ГОС

по физике, класс 7

Четверть


Формы контроля

1четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

ИТОГО

Лабораторная работа

4

5

2

4

15

Контрольная работа

1

2

1

4

Критерии и нормы оценок ЗУН учащихся

Оценка устных ответов учащихся

 

 Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей. 
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связано, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства  выводы из наблюдений и опытов. 
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка «4» ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные  вопросы учителя. 
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины. 
  3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет проблемы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированном, фрагментарно, не всегда последовательно. 
  2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. 
  3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкое; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении. 
  4. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий. 
  5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте. 
  6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну – две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений. 
  2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу. 
  3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. 
  4. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов. 
  5. Полностью не усвоил материал.

Оценка лабораторных работ.

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений. 
  2. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью. 
  3. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы. 
  4. Правильно выполнил анализ погрешностей (9 – 11 классы). 
  5. Проявляет организационно – трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы). 
  6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Оценка «4» ставится, если ученик:

  1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений. 
  2. Было допущено два – три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета. 
  3. Эксперимент проведен не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик допустил неточности, выводы сделал неполные.

Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы. 
  2. Подбор оборудова6ия, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов. 
  3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т. д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9 – 11 классы); 
  4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в формировании работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляет по требованию учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Не определил цель опыта: выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. 
  2. Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно. 
  3. В ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3». 
  4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя. 
  5. Полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.

Оценка письменных самостоятельных и контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:

  1. Не более грубой ошибки и одного недочета. 
  2. Или не более двух недочетов.

Оценка «3» ставится в том случае, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  1. Не более двух грубых ошибок. 
  2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета. 
  3. Или не более двух – трех негрубых ошибок. 
  4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов. 
  5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех – пяти недочетов.

Оценка «2» ставится, когда число ошибок и недочетов превосходит норму, при которой может быть поставлена оценка «3», или если правильно выполнено менее половины работы.

Учебно-методические средства

Литература для учителя:

1. Н.С. Пурышева, Н.Е.Важеевская. Программы для образовательных учреждений. Физика. 7 класс. М. Дрофа. 2008.

2. Пурышева, Н.Е.Важеевская. Поурочные разработки. Москва, Дрофа,2009.

3. В.И.Лукашик. Сборник вопросов и задач по физике. М. «Просвещение»2004

4. Рымкевич. Сборник вопросов и задач по физике. М. «Просвещение» 2004

Литература для учащихся:

1. Книга для чтения по физике. М. Просвещение.1986.

2. В.И. Лукашик. Физическая олимпиада. М Просвещение.2006. 3С.В.Тихомирова. Физика в пословицах .М.Новая школа.2002.

Технические средства

1.Ноутбук

2.Мультимедийная система (проектор, экран)

3.Стандартизированный комплект оборудования к кабинету физики

Интернет-ресурсы

1. http://www.iq-coaching.ru/izvestnye-uchenye/fiziki/     - известные ученые

2. http://900igr.net/zip/fizika/ - презентации об ученых

3. http://physics03.narod.ru - рассказывается о физических процессах и явлениях, которые мы наблюдаем каждый день, но не замечаем. Интересные опыты, фокусы, анимации, самоделки по физике и многое другое.

4. http://physics.nad.ru/physics.htm  - «Физика в анимациях» - на сайте представлены анимации практически по всем разделам физики. Полезен при создании компьютерных презентаций к урокам

Контрольная работа    № 1 «Введение. Движение тел. Плотность»

1 вариант

1.Водитель автобуса резко тормозит перед светофором.   Куда при этом наклоняются  его пассажиры?

        А) вперед   Б) назад    В) остаются на месте    Г)  могут и вперед, и назад

2. Масса одного кубического сантиметра некоторого вещества составляет  7,8 г. Чему равна его плотность?

       А)  7,8 г     Б) 7 800  кг    В) 7,8 г/см3    Г) нет верного ответа

3. Два одинаковых по размеру кубика  изготовлены из меди и стали. Одинаковы ли их массы?

        А) у  медного больше  Б) у медного меньше  В) одинаковы    Г) невозможно определить

4.  Брусок массой 440 г имеет объем 200 см3.  Какова его  плотность?

5. Какова масса оконного стекла высотой 1,5м, шириной 50 см и толщиной 3мм?

2 вариант

1. Водитель автомобиля резко поворачивает влево. Куда отклоняется при этом пассажир, сидящий рядом с водителем?

         А) влево    Б) вправо    В) может и влево, и вправо   Г) не отклоняется    

2. Плотность некоторого вещества составляет 8,9 г/см3.  Какова масса 1 см3. данного вещества?

         А) 8,9 г/см3      Б) 8,9 г     В) 8900 кг    Г) нет верного ответа

3. Массы кубиков, изготовленных из алюминия и стали одинаковы.  Сравните их  объемы.

         А) больше у стального   Б)  больше у алюминиевого   В) одинаковы                                          

         Г) невозможно определить

4. Какова масса сухой сосновой балки, если ее объем  0, 03 м3?

5. Свинцовый брусок массой 1,5 кг имеет длину 10см, ширину 6 см . Определите его толщину.

3 вариант

1. Водитель  такси резко трогается с места.  Что происходит при этом с пассажиром?

          А) отклоняется вперед    Б) отклоняется назад    В) сидит прямо    Г)  нет верного ответа

2. Масса 1 кубического метра некоторого вещества составляет 2700 кг. Какова его плотность?

         А) 2700 г/см3    Б) 2700 кг/м3    В) 2700 кг    Г) 2700 кг/м2

3.Два шарика одинакового объема изготовлены из серебра и олова. Сравните их массы

          А)  серебряный тяжелее  Б) оловянный тяжелее    В) одинаковы    Г) нельзя  сравнить

4. Каков объем  медного бруска массой  89 кг?

5. Медную деталь массой 17 кг опустили в полный бак с керосином. Чему равна масса вылившегося керосина?

4 вариант

1. Мотоциклист резко поворачивает вправо. Как при этом ведет себя пассажир, сидящий сзади?

          А) отклоняется вправо   Б) отклоняется влево   В)  сидит прямо     Г) нет верного ответа

2. Плотность некоторого вещества  составляет 8 500 кг/м3. Какова масса кубического метра этого вещества?

         А) 8500 г    Б) 8500 кг/м 3    В) 8 500 кг/м 2     Г) 8 500 кг

3. Массы шариков, изготовленных из дуба и  пробки одинаковы. Сравните их объемы.

         А)  дубовый больше   Б) пробковый больше  В) равны    Г)  нельзя определить

4. Оловянный брусок имеет объем 5 м3. Какова его масса?

5. Какая масса воды выльется из стакана, если в него погрузить стальной болт массой 120 г?

Контрольная работа №2 по теме «Сила. Работа. Энергия»

Вариант 1.

1.     Найдите кинетическую энергию автомобиля «Волга» (ГАЗ-24) массой 1450 кг, движущегося со скоростью 108 км/ч.

2.     На левое плечо рычага действует сила 300 Н, а к правому подвешен груз массой 10 кг. Левое плечо рычага 10 см. Чему равно правое плечо рычага, если он находится в равновесии?

3.     Мощность двигателя подъемной машины 3 кВт. Какой груз она может поднять на высоту 12 м в течение 2 минут? 

Вариант 2.

1.     Какой потенциальной энергией  обладает самолет Ту-154 массой 90 т при полете на высоте 11 км над поверхностью Земли?

2.     На левое плечо рычага действует сила 100 Н Груз какой массы нужно подвесить к правому плечу рычага, чтобы он находился в равновесии? Левое плечо рычага 5 см, правое 20 см.

3.     Какая работа совершается при подъеме 5 м3 кирпича на высоту 15 м? Плотность кирпича 1600 кг/м3

Контрольная работа №3 по теме «Механические волны. Звук».

                                                                         Вариант I
1. Период колебания частиц воды равен 2 с, а расстояние между соседними гребнями волн равно 6 м. Определить скорость распространения этих волн.
               а) 3 м/с              б) 12 м/с                        в) 1/3 м/с
2. От каких физических величин зависит частота колебаний волны?
       а) от скорости распространения волны            б) от длины волны
       в) от частоты вибратора, возбуждающего колебания
       г) от среды, в которой распространяются колебания.
3. Динамик подключен к выходу звукового генератора электрических колебаний. Частота колебаний 170 Гц. Определите длину звуковой волны, зная, что скорость звуковой волны в воздухе 340 м/с?
           а) 0,5 м      б) 1 м          в) 2 м         г) 57800 м.
4. Определите длину волны, если скорость равна 1500 м/с, а частота колебаний равна 500 Гц.
           а) 3 м                б) 1/3 м            в) 750000 м.
5. Какие колебания называют ультразвуковыми?
          а) механические колебания, частоты которых выше 20000 Гц
          б) механические колебания с частотой ниже 16 Гц
          в) механические колебания, частоты которых лежат в пределах от 16 до 20000 Гц.

6. Как изменится частота колебания тела, подвешенного на пружине при увеличении его массы в 4 раза?

7. Нитяной маятник, совершая свободные колебания, поднимается на высоту 20 см от положения равновесия. Определите скорость маятника при прохождении положения равновесия.

                                                                         Вариант 2
1. Расстояние между ближайшими гребнями волн равно 6 м. Скорость распространения волны 2 м/с. Какова частота ударов волн о берег?
             а) 1/3 Гц        б) 3 Гц        в) 12 Гц
2. Определите наименьшее расстояние между соседними точками, находящимися в одинаковых фазах, если волны распространяются со скоростью 10 м/с, а частота колебаний равна 50 Гц.
            а) 5 м             б) 0,2 м           в) 1 м.
3. От каких физических величин зависит скорость распространения волны?
            а) от длины волны           б) от частоты колебаний волны
            в) от среды, в которой распространяется волна, и ее состояния.
4. Динамик подключен к выходу звукового генератора электрических колебаний. Частота колебаний 680 Гц. Определите длину звуковой волны, зная, что скорость звуковой волны в воздухе 340 м/с?
            а) 0,5 м          б) 1 м           в) 2 м               г) 231200 м.
5. Что такое инфразвук?
           а) колебания ниже 16 Гц           б) колебания выше 16 Гц
           в) колебания выше 20000 Гц.

6. Колеблющийся на нити металлический шарик проходит положение равновесия со скоростью 0,8 м/с. Определите максимальную высоту, на которую поднимается этот шарик от положения равновесия.
7. Как изменится частота колебания груза, подвешенного на пружине, если взять пружину, у которой жестокость будет в 4 раза меньше?

Контрольная работа № 4 по теме «Световые явления»

  1. Вариант

1. Чему равен угол падения луча на плоское зеркало, если угол между падающим и отраженным лучом равен 60 0?

         А) 30 0          Б) 60 0       В)    90 0     Г) 120 0

2. Девочка стоит на расстоянии 2 м от плоского зеркала. На каком расстоянии от себя  она видит в нем свое изображение?

         А) 1 м     Б) 2 м     В) 4 м     Г) нет верного ответа

3.  На рисунке показан ход луча на границе раздела  воды и воздуха. Среда под номером  2  является:

       А)  водой    Б) воздухом В)  невозможно определить

4. Перечертите рисунок в тетрадь и определите построением положение оптического центра

линзы и ее фокуса

5. Найдите фокусное расстояние  собирающей линзы, если известно, что изображение предмета, помещенного на расстоянии 50 см от линзы, получается по другую сторону линзы на таком же расстоянии от нее.

  1. Вариант

1. Луч света падает на плоское зеркало под углом 40 0 к его поверхности. Чему равен угол  отражения?

       А) 40 0          Б) 50 0       В)    800 0     Г) 100 0

2. Человек стоит перед вертикальным зеркалом на расстоянии 1 м от него. Каково расстояние от человека до  его изображения в зеркале?

        А) 1 м   Б) 2 м    В)  0,5 м   Г) нет верного ответа    

3. На рисунке показан ход луча на границе раздела  воды и воздуха. Среда под номером  1  является:

        А)  водой    Б) воздухом     В)  невозможно определить

4.  Перечертите рисунок в тетрадь и определите построением положение оптического центра

линзыи ее фокуса.

5.Каково фокусное расстояние  собирающей линзы, дающей мнимое изображение предмета, помещенного перед ней на расстоянии 0,5 м, если расстояние до изображения равно 1,5 м.

1

2

А

В

А 1

В 1

1

2

А

В

А 1

В 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...