Личностно-ориентированный подход при изучении физики.
статья по физике по теме

В  данной публикации рассматривается как  на  практике осуществляется личностно- ориентированное  обучение по физике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл big.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированный подход при изучении физики.

Подготовила: учитель физики  МОУ СОШ п. Восточный . Октябрьского района, Амурской  области  Безверхая И.Г.

Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании школьников имеет много форм и методов работы. Остановимся на некоторых из них, которые применяются при изучении физики.

Во-первых, мы создаем у учащихся интерес к предмету.

Во-вторых, и на уроках, и во внеклассной работе поддерживаем атмосферу доверия и доброжелательности, особый творческий микроклимат. Этот микроклимат создается разными средствами: эмоциональным рассказом, чтением стихов, мягким юмором, простыми и добрыми человеческими отношениями, обостренным чувством ответственности друг перед другом, в том числе и учителя перед учеником.

В-третьих, мы планируем и рекомендуем учащемуся только ту работу, которая ему посильна. Без учета индивидуальных особенностей дело обреченно на неудачу. А неудача, как правило, не окрыляет человека, тем более подростка. Этот принцип относится и к работе на уроке.

В-четвертых, учитель должен быть достаточно эрудированным не только в педагогических и методических вопросах, но и в технических, должен все время пополнять и углублять свои знания.

В-пятых, для успешного воспитания учащихся педагогу необходимо интересоваться жизнью ребят, знать их увлечения, понимать мотивы их действий, быть выдержанным, всегда систематически шлифовать свой характер, быть приветливым, принципиально твердым и доброжелательным. Раскроем эти аспекты более подробно:

При первой же встрече ребят с физикой как учебной дисциплиной добиваемся максимально возможного эмоционального всплеска, так как с ним прочно связаны не только интерес к предмету и качество усвоения знаний, но и нравственное становление личности учеников. В.А. Сухомлинский писал, что «крайне важно развитие высокой интеллектуальной культуры – мыслей, чувств, переживаний, которые волнуют душу человека, когда он познает окружающий мир, прошлое и настоящее человечества…»

На первом этапе курса физики на некоторых уроках уделяем по 5-7 минут для микробесед на темы, не предусмотренные программой, но имеющие связь с изучаемым материалом, при этом вводим рассказ об отдельных этапах жизни и деятельности ученых, предлагаем книги, в которых эта информация изложена, тем самым побуждаем учащихся к чтению. Немалый интерес к физике прививают уроки-семинары. Их мы организуем в 9-11 классах и обычно связываем с вопросами научно-технического прогресса. Заранее дается тема и предполагается литература. Готовятся все учащиеся, выступают по желанию: обобщение делает учитель.

Эмоциональному изложению материала способствует и прием «единство физики и лирики». Приводя примеры из литературы. Усвоение материала идет легко интересно, к тому же этот прием помогает раскрываться ребятам, которые любят литературу и много читают.

Развитию у школьников самостоятельности в познавательной деятельности способствует работа с учебником. Это тем более важно, что для большинства ребят после окончания школы основным и главным источником знаний в процессе самообразования будет книга. Умения и навыки формируем в несколько этапов:

На  первом этапе (7 класс)

  1. вырабатываем у учащихся умение вчитываться в текст, находить в нем ответы на вопросы, поставленные учителем или содержащиеся в конце параграфа;
  2. учим получать необходимую информацию из рисунков, таблиц и графиков, пользоваться оглавлением учебника.

На втором этапе (8 кл.) ставим более сложную задачу: научить самостоятельно выделять главную мысль в предлагаемом тексте. Для этого используем обобщённые планы.

На третьем этапе: вырабатываются и закрепляются умения самостоятельно определять тип текста, круг вопросов, отраженных в нем, и составлять план этого текста.

Четвёртый этап посвящается задаче формирования умения самостоятельно работать со сложным, «комбинированным» текстом, содержащим, например, материал о физическом явлении, величинах, его характеризующих, принципе действий основанного на этом явлении прибора, областях его применения.

В процессе активизации познавательной деятельности школьников при изучении физики велика роль экспериментальных заданий. Организуя их, мы стараемся так сформулировать эти задания, чтобы побудить учащихся анализировать, сравнивать, обобщать наблюдаемые явления, осмысливать свои практические действия.

Например, в 7 классе на уроке по теме: «Давление. Сила давления» ставлю после объяснения материала перед учениками такую познавательную экспериментальную задачу: «Определить давление деревянного бруска на горизонтальную поверхность стола для каждого из 3-х положений бруска».

Но для решения задачи разным учащимся предлагаю различные приборы: одним – линейку, динамометр, брусок: другим – брусок, линейку и весы, третьим – брусок и линейку. Таким образом, одна и та же задача решается 3 способами; причем неодинаковыми по сложности. (Естественно что распределяя задания, мы учитываем уровень подготовки учащихся). После выполнения эксперимента, мы предлагаем ученикам рассказать о своей работе и полученных результатах. Затем все вместе анализируем факты, сравниваем данные трех способов, приходим к соответствующим выводам. При таком построении урока создается условие организовать  индивидуальную работу отдельных учащихся с учетом их конкретных возможностей, а это стимулирует школьников к активной деятельности.

Особый интерес у учеников вызывает вынашивание экспериментальных заданий дома: эти задания могут быть как одинаковыми для всех, так и индивидуальными; но в любом случае для них должны требоваться простые, доступные всем приборы и материалы (электроскоп, фонтан).

Среди приемов, существенно повышающих качество обучения физике, особое место занимает организация групповой  учебной деятельности учащихся.

В дидактике под групповой  формой обучения понимают такую организацию учебных занятий, при которой группе школьников ставят единую познавательную задачу, а для решения необходимо объединение усилий всех ее членов и их тесное взаимодействие. Как правило групповая деятельность учащихся при обучении физике  в условиях классно-урочных систем сочетается с другими форматами организации преподавания. Ее особенность в том, что слабоуспевающие ученики получают необходимую им помощь от своих товарищей (без снижения общих требований), т.е. «обучающую» работу ведет не только учитель, но и учащиеся.

Иногда, особенно на первых порах, групповые занятия бывают недостаточно эффективными. Учеными доказано, что причина этого формы предшествующего обучения. Школьникам трудно сразу перейти от индивидуальной работы к групповой для этого необходимы некоторые психологические  знания, которые обычно ребятам не хватает. Поэтому удобно такие знания предлагать учащимся в виде «памяток».

Нужно иметь в виду: наилучшие условия для групповой работы – дружеские, благожелательные или нейтральные отношения, решение поставленной учебной задачи должны осуществляться не путем  сложения «хаотических» усилий отдельных членов группы, а в результате создания диалоговых ситуаций, включающих постановку вопроса и ответ, выслушивание мнений – согласие или возражения. Анализ возможностей применения групповых занятий показал, что такая форма организации обучения используется в основном при изучении нового материала, на этапе первичного закрепления знаний и при их оценивании в середине или конце урока.

Рассмотрение обнародованного опыта применения групповой работы на уроках физики убеждает, что эта форма занятий применяется на уроках:

  1. группового изучения нового материала по учебнику;
  2. построенных на взаимообучении учащихся в группах;
  3. уроках углубления знаний;
  4. решения задач (прежде всего поддающихся алгоритмизации и использованию структурно-логических схем);
  5. уроках-деловых или дидактических играх;
  6. уроках-соревнованиях;
  7. пресс-конференциях;
  8. семинарах;
  9. уроках, которые ведут учащиеся;
  10. уроках-творчества;
  11. занятиях типа «Что? Где? Когда?»;
  12. уроках-консультациях;
  13. зачетах;
  14. экскурсиях;

Комплектование учебных групп лучше его проводить на принципе добровольности. Группы могут:

  1. формироваться из учащихся, умеющих разные учебные возможности или одинаковые (каждый способ имеет свои преимущества и недостатки)
  2. быть временными или постоянными.

Занятия в постоянных коллективах способствует глубокому изучению материала, раскрытию возможностей каждого учащегося, выработке определённого стиля работы. Конечно, постоянностью учебных групп относительно: при изменении учебных возможностей учащиеся могут переводиться в другую группу или стать руководителем.

Эффективность групповой учебной деятельности повышается, если ее осуществлять целенаправленно или систематически, а для этого специальным образом планировать, записывать план в особую таблицу (см.ниже)

Роль учителя

Главная его функция – создание атмосферы сотрудничества учащихся. Он формулирует цель урока, распределяет задание между группами, помогает наладить работу в них, регулирует ход выполнения заданий, подводит итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой личности ребенка принципами личностно-ориентированного педагогического подхода.

В моей практике постоянно встречаются дети, которые не теряют интереса к изобразительной деятельности на протяжении всех ...

"ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ"

Известно, что эвристика – наука о творческом мышлении, избирательном инновационном подходе к решению сложных творческих проблем, а также экспериментально-исследовательских, технико-технологических, пс...

Организация личностно ориентированной деятельности учащихся на уроках физики

Предлагаю учебный материал  для организации личностно ориентированной деятельности учащихся 8 классов на уроках физики.Дифференцирование творческих заданий осуществляется по типам: человек-п...

Личностно- ориентированное развивающее обучение при изучении учебной дисциплины «Менеджмент»

Инновационные  изменения в системе современного образования предполагают понимание сущности педагогических технологий, применение не только традиционной, развивающей, но и личностно ориентированн...

Методическая работа по теме «Исследовательская деятельность учащихся как реализация компетентностного подхода в изучении физики»

   В настоящее время происходят радикальные изменения в обществе, техногенное общество сменяется посттехногенным. В посттехногенном обществе изменяется, прежде всего, отношение к чело...

«Метапредметный подход при изучении физики»

Материал  для учителя - предметника во внеурочной деятельности...