Доклад "Организация активной учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках физики"
материал по физике на тему

Крашанова Ольга Ивановна
В докладе представлены различные методы организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках физики и информатики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Крашанова О.И., учитель физики и информатики

МБОУ Волченской СОШ

Организация активной учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках физики

Искра жажды знаний зажигается учителем. Познание начинается с удивления, а продолжается через деятельность. Обучать – это значит постоянно использовать приемы, стимулирующие самостоятельный поиск, с помощью которого ученик находит, открывает для себя новые знания. Многолетний опыт преподавания физики в школе убеждает в том, что наиболее эффективны те методы обучения, которые способствуют развитию мышления учащихся и получению ими прочных знаний. Главное, сейчас - вооружая знаниями, воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. В связи с этим современные требования к уроку ставят перед учителем задачу планомерного развития личности путём включения в активную учебно-познавательную работу.

В своей практике работы я организую активную учебно-познавательную деятельность учащихся различными методами.

Первый метод заключается в проблемном изложении нового материала. Я ставлю проблему перед учениками – исследовать компьютерную модель и установить закономерность процесса или явления. Исследование модели может проходить индивидуально (в компьютерном классе) или коллективно, при совместном обсуждении. Ученики самостоятельно проводят виртуальные опыты, измерения, вычисляют,  изменяя условия опыта,  анализируют полученные результаты и делают умозаключения. Таким образом ученики не получают готовый материал от учителя, а добывают его сами, путем сознательной активной творческой деятельности на уроке.

Второй метод, используемый мною на уроках – включение учащихся в различные формы самостоятельной деятельности, а именно:

  • Создание информационных моделей физических процессов самими учениками на уроках информатики и во внеурочное время.
  • поиск информации в сети Интернет с целью развития умений добывать значимый материал;
  • работа с учебником (анализ учебного материала, обобщение и выводы);
  • решение задач с целью формирования умений применять полученные знания на практике, анализ физических ситуаций, проведение доказательства;
  • выполнение практического задания с целью установления причинно-следственных связей, иллюстрации изучаемого материала; измерения количественных характеристик явления; проверки сформулированного учителем закона; развития у учащихся экспериментальных навыков.
  • проектная деятельность: подготовка индивидуальных или групповых проектов с использованием сервисов GOOGLE.

Активизация мыслительной деятельности учащихся происходит при наличии интереса к предмету, рассматриваемому вопросу, личной заинтересованности. Данные факторы реализуются средствами компьютерных технологий. Компьютер представляет в наглядной форме различного рода зависимости, числовые соотношения, вводит ребят в мир математических абстракций за счет привязки их к наглядным образам, поэтому они прочно запечатлеваются в сознании ребенка. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит видеть причины и следствия, понимать их смысл.

Необходимо отметить, что организовать активную познавательную деятельность учащихся на уроках возможно при наличии необходимых физических приборов, интерактивной доски, компьютерного класса. Все это имеется и активно используется учителями нашей школы.

В заключении хочу отметить, что главная задача организации активно- познавательной деятельности заключается в формировании личности не с энциклопедически развитой памятью, а с гибким умом, с быстрой реакцией на все новое, с полноценно развитыми потребностями к дальнейшему познанию и самостоятельному действию, с хорошими ориентировочными навыками и творческими способностями.

Литература:

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 2004.
  2. Атаманская М.С.   Физика. Технология графических образов: Методический сборник / М. С. Атаманская; ГОУ "РО ИПК и ПРО". - Ростов-на-Дону : Изд-во РО ИПК и ПРО, 20044.
  3. Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1983.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая технология – как одна из основ активизации и интенсификации деятельности учащихся на уроках физики

Представлена  статья, в которой рассматривается вопрос о проведении уроков физики с использованием игровой технологии. В качестве примера рассмотрена, разработанная автором игра  "Физич...

Научно - исследовательская работа: Эксперимент - как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики.

Эксперимент является важнейшим элементом процесса обучения физике. Он выполняет несколько дидактических функций: повышает интерес к предмету, активизирует внимание учащихся, способствует политехническ...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке физики.

Все для того чтобы дети старательно, внимательно учились. И могли применять свои знания....

Мотивация деятельности учащихся на уроках физики в 7 классе и создание условий для формирования ощущения успешности при изучении физики

Проблема повышения мотивации обучения требует от учителя нового подхода к ее решению, в частности – это разработка более совершенных организационных форм и методических приемов обучения. Надо помнить,...

Мотивация деятельности учащихся на уроках физики и дома в 7 классе  и создание условий для формирования ощущения успешности при изучении физики

Диалог с родителями по теме  "Мотивация  деятельности  семиклассников на уроках  физики  и дома " О создании  условий для формирования ощущения успешн...