рабочие прогаммы
рабочая программа (физика, 9 класс) на тему

рабочие программы по физике 7-9 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_kl_fizika.docx86.58 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно - тематическое планирование по   физике

класс:  

учитель:  Камалиева Разиля Ямиловна,  учитель физики I квалификационной категории

Кол-во часов  

Всего 68 часов,   в неделю  _2_ часа.

Плановых   контрольных уроков    5 ,   лабораторных работ 6

Планирование составлено на основе:

• федерального компонента государственного стандарта общего образования. Утверждённого приказом Минобразования России "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" от 5 марта 2004 г. N 1089 (http:// mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483//)

•         Примерной программы основного общего образования по физике 7-9 классы базовый уровень  (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/)

•        учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Верхненалимская средняя общеобразовательная школа» на 2012-2013 учебный год

Учебно- методический комплект (УМК):

      1.  А. В. Перышкин, Е.М.Гутник, Физика. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений.  

     М.: Дрофа, 2010г.

  1. В. И Лукашик, Е.В Иванова, Сборник задач по физике: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений,  7-9 классы, Москва «Просвещение», 2011г.

  1. Р.Д.Минькова, В.В.Иванова, Тетрадь для лабораторных работ по физике, 9 класс, Москва, Издательство «ЭКЗАМЕН», 2010 г.

  1. О.И. Громцева,  Тесты по физике.  К учебнику А.В.Перышкина «Физика.9 класс», Москва, Издательство «ЭКЗАМЕН», 2011 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта,  дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.   Предмет «физика» входит в образовательную область естествознание.

  1. Место и роль курса в обучении

      Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

      Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

      Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

2. Цели изучения физики

освоение знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются. О методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

овладение умениями проводить наблюдения природных явлений,  описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для  изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпиричкие зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований, способности к самостоятельному приобретению новых  знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития  человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  1. применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

3. Место предмета в базисном учебном плане 

      Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «Физика»  на ступени основного общего образования   в 9 классе. Примерная программа рассчитана на 70 учебных часов.

      Данная рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов (из расчета 2 час в неделю).

4. Общая характеристика учебного процесса

При реализации рабочей программы используется УМК Перышкина А. В, Гутника Е.М. входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса  применяется  классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения. Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений и исследований физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов  осуществляется систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися.

         В курс физики 9 класса входят следующие разделы:

Механические явления.

Электромагнитные колебания и волны.

Квантовые явления.

     В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Таким основным материалом являются: Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета.  Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Неравномерное движение.  Мгновенная скорость. Ускорение.  Равноускоренное движение. Свободное падение тел. Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения. Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Вес тела. Невесомость. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Период колебаний математического и пружинного маятников. Механические волны. Длина волны. Звук. Конденсатор.  Энергия электрического поля конденсатора. Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция.  Электрогенератор. Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны и их свойства. Скорость распространения электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Линейчатые оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами. Состав атомного ядра.  Зарядовое и массовое числа.  

Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада. Методы регистрации ядерных излучений. Ядерные реакции.  Деление и синтез ядер. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.  Экологические проблемы работы атомных электростанций.

        На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.

Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.

Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.

       Дидактическая модель обучения и педагогические средства  отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных  результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов  деятельности. Формирование целостных представлений о физической картине мира будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе  личностного осмысления физических процессов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков мозгового штурма и т.д.

При преподавании используются организационные формы обучения

  - классноурочная система

 -лабораторные и практические занятия;  

 -применение мультимедийного материала;

 -решение экспериментальных задач

 -исследовательская  работа;

  -самостоятельная работа;

- творческие  работы.

       

Уровень обучения – базовый.

Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.

5.В данном классе ведущими методами обучения предмету являются методы:    

- информационный;

- исследовательский (организация исследовательских лабораторных работ, самостоятельных работ и т.д.);

- проблемный (постановка проблемных вопросов и создание проблемных ситуаций на уроке);

- использование ИКТ;

- алгоритмизированное обучение (алгоритмы планирования научного исследования и обработки результатов эксперимента  и т.д.);

- методы развития способностей к самообучению и самообразованию.

       На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование   Интернет-ресурсов коллекции ЦОР.                        

      Результаты изучения курса «Физика» должны полностью соответствовать стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико - ориентированного и личностно - ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.      

      С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание в программе уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).  Учащиеся должны  оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

6.Система оценивания

6.1. Оценка устных ответов учащихся

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2   ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

6.2. Оценка письменных контрольных работ

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов. 

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

6.3. Оценка лабораторных работ

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

6.4.Перечень ошибок

I. Грубые ошибки

1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

2. Неумение выделять в ответе главное.

3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенными в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы

5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

6. Небрежное отношение  к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

7. Неумение определить показания измерительного прибора.

8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

II. Негрубые ошибки.

1.Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

2.Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

3.Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

4.Нерациональный выбор хода решения.

III. Недочеты.

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

5.Орфографические и пунктуационные ошибки.      

                                                                                           

7. Содержание программы (68 часов)

Механические явления (12 часов)

Неравномерное движение.  Мгновенная скорость. Ускорение.  Равноускоренное движение. Свободное падение тел. Графики зависимости пути и скорости от времени. Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения. Центростремительное ускорение. Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Вес тела. Невесомость. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Период колебаний математического и пружинного маятников. Механические волны. Длина волны. Звук.

Демонстрации

Равноускоренное движение. Свободное падение тел в трубке Ньютона. Направление скорости при равномерном движении по окружности. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Невесомость. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механические колебания. Механические волны. Звуковые колебания. Условия распространения звука.

Лабораторные работы и опыты

Изучение зависимости периода колебаний маятника от длины нити. Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника. Изучение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы груза.

Электромагнитные колебания и волны (30 час)

Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция.  Электрогенератор. Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны и их свойства. Скорость распространения электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения. Свет - электромагнитная волна. Дисперсия света.  Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Демонстрации

Электромагнитная индукция. Правило Ленца. Самоиндукция. Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле. Устройство генератора постоянного тока. Устройство генератора переменного тока. Устройство трансформатора. Передача электрической энергии. Электромагнитные колебания. Свойства электромагнитных волн. Принцип действия микрофона и громкоговорителя. Принципы радиосвязи.

Лабораторные работы и опыты

Изучение явления электромагнитной индукции. Изучение принципа действия трансформатора.

Квантовые явления (23 час)

Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Линейчатые оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами. Состав атомного ядра.  Зарядовое и массовое числа.  Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада. Методы регистрации ядерных излучений. Ядерные реакции.  Деление и синтез ядер. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.  Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Демонстрации

Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков частиц в камере Вильсона.

Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

Лабораторные работы и опыты

Наблюдение линейчатых спектров излучения.

Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром.

8. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ

В результате изучения курса физики 9 класса  ученик должен

  1.  знать/понимать: смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
  2. смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, импульс,
  3. смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;
  4. уметь
  5. описывать и объяснять физические явления: равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, электромагнитную индукцию;
  6. использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы; 
  7. представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;
  8. выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  9. приводить примеры практического использования физических знаний о механических,  электромагнитных и квантовых явлениях;
  10. решать задачи на применение изученных физических законов;
  11. осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
  2. контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
  3. рационального применения простых механизмов;
  4. оценки безопасности радиационного фона.

9.Перечень учебно-методических средств обучения.

Основная и дополнительная литература:

1.В.А.Волков, Поурочные разработки по физике, 9-й класс, Москва, издательство «ВАКО», 2007г.  

2. В.А. Шевцов, Тесты, 7-11 классы, физика, Волгоград, издательство «Учитель», 2005 г.

3. Уроки физики с применением информационных технологий, 7-11 классы, Москва, издательство «Глобус», 2010г.

4.Компьютерные ресурсы

4.1 Открытая физика. Часть 1. CD-ROM. Компьютерные обучающие, демонстрационные и тестирующие программы

4.2. Физические эксперименты. 2 CD.

4.3. Видеозадачник по физике. CD-ROM.

4.4. Физика. 7-11 классы. Практикум. 2 CD

4.5. Открытая физика ТМ 1.1. Полный интерактивный курс физики. CD-ROM.

4.6.  ТПО «Северный очаг»

4.7. Живая физика.  D.

4.8. Физика. Библиотека наглядных пособий. 7-11 классы. 2 CD.

4.9. Уроки физики, 7-11 классы, мультимедийное приложение к урокам.

Тематическое планирование уроков физики в 9 классе.

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Из них

Лабораторные работы

Контрольные уроки и тесты

1

Механические явления

12

Л/р № 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

Л/р № 2 «Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника»

Л/р №3 «Изучение зависимости периода колебаний маятника от длины нити»

К/р №1 по теме «Механические явления»

2

Электромагнитные колебания и волны

30

 1ч

Л/р №4 «Изучение явления электромагнитной индукции

К/р №2 по теме «Электромагнитная индукция»

К/р №3 по теме «Электромагнитные колебания и волны»

3

Квантовые явления

23

Л/р № 5 «Изучение треков заряженных частиц с помощью готовых фоторисунков»

Л/Р №6 «Изучение деления ядра урана с помощью фоторисунка треков»

К/р №4 по теме «Квантовые явления»

Повторение

5

К/р №5 Итоговая

Итого

68

6

5

 

 Календарно-тематическое планирование по физике

9 класс

(2 учебных часа в неделю, всего 68 ч)

№ п/п

Тема уроков

Метод обучения

Форма работы

Средства обучения, демонстрации

Требования к базовому уровню подготовки

Элементы содержания

Л/р

К/р

Дата проведения

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

  1. Механические явления (12 ч)

1

1

Неравномерное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Графики зависимости пути и скорости от времени движения

Частично-поисковый

 §

Эвристическая беседа, КМД

Демонстрация равноускорен

ного движения

Знать/понимать смысл физических величин: путь, скорость, ускорение. Уметь строить графики пути и скорости

Неравномерное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Графики зависимости пути и скорости от времени движения

4.09

2

2

Л/р №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

Частично-поисковый

Исследовательская лабораторная работа

Лабораторное оборудование: штативы, грузы, секундомеры, желоб, шарик

Уметь использовать физические приборы и измерительные инструменты для определения физических величин

Исследование равноускоренного движения без начальной скорости

Л/р

№1

6.09

3

3

Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения. Центростремительное ускорение

Частично-поисковый

Эвристическая беседа, КМД

Демонстрация направления скорости при равномерном движении по окружности

Уметь определять направление и величину скорости и ускорения точки при равномерном движении по окружности

Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения. Центростремительное ускорение

11.09

4

4

Законы Ньютона. Свободное падение.

Информационно-развивающий

Беседа, составление опорного конспекта

Демонстрация явления инерции, Свободное падение тел в трубке Ньютона, второго и третьего законов Ньютона

Уметь описывать и объяснять с помощью законов Ньютона различные виды движения

I, II, III законы Ньютона. Свободное падение тел.

13.09

5

5

Закон всемирного тяготения. Невесомость. Искусственные спутники земли. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

Информационно-развивающий

Беседа, составление опорного конспекта

Демонстрация

Невесомости и перегрузки, сложения сил, направленных под углом.

Знать понятия: гравитационное взаимодействие, гравитационная постоянная. Написать формулу и объяснить.

Закон всемирного тяготения. Невесомость. Искусственные спутники земли. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

18.09

6

6

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Проблемно-поисковый

Эвристическая беседа, КМД

Демонстрация закона сохранения импульса, реактивного движения

Знать/понимать смысл физических величин: импульс тела, импульс силы. Уметь решать простейшие задачи на применение закона сохранения импульса

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение, как пример использования закона сохранения импульса

20.09

7

7

Кинетическая и потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии

Творчески-репродуктивный

Беседа, составление опорного конспекта

Демонстрация превращения механической энергии из одной формы в другую

Уметь описывать и объяснять превращения механической энергии при движении и столкновении тел

Кинетическая и потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии

25.09

8

8

Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний.

Частично-поисковый

Эвристическая беседа, КМД, исследовательская лабораторная работа

Демонстрация механических колебаний, лабораторное оборудование - набор грузов и пружин «Изучение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы груза»

Знать/понимать физический смысл основных характеристик колебательного движения

Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Превращения механической энергии при механических колебаниях. «Изучение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы груза»

27.09

9

9

Период колебаний пружинного и математического маятников. Л/р №2 «Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника». Решение задач

Частично-поисковый

Исследовательская лабораторная работа

Лабораторное оборудование: штативы, грузы, секундомеры

Уметь использовать физические приборы и измерительные инструменты для определения физических величин

Период колебаний пружинного и математического маятников. Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника

Л/р №2

2.10

10

10

Л/р №3 «Изучение зависимости периода колебаний маятника от длины нити»

Частично-поисковый

Исследовательская лабораторная работа

Лабораторное оборудование: штативы, груз,нить, секундомеры

Уметь использовать физические приборы и измерительные инструменты для определения физических величин

Изучение зависимости периода колебаний маятника от длины нити

Л/р №3

4.10

11

11

Механические волны. Длина волны. Скорость волны. Звук

Информационно-развивающий

Беседа, составление опорного конспекта

Демонстрация механических волн, звуковых колебаний, условий распространения звука

Знать/понимать смысл физических величин и понятий: «волна», «длина волны», «скорость волны»

Механические волны. Длина волны. Скорость волны. Звук

9.10

12

12

Контрольная работа№1  по теме «Механические явления»

Репродуктивный

Индивидуальная работа

Контрольно-измерительные материалы по теме «Механические явления»,В.А. Волков. «Поурочные разработки»

Уметь применять

 Полученные

 знания при

решении задач

Механические явления

К/р

№1

11.10

II. Электромагнитные колебания и волны (30 ч)

13

1

Работа над ошибками. Электрическое поле. Магнитное поле. Свойства электрического и магнитного полей

Информационно-развивающий

Беседа, составление опорного конспекта

Демонстрация действия электрического поля на электрический заряд, действия магнитного поля на магнитную стрелку. Электризация через влияние.

Знать/понимать смысл понятий и основные свойства электрического и магнитного полей.

Работа над ошибками. Электрическое поле. Магнитное поле. Свойства электрического и магнитного полей

16.10

14

2

Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера

Проблемно-поисковый

Эвристическая беседа, лабораторный опыт

Демонстрация взаимодействия двух параллельных проводников с током, действия постоянного магнита на проводник с током

Знать правило левой руки, уметь определять направление силы Ампера

Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера

18.10

15

3

Индукция магнитного поля.

Информационно-развивающий

Беседа, составление опорного конспекта

Знать/понимать смысл понятия: «индукция магнитного поля»

Индукция магнитного поля.

23.10

16

4

Магнитный поток

Информационно-развивающий

Беседа, составление опорного конспекта

Знать/понимать смысл понятия: «магнитный поток»

Магнитный поток

25.10

30.10

17

5

Электромагнитная индукция.

Информационно-развивающий

Беседа, составление опорного конспекта

Демонстрация электромаг-

нитной индукции,

Знать/понимать закон электромагнитной индукции и

Электромагнитная индукция.

30.10

1.11

18

6

Правило Ленца. Принцип действия микрофона и громкоговорителя

Демонстрация правила Ленца, принцип действия микрофона и громкоговорителя

Знать/понимать правило Ленца

Правило Ленца. Принцип действия микрофона и громкоговорителя

1.11

13.11

19

7

Опыты Фарадея. Л/р №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

Проблемно-поисковый

Поисковая лабораторная работа

Лабораторное оборудование: набор по электричеству, амперметры, набор прямых магнитов

Знать/понимать условия получения электрического тока с помощью магнитного поля

Изучение явления электромагнитной индукции

Л/р №4

13.11

15.11

20

8

Самоиндукция

Частично-поисковый

Эвристическая беседа

Демонстрация самоиндукции

Знать/понимать явление самоиндукции, уметь приводить примеры практического использования

Самоиндукция

15.11

15.11

21

9

Переменный электрический ток

Электрогенератор.

Информационно-развивающий

Беседа, составление опорного конспекта

Демонстрация получения переменного тока при вращении витка в магнитном поле

Демонстрация устройства генераторов постоянного и переменного тока

Знать/понимать принцип получения переменного тока.

Иметь представление об устройстве генератора переменного тока.

Переменный электрический ток

Электрогенератор.

20.11

22

10

Решение задач на тему «Электромагнитная индукция. Правило Ленца»

Творчески-репродуктивный

Выполнение вариативных упражнений

Сборники познавательных, развивающих и тренинговых заданий

Уметь решать качественные, экспериментальные задачи с применением правила буравчика, правила левой руки

Электромагнитная индукция. Правило Ленца

22.11

23

11

Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние

Информационно-развивающий

Беседа, составление опорного конспекта

Демонстрация устройства трансформатора, передача электрической энергии. Изучение принципа действия трансформатора

Иметь представление об устройстве трансформатора

Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние

27.11

24

12

Повторительно-обобщающий урок по теме «Электромагнитная индукция»

Творчески-репродуктивный

Организационно-деловая игра

Сборники познавательных и развивающих заданий по теме «Электромагнитная индукция»

Уметь решать качественные, экспериментальные и расчетные задачи на применение изученных в данной теме законов

 Электромагнитная индукция

29.11

25

13

Контрольная работа №2 по теме «Электромагнитная индукция»

Репродуктивный

Индивидуальная работа

Контрольно-измерительные материалы по теме «Электромагнитная индукция»

Уметь решать задачи по теме «Электромагнитная индукция»

 Электромагнитная индукция

К/р

№2

4.12

26

14

Работа над ошибками. Конденсатор.  Энергия электрического поля конденсатора

Проблемно-поисковый

Эвристическая беседа

Демонстрации:

Устройство конденсатора, энергия заряженного конденсатора, батарея конденсаторов

Знать/понимать смысл величины «электрическая емкость»

Работа над ошибками. Конденсатор.  Энергия электрического поля конденсатора

6.12

27

15

Электромагнитные колебания. Колебательный контур

Информационно-развивающий

Лекция, составление опорного конспекта

Демонстрация электромагнитных колебаний

Знать/понимать, что такое электромагнитные колебания, колебательный контур

Электромагнитные колебания. Колебательный контур

11.12

28

16

Электромагнитные волны и их свойства.

Информационно-развивающий

Лекция, составление опорного конспекта

Демонстрация свойств электромагнитных волн

Знать основные свойства электромагнитных волн.

Электромагнитные волны и их свойства.

13.12

29

17

Скорость распространения электромагнитных волн

Информационно-развивающий

Лекция, составление опорного конспекта

Иметь представление о скорости электромагнитных волн как предельной скорости

Скорость распространения электромагнитных волн

18.12

30

18

Шкала электромагнитных волн

Информационно-развивающий

Лекция, составление опорного конспекта

Наглядные пособия

Знать/понимать особенности каждого диапазона электромагнитных волн, его свойства и применение

Шкала электромагнитных волн

20.12

31

19

Принципы радиосвязи и телевидения

Информационно-развивающий

Лекция, составление опорного конспекта

Демонстрация принципов радиосвязи

Знать/понимать принципы радиосвязи и телевидения

Принципы радиосвязи и телевидения

25.12

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

32

20

Свет - электромагнитная волна. Волновые свойства света

Информационно-развивающий

Лекция, составление опорного конспекта

Наглядные пособия

Знать/понимать смысл физического понятия «свет»

Свет - электромагнитная волна. Волновые свойства света

27.12

33

21

Интерференция света

Информационно-развивающий

Беседа

Демонстрация интерференции света

Уметь приводить примеры практического

 применения интерференции света

Интерференция света

15.01

34

22

Преломление света

Информационно-развивающий

Лекция с элементами беседы, лабораторный опыт

Демонстрация явления преломления света, зависимости угла преломления от угла падения, набор по оптике

Знать/понимать смысл закона преломления света, уметь строить преломленный луч

Преломление света

17.01

35

23

Дисперсия света. «Теория света и цвета» И. Ньютона

Информационно-развивающий

Беседа, составление опорного конспекта

Наблюдение явления дисперсия цвета. Демонстрация дисперсии белого света, получения белого света при сложении света разных цветов

Уметь описывать и объяснять явление дисперсии

Дисперсия света. «Теория света и цвета» И. Ньютона

22.01

36

24

Спектрограф и спектроскоп

Информационно-развивающий

Беседа, составление опорного конспекта

Демонстрация устройства трансформатора

Знать устройства спектрографа и спектроскопа

Спектрограф и спектроскоп

24.01

37

25

Виды спектров

Информационно-развивающий

Лекция, составление опорного конспекта

Наглядные пособия

Знать понятия спектр испускания, поглощения, линейчатый и полосатый спектр

Виды спектров

29.01

38

26

Линейчатые оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.

Информационно-развивающий

Лекция, составление опорного конспекта

Наблюдение линейчатых спектров излучения

Знать/понимать процесс поглощения и испускания света атомами

Линейчатые оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.

31.01

39

27

Понятие о спектральном анализе

Информационно-развивающий

Лекция, составление опорного конспекта

Наглядные пособия

Знать/понимать сущность спектрального анализа

Понятие о спектральном анализе

5.02

40

28

Влияние электромагнитных излучений на живые организмы

Творчески-репродуктивный

Защита рефератов, учебная дискуссия

Наглядные пособия

Знать/понимать роль электромагнитных излучений в возникновении и эволюции жизни на Земле; уметь описывать и объяснять полезные и вредные воздействия излучений на живые организмы; уметь приводить примеры практического применения электромагнитных излучений, знать способы защиты от вредных излучений

Влияние электромагнитных излучений на живые организмы

7.02

41

29

Повторительно-обобщающий урок по теме «Электромагнитные колебания и волны»

Творчески-репродуктивный

Организационно-деловая игра

Сборники познавательных и развивающих заданий по теме «Электромагнитные колебания и волны»

Уметь применять полученные знания при решении задач

Электромагнитные колебания и волны

12.02

42

30

Контрольная работа №3 по теме «Электромагнитные колебания и волны»

Репродуктивный

Индивидуальная работа

Контрольно-измерительные материалы по теме «Механические явления»,В.А. Волков. «Поурочные разработки»

Уметь применять полученные знания при решении задач

Электромагнитные колебания и волны

К/р №3

14.02

III. Квантовые явления (23 ч)

43

1

Работа над ошибками. Радиоактивность. Альфа-, бета-, гамма-излучения.

Информационно-развивающий

Лекция с элементами эвристической беседы, составление опорного конспекта

Наглядные пособия

Знать/понимать смысл понятия «радиоактивность», уметь характеризовать альфа-, бета-и гамма-излучения.

Работа над ошибками. Радиоактивность. Альфа-, бета-, гамма-излучения.

19.02

44

2

Радиоактивные превращения атомных ядер. Период полураспада

Информационно-развивающий

Лекция с элементами эвристической беседы, составление опорного конспекта

Наглядные пособия

Уметь записывать простейшие уравнения превращений атомных ядер

Радиоактивные превращения атомных ядер. Период полураспада

21.02

45

3

Опыт Резерфорда. Планетарная модель атома

Информационно-развивающий

Беседа, составление опорного конспекта

Демонстрация опыта Резерфорда.

Знать/понимать планетарную модель строения атома

Опыт Резерфорда. Планетарная модель атома

26.02

46

4

Методы регистрации ядерных излучений

Частично-поисковый

Эвристическая беседа

Наблюдение треков частиц в камере Вильсона. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

Уметь описывать методы регистрации ядерных излучений

Методы регистрации ядерных излучений

28.02

47

5

Л/р № 5 «Изучение треков заряженных частиц с помощью готовых фоторисунков»

Проблемно-поисковый

Поисковая лабораторная работа

Лабораторное оборудование: фоторисунок, измерительная линейка

Уметь использовать измерительные инструменты для определения физических величин

Изучение треков заряженных частиц с помощью готовых фоторисунков

Л/р № 5

5.03

48

6

Открытие протона и нейтрона

Информационно-развивающий

Лекция, составление опорного конспекта

Наглядные пособия

Знать/понимать, из каких элементарных частиц состоит ядро атома; знать историю открытия протона и нейтрона

Открытие протона и нейтрона

7.03

49

7

Состав атомного ядра. Зарядовое и массовое числа

Информационно-развивающий

Беседа, составление опорного конспекта

Наглядные пособия, справочная литература

Знать/понимать строение атомного ядра, уметь определять зарядовое и массовое числа, пользуясь периодической таблицей

Состав атомного ядра. Зарядовое и массовое числа

12.03

50

8

Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер

Информационно-развивающий

Лекция, составление опорного конспекта

Наглядные пособия

Знать/понимать смысл физической величины «энергия связи»

Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер

14.03

51

9

Решение задач на тему «Радиоактивные превращения атомных ядер. Период полураспада»

Творчески-репродуктивный

Фронтальная работа, КМД, тренинг

Дидактические материалы

Уметь решать задачи по теме «Строение атомного ядра. Энергия связи. Радиоактивные превращения атомных ядер»

Радиоактивные превращения атомных ядер. Период полураспада

19.03

52

10

Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции

Информационно-развивающий

Лекция, составление опорного конспекта

Наглядные пособия, справочная литература

Знать/понимать смысл понятий: «быстрые и медленные нейтроны», «управляемые и неуправляемые ядерные реакции», «обогащенный уран»

Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции

21.03

53

11

Л/Р №6 «Изучение деления ядра урана с помощью фоторисунка треков»

Проблемно-поисковый

Поисковая лабораторная работа

Лабораторное оборудование: фоторисунок

Уметь объяснить характер движения заряженных частиц.

Изучение деления ядра урана с помощью фоторисунка треков

Л/Р №6

2.04

54

12

Ядерные реакции. Деление и синтез ядер

Информационно-развивающий

Лекция, составление опорного конспекта

Наглядные пособия, справочная литература

Уметь составлять уравнения ядерных реакций

Ядерные реакции. Деление и синтез ядер

4.04

55

13

Решение задач на тему «Ядерные реакции»

Репродуктивный

Фронтальная работа

Дидактические материалы

Уметь решать задачи на составление уравнений ядерных реакций

Ядерные реакции

9.04

56

14

Ядерный реактор. Применение, проблемы и перспективы развития атомной энергетики

Информационно-развивающий

Лекция, составление опорного конспекта

Наглядные пособия, справочная литература

Уметь приводить примеры практического применения ядерных реакторов

Ядерный реактор. Применение, проблемы и перспективы развития атомной энергетики

11.04

57

15

Термоядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд

Информационно-развивающий

Беседа, составление опорного конспекта

Наглядные пособия, справочная литература

Уметь приводить примеры термоядерных реакций

Термоядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд

16.04

58

16

Ядерная энергетика

Информационно-развивающий

Беседа, составление опорного конспекта

Наглядные пособия, справочная литература

Уметь характеризовать основные меры безопасности

Ядерная энергетика

18.04

59

17

Дозиметрия.  «Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром»

Репродуктивный

Лабораторная работа по инструкции

Измерение естественного  радиоактивного фона дозиметром. Лабораторное оборудование: дозиметры, справочная литература

Уметь измерять радиоактивный фон при помощи дозиметра и делать оценку безопасности радиационного фона

Дозиметрия.  «Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром»

23.04

60

18

 Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Применение радиоактивных изотопов в медицине, археологии, следственных экспериментах

Творческий, информационно-развивающий

Чтение докладов, рефератов, защита проектов

Наглядные пособия

Знать/понимать полезное и вредное воздействие радиации на живые организмы. Понимать роль ионизирующих излучений в возникновении мутаций, в эволюционных процессах. Уметь перечислить основные применения ионизирующих излучений в технике, медицине, генной инженерии и т. д.

Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Применение радиоактивных изотопов в медицине, археологии, следственных экспериментах

25.04

61

19

Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Творческий, информационно-развивающий

Чтение докладов, защита проектов, учебная дискуссия

Информационно-коммуникативные средства: электронные библиотеки, Интернет, научно-популярная литература, справочные пособия

Уметь осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах

Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

30.04

62

20

Решение задач на тему «Ядерная энергетика». Самостоятельная поисковая работа с информационной базой

Информационно-развивающий

КМД, индивидуальная работа

Информационно-коммуникативные средства: электронные библиотеки, Интернет, научно-популярная литература, справочные пособия

Уметь организовывать свою деятельность: ставить цель, определять оптимальное соотношение цели и средств, использовать для решения познавательных задач различные источники информации

Ядерная энергетика

2.05

63

21

Решение задач на тему «Радиоактивные превращения атомных ядер. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер»

Творчески-репродуктивный

Выполнение вариативных упражнений, работа на тренажерах

Сборники познавательных и развивающих заданий по теме «Квантовые явления»; сборники тестовых заданий

Уметь решать задачи по теме «Радиоактивные превращения атомных ядер. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер»

Радиоактивные превращения атомных ядер. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер

7.05

64

22

Повторительно-обобщающий урок по теме «Квантовые явления»

Творчески-репродуктивный

Организационно-деловая игра

Сборники познавательных и развивающих заданий по теме «Квантовые явления», справочная литература

Уметь описывать и объяснять квантовые явления, приводить примеры практического применения квантовых явлений; определять, какие физические законы действуют в предложенных на рассмотрение ситуациях. Уметь обосновывать свою точку зрения, грамотно выражать свои мысли, использовать для решения задач различные источники информации

Квантовые явления

14.05

65

23

Контрольная работа №4 по теме «Квантовые явления»

Репродуктивный

Многоуровневое тестирование по теме

Контрольно-измерительные материалы по теме «Квантовые явления»

Уметь применять полученные знания и умения при решении задач

Квантовые явления

К/р

№4

16.05

IV. Обобщающее повторение (3ч)

66

1

Работа над ошибками. Повторительно –обобщающий урок по теме «механические явления»

Творчески-репродуктивный

Защита проектов, выступления с докладами, учебные дискуссии

Наглядные пособия

Уметь осуществлять самостоятельный поиск информации, ее обработку и представление в различных формах; уметь различать факты и гипотезы, причины и следствия; владеть монологической и диалогической речью; быть способным отстаивать свою точку зрения и понимать точку зрения собеседника

21.05

67

2

Повторительно –обобщающий урок по теме «Электромагнитные колебания и волны»

Творчески-репродуктивный

Защита проектов, выступления с докладами, учебные дискуссии

Наглядные пособия

23.05

68

3

Повторительно –обобщающий урок по теме «Квантовые явления»

Творчески-репродуктивный

Защита проектов, выступления с докладами, учебные дискуссии

Наглядные пособия

23.05

69

4

Итоговая контрольная работа №5

Репродуктивный

Индивидуальная работа

Контрольно-измерительные материалы

Уметь применять полученные знания и навыки при решении задач

К/р

№5

19.05

70

5

Работа над ошибками. Обобщающее повторение изученного материала

Творчески-репродуктивный

Защита проектов, выступления с докладами, учебные дискуссии

Наглядные пособия

Уметь осуществлять самостоятельный поиск информации, ее обработку и представление в различных формах; уметь различать факты и гипотезы, причины и следствия; владеть монологической и диалогической речью; быть способным отстаивать свою точку зрения и понимать точку зрения собеседника

23.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая прогамма элективного курса "Алгебра плюс"

Рабочая программа элективного курса  "Алгебра плюс: рациональные и иррацианальные уравнения"для 11 класса....

рабочая прогамма по учебному курсу для 6 класса

рабочая программа по математике для 6 класса "Наглядная геометрия"...

Рабочая прогамма по истории 11 класс, разработки интегрированных уроков

Рабочая программа разработана к  УМК Н.В.Загладина "История . История России и мира ХХ века"Интегрированный урок истории и нформатики 10 класс "Итоги петровских преобразований"...

рабочие прогаммы

рабочие программы по физике 7-9 классы...

рабочие прогаммы

рабочие программы по физике 7-9 классы...

Рабочая прогамма по алгебре и началам анализа 10 - 11 классы

Пояснительная записка В связи с реальной необходимостью в наши дни большое значение приобрела проблема полноценной базовой математической подготовки учащихся. Учащиеся 10-11 класс...