Организация личностно ориентированной деятельности учащихся на уроках физики
учебно-методическое пособие по физике (8 класс) по теме

Ворожцова Наталья Владимировна

Предлагаю учебный материал  для организации личностно ориентированной деятельности учащихся 8 классов на уроках физики.

Дифференцирование творческих заданий осуществляется по типам: человек-природа, человек-техника, человек-знаковая система, человек-художественный образ, человек-человек. Такие задания позволяют создать модель обучения в зависимости от индивидуальных особенностей детей, вовлекать их в такие виды деятельности, которые им ближе и предпочтительнее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ворожцова Наталья Владимировна

учитель физики

Бюджетное образовательное учреждение г. Омска

Средняя общеобразовательная школа №37

г. Омск

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

     Наш знаменитый соотечественник, педагог К.Д. Ушинский отметил, что главная цель обучения и воспитания: «Дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу».

     Внедрение личностно-развивающего обучения предполагает создание условий для развития самоценных форм активности учащихся, т.е. составления таких развивающих заданий, которые приводят к самостоятельному открытию и приобретению нового опыта. Такой личностно ориентированный подход имеет в своей основе ряд принципов.

     Принцип вариативности характеризуется использованием в процессе обучения не однотипных, равных для всех, а различных моделей обучения в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их опыта.

     Принцип синтеза интеллекта, аффекта и действия предполагает использование таких технологий обучения, которые вовлекали бы детей в процесс познания, совместного действия и эмоционального освоения мира.

     Принцип приоритетного старта предполагает вовлечение детей в такие виды деятельности, которые им приятнее, ближе, предпочтительнее. Этот принцип позволяет учитывать, что является самоценным для самого ребенка, что ему уже удалось освоить.

     Хорошую аналогию привел в своей лекции для первокурсников физико-технического факультета МГУ  П.Л. Капица: «Положим, вам нужно попасть на Красную площадь из какой-нибудь части Москвы в определенное время. Один из вас, чтобы попасть туда запомнит название улиц, будет смотреть, искать эти названия и идти по таким-то улицам. Другой запомнит расположение улиц, план улиц, но не их названия и будет ориентироваться по зрительной памяти. Третий просто запомнит направление и, посмотрев на солнце, тоже сможет придти на Красную площадь. Все, что требовалось от них – вовремя попасть на Красную площадь – они выполнили. Так и вам требуется понять законы физики, а как вы будете ориентироваться в них – это ваше дело. Дело преподавателя – дать вам полную свободу воспринять науку физику, как каждому из вас легче. Но следует упомянуть еще об одном способе передвигаться по городу: это просто взять такси, сказать адрес и поехать.. Такое восприятие может быть и в науке, если вы возьмете какой-нибудь учебник и заучите его наизусть, и будете думать, что вы овладели наукой. Вот с таким методом мы будем серьезно бороться».

      На своих уроках я предлагаю учащимся на выбор ряд заданий, создающих условия для саморазвития их творческой индивидуальности.          

    * Если учащийся любит работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, то его любимые занятия можно отнести к типу «человек – природа». Психологические особенности таких учащихся: развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, терпение, настойчивость.

    * Если учащемуся нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если он делает модели, разбирается в бытовой технике, если ему нравится ремонтировать машины, то его можно отнести к типу «человек – техника». Психологические особенности таких учащихся: хорошая координация движений, точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие; развитое техническое и творческое мышление и воображение; умение переключать и концентрировать внимание; наблюдательность.

     * Если учащийся любит выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать разные сведения, составлять программы, то его увлечения можно отнести к типу «человек – знаковая система». Психологические особенности таких учащихся: хорошая оперативная и механическая память; способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном материале; хорошее распределение и переключение внимания; аналитические способности, усидчивость, терпение; логическое мышление.

    * Если учащемуся свойственно глубокое эмоциональное восприятие действительности; художественные способности; развитое зрительное восприятие; творческое воображение и интуиция, то ему следует предложить задания типа «человек – художественный образ», связанные с сочинением, рисованием, музыкой, фотографией, танцами.

     * Если учащийся ориентирован на общение и взаимодействие с людьми, обладает явно выраженными коммуникативными способностями, чувствует и понимает других людей; умеет слушать и убеждать товарищей; стремится им помочь, а иногда воспитывает и поучает их, то его заинтересуют задания типа: «человек – человек», связанные с организацией и проведением игр, викторин, конференций, экскурсий, походов.  

      ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА                      Ведение метеорологического дневника,

                                                                    сбор коллекций минералов, проведение

                                                                 экологической экспертизы, составление

                                                                 сборников: «В мире удивительных

                                                                 фактов», «Очевидное-невероятное»,

                                                                  объяснение народных примет о погоде    

      ЧЕЛОВЕК – ТЕХНИКА                    Конструирование приборов, создание

                                                                   макетов, изготовление стендов, ремонт

                                                                   бытовой техники, выполнение серии

                                                                   опытов, решение изобретательских

                                                                   задач

     ЧЕЛОВЕК – ЗНАКИ                           Алгоритмизация задач, составление

                                                                   опорных конспектов, выполнение

                                                                   вычислений и систематизация  

                                                                   материала в виде таблиц, графиков,    

                                                                    диаграмм, составление тестов,

                                                                    диктантов, ведение информационного

                                                                    журнала «Новости науки и техники»,

                                                                    создание презентаций      

     ЧЕЛОВЕК – ОБРАЗ                              Сочинение физических сказок, загадок,

                                                                    научно-фантастических рассказов,

                                                                    подборка стихов о физических

                                                                    явлениях, участие в спектаклях,

                                                                    создание фильмов, выполнение

                                                                    рисунков и иллюстраций, создание

                                                                    учебных комиксов, и подготовка                                                                                                    

                                                                    музыкального сопровождения урока        

     ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК                       Участие в проведении деловых игр:

                                                                    судов, аукционов, справочных бюро

                                                                    пресс-конференций, диспутов;

                                                                    аннотация на выступление товарища,

                                                                    урок учителя, рецензия научной

                                                                    статьи, организация и проведение

                                                                    экскурсий, походов, изучение

                                                                    биографий ученых-физиков        

            Интересы личности обеспечивают ее активность и проявление познавательных потребностей.  Выбранное задание становится для ребенка жизненно значимым и эмоционально привлекательным, что помогает учащемуся в его самоопределении и саморазвитии.

     Приведу примеры заданий для уроков в 8 классе, проводимых по парацентрической технологии в соответствии с приведенной классификацией типов деятельности.

РАЗДЕЛ: «АГРЕГАТНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ВЕЩЕСТВ»

Задания по типу «ЧЕЛОВЕК - ПРИРОДА»

  • Объясните приметы: 1. Лучина трещит – к ненастью;  2. Снег скрипит – сильный мороз; 3. Ласточки летают низко – к дождю; 4. Быстрая оттепель – долгий мороз; 5. Если лед весенний тонет – к плохому лету; 6. В мае вода в реке убывает – к сухому лету
  • Подготовьте сообщения: 1.«Роль процессов испарения у растений, животных и птиц»; 2.«Необычные свойства обычной воды»; 3. «Как зимуют животные?» 
  • Ответьте на вопросы: 1. Почему не мерзнут животные Арктики?  2. От чего зависит климат? 3. Почему во время снегопада температура повышается, а во время ледохода – понижается? 4. Почему влажная почва промерзает меньше, чем сухая? 5. Когда легче слепить снежок: при слабом морозе или при сильном?

Задания по типу «ЧЕЛОВЕК - ТЕХНИКА»

  • Изготовьте самодельные метеорологические приборы: 1. Флюгер; 2. Анемометр; 3. Психрометр; 4. Волосной гигрометр
  • Решите изобретательские задачи: 1. Опустите кусочек льда в стакан с водой и попытайтесь вытащить его из воды, не беря его руками; 2. Принесите воду в решете; 3. Заставьте солнце быстрее растопить снег на пришкольном участке; 4. Как быстрее сварить картошку?

Задания по типу «ЧЕЛОВЕК – ЗНАКИ»

  • Составьте 10 вопросов к графику;
  • Напишите цепочку формул по теме: «Агрегатные превращения вещества»;
  • Составьте кроссворд: «Физика и погода»;
  • Выполните презентацию: «Облака»

Задания по типу «ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»

  • Подберите загадки по теме: «Агрегатные превращения веществ»
  • Напишите сценарий ( в духе мыльной оперы, детектива, триллера, комедии, трагедии) с использованием слов: парообразование, облака, роса, испарение, кипение конденсация;
  • Сочините или подберите стихотворения по теме раздела;
  • Сочините сказку «Приключения капельки воды» 

Задания по типу «ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК»

  • Проведите внеурочное мероприятие «Чаепитие на кухне», для чего разработайте задания и вопросы
  • Проведите экскурсию-прогулку для наблюдения атмосферных явлений, в результате которой проведите наблюдения:  1) за облаками, оценив:  количество, форму, скорость движения, высоту; 2) за туманами, оценивая: плотность, высоту, площадь и тип; 3) за осадками: росой, изморозью, инеем; 4) за солнцем, наблюдая цвет зари, наличие венцов
  • Сделайте прогноз погоды на ближайшие 2-3 дня и представьте его учащимся класса.
  • Проведите учебу санинструкторов: «Первая помощь при обморожении» и «Первая помощь при ожоге»

РАЗДЕЛ: «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ»

Задания по типу «ЧЕЛОВЕК - ПРИРОДА»

  • Подготовьте главу в сборник «В мире удивительных фактов» об электрических явлениях в природе.
  • Составьте «Книгу рекордов Гинесса» о влиянии электричества на человека.
  • Соберите коллекцию минералов: «Проводники, полупроводники и диэлектрики».  

Задания по типу «ЧЕЛОВЕК - ТЕХНИКА»

  • Разберите устройство и почините дома испорченные бытовые электроприборы: 1. Электрический звонок; 2. Электрический чайник; 3. Электрический утюг.
  • Ознакомьтесь с электрической сетью в своей квартире и ответьте на вопросы: 1. Какие приборы в вашей квартире включены последовательно, а какие параллельно относительно друг друга? 2. Где находятся главные предохранители в вашей квартире? Каково их устройство? 3. Пробки в квартире могут перегореть при исправной электропроводке при отсутствии замыкания. По какой причине? 4. Какие бытовые электроприборы потребляют большой ток, а какие – маленький? 5. Почему при включении в квартирах утюга или электрической плитки горящие лампочки уменьшают свою яркость? 6. Рассмотрите провода, применяемые в комнатах, в коридорах, на лестнице. Почему их толщина различна? 7. Рассмотрите счет за электроэнергию, определите потраченную электроэнергию за месяц и рассчитайте плату.
  • Изучите инструкцию к сетевому фильтру Pilot- S и заполните таблицу:

               Название       Назначение      Принцип       Применение     Правила



                                                                действия                                  пользования  



                                                                                                                                           


Задания по типу «ЧЕЛОВЕК – ЗНАКИ»

  • Составьте алгоритм решения задач по электричеству
  • Составьте инструкцию:  «Правила ТБ при работе с электроприборами»
  • Выполните презентацию: «Молния»

           Задания по типу «ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»

  • Подберите или сочините загадки о бытовых электроприборах
  • Сочините сказку об электризации
  • Сделайте диафильм: «История создания электрической лампочки»

Задания по типу «ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК»

  • Проведите аукцион с лотами:  эбонитовая палочка, амперметр, вольтметр, реостат, лампочка и др.
  • Выберите интересные факты из биографии следующих ученых и сделайте сообщение на уроке о них: А. Ампер, Г. Ом, А. Вольта
  • Подготовьте и проведите экскурсию  на электростанцию вашего города
  • Примите участие в театрализованном уроке «Суд  над Электризацией»
  • Проведите учебу санинструкторов: «Первая помощь при ударе током»

РАЗДЕЛ: «МАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ»

Задания по типу «ЧЕЛОВЕК - ПРИРОДА»

  • Сделайте сообщение на тему: «Магнитные полюса Земли».
  • Подготовьте и напишите главу в сборник «В мире   удивительных фактов» на тему: «Магнитные аномалии».
  • Подберите фотографии магнитных явлений в природе и сопроводите их пояснениями: 1. Северное сияние; 2. Магнитные аномалии; 3. Магнитные полюса Земли; 4. Магнитные бури

Задания по типу «ЧЕЛОВЕК - ТЕХНИКА»

  • Соберите электромагнит и продемонстрируйте его действие и действие аппаратов, где он применяется: 1. Телеграф; 2. Реле; 3. Сепаратор; 4. Подъемный кран; 5. Электрический звонок.
  • Соберите электродвигатель и продемонстрируйте его действие и действие бытовых электроприборов, где он стоит: 1. Фен; 2. Вентилятор; 3. Электрическая бритва.
  • Проведите для младших классов лекцию с демонстрациями опытов на тему: «Как устроен компас и для чего он нужен»

Задания по типу «ЧЕЛОВЕК – ЗНАКИ»

  • Составьте опорный конспект по теме: «Магнитные явления»
  • Выполните презентацию: «Северное сияние»
  • Составьте тест на тему: Магнитные явления»

  Задания по типу «ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»

  • Сочините сказку о магнитных явлениях
  • Сочините научно-фантастический рассказ «Как Земля потеряла свое магнитное поле»
  • Выполните серию рисунков на тему: «Земля – большой магнит»

                                    Задания по типу «ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК»

  • Проведите социологический опрос на тему: Влияние магнитных бурь на ваше здоровье»
  • Сделайте сообщение об ученых-изобретателях: Э.Х. Ленц; Б.С. Якоби

РАЗДЕЛ: «СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ»

Задания по типу «ЧЕЛОВЕК - ПРИРОДА»

  • Ответьте на вопросы: 1. Почему непрозрачен туман – ведь он состоит из мельчайших капелек прозрачной воды? 2. Почему почва или асфальт кажутся нам более темными, когда они смочены? 3. Почему искрится и сверкает снег на солнце? 4. Почему рассветает раньше, чем взойдет солнце? 5. От чего зависит размер тени? 6. Является ли Луна источником света?
  • Пронаблюдайте, опишите и объясните вид Солнца в разное время года и в разное время суток.
  • Найдите видеоматериал и сделайте фильм: «Живые источники света»

Задания по типу «ЧЕЛОВЕК - ТЕХНИКА»

  • Проделайте цикл лабораторных работ «Изучение свойств глаза»: 1. Обнаружение слепого пятна; 2. Изменение размера зрачка; 3. Аккомодация глаза и определение точек ясного видения; 4. Наблюдение изображения на сетчатке глаза.
  • Разберите устройство и продемонстрируйте действие следующих оптических приборов: 1. Лупа; 2. Фотоаппарат; 3. Проекционный аппарат; 4. Бинокль; 5. Телескоп; 6. Микроскоп. 

                                             Задания по типу «ЧЕЛОВЕК – ЗНАКИ»

  • Составьте кроссворд по теме: «Световые явления»
  • Придумайте закодированное сообщение, которое можно прочитать с помощью зеркала.
  • Подумайте и покажите графическим построением, как можно изменить размер изображения, получаемого с помощью собирающей линзы?
  • Нарисуйте ход лучей в рассеивающей линзе.

Задания по типу «ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»

  • Сочините сказку о  мальчике, который боялся темноты, включив в текст как можно больше источников света.
  • Подберите пословицы и поговорки со словом «свет».
  • Напишите научно-фантастический рассказ «Когда угасло Солнце»

Задания по типу «ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК»

  • Проведите социологический опрос среди учащихся на тему: «Зрение человека и очки» с последующей беседой врача:  «Как сохранить зрение»
  • Проведите экскурсию в планетарий «Свет далеких звезд» с наблюдением звездного неба в телескоп.
  • Подберите материал и проведите конференцию «Из тьмы к свету»  об электрификации страны

Такие задания помогают учащимся самоопределиться, сделать правильную самооценку и выбрать задание согласно своим наклонностям и способностям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме: «Личностно-ориентированный подход как условие активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках физики»

В современной педагогике появились все основания для того, чтобы перейти от внешней эффективности передачи знаний к изучению более глубоких оснований знания. Процесс проникновения в глубину позволяет ...

Доклад "Организация активной учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках физики"

В докладе представлены различные методы организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках физики и информатики...

Модульная организация индивидуально – личностного развития каждого учащегося на уроках физики

В данной методической разработке дана характеристика модульной технологии. Модульная технология определяет четкую структуру урока, дает учителю возможность «видеть» весь класс, работать индивидуально...

«Дополнительное образование в школе, как средство развития личностно-ориентированной деятельности учащихся.»

В настоящее время сферу внешкольной деятельности педагога называют дополнительным образованием детей, и она выходит далеко за рамки традиционных внеклассных мероприятий, которые обычно направлены на р...

Статья "Урок-экскурсия - как форма интерактивных технологий, способствующая эффективному решению образовательных задач, развитию коммуникативных умений и навыков, организацию личностно-мотивированной деятельности учащихся".

Данная статья содержит материал из опыта работы учителя по использованию интерактивных форм обучения в преподавания английского языка. Отдельно рассматривается урок-экскурсия как одна из самых эффекти...

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках по иностранному языку в школе в контексте личностно-ориентированного подхода в обучении.

Проектно-исследовательская деятельность представляет собой образовательную технологию, предполагающую решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством учителя, в ходе которой ре...