Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке физики.
статья по физике по теме

Все для того чтобы дети старательно, внимательно учились. И могли применять свои знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivshina_n._n.__word_6.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

Применение инновационных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики.

Учитель физики МБОУ  СОШ № 1 город а Альметьевска. – Ившина Н.Н.
______________________________________________________________________

Компьютер – мощный инструмент

в руках грамотного учителя,

но никогда не сможет претендовать

на место самого Учителя

         Задача современной школы, нашей педагогической деятельности - формирование личности, способной адаптироваться в современном мире, и  без использования ИКТ в образовательном процессе нам не обойтись. Поэтому, стоит задуматься, как сделать процесс обучения более результативным.
           Педагогическая инновация – намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики повышение качества обучения. Очевидно, что невозможно решать педагогические проблемы устаревшими методами. Для решения этих задач в современной школе применяют многочисленные инновационные технологии: метод проектов, обучение в сотрудничестве, дифференцированное обучение, « портфолио ученика», модульное обучение и т.д., а также применение этих инноваций трудно представить без технологии мультимедиа. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материал (слайды, фильмы, видеоролики, музыка, презентации к урокам ). И можно определить цели использования информационных технологий на уроке:

•          сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств)

•         приблизить урок к мировосприятию современного ребенка

•          установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником   

Помочь учителю в:

а)  проверке знаний, умений и навыков;

б) организации закрепления полученных на уроке знаний;

в) экономии времени;

г) придании оценке ученика более взвешенного и объективного характера;

д) возможности эмоционально и образно подать материал.                                                        

     При этом надо учитывать, что компьютер не заменяет учителя, а лишь дополняет.
Использование технологии мультимедиа на уроке сначала воспринимается учащимися на уровне игры, постепенно вовлекая их в серьезную творческую работу, в которой и развивается личность учащегося.
В результате можно определить формы применения компьютера на уроках  физики:
1.как источник информации
2.поддержка учителя
3.организация проектной деятельности учащегося
4.использование графических программ, в качестве инструмента художественной деятельности.
        Урок становиться более результативным, так как в его основу положено следующее:
- привлекательность учебного материала с использованием приемов педагогической техники, повышающих интерес к изучаемой теме;
- принцип сотворчества учителя и учащихся для получения глубоких знаний, и применение полученной информации;
-проведение урока с мультимедиа выступлением;
- выполнение домашнего задания и самостоятельная работа учащихся;
Совершенствование образовательного процесса на уроке физике за счёт применения программных и технических средств ИКТ позволяет в сжатые сроки обогатить память учащихся необходимыми физическими  знаниями. На уроках физики в 7 - 11-х классах могут широко использоваться презентации, которые позволяют повысить интерес к изучению предмета. Это даёт возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.
   

    В процессе медиаурока учитель физики использует возможности и компьютера, и программного средства обучения, например:

•         подача текстовой информации с экрана (дикторский текст) плюс возможность многократного его повторения

•         гиперссылки, позволяющие быстро найти нужную информацию

•         наглядность физических законов, моделей, таблиц, плакатов, схем, иллюстраций

•         методы контроля: устный и письменный опрос, контрольная работа, самоконтроль и самооценка (показ презентаций уроков, тестов, С/Р)

  Использование компьютера способствует повышению мотивации к изучению физики, развивает наглядно-образное мышление, моторные и вербальные коммуникативные навыки учащихся, формирует навыки работы с информацией (поиск, отбор, переработку, упорядочивание и др.).

Это совершенно особая форма работы – организация совместной исследовательской деятельности. Не углубляясь в теорию вопроса, хотелось лишь отметить специфику этой формы деятельности с использованием информационных технологий. Информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть и реализовать потенциальные возможности иных инновационных технологий и методов, благодаря чему, в частности:

     1) прививать навыки научно-исследовательской работы посредством организации исследовательской деятельности с использованием многообразия методов и форм самостоятельной познавательной и практической деятельности;

     2) развивать умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;

    3) формировать умение кратко и четко формулировать свою точку зрения;

   4) способствовать гуманитарному развитию учащихся на основе приобщения к информации культурного, гуманистического плана.

   В своей  работе я  включаю программы составления тестов, презентации. (показ проектов исследовательской деятельности-8А класс)

     Педагогическое применение программы PowerPoint для выполнения компьютерных презентаций дает огромные развивающие возможности для школьников.

 

      Работа над презентацией, ее публичное представление, защита положительно влияет на развитие у детей навыков общения с помощью информационно-компьютерных технологий, дает дополнительную мотивацию к изучению истории, способствует повышению уровня восприятия информации презентаций, используемых учителем на уроке творчестве школьников. (показ детских презентаций)

    Безусловным плюсом презентации, создаваемой в PowerPoint, является возможность варьировать объем материала, использовать методические приемы в зависимости от целей урока, уровня подготовленности класса, возрастных особенностей учащихся. В случае необходимости преподаватель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть лишние слайды. Эти возможности позволяют максимально настраивать любую ранее разработанную презентацию под конкретный урок в конкретном классе.

         Новое поколение учащихся с интересом вовлекаются в сферу мультимедиа-технологий. Эффективнее развивается исследовательская работа, творческая деятельность, мотивация, самостоятельность, поиск материала, открытия нового.
       

   Учить детей радостно, без принуждений – возможно, если в своей работе педагог использует новые технологии. Как говорил Е.И.Рерих « Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперед вместе с вечным движением жизни». 

                   

Тест по теме : Плотность вещества.»

1.  Плотность льда 900 кг/м3. Это означает, что …

        а)  в объеме 1  м3 содержится лед массой 900 кг.

        б)  лед массой 1 кг. занимает объем  900 м3  .

        в)  лед массой 900 кг. занимает объем  900 м3  .

2. Чтобы определить  плотность вещества, надо …

           А)     его массу умножить на объем.

           Б)     его объем разделить на массу.

           В)     его массу разделить на объем.

3.  Плотность серебра 10500 кг/м3  .Выразите ее в г/м3  .

          а)  1,05  г/м3  .

          б)  10,5  г/м3  .

          в)  105   г/м3  .

          г)  1050  г/м3  .

  1. В бочке вместимостью 0,2 м3  содержится нефть массой 160 кг.

Какова плотность нефти?

          а)   32   кг/м3  .

          б)  0,125 кг/м3  .

          в)  320   кг/м3  .

          г)  800  кг/м3  .

          д)  200  кг/м3  .

  1. Из стали,  чугуна и латуни изготовлены шарики одинаковой массы.

 Какой из них имеет меньшие размеры?

          а)   Чугунный

          б)  Латунный

          в)  Стальной

  1. Чугунная, фарфоровая и латунная гири имеют одинаковую массу.

Какая из них имеет наибольший объем?

          а)   Чугунная          б)  Фарфоровая           в)  Латунная

ГИРЕРССЫЛКИ   - Использование Интернет – ресурсов 

     Большие возможности в  практике дает применение Интернет-ресурсов, которые позволяют на качественно новом уровне проводить различные формы учебных занятий. 

Интернет - учебная, справочная информация

  1. Интернет - ЕГЭ
  2. Интернет – олимпиады, кокурсы

Список  гиперссылок с аннотацией который может находиться в классе изучении физики

1.     http://www.fizika.ru — Данный ресурс содержит доступный, интересный иллюстрированный материал в виде учебников по физике для 7, 8 и 9-го классов. Много качественных и расчетных задач, а также примеров разобранных решений задач для 7 и 8 классов. 

2.     http://physics.nad.ru/physics.htm — Анимация физических процессов по оптике, волнам, механике, термодинамике. Есть теория по каждой из предложенных тем, наглядный эксперимент крупным планом. 

3.     http://www.sci.aha.ru — Ресурс содержит большое множество справочных таблиц по физике: «Масса», «Скорость», «Энергия», «Данные о Земле, Солнце, Вселенной», «Физические константы», «Массы и размеры молекул», «Свойства газов, жидкостей и твердых тел» и многое другое. 

4.     http://elibrary.ru/ — Научная электронная библиотека содержит самые последние новости науки в виде небольших статей, которые обновляются ежедневно. Можно узнать все о самых последних открытиях в науке. 

5.     http://ivsu.ivanovo.ac.ru/phys/ — Ресурс, который поможет школьнику находить любую информацию по физике материал по истории физики. Здесь же находится краткая физическая энциклопедия для детей, большой энциклопедический словарь, биографии ученых – физиков 

Интернет-ресурсы которые применяются часто: «Информационно-образовательный портал РБ» http://www.oprb.ru/, «Физика в анимациях» (http://physics.nad.ru/), фестиваль  «Открытый урок» (http://festival.1september.ru/),официальный информационный портал ЕГЭ (http://www.ege.edu.ru/), ФИПИ (http://www.fipi.ru/), «Открытый колледж. Физика» (http://college.ru/physics/), методическое объединение учителей физики (http://schools.techno.ru/sch1567/), «Физика Ru» (http://www.fizika.ru/), Российский общеобразовательный портал (http://www.school.edu.ru/), Астрофизический портал (http://www.afportal.ru/), «Единая коллекция образовательных ресурсов «(http://school-collection.edu.ru/)   и другие. Материалы сайтов используются при подготовке к урокам, для контроля ЗУН, для подготовки учащихся к олимпиадам и ЕГЭ, дистанционного обучения, для исследовательской работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики

Проявить интерес учащихся к предмету физика...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики. Обобщение опыта преподавателя Вайтушенко Ольги Анатольевны

В презентации представлен опыт применения различных методов преподавания предмета с целью активизации познавательной деятельности учащихся проффессионального лицея....

Роль компьютерной поддержки для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики

Компьютеризация сферы образования позволяет развернуть открытую систему непрерывного образования населения, в том числе дистанционного , изменить процесс учебного познания путем перехода от накопления...

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики»

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается основной проблемой педагогики. Сегодня перед школой поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики.

      В системе средств оптимизации обучения большое значение принадлежит умению формировать познавательные интересы школьников.      Активация учения школьников н...

Доклад на тему "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики"

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается основной проблемой мировой и отечественной педагогики.Этот вопрос наиболее актуален в настоящее время: обществу требуются образованные ...