Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики
материал по физике на тему

Уразова Румия Каримовна

Проявить интерес учащихся к предмету физика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samooobrazovanie.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики»

Учитель: Уразова Р.К.

МОУ «Сеитовская ООШ»

2011г.

     Введение

В системе средств оптимизации обучения большое значение принадлежит умению формировать познавательные интересы школьников.

Активация учения школьников не как усиление деятельности, а как мобилизация учителем с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно – волевых и физических сил учеников на достижение конкретных целей обучения и воспитания.

Уровни познавательной активности.    

Первый уровень – воспроизводящая активность.

Характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: "Почему? ".

Второй уровень – интерпретирующая активность.

Характеризуется  стремлением ученика к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что ученик стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.                                       

Идея формирования познавательных интересов учащихся является одной из самых значимых. Более важным, чем знание определенных вопросов программы, является увлечение ученика делом, которому он решил посвятить свое время. Нужно разбудить живые склонности в каждом ученике, помочь найти свое призвание и следовать ему.

    В связи с тем, что в настоящее время стоит вопрос о повышении эффективности изучения физики, так как обществу нужны специалисты высокой квалификации именно в области точных наук, поэтому наша задача – дать учащимся знания, повысить интерес к физике, воспитать творческого человека.    

    Познавательная роль физики

    Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения. Своеобразие познавательного интереса состоит в тенденции человека, обладающего познавательным интересом, углубиться в суть познаваемого.

    Познавательные интересы учащихся к физике складываются из интереса к явлениям, фактам, законам; из стремления познать их сущность на основе теоретического знания, их практическое значение и овладеть методами познания - теоретическими и экспериментальными, приближающимися в старших классах к методам науки. Познавательная направленность ученика носит избирательный характер. Когда те или иные понятия, предметы или явления представляются ему важными, имеющими жизненную значимость, тогда он с увлечением ими занимается, старается все это глубоко изучить. В противном случае интерес ученика будет носить случайный, поверхностный характер.

    На первой стадии у школьников возникает ситуативный интерес, проявляющийся при демонстрации эффектного опыта, слушания рассказа об интересном случае из истории физики, от необычного применения явления и т.д. По мере обогащения запаса конкретных знаний в процессе учебной деятельности, осознания ряда фактов, явлений, законов происходит все большая объективизация интереса: ученик придает все возрастающее значение реальному содержанию объекта своего интереса. Любопытство перерастает в любознательность.

   Стадия любознательности характеризуется стремлением учащихся глубже ознакомиться с предметом, больше узнать. На этой стадии учащиеся много спрашивают, спорят, стараются самостоятельно найти ответы на свои вопросы и вопросы товарищей. Стараюсь так организовать преподавание, чтобы поддержать у учащихся стремление узнать новое, испытать чувство радости от процесса познания.

   Следующая стадия проявляется в стремлении к прочным знаниям по предмету, что связано с волевыми усилиями и напряжением мысли, с применением знаний на практике.

    В процессе обучения физике изменяется объект интереса учащихся. Вначале это факты, опыты, явления; затем - возможность их объяснения; потом - глубокое их истолкование и теоретическое обобщение на основе ведущих теоретических идей, приводящее к пониманию физической картины мира.

   В беседах говорим об отдельных этапах жизни и деятельности ученых, успехах в развитии науки и техники, причем беседу нужно проводить эмоционально. Практика работы показывает, что наиболее эффективны те средства поддержания познавательной активности учеников, которые связаны с их жизнью.

   Поэтому при прохождении темы "Тепловые двигатели" я провожу урок-семинар, предварительно дав учащимся следующее задание:

· выяснить, каково применение тепловых двигателей:

· узнать о перспективах использования тепловых двигателей;

· составить представление о планах выпуска тепловых двигателей и их использование в нашей стране.

   Ребята такие задания выполняют с удовольствием, проявляют активность, и урок - семинар проходит живо, интересно, ученики хорошо запоминают применения тепловых двигателей, понимают, где и почему они используются.

   Чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся, подбираю систему следующих в логической последовательности вопросов, позволяющих вести беседу целенаправленно и требующих от учащихся напряжения умственных сил. Например, вопрос "С каким ускорением падают тела разной массы?" я формулирую иначе: "Почему все тела в отсутствии сопротивления воздуха падают с одинаковым ускорением?"

    Использование художественной и научно - популярной литературы в процессе обучения оживляет урок и способствует активизации познавательной деятельности учащихся, закреплению и углублению получаемых ими знаний, созданию целостного представления об окружающем мире и, что тоже важно, развивает у них потребность в чтении.    Например: изучая с семиклассниками темы о равнодействующей силе разбираем басню Крылова "Лебедь, рак и щука", пытаясь выяснить, был ли прав автор с точки зрения физики, утверждая, что "воз и ныне там"; при изучении понятия о теле отсчета привожу отрывок из стихотворения С.Я. Маршака "Вот какой рассеянный".  Об относительности движения привожу стихотворение "Движение" А.С. Пушкина. Разбор в классе содержания этих строк позволяет учащимся не только глубже усвоить суть относительности механического движения.

   При изучении физики школьники знакомятся с причинами ряда физических явлений в природе. Так, законами рассеяния света объясняется голубизна небосвода; дисперсией света в каплях влаги - радуга; интерференцией и дифракцией - игра цвета на водной поверхности водоемов; преломлением света - миражи; электромагнитными и оптическими процессами - великолепие северных сияний.

   Активизировать познавательную деятельность учащихся, несомненно, можно и с помощью эксперимента. Домашние опыты в отличие от классных экспериментов проводятся с использованием каких-то подручных средств, а не специального школьного оборудования, что существенно, ведь в жизни учащимся придется встречаться с различными практическими задачами, которые не всегда похожи на учебные, классные. В этом плане домашние эксперименты способствуют выработке умений самостоятельно планировать опыты, подбирать оборудование, формируют умение познавать окружающие явления, рассматривая их в новой ситуации. Например, я даю задание: "Исследуйте зависимость скорости испарения от температуры окружающей среды". Ученик должен ознакомиться с его содержанием, составить план выполнения и собрать нужную установку, проделать опыты, ответить на вопросы и описать выполненную работу.  

    Домашний эксперимент: "Определите объем небольшой картофелины. Вычислите ее массу". Правильность определения объема картофелины отражает умение пользоваться мензуркой; точность, четкость выполнения задания позволяют оценить понимание физического смысла плотности, массы и знание их единиц измерения. Такого рода задания приучают школьника к самостоятельному выполнению работы на всех ее этапах, включая организацию, проведение, осмысление и получение результатов.

   При организации и проведении домашних экспериментов важно иметь в виду следующее: такие работы должны стимулировать познавательную деятельность и развитие мышления; привлекать внимание к основному материалу курса, быть направленными на углубление и пополнение знаний; легко выполняться в домашних условиях и др. При выполнении опытов учащиеся могут применять самодельные приборы, предметы и материалы домашнего обихода.

   Примеры домашних экспериментальных заданий:

- Определите предел измерения и цену деления шкалы рулетки. Какие физические величины можно измерить, определить с помощью рулетки? Вычислите площадь поверхности письменного стола и объем спальной комнаты. Выразите результаты вычислений в м2 и м3.

- Вычислить давление производимое при ходьбе и стоя на месте, зная свою массу и площадь ботинка.

- Вырежьте из листа бумаги два одинаковых лепестка и приложите их друг к другу. Слипаются ли они? Повторите опыт, намочив соприкасающиеся стороны лепестков водой. Почему лепестки прилипают друг к другу?

   Активизировать учащихся могут занимательные формы работы. В их числе - работа с кроссвордами по физике. Даю задание учащимся, чтобы придумали кроссворды по изучаемому материалу, должны быть зашифрованы в них физические понятия, явления, законы, названия приборов, фамилии ученых, практические применения научных знаний.

   На уроках кроссворды применяю для проверки усвоения фактического материала учащимися, загадывание физических терминов провожу так, чтобы ответ требовал не только знаний определений понятий, но и понимания физического смысла, а также знаний практических применений в быту, технике; это позволит шире и глубже охватить изучаемый материал. Разумеется, я не ограничиваюсь кроссвордами, заимствованными из литературы или составленными мной.

    Применяя различные формы обучения: тренировочные задания, тесты, самостоятельные работы, контрольные работы, физические диктанты, физические КВНы, различные внеклассные мероприятия; применение новых технологий на уроке, тем самым активизируем познавательную деятельность учащихся.

   Задачи дают ученику возможность осмыслить существенные признаки понятия, рассмотреть физические явления на уровне фактов, физических величин и физических закономерностей. Благодаря различным проверкам знаний можно получить информацию о знаниях, умениях, навыках, полученных в процессе изучениях нового материала, закрепления.  

    В своей деятельности применяю ТСО, компьютер, презентации, каждый год провожу предметные недели, выпускаю стенгазеты, применяю интернет – ресурсы. Все эти работы ведут к активизации познавательной деятельности учащихся.

Литература

1. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры, - М.: Новая школа, 1994 г.

2. Ланина И.Я. Внеклассная работа по физике, - М.: Просвещение, 1977 г.

3. Степанова Г.Н. Сборник вопросов и задач по физике (для 7-8 классов), - Санкт - Петербург.: Специальная литература, 1995 г.

4. Сёмке А.И. Физика. Занимательные материалы к урокам. 7 класс, - М.: НЦ ЭНАС, 2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке физики.

Все для того чтобы дети старательно, внимательно учились. И могли применять свои знания....

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики. Обобщение опыта преподавателя Вайтушенко Ольги Анатольевны

В презентации представлен опыт применения различных методов преподавания предмета с целью активизации познавательной деятельности учащихся проффессионального лицея....

Роль компьютерной поддержки для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики

Компьютеризация сферы образования позволяет развернуть открытую систему непрерывного образования населения, в том числе дистанционного , изменить процесс учебного познания путем перехода от накопления...

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики»

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается основной проблемой педагогики. Сегодня перед школой поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики.

      В системе средств оптимизации обучения большое значение принадлежит умению формировать познавательные интересы школьников.      Активация учения школьников н...

Доклад на тему "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики"

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается основной проблемой мировой и отечественной педагогики.Этот вопрос наиболее актуален в настоящее время: обществу требуются образованные ...