"ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ"
статья по физике по теме

Мордовина Иннеса Викторовна

Известно, что эвристика – наука о творческом мышлении, избирательном инновационном подходе к решению сложных творческих проблем, а также экспериментально-исследовательских, технико-технологических, психолого-педагогических, культурно-искусствоведческих и множества других задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon evristicheskiy_metod.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Эвристический подход при изучении физики

Известно, что эвристика – наука о творческом мышлении, избирательном инновационном подходе к решению сложных творческих проблем, а также экспериментально-исследовательских, технико-технологических, психолого-педагогических, культурно-искусствоведческих и множества других задач.

Развитие – процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное. Например, развитие творческих способностей. Творческое мышление не является стихийным процессом. Это строго продуманная, спланированная и высокоорганизованная деятельность, требующая детальной разработки, перспективных планов и программ.

        Процесс мышления начинается с проблемной ситуации, которую необходимо решить, т.е. с постановки вопроса, который возникает, когда нам что-либо не понятно. Поэтому первое необходимое условие протекания мыслительного процесса заключается в умении увидеть непонятное, требующее разъяснения. Человек с хорошо развитым мышлением видит вопросы там, где они есть на самом деле, и где человеку с недостаточно развитым мышлением, не привыкшему мыслить самостоятельно, все представляется само собой разумеющимся. Множество людей наблюдало падение предметов с высоты на землю, но только Ньютон задумался над этой проблемой и открыл закон всемирного тяготения.

        Возникает вопрос о том, почему эти ученые увидели то, что до них никто не видел? Что является источником возникновения вопросов? Существуют два таких источника: практика и знания. При решении практических задач «включается» мышление и попытка решить то, что еще никогда не решали. Конечно же, правильно поставленный вопрос еще не означает успешное решение задачи. Для решения сложной мыслительной задачи необходимо:

  1. умело выбрать пути решения поставленного вопроса;
  2. пополнять недостающую информацию;
  3. найти необходимые для корректной постановки вопроса данные;
  4. оперировать имеющимися данными и анализировать;
  5. высказывать предположения.

Обычный подход в преподавании физики основан на логике базовой науки – физики. Другой подход заключается в отборе проблем, явлений, процессов, ситуаций, изучение которых соответствовало бы познавательным запросам учащихся.

        В последние десятилетия ученые стали обнаруживать массовое проявление спада активности личности, ее пассивность. По мнению некоторых исследователей, причина кроется в догматической подаче изучаемого материала, в результате чего теряется интерес к изучаемому предмету. Трудно выявить индивидуальные особенности ребенка. Не развивается творческое мышление.

        Наша главная задача – это высвобождение личности через рождение собственных знаний и опыта. Предлагают различные методики обучения, позволяющие более полно раскрыть личность, уметь творчески подходить к тому или иному вопросу. Например, урок «погружение». При проектировании такого урока преподавателю важно избавиться от боязни отступить от нормативов и инструкций, больше доверять своей интуиции, переориентироваться с методической и педагогической структуры урока на психологическую, отдав ей приоритет, стремясь к удовлетворению и развитию познавательных интересов учащихся. К таким урокам отнесем: уроки-диспуты, уроки-симпозиумы, интегрированные уроки и т.д. Осуществляя учение в разных направлениях, используя различные методики, можно выделить ряд принципов, помогающих раскрыть личность через рождение собственных знаний:

  1. принцип творческой деятельности. Ребенок раскрывается как личность, способный применить накопленный опыт в различных, предлагаемых ему ситуациях. Это уроки творчества, уроки-конкурсы, уроки-фантазии;
  2. принцип сотрудничества между учителем и учеником, основанный на уважении ребенка, доверии к нему;
  3. принцип непринужденности, создаваемой учителем и помогающей понять и правильно применить накопленный опыт;
  4. принцип доступности.

Активность в ходе учебного процесса достигается развивающим обучением, в котором человек является не побочным продуктом, а главной целью. Развивающее обучение строится на субъективизации позиции учащегося. Информация усваивается через размышление и сопоставление.

Мозговой штурм – один из первых методов активизации творческого процесса. Главный недостаток этого метода случайного нахождения решения – достаточно высокая вероятность упустить из виду какое-либо «сильное» решение.

Практика является наиболее объективным доказательством истинности наших умозаключений. При этом можем использовать практику и в качестве прямого доказательства верности наших суждений, как это было в случае с К.Э. Циолковским, и в качестве косвенного доказательства. Например, для того чтобы проверить предположение о наличии электрического тока в розетке, мы включаем лампу и на основании того, загорится она или нет, делаем соответствующий вывод.

Учащиеся обычно достаточно уверенно отвечают на традиционные вопросы, начинающиеся со слов «Что такое…», «Как называется», «Как читается…». В результате это они начинают заучивать материал наизусть и тренируют в основном память.

 Проверку знаний предлагаю провести через познавательные вопросы, при которой учащиеся охотно отвечают на них и задают сами. Содержание вопросов охватывает любой материал по физике до этого изученный в школе. Письменная работа (на 10-12 мин) организуется для проверки домашнего задания. В начале урока каждый ученик получает лист бумаги, на котором должен написать вопросы, составленные по материалу, заданному к данному уроку на дом. На оценку 3 – 3 вопроса, 4- 4  и 5- 5. Учащиеся обычно не бывают предупреждены заранее о такой проверочной работе, а организую ее не чаще 1 раза в месяц. Учащиеся постепенно осознают, что на уроках физики приветствуются вопросы, начинающиеся со слов: «Почему…», «Является ли…», «Каким образом…», «Что нужно сделать, чтобы…», «Зависит ли…», «Изменится ли…» и т.п.

Считаю, что составление учащимися вопросов в такой форме развивает их видение проблемных качественных задач в физическом тексте и одновременно закрепляет знания законов и формул, понятий и определений физических явлений. Составление таких вопросов, ответы на них способствуют и исследовательской деятельности школьников, заставляют анализировать предложенные в вопросе факты, подбирать модели для последующих рассуждений, строить гипотезы.

Серьезные попытки найти ответ на вопрос, что мешает проявлению творческих способностей, предприняли Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон. Они обнаружили, что проявлению творчества мешает не только недостаточное развитие определенных способностей, но и склонность к конформизму, боязнь показаться глупым или смешным в своих суждениях, завышенная оценка значимости своих собственных идей.

Эвристическая деятельность в наше время складывается в основном стихийно, поэтому и недостаточно эффективно. Здесь необходим специализированный курс, особенно для будущих учителей, сопровождающийся психолого-педагогическими наблюдениями и экспериментами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФИЗИКИ КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Физику называют экспериментальной наукой. Многие законы физики открыты благодаря наблюдениям за явлениями природы или специально поставленным опытам. Опыт либо подтверждает, либо опровергает физ...

Личностно-ориентированный подход при изучении физики.

В  данной публикации рассматривается как  на  практике осуществляется личностно- ориентированное  обучение по физике....

Блочно-модульная система изучения физики с дифференцированным подходом в обучении

Интенсификация процесса обучения физики может быть достигнута посредством оптимизации всех составляющих его элементов. Использование различных методов обучения, расширения возможностей включения в уро...

Методическая работа по теме «Исследовательская деятельность учащихся как реализация компетентностного подхода в изучении физики»

   В настоящее время происходят радикальные изменения в обществе, техногенное общество сменяется посттехногенным. В посттехногенном обществе изменяется, прежде всего, отношение к чело...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ (методическая разработка)

Данное пособие содержит методические рекомендации по решению физических задач с использованием эвристического подхода. В пособии рассмотрен возможный путь к решению некоторых типов творческих зада...

Системно-деятельностный подход в обучении физики МБОУ «Средняя школа № 72 г. Ульяновска с углублённым изучением отдельных предметов» Учителя физики Духленкова Н. И. и Коснова Л. Н.

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому в...

«Метапредметный подход при изучении физики»

Материал  для учителя - предметника во внеурочной деятельности...